Лекции по международному праву

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 15:35, курс лекций

Описание работы

12 тем.

Работа содержит 1 файл

лекции.doc

— 390.50 Кб (Скачать)

Тема 10.  ПРАВО ВООРУЖЕННЫХ  КОНФЛИКТОВ.

1. Понятие  и источники международного гуманитарного  права.

2. Правовое  регулирование начала военных  действий.

3. Участники  вооруженных конфликтов.

4. Театр  войны.

5. Защита  жертв войны.

6. Защита  гражданских объектов и культурных  ценностей.

7. Запрещенные методы и средства войны.

8. Прекращение  войны. 

     1. Международное гуманитарное право (МГП) – совокупность договорных и обычных международно-правовых норм и принципов, специально предназначенных для применения в вооруженных конфликтах и ограничивающих свободу воюющих сторон в выборе средств и методов ведения военных действий (Гаагское право) и норм, защищающих население и имущество, затронутое военными действиями (Женевское право). Предметом регулирования этой отрасли являются, прежде всего, международные вооруженные конфликты, а также определенные аспекты вооруженных конфликтов немеждународного характера.

     Соответствующие международно-правовые акты разрабатывались  на протяжении последних ста с  лишним лет, начиная с Петербургской  Декларации 1868 г. об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль и комплекса Гаагских конвенций 1899 и 1907 гг., в том числе о неупотреблении определенных видов пуль и снарядов, о законах и обычаях сухопутной и морской войны. Основы современного МГП – наиболее универсальный свод правовых документов; который обставляют четыре Женевские конвенции 1949 года и два Дополнительных протокола к ним 1977 года.

     МП  различает вооруженные конфликты. Вооруженный конфликт международного характера – столкновение между вооруженными силами государств, вооруженными силами национально-освободительного движения и метрополиями, вооруженными силами восставшей стороны и вооруженными силами другого государства. Вооруженный конфликт немеждународного характера – любые вооруженные действия на территории какого-либо государства между его вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силами и организованными вооруженными группами при условии наличия ответственного командования, соблюдения законов и обычаев войны, ведения непрерывных и согласованных военных-действий и осуществления контроля над частью территории.

     В числе основных современных источников рассматриваемой отрасли международного права: Женевские конвенции от 12 августа 1949 г. о защите жертв войны:

     1) об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;

     2) об улучшении участи раненых,  больных и лиц, потерпевших  кораблекрушение, из состава вооруженных  сил на море;

     3) об обращении с военнопленными;

     4) о защите гражданского населения  во время войны; Дополнительные  протоколы к Женевским конвенциям от 8 июня 1977 г.: О защите жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I), О защите жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II); Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г.

     Самостоятельный комплекс образуют конвенции, во-первых, запрещающие оружие массового уничтожения, – Конвенция о запрещении разработки производства и накопления запасов  бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г., Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении 1993 г.; либо, во-вторых, запрещающие или ограничивающие применение в военных действиях определенных видов обычного оружия, – Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться носящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, 1981 г., и протоколы к этой Конвенции                    (о необнаруживаемых осколках, о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств, о запрещении или ограничении применения зажигательного оружия).

     2. Предпринятые государством военные действия означают начало состояния войны для участвующих в конфликте государств и обусловливают необходимость соблюдения международных правил ведения войны. Обычаи войны с древних времен устанавливали, что началу военных действий должно предшествовать объявление войны. Одна из Гаагских конвенций 1907 г. превратила это правило в договорную норму. Военные действия между сторонами не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения. Однако, с точки зрения современного международного права, само объявление войны не оправдывает данное государство и не освобождает от ответственности за акт агрессии, равно как и начало военных действий без объявления войны.

     Объявление  войны или ее ведение без такого акта влекут за собой определенные последствия в отношениях между  воюющими государствами, включая соблюдение правил ведения войны.

     Начало  войны, как правило, прерывает дипломатические  и консульские отношения между  государствами, вступившими в войну. Двусторонние политические и экономические  договоры, рассчитанные на мирное сотрудничество, теряют силу либо приостанавливаются. Торговые сделки с юридическими и физическими лицами неприятельских государств, как и виды сношений личного и коммерческого характера между гражданами воюющих государств, запрещаются.

     В отношении граждан неприятельского  государства, пребывающих на их территории, применяются различные ограничения, включая интернирование или принудительное проживание на период войны в определенном районе.    Имущество, принадлежащее непосредственно вражескому государству (государственная собственность), конфискуется, за исключением имущества дипломатических и консульских представительств. Частная собственность (собственность граждан) в принципе считается неприкосновенной.

     3. Международное право вводит принципиальное различие между вооруженными силами и не участвующим в военных действиях гражданским населением. Законными участниками войны являются сражающиеся, комбатанты – любые лица, входящие в состав вооруженных сил и имеющие право непосредственно принимать участие в боевых действия.

     Некомбатанты  – лица, входящие в состав вооруженных сил обеспечивающие и обслуживающие их боевую деятельность, которые применяют оружие только для самообороны. Статус медицинского персонала, находящегося под защитой Женевской конвенции, (включая медицинские подразделения и транспорт) не может быть использован для маскировки военных операций; имеющие его лица не могут быть военнопленными. Особую категорию в правовом отношении представляют военные советники и инструкторы – лица, направляемые в другое государство на основе двусторонних соглашений для оказания помощи в создании вооруженных сил, подготовки военных кадров, обучения войск, но непосредственного участия в боевых действиях не принимающие.

     В соответствии с действующими международными нормами в состав вооруженных  сил (регулярных и нерегулярных) входят части и соединения сухопутных, морских, воздушных сил, а также войска милиции (полиции), безопасности, добровольческие отряды, отряды ополчения, личный состав организованного движения сопротивления (партизаны). К числу законно воюющих относятся также лица, сопровождающие армию, но не входящие непосредственно в состав вооруженных сил, а именно: гражданские лица, включенные в экипажи военных самолетов, военные корреспонденты, личный состав рабочих команд или служб, на которые возложено бытовое обслуживание вооруженных сил, при условии, что они получили соответствующее разрешение и удостоверение личности. Население неоккупированной территории, которое по собственному почину берется за оружие для борьбы с вторгающимися войсками, не успев сформироваться в регулярные части, также пользуется правами сражающихся.

     Все указанные категории сражающихся  из отрядов ополчения, партизан, сопротивления  рассматриваются в качестве законных участников войны, если они удовлетворяют следующим условиям, предусмотренным конвенциями: 1) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных; 2) имеют определенный и ясно видимый издали отличительный знак; 3) открыто носят оружие; 4) соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны. Очевидно, что некоторые пункты не всегда согласуются с условиями партизанской войны на оккупированной территории.

     Понятием  добровольческих отрядов охватываются лица, изъявившие желание выехать  за пределы своей страны и принять  участие в боевых действиях на стороне народа иностранного государства, борющегося за свободу и независимость. От добровольческих отрядов (добровольцев) принципиально отличаются наемники – лица, вступающие за плату в вооруженную борьбу, они не находятся под покровительством международного гуманитарного права, не являются комбатантами и наказываются как уголовные преступники. Наемник не имеет права на статус комбатанта или военнопленного и не находится под покровительством норм международного права. Парламентер – лицо, уполномоченное военным командованием на ведение переговоров с военным командованием неприятеля; обладает особым правовым статусом, его отличительным знаком является белый флаг.

     4. С международно-политической и военно-политической точек зрения существуют различия в определении пространственной сферы вооруженного конфликта или войны. Театр военных действий – определенная территория и прилегающие к ней морские и воздушные пространства, где предполагаются или ведутся военные действия; обычно часть театра войны. Театр войны – один или несколько театров военных действий с примыкающим тылом и коммуникациями воюющих государств. Если военные действия носят локальный характер, территория театра войны может совпадать с территорией театра военных действий.

     С международно-правовой точки зрения пространственная сфера вооруженного конфликта – театр войны или военных действий употребляются как синонимы. Театр войны – вся территория воюющих государств (сухопутная, морская и воздушное пространство над ними), на которой они потенциально могут вести военные действия, за исключением точно определенных изъятий, устанавливаемых действующими нормами международного права. Театр военных действий на море – пространство, включающее внутренние и территориальные воды воюющих государств, прилежащие и экономические зоны, а также воды открытого моря, которые должны быть ограничены военными и блокадными зонами, и воздушное пространство над ними.

     Территория  нейтральных государств, а также  пространства, которые международным  правом признаны демилитаризованными (Антарктика, космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, международные каналы), не могут использоваться в качестве театра военных действий.

     Воюющим государствам запрещается проводить  через территорию нейтрального государства  войска и военный транспорт. На своей  территории нейтральное государство имеет право защищать нейтралитет всеми имеющимися средствами, вплоть до применения вооруженных сил.

     5. Жертвы войны – лица, которые не принимают участия в военных действиях или прекратили такое участие с определенного момента: раненые, больные в действующей армии; лица, потерпевшие кораблекрушение; из состава вооруженных сил, военнопленные; гражданское население, в том числе на оккупированной территории. В настоящее время основными актами международного гуманитарного права в области защиты жертв войны являются четыре Женевских конвенции 1949 г., проекты которых были подготовлены при участии Международного комитета Красного Креста, а также два дополнительных протокола к ним 1977 г. Режим раненых и больных определен двумя названными выше Конвенциями 1949 г. – об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях и об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море, причем термин “раненые и больные” включает лиц, как из числа комбатантов, так и гражданских лиц, которые нуждаются в медицинской помощи или уходе.

     Конвенции запрещают в отношении раненых  и больных лиц следующие действия: а) посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность; б) взятие заложников; в) посягательство на человеческое достоинство; г) осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом.

     Раненые и больные воюющей армии, попавшие во власть неприятеля, считаются военнопленными и к ним должен применяться режим военного плена. Медицинские учреждения и медицинский персонал пользуются уважением и защитой и не могут быть объектом нападения. Режим военного плена представляет совокупность правовых норм, регулирующих положение военнопленных.

     Согласно  ст. 4 Женевской конвенции об обращении  с военнопленными 1949 г., к ним относятся  лица из состава регулярных и нерегулярных вооруженных сил, попавшие во власть неприятеля, т. е. имеются в виду комбатанты. Военнопленный – попавшие во власть неприятеля лица, принадлежащие к личному составу вооруженных сил воюющего государства, ополчения добровольных отрядов движения сопротивления: партизаны, а также лица, сопровождающие вооруженные силы, но не входящие в них непосредственно, члены экипажей судов торгового флота и др. Военнопленные находятся во власти правительства неприятельского государства, а не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен. К военнопленным нельзя применять акты насилия, запугивания и оскорбления. Военнопленные имеют право на уважение к их личности и чести.

Информация о работе Лекции по международному праву