Конвенция о режиме Черноморских проливов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 02:25, реферат

Описание работы

Конвенция Монтрё 1936 года — конвенция, восстановившая суверенитет Турции над проливами из Черного в Средиземное море, принятая на Конференции о режиме Черноморских проливов, проходившей 22 июня — 21 июля 1936 года в г. Монтрё (Швейцария). При этом Турция обязалась соблюдать принципы международного морского права.

Работа содержит 1 файл

Копия реферат_Конвенция Монтрё о статусе проливов.doc

— 50.50 Кб (Скачать)

Министерство  сельского хозяйства

Кубанский государственный аграрный университет

Юридический факультет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

 на  тему: Конвенция о режиме Черноморских проливов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                    Выполнила:

                                                    Проверила: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Краснодар 2010 г.

Конвенция Монтрё о статусе Черноморских  проливов 

Конвенция Монтрё 1936 года — конвенция, восстановившая суверенитет Турции над проливами  из Черного в Средиземное море, принятая на Конференции о режиме Черноморских проливов, проходившей 22 июня — 21 июля 1936 года в г. Монтрё (Швейцария). При этом Турция обязалась соблюдать принципы международного морского права. 

История 

Конференция о режиме Черноморских проливов проходила 22 июня — 21 июля в г. Монтрё (Швейцария) с участием СССР, Турции, Великобритании, Франции, Болгарии, Румынии, Греции, Югославии, Австралии и Японии. Конференция была созвана по предложению Турции в целях пересмотра конвенции о режиме Черноморских проливов, принятой на Лозаннской конференции 1922-23 гг. Италия отказалась от участия в конференции, так как страны-участницы поддержали международные санкции против Италии в связи с ситуацией в Эфиопии. На конференции в Монтрё Великобритания выступила с предложением уравнять права черноморских и нечерноморских держав на проход их военных кораблей через проливы, что привело бы к ограничению прав прохода кораблей ВМФ СССР. Работу конференции ещё более осложнил сговор делегации Турции с делегацией Великобритании. Советский Союз занял принципиальную позицию. В конечном итоге конференция не была сорвана и привела к выработке согласованных решений. 20 июля страны-участницы подписали новую конвенцию о режиме проливов, на основе которой Турция получила право ремилитаризировать зону проливов. 

Основные  положения конвенции 

Конвенция Монтрё сохраняет за торговыми судами всех стран свободу прохода через пролив как в мирное, так и в военное время. Однако режим прохода военных кораблей различен в отношении черноморских и нечерноморских государств. При условии предварительного уведомления властей Турции черноморские державы могут проводить через проливы в мирное время свои военные корабли любого класса. Для военных кораблей нечерноморских держав введены существенные ограничения по классу (проходят лишь мелкие надводные корабли) и по тоннажу. Общий тоннаж военных судов нечерноморских государств в Чёрном море не должен превышать 30 тыс.т (с возможностью повышения этого минимума до 45 тыс.т в случае увеличения военно-морских сил черноморских стран) со сроком пребывания не больше 21 суток. В случае участия Турции в войне, а также если Турция посчитает, что ей непосредственно угрожает война, ей предоставлено право разрешать или запрещать проход через проливы любых военных судов. Во время войны, в которой Турция не участвует, проливы должны быть закрыты для прохода военных судов любой воюющей державы. Конвенция ликвидировала предусмотренную Лозаннской конвенцией международную комиссию по проливам с передачей её функций правительству Турции. 

Значение  конвенции 

Принятые  на конференции в Монтрё решения  стали для своего времени шагом  вперёд на пути признания прав черноморских стран в вопросе о статусе проливов. Италия присоединилась к конвенции Монтрё в 1938 г.

Черноморские  проливы, а под этим названием  имеют в виду проливы Босфор и  Дарданеллы и связующее их Мраморное  море, всегда находились в центре вожделенных устремлений европейских государств благодаря огромным экономическим и политическим преимуществам, которые предоставляли контроль над ними. Уникально само географическое положение Проливов, ибо они разделяют два континента — Европу и Азию и соединяют два моря — Черное и Средиземное, являясь, таким образом, единственным выходом для черноморских стран в теплые незамерзающие моря и далее в мировой океан. 

Проблемы 

Лозаннская  конвенция 1923 г. утверждала принцип  неограниченного прохода военных и торговых кораблей всех стран в Черное море и обратно как в мирное, так и военное время. Зона проливов была демилитаризована - Турция, через территории которой проходили проливы, не имела права размещать вблизи их своих воинских контингентов. Лозаннская конвенция не удовлетворяла две главные черноморские державы - саму Турцию и Советский Союз, поскольку обеспечение безопасности их черноморских рубежей было поставлено целиком в зависимость от политики и доброй воли внешних, то есть нечерноморских держав. Обладая мощными флотами, Великобритания, Франция, Италия, а в перспективе и другие государства могли регулировать стратегическую ситуацию на Черном море, по своему усмотрению считаясь или не считаясь с мнением прибрежных государств. Советский Союз в 1923 г. подписал Лозаннскую конвенцию, но затем отказался ее ратифицировать.  

Интерес к проливам возрос и в связи  с нарастанием внутренней напряженности  в Испании, где после победы на выборах в феврале 1936 г. левых  партий все вероятнее становилась  гражданская война. В правительственных кругах Европы было известно, что режим Муссолини поддерживает в Испании правую оппозицию в расчете на ее возвращение к власти и установление в будущем партнерских итало-испанских отношений. Со своей стороны Советский Союз тоже стал проявлять интерес к положению в Западном Средиземноморье, выход к которому он имел только через Черноморские проливы. Турция в 30-х годах активно добивалась отмены демилитаризации зоны проливов, считая ее дискриминационной. Анкара откровенно угрожала разместить свои войска в зоне проливов без санкции западных держав - в духе того, как действовала Германия. Недовольство Турции и отказ Москвы признать Лозаннскую конвенцию могли провоцировать неустойчивость ситуации в этом районе.  

Британская  дипломатия понимала необходимость уступок. Она была заинтересована в политическом и стратегическом (аренда баз) партнерстве с Турцией с точки зрения своих более широких интересов на Средиземном море и на Арабском Востоке. Уступка в вопросе о проливах могла способствовать улучшению турецко-британских отношений на фоне настороженности, которую начинала вызывать в Лондоне Италия.  

В июне 1936 г. в г. Монтре (Швейцария) по предложению  Турции началась конференция об урегулировании режима черноморских проливов. В ней  приняли участие Турция, Советский Союз, Великобритания, Франция, Болгария, Румыния, Греция, Югославия, а так же Австралия и Япония. Италия отказалась прислать своих представителей, указав на то, что страны-участницы проводят антиитальянскую политику санкций в связи с ситуацией в Эфиопии. Конференция работала в течение целого месяца, за это время санкции против Италии по решению Лиги наций были отменены. Но Италия не присоединилась к конференции.  

Великобритания, соглашаясь с мнением Турции об отмене демилитаризации зоны проливов, настаивала на сохранении права неограниченного прохода в Черное море военных и торговых кораблей всех стран. Советский Союз, напротив, требовал полного закрытия Черного моря для военных кораблей неприбрежных стран. В этом случае он мог рассчитывать на стратегическое преобладание на Черноморье, так как ни Турция, ни другие прибрежные страны не могли с ним конкурировать в создании военно-морских сил.  

Конвенция в Монтре (подписана 20 июля 1936 г.) зафиксировала  компромисс. Торговые суда всех стран получили право свободного прохода через проливы как в мирное, так и в военное время. Военные корабли неприбрежных государств были ограничены в проходе через Босфор и Дарданеллы классом (легкие надводные корабли, малые боевые и вспомогательные), общим тоннажем в момент прохода (15 тыс. т) и общим числом (9 кораблей), а в отношении входа в Черное море - еще и общим тоннажем одновременного пребывания в Черном море (30 тыс. т для всех нечерноморских вместе взятых) и сроком пребывания не более трех недель. Общий тоннаж судов неприбрежных государств в Черном море мог быть увеличен до 45 тыс. т в случае, если самая сильная черноморская держава увеличит тоннаж своего флота на 10 тыс. т или более. На время войны, если сама Турция в ней не участвовала, проход через проливы военных кораблей воюющих стран запрещался. В случае же, если Турция воевала, режим прохода определяла она сама.  

Таким образом, требования СССР в отношении  ограничения военного присутствия  в Черном море неприбрежных государств было во многом учтено. Была удовлетворена и Турция, которая получила право немедленно разместить свои военные гарнизоны в зоне проливов. Великобритания и Франция так же в принципе отстояли свое право корректировать соотношение военно-морских сил Турции и СССР на Черном море. Конвенция способствовала стабилизации ситуации в зоне проливов. Она дважды продлевалась на 20 лет и продолжает действовать. Конвенция в Монтре заменила собой прежнюю, Лозаннскую, конвенцию. Италия присоединилась к конвенции только в 1938 г. 
 

Во время 2-й мировой войны 1939-45 Турция предоставляла  фаш. агрессорам возможность использовать Ч. п. в своих целях, вопреки неоднократным  протестам со стороны СССР и его  союзников. В свете этих обстоятельств  Потсдамская конференция 1945 признала, что конвенция, заключенная в Монтрё, должна быть пересмотрена. В 1946 СССР приступил к переговорам с Турцией, но тур. пр-во отвергло сов. предложения. В 1953, стремясь предотвратить конфликты с Турцией и наладить с ней добрососедские отношения, Сов. пр-во отказалось от этих предложений. Т. о., конвенция 1936 осталась в силе. Однако и в дальнейшем тур. пр-во допускало существенные нарушения установленного конвенцией в Монтрё режима Ч. п. (напр., пропуск в Черное м. воен. кораблей США с ракетным вооружением). 

Глобальные  изменения, произошедшие в 90-х года XX века вследствие распада СССР, привели  к своего рода реструктуризации всей проблемы Проливов.

Воспользовавшись  ослаблением позиций России на мировой  арене, ее трудным экономическим  положением, нестабильностью внутриполитической ситуации, Турция, поддерживаемая США и другими странами НАТО, предприняла действия, направленные на ослабление позиций России в Черноморском регионе. С этой целью она в 1994 г. в одностороннем порядке ввела новый Регламент судоходства в Проливах, который напрямую затрагивает интересы черноморских стран и, прежде всего, России, в советское время осуществлявшей через Черноморские проливы более половины оборота своей внешней торговли.

Таким образом, к началу нового столетия вопрос о Черноморских проливах вновь приобрел острое звучание и встал в разряд первоочередных с точки зрения военной и экономической безопасности страны. 

     Проблема  Черноморских проливов является предметом  международных дискуссий, в которых  решающую роль играли западные державы. Только комплексное задействование всех вышеперечисленных мер позволит снять остроту проблемы использования Черноморских проливов с учетом норм международного права и позиций всех заинтересованных сторон.

     В российско–турецких отношениях за последние годы произошло много нового. Возникновение новых геополитических реалий, расширение взаимной торговли, в том числе поставок энергоресурсов из России в Турцию, переход российской стороны к использованию принципиально иной, чем в советское время, системы внешнеэкономических связей, изменение их условий, создание новых органов и институтов в этой сфере – это далеко не полный перечень перемен, определяющих развитие двусторонних связей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение:  

Черноморские  проливы являются одной из самых сложных геополитических проблем международных отношений. Борьба за контроль над режимом судоходства в Проливах постоянно велась великими державами разными средствами. 

На современном  этапе проблема Проливов не только не потеряла своей остроты и актуальности, но приобрела новое звучание. 

Глобальные  изменения конца XX века, прежде всего, распад СССР и появление новых  независимых государств высветили  новые задачи и проблемы геополитики  экономического, военно-стратегического, экологического свойства, напрямую связанные с Черноморским регионом и проблемой Проливов. 

Особое  значение Черноморские проливы имели  и имеют с точки зрения интересов  России. Они представляют единственный выход из Черного моря в теплые, незамерзающие моря, что крайне важно для развития судоходства, торговли, экономического и культурного сотрудничества России с иностранными государствами. 

Конвенция о режиме Черноморских проливов, принятая в Монтрё и по сей день регулирующая порядок прохождения судов, не содержит ограничений на тоннаж крупных военных кораблей черноморских стран для прохода через Проливы, но значительно ограничивает тоннаж и число военных кораблей нечерноморских государств, что соответствует интересам безопасности на Черном море, однако, не дает нашему государству гарантий от прохода Проливов иностранным военным флотом даже при возражении Турции, учитывая соотношение ее вооруженных сил с вооруженными силами великих держав. 

Информация о работе Конвенция о режиме Черноморских проливов