Лекции по международному праву

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 15:35, курс лекций

Описание работы

12 тем.

Работа содержит 1 файл

лекции.doc

— 390.50 Кб (Скачать)

     В отношении другой категории жертв  войны – беженцев, действует  Конвенция о статусе беженцев 1951 года – основной международный акт, который затрагивает вопросы правого статуса беженцев, образования, социального обеспечения и др.

     6. Международное гуманитарное право поощряет создание зон безопасности и госпитальных зон по соглашению воюющих сторон в целях обеспечения безопасности мирного населения и гражданских объектов. Такие соглашения заключаются через посредничество Международного Комитета Красного Креста или державы-покровительницы. Типовое соглашение такого рода приложено к первой Женевской конвенции. Эти зоны не должны иметь военных установок. Они не подлежат нападению.

     В целях сохранения жизни людей  или спасения культурных ценностей возможно объявление “незащищаемой местности” (обычно это город или заповедник, ограниченные участки территории, расположенные вблизи линии фронта). Они могут стать объектом оккупации противником без боя. По соглашению воюющих сторон могут устанавливаться и демилитаризованные зоны.

     Конвенция о защите культурных ценностей в  случае вооруженного конфликта, принятая на международной конференции в  Гааге 14 мая 1954 г., предусматривает следующие  меры: а) запрещение использования этих ценностей, сооружений для их защиты, а также непосредственно прилегающих к ним участков в целях, которые могут привести к разрушению или повреждению этих ценностей в случае вооруженного конфликта; б) запрещение, предупреждение и пресечение любых актов кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей в какой бы то ни было форме, а также любых актов вандализма в отношении этих ценностей; в) запрещение реквизиции и принятия любых репрессивных мер, направленных против культурных ценностей.

     Первый  Дополнительный протокол 1977 г. запрещает какие-либо враждебные действия, направленные против тех исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культов, которые составляют культурное или духовное наследие народов. Протокол дополняет систему гарантий защиты культурных ценностей, введенную Гаагской конвенцией 1954 г.

     Наиболее  важные культурные ценности берутся  под специальную защиту и включаются в Международный реестр культурных ценностей, который ведется Генеральным  директором ЮНЕСКО; копия реестра хранится у Генерального секретаря ООН и у каждой стороны, находящейся в военном конфликте. С момента включения в Международный реестр ценности получают военный иммунитет и воюющие обязаны воздерживаться от любого враждебного акта, направленного против них.

     Культурные  ценности, находящиеся под специальной  защитой во время вооруженных  конфликтов, должны быть обозначены отличительным  знаком. Принятая в 1970 г. Конвенция о  мерах, направленных на запрещение и  предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности, включает в перечень действия, являющиеся прямым или косвенным результатом оккупации страны иностранной державой.

     7. В международном праве действует принцип, согласно которому “право сторон в вооруженном конфликте выбирать методы и средства ведения войны не является неограниченным”.

     Многолетний опыт международно-правового регулирования  данной проблемы позволил сформулировать “Основные нормы”, характеризующие  методы и средства ведения войны. Это было сделано в первом Дополнительном протоколе 1977 г., в ст. 35: “1. В случае любого вооруженного конфликта право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным. 2. Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или излишние страдания. 3. Запрещается применять методы или средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде”.

     Помимо  сказанного в этом акте в международных  конвенциях сложилось правило запрещения или ограничения тех видов  оружия, которые имеют неизбирательное  действие, т. е. в равной мере опасны как для комбатантов, так и для мирного населения.

     Запрещенные МГП средства ведения  войны – химическое, бактериологическое, отдельные виды обычного оружия (действующие неизбирательно и причиняющие излишние страдания, повреждения).

     Определяя методы ведения войны, международное  право категорически запрещает разрушение гражданских объектов и объектов, необходимых для выживания гражданского населения. Особо регулируется защита “установок и сооружений, содержащих опасные силы”, к ним отнесены плотины, дамбы и атомные электростанции. Эти объекты не должны подвергаться нападению даже в тех случаях, когда они являются военными объектами, если такое нападение может вызвать высвобождение опасных сил и тяжелые последующие потери среди гражданского населения

     Таким образом, запрещенные методы ведения войны – использование отличительных эмблем Красного Креста, ООН, гербов, флагов, военной формы государств, не находящихся в конфликте; вероломство, неизбирательное ведение военных действий, уничтожение культурных ценностей, сооружений для обеспечения гражданского населения объектов, таящих опасные силы (плотины, АЭС), убийство; ранение, пленение гражданского населения.

     8.Прекращение военных действий осуществляется различными способами и оформляется соответствующими официальными актами, порождающими правовые последствия. Одним из распространенных способов прекращения военных действий считается перемирие, которое, по формулировке Гаагской конвенции 1907 г., “приостанавливает военные действия по взаимному соглашению сторон”. Общее перемирие является полным и бессрочным. Нарушение постановлений актов перемирия есть не что иное, как противоправное посягательство на законы и обычаи войны,” влекущее международную ответственность. Соглашения о военном перемирии наряду с прекращением военных действий, как правило, предусматривают взаимное освобождение и возвращение всех военнопленных в установленные сроки.

     Другим  способом прекращения военных действий является безоговорочная капитуляция побежденной стороны. После разгрома фашистской Германии 8 мая 1945 г. в Берлине был подписан Акт о военной капитуляции германских вооруженных сил, а 2 сентября 1945 г. в Токийской бухте был подписан Акт о капитуляции Японии. Как общее правило, прекращение военных действий в виде перемирия или безоговорочной капитуляции представляет собой этап на пути к прекращению состояния войны.

     Прекращение состояния войны – это окончательное  урегулирование политических, экономических, территориальных и иных проблем, связанных с завершающейся войной и прекращением военных действий. Важные правовые последствия прекращения состояния войны – восстановление между находившимися до этого момента в состоянии войны государствами официальных отношений в полном объеме, обмен дипломатическими представительствами, возобновление ранее заключенных двусторонних договоров, действие которых было прервано войной. Формой осуществления окончательного мирного урегулирования, прекращения состояния войны является заключение мирного договора. 

Тема 11. ПРАВО ВНЕШНИХ  СНОШЕНИЙ.

  1. Понятие и  источники дипломатического права
  2. Государственные органы внешних сношений.
  3. Состав и функции дипломатических представительств.
  4. Иммунитеты и привилегии дипломатического представительства.
  5. Консульское право.
  6. Консульские иммунитеты и привилегии.
 

     1. Дипломатическое  право – отрасль международного права, аккумулирующая совокупность норм, регламентирующих статус и функции государственных органов внешних сношений. Основу данной отрасли (иногда его называют расширительно – правом внешних сношений) составляют нормы дипломатического права и нормы консульского права, в связи с чем традиционно принято называть этот комплекс дипломатическим и консульским правом.

     Традиционными источниками права внешних сношений являются договор и обычай. Причем в дипломатическом и консульском праве длительное время доминирующими являлись обычные нормы международного права. Первым соглашением общего характера явился Венский протокол 1815 г. о рангах дипломатических представителей, который впоследствии был дополнен Аахенским протоколом 1818 г.

     В современном международном праве основными источниками, которые кодифицировали эту отрасль права, являются: Венская Конвенция о дипломатических сношениях 1961 года – основной договорной акт в области дипломатических отношений, Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.; Конвенция о специальных миссиях 1969 г.; Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г.

     К источникам права внешних сношений относятся: Конвенция о привилегиях  и иммунитетах ООН 1946 г.; Конвенция о привилегиях специализированных учреждений ООН 1947 г. и подобные им многосторонние договорные акты, а также соглашения между организацией и государством, на территории которого организация имеет свою штаб-квартиру.

     Дипломатия  – официальная деятельность государства его органов внешних сношений по защите интересов страны и ее граждан, поддержанию и укреплению мира и добрососедских отношений с другими государствами. Правовое положение и порядок деятельности органов внешних сношений в соответствии с нормами международного права регламентируются актами национального законодательства.

     2. Органы внешних  сношений – органы государства, посредством которых осуществляются его связи другими государствами и иными субъектами международного права. Состав органов внешних сношений – внутригосударственные и зарубежные. Внутригосударственные органы внешних сношений – высшие представительные органы (парламент); глава государства, правительство; ведомство иностранных дел. Внутригосударственные, в свою очередь, являются либо органами общей компетенции, либо специальными. Группу органов общей компетенции (конституционных) образуют глава государства, высший представительный орган (парламент) и правительство. В Российской Федерации это: Президент РФ, Федеральное Собрание, состоящее из двух палат, – Государственной Думы и Совета Федерации, Правительства РФ.

     Президент Российской Федерации  в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации; б) ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ; в) подписывает ратификационные грамоты; г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей. Он назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

     Федеральное Собрание как представительный и законодательный орган Российской Федерации принимает законы, в том числе по вопросам международных отношений, ратификации и денонсации международных договоров РФ, статуса и защиты Государственной границы РФ, войны и мира. К ведению Совета Федерации относится решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории.

     Правительство Российской Федерации  согласно Конституции РФ и Федеральному конституционному Закону “О Правительстве Российской Федерации”, осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики Российской Федерации. От имени Правительства подготавливаются и заключаются международные договоры РФ, называемые межправительственными договорами. Председатель Правительства Российской Федерации ведет переговоры и подписывает такие договоры. К специальным органам внешних сношений Российской Федерации относится ряд федеральных министерств и ведомств (Министерство иностранных дел РФ, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная пограничная служба РФ, некоторые другие органы в пределах их компетенции). Основными задачами Министерства иностранных дел (МИД) в соответствии с Положением, утвержденным Президентом РФ 14 марта 1995 г., являются: разработка общей стратегии внешней политики РФ и представление предложений Президенту; реализация внешнеполитического курса РФ; обеспечение дипломатических и консульских отношений с иностранными государствами, сношений с международными организациями; защита прав и интересов граждан и юридических лиц РФ за рубежом и т.д. МИД разрабатывает проекты международных договоров, ведет переговоры, осуществляет общее наблюдение за выполнением договоров.

     Зарубежные  органы внешних сношений – органы, к которым относят постоянные (посольства, миссии, постоянные представительства при международных организациях, консульские учреждения); временные специальные миссии и делегации на международных конференциях или в международных органах.

     3. Дипломатическое  представительство  – орган аккредитирующего государства, учрежденный на территории государства пребывания для поддержания дипломатических отношений между ними. Учреждение постоянных дипломатических представительств осуществляется по взаимному соглашению, выраженному в форме совместного коммюнике, обмена нотами, что часто совпадает с достижением договоренности об установлении дипломатических отношений. Международным правом установлены следующие виды дипломатических представительств:

Информация о работе Лекции по международному праву