Лекции по международному праву

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 15:35, курс лекций

Описание работы

12 тем.

Работа содержит 1 файл

лекции.doc

— 390.50 Кб (Скачать)

   Принцип уважения прав и основных свобод можно  охарактеризовать как юридическую  базу становления и совершенствования  международного гуманитарного права  как отрасли международного права  в ее современном понимании.

   10. Сотрудничество государств (как правовой принцип) - обязанность государств, независимо от различий в их политических, экономических и социальных системах сотрудничать в различных областях с целью поддержания международного мира и безопасности. Сотрудничество государств в качестве правового принципа впервые получило признание и закрепление в Уставе ООН как результат плодотворного взаимодействия держав антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне и как критерий межгосударственного общения в будущем. При этом подразумевался качественно новый, более высокий, уровень взаимодействия, чем традиционное поддержание отношений между странами. Одной из целей ООН, согласно п. 3 ст. 1 Устава ООН, является осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Принцип сотрудничества пронизывает многие положения Устава. В числе функций Генеральной Ассамблеи — организация исследований и разработка рекомендаций в целях содействия международному сотрудничеству в политической области и поощрения прогрессивного развития международного права в областях экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и содействия осуществлению прав человека (ст. 13). Глава IX специально посвящена международному экономическому и социальному сотрудничеству.

   Декларация  о принципах международного права 1970 г. подчеркивает, что сотрудничество является обязанностью государств. Декларация обозначает основные направления сотрудничества, ориентируя государства на сотрудничество как друг с другом, так и с Организацией Объединенных Наций. 11. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств, зародился и долгое время действовал как принцип соблюдения международных договоров — pacta sunt servanda (“договоры должны соблюдаться”). В современный период из обычно-правовой нормы он превратился в договорную норму, а его содержание существенно изменилось и обогатилось. В преамбуле Устава ООН говорится о решимости народов “создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права”, а в п. 2 ст. 2 фиксируется обязанность членов ООН добросовестно выполнять принятые по Уставу обязательства, “чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу членов Организации”.

   Смысл данного принципа заключается в  том, что это — признанная всеми государствами универсальная и кардинальная норма, выражающая юридическую обязанность государств и других субъектов соблюдать и выполнять обязательства, принятые в соответствии с Уставом ООН, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права и соответствующих им международных договоров и других источников международного права. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств служит критерием законности деятельности государств в международных и во внутригосударственных отношениях. Он выступает в качестве условия стабильности, эффективности международного правопорядка, согласованного с правопорядком всех государств.

Тема 4. СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА.

 
  1. Понятие и  виды субъектов международного права.
  2. Государства как основные субъекты международного права.
  3. Международная правосубъектность наций и народов.
  4. Международные организации.
  5. Государствоподобные образования.
  6. Иные субъекты международного права.
 

   1. Субъект международного права - носитель международных прав и обязанностей, возникающих в соответствии с нормами международного права либо международно-правовыми предписаниями. В настоящее время существуют два подхода к понятию субъекта международного права и, следовательно, к характеристике конкретных категорий субъектов. Первый — традиционный и более распространенный и в наши дни (изложен выше). Второй, представлен более скромными попытками распространить на международное право понимание субъекта права, принятое в общей теории права, т. е. идентифицировать понятие субъекта международного права с юридической возможностью участия в правоотношениях, регулируемых международно-правовыми нормами, и обладания необходимыми для этого правами и обязанностями. Принято деление традиционных субъектов МП на две основные категории — основные (первичные) и производные (вторичные).

   Первичные (суверенные) субъекты международного права  - государства (в некоторых случаях народы и нации), которые в силу присущего им национального суверенитета и признаются носителями международно-правовых прав и обязанностей. Производные (несуверенные) субъекты международного права - государствоподобные образования, создаваемые первичными субъектами межправительственные организации. В эту категорию входят преимущественно международные межправительственные организации и государствоподобные образования. Специфика их юридической природы выражается,  в том, что они порождены волеизъявлением государств, зафиксировавших свое решение в учредительном акте, и в том, что содержание и объем их правового статуса определены в учредительном акте в точном соответствии с предназначением и функциями каждой организации (таким образом, их правосубъектность является функциональной, индивидуализированной).

   Имеется достаточно оснований для разграничения  в международно-правовой системе правосоздающих субъектов и правоприменяющих субъектов. Если говорить точнее, то разграничиваются: 1) субъекты правосоздающие и вместе с тем правоприменяющие, ибо тот, кто участвует в нормотворческом процессе, не может быть в стороне от практики применения норм, и 2) субъекты только правоприменяющие, но не обладающие нормотворческой способностью. К первой категории относятся государства, международные организации, в меньшей мере — государствоподобные образования и борющиеся нации; ко второй — индивиды, хозяйствующие субъекты и другие юридические лица, международные хозяйственные объединения и неправительственные организации.

   2. Являясь творцами международных прав и обязанностей, государства выступают как основные субъекты международного права. В этом качестве они обладают исключительным и неотъемлемым свойством, базирующимся на политической организации власти— государственным суверенитетом. Суверенитет государство осуществляет в рамках международного права, с учетом уважения суверенитета и интересов других государств. Из этого вытекает, что государство как субъект международного права не может осуществлять своей власти в отношении другого государства (par in parem nоn habet imperium — равный не имеет власти над равным). В частности, это выражается в неподчинении одного государства законодательству другого: действия государства определяются собственными законами и нормами международного права. Иммунитет государства также охватывает его неподсудность судебным органам другого государства. Привлечение его к суду другого государства может осуществляться только с его согласия.

   Унитарное государство. Субъектом международного права является государство в целом. Считается, что если речь идет об унитарном государстве, то вопроса о международной правосубъектности его частей вообще не существует. Вместе с тем провинции, области унитарных государств поддерживают все более активные связи с аналогичными образованиями других государств. Конфедерация — буквально союз государств. От международно-правового союза она отличается тем, что является государственным образованием со своим внутренним правом. Центральные органы обладают определенной властью над государствами-членами. Но, в отличие от федерации, эта власть не распространяется непосредственно на физических и юридических лиц. Сохраняя суверенитет, государства-члены являются субъектами международного права. Федерация (союзное государство) — государственное образование, в котором субъекты обладают значительной самостоятельностью во внутренних делах, а внешние сношения сосредоточены в руках центральной власти. В Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государств 1933 г. соответствующая норма сформулирована так: “Федеративное государство составляет только одно лицо перед международным правом” (ст. 2). Международная практика подтверждает эту норму.

   Существует  несколько федераций, субъекты которых  обладают правом заключать международные  соглашения по весьма ограниченному  кругу вопросов (пограничные, культурные, полицейские, экономические связи) под контролем федерального правительства. К ним относятся ФРГ, Швейцария, Австрия и в какой-то мере США и Канада. Известны две федерации, субъекты которых были по конституции суверенны и могли претендовать на статус субъектов международного права. Ими были Союз ССР и Югославская Федерация. Правосубъектность двух советских республик — Украины и Белоруссии — получила международное признание благодаря их членству в ООН. Однако на деле эта правосубъектность в значительной мере носила формальный характер.

   Опыт  показывает, что ни сами федерации, ни их иностранные партнеры, за редким исключением, не готовы на деле признать за членами федерации статус субъектов международного права даже в ограниченном виде. Непосредственное участие членов федерации в международно-правовых отношениях осложняет их. Иностранные государства предпочитают иметь дело с центральной властью.      3.  Право народов (наций) на самоопределение применительно к каждому народу раскрывается через его национальный суверенитет, означающий, что каждый народ имеет суверенное право на самостоятельность в достижении государственности и независимое государственное существование, на свободный выбор путей развития. Исторически правосубъектность народа (нации) ярко проявилась в период крушения колониализма после окончания Второй мировой войны. В современный период абсолютное большинство бывших колониальных народов добилось независимости. Значение принципа самоопределения подчеркивается правом каждого построившего свою государственность народа определять внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению политическое, экономическое, социальное и культурное развитие.

   Реализация  самоопределения одним народом  в рамках многонационального суверенного  государства не должна вести к  нарушению прав других его народов. Следовательно, необходимо различать самоопределение народов (наций), не имеющих какой-либо государственности, от самоопределения народов (наций), уже достигших государственности. Если в первом случае национальный суверенитет народа еще не обеспечен государственным суверенитетом, то во втором случае народ уже реализовал свое право на самоопределение, и его национальный суверенитет находит защиту со стороны государства — самостоятельного субъекта международного права.

   Народ (нация) в процессе борьбы за создание независимого государства способен участвовать в международных отношениях лишь по вопросам, касающимся реализации права на самоопределение. В связи с этим народ (нация) имеет основные права, в том числе право заключать с государствами, международными организациями, с другими реализующими свой национальный суверенитет народами международные договоры, присоединяться к многосторонним международным соглашениям. От имени народа при заключении международных договоров или при присоединении к ним выступают представляющие народ органы, сложившиеся в ходе борьбы за независимость: фронт национального освобождения, временное правительство, руководство политической партии, пользующиеся поддержкой большинства населения.

   4. Международные организации являются субъектами международного права особого рода. Их правосубъектность не идентична правосубъектности государств, так как не проистекает из суверенитета. Международная организация, не обладая суверенитетом, источником своих прав и обязанностей в сфере реализации своей компетенции, имеет международный договор, заключенный между заинтересованными государствами. Поэтому международные организации как субъекты международного права вторичны, производны по отношению к государствам.

   Организация становится субъектом, если государства-учредители наделяют организацию международными правами и обязанностями. Ее компетенция имеет специфический характер в том смысле, что права и обязанности международной организации отличаются от прав и обязанностей государства. Правосубъектность организации определена теми конкретными задачами и целями, которые установлены государствами в учредительном акте, создающем организацию. В связи с этим каждая международная организация имеет свой, присущий только ей, круг прав и обязанностей. Однако, несмотря на различия в характере и объеме прав и обязанностей, организации функционируют в рамках международного права и имеют признаки, обеспечивающие правосубъектность международной организации. Каждой международной организации присуща договорная правоспособность, специфика и объем которой определяются ее уставом. В ряде случаев осуществляется правопреемство международных организаций, при котором с целью поддержания непрерывности функций передаются определенные правомочия от прекратившей свое существование организации вновь учрежденной государствами организации. Так, ООН была преемником прав и обязанностей Лиги Наций по ряду международных договоров.

Информация о работе Лекции по международному праву