Источники налогового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 09:33, реферат

Описание работы

Источниками налогового права в Республике Казахстан, помимо Основного Закона - Конституции РК, является налоговый кодекс РК и принятые в соответствие с кодексом подзаконные нормативные правовые акта.

Работа содержит 1 файл

Источниками налогового права в Республике Казахстан.docx

— 36.82 Кб (Скачать)

3) по установлению  формы квитанции, на основе  которой осуществляется сбор  налогов на имущество, транспортные  средства, земельного налога, уплаченных  физическими лицами (п. 2 ст. 21 Налогового  кодекса);

4) по установлению  порядка и сроков предоставления  в налоговый орган отчетов  об использовании квитанций, а  также о сдаче сумм налогов  в банк или организацию, осуществляющую  отдельные виды банковских операций (п/п. 5) п. 3 ст. 21 Налогового кодекса);

5) по установлению  форм уведомлений (п. 3 ст. 31 Налогового  кодекса);

6) по установлению  совместно с Национальным банком  РК формы распоряжения налогового  органа о приостановлении расходных  операций по банковским счетам  налогоплательщика (п. 2 ст. 47 Налогового  кодекса);

7) по установлению  формы решения об ограничении  имуществом (п. 1 ст. 48 Налогового кодекса);

8) по установлению  формы и порядка составления  акта описи ограниченного в  распоряжении имущества (п. 4 ст. 48 Налогового кодекса);

9) по установлению  порядка и форм составления  налогоплательщиком, налоговым агентом  либо их представителями налоговой  отчетности (п. 1. ст. 69 Налогового кодекса);

10) по установлению  порядка исчисления и удержания  индивидуального подоходного налога  с нарастающим итогом (п. 2 ст. 153 Налогового  кодекса);

11) по установлению  порядка администрирования международных  договоров (ст. 194 Налогового кодекса);

12) по установлению  формы и порядка выдачи свидетельства  о постановке на учет по  налогу на добавленную стоимость  (п. 1 ст. 209 Налогового кодекса);

13) по установлению  правил выписки счетов-фактур  по НДС (п. 5-2 ст. 242 Налогового кодекса);

14) по установлению  порядка и формы выписки счетов-фактур  плательщиками НДС, применяющими  специальный налоговый режим  для юридических лиц – производителей  сельскохозяйственной продукции; 

15) по установлению  порядка регистрации выпуска  в продажу лотерейных билетов  (п. 2 ст. 267 Налогового кодекса);

16) по установлению  формы патента на применение  определенного специального налогового  режима (п. 4 ст. 368 Налогового кодекса);

17) по установлению  формы журналов регистрации (выдачи) патентов и порядка их заполнения (п. 6 ст. 368 Налогового кодекса);

18) по определению  порядка ведения лицевых счетов  налогоплательщиков (п. 3 ст. 519 Налогового  кодекса);

19) по установлению  порядка государственной регистрации  и регистрационного учета налогоплательщиков, а также перечня документов, прилагаемых  к заявлениям о регистрации  и снятии с учета (п. 2 ст. 520-1 Налогового кодекса);

20) по определению  порядка присвоения, изменения и  аннулирования регистрационного  номера налогоплательщика (п. 4 ст. 523 Налогового кодекса);

21) по установлению  порядка ведения учета объектов  налогообложения (п. 3 ст. 520-1, п. 12 ст. 524 Налогового кодекса);

22) по установлению  порядка постановки плательщиков  на учет по налогу на добавленную  стоимость и их снятия с  учета (п. 2 ст. 532 Налогового кодекса);

23) по утверждению  порядка хронометражных обследований (п. 6 ст. 533 Налогового кодекса);

24) по определению  перечня налогоплательщиков, подлежащих  региональному мониторингу (п. 2 ст. 545 Налогового кодекса).

Местные представительные органы наделены по Налоговому кодексу  полномочиями на принятие нормативных  правовых актов в форме решений, устанавливающих ставки отдельных  видов налогов и других обязательных платежей в бюджет (см., например, ст.ст. 333, 394, п. 1 ст. 454, 462, 473, 477, 491 Налогового кодекса).

Нормативные правовые акты по вопросам налогообложения как  затрагивающие права и свободы  граждан, налагающие на них обязанности  по требованию п. 4 ст. 4 Конституции  РК подлежат официальному опубликованию. Согласно указанной конституционной  норме, все законы, международные  договоры, участником которых является Республика, публикуются.

Официальное опубликование  нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, является обязательным условием их применения.

Законом РК «О нормативных  правовых актах» предусматривается  общий порядок опубликования  нормативных правовых актов, обязательный к применению и при опубликовании  нормативных правовых актов по вопросам налогообложения.

Так, согласно ст. 30 Закона РК «О нормативных правовых актах», все законы, международные договоры, участником которых является Республика Казахстан, публикуются. Официальное  опубликование нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, является обязательным условием их применения. Официальными изданиями  являются Ведомости Парламента РК и  Собрание актов Президента РК и Правительства  РК.

Официальное опубликование  нормативных правовых актов осуществляется также периодическими печатными  изданиями, получившими такое право  на конкурсной основе, в порядке, определяемом Правительством РК. Нормативные правовые акты центральных исполнительных и  иных центральных государственных  органов публикуются в указанных  выше периодических печатных изданиях.

Последующее официальное  опубликование текстов нормативных  правовых актов осуществляется печатными  изданиями в порядке, определяемом Правительством РК, и при условии  прохождения экспертизы на соответствие публикуемых ими текстов эталонному контрольному банку нормативных  правовых актов Республики Казахстан. Порядок предоставления права на осуществление последующего официального опубликования текстов нормативных  правовых актов не распространяется на официальные издания, самостоятельно принимающие решения о необходимости  последующего официального опубликования  текстов нормативных правовых актов.

В правоприменительной  практике должны использоваться официальные  публикации нормативных правовых актов. Неофициальное опубликование нормативных  правовых актов допускается только после их официального опубликования.

По требованию нормы  ст. 38 Закона РК от 24 марта 1998 года № 213-I «О нормативных правовых актах» и  п. 4 ст. 7 Закона РК от 23 января 2001 г. № 148-II «О местном государственном управлении в Республике Казахстан», нормативные  правовые акты Налогового комитета Министерства финансов РК (которое относится к  числу центральных исполнительных государственных органов), равно  как и решения маслихатов (местных представительных органов власти), имеющие общеобязательное значение, межведомственный характер или касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РК и в местных территориальных органах юстиции соответственно.

Такая регистрация  является необходимым условием их введения в действие. Незарегистрированные нормативные  правовые акты не имеют юридической  силы.

 

5. В п. 2 комментируемой  статьи содержится норма-принцип,  устанавливающая невозможность  возложения на кого бы то  ни было обязанности по уплате  налогов и других обязательных  платежей в бюджет, которые не  предусмотрены Налоговым кодексом. В отсутствие законно установленных  в Налоговом кодексе налогов  налогоплательщики не могут быть обязаны и принуждены кем бы то ни было к уплате каких-либо обязательных платежей в доход государства или в пользу иных лиц. Налогоплательщик имеет право не выполнять требования как уполномоченных органов, так и иных лиц об уплате денег под видом налогов и других обязательных платежей, которые не предусмотрены в Налоговом кодексе. Требования об уплате под видом налогов платежей, не предусмотренных Налоговым кодексом, являются незаконными. Соответственно вменяемая налогоплательщику по таким требованиям обязанность уплатить деньги также должна признаваться несуществующей и незаконно возложенной.

 

6. Пункт третий  комментируемой статьи также  содержит в себе норму-принцип,  предписывающую устанавливать, вводить,  изменять или отменять налоги  и другие обязательные платежи  в бюджет только в порядке  и на условиях, установленных  Налоговым кодексом. Указанная правовая  норма по своей сути является  нормой, развивающей конституционный  принцип законности установления  налогов и других обязательных  платежей в бюджет (ст. 35 Конституции  РК). Более того, комментируемая норма  не только конкретизирует в  себе конституционное требование  о законности установления самих  налогов, но и предъявляет требование  об установлении в Налоговом  кодексе также порядка и условий  установления, введения, изменения  или отмены налогов и других  обязательных платежей в бюджет. Установление, введение, изменение  или отмена налогов и других  обязательных платежей в бюджет  в ином порядке или на иных  условиях, чем предусмотрены в Налоговом кодексе, не допускаются. Налоги, установленные, введенные, измененные или отмененные в порядке и на условиях, не предусмотренных Налоговым кодексом, следует признавать соответственно незаконно установленными, незаконно введенными, незаконно измененными или незаконно отмененными.

 

7. Пункт четвертый  комментируемой статьи устанавливает  приоритет действия норм Налогового  кодекса перед нормами других  законодательных актов. В качестве  основания приоритетного действия  норм Налогового кодекса перед  нормами других законодательных  актов законодатель в норме  комментируемой статьи указывает  на случаи наличия противоречия  между Налоговым кодексом и  другими законодательными актами  в целях налогообложения. Указанное  правило распространяет свое  действие только на законодательные  акты и только в целях налогообложения.  Оно не распространяется на  нормы других нормативных правовых  актов, соотношение действия которых  по сравнению с нормами Налогового  кодекса следует устанавливать  исходя из правил, предусмотренных  в Законе РК «О нормативных  правовых актах».

Воплощая в себе принцип исключительности налогового законодательства, норма п. 4 ст. 2 Налогового кодекса содержит в себе запрет включения  в неналоговое законодательство Республики Казахстан норм, регулирующих налоговые отношения, кроме случаев, предусмотренных самим Налоговым  кодексом.

Данный запрет означает, что уполномоченные государственные  органы при издании нормативных  правовых актов, не преследующих своей  основной целью регулирование налоговых  отношений, не вправе включать в такие  нормативные правовые акты нормы  права, призванные в какой-либо части  регулировать налоговые отношения.

 

8. В п. 5 комментируемой  статьи законодателем устанавливается  приоритет действия норм международных  договоров, ратифицированных Республикой  Казахстан, перед нормами Налогового  кодекса. 

Данная норма принята  в развитие конституционной нормы  о приоритете действия международных  договоров, ратифицированных Казахстаном, перед его внутренним национальным законодательством. Так, согласно п. 3 ст. 4 Конституции РК, международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона.

В качестве источников действующего налогового права должны применяться только ратифицированные Казахстаном международные договоры. Порядок ратификации Казахстаном  международных договоров устанавливается  в специальном Законе РК 30 мая 2005 г. № 54-III ЗРК «О международных договорах».

При коллизии норм международных  налоговых договоров и налогового законодательства Республики Казахстан (в том числе и подзаконных  нормативных правовых актов государственного уполномоченного органа) следует  руководствоваться нормами ратифицированных Казахстаном международных налоговых  договоров.

Приоритет действия международных договоров перед  национальным налоговым законодательством  Республики Казахстан также означает, что нормы налогового законодательства Республики Казахстан в случае их применения не должны толковаться в  противоречии с предусмотренными международными договорами действительными правами  налогоплательщика.

По общему же правилу  нормы международных договоров  подлежат непосредственному применению к регулируемым налоговым отношениям участниками этих отношений. Поэтому  при применении международных договоров  следует всегда устанавливать субъектов, на которых распространяется их действие. Именно указанные в международном  договоре субъекты имеют право на непосредственное применение его положений  в отношениях между собой.

Информация о работе Источники налогового права