Лекции по международному праву

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 15:35, курс лекций

Описание работы

12 тем.

Работа содержит 1 файл

лекции.doc

— 390.50 Кб (Скачать)

   Пролонгация – продление действия договора, осуществляемое до истечения срока. В отличие от пролонгации возобновление договора есть восстановление в действии уже прекращенного договора.

   Каждый  договор имеет территориальную или пространственную сферу действия. Если иное намерение не указано в договоре или не установлено иным образом, то договор обязателен для каждого участника в отношении всей его территории.

   Действие  договоров тесно связано с  проблемой третьих государств или третьих международных организаций, под которыми понимаются такие государства или организации, которые не являются участниками договора. В принципе договор не создает обязательств или прав для третьих государств или международных организаций без их на то согласия (ст. 34 Венских конвенций 1969 и 1986 гг.). Однако имеются и исключения, когда в договорах предусматриваются права и обязанности для третьих государств или третьих международных организаций. Такие субъекты пользуются названным правом, если они соглашаются с этим. Согласие на пользование названным правом будет предполагаться до тех пор, пока не будет доказательств противного (ст. 36 Венских конвенций 1969 и 1986 гг.).

   Принцип нераспространения  действия международного договора на третьи государства (pacta tertiis nес nocent nес prosunt) – один из общепризнанных принципов международного права, являющийся основой права международных договоров. Принцип pacta tertiis nес nocent nес prosunt распространяется и на договоры с участием международных организаций (ст. 34 Венской конвенции 1986 г.).   

   6.Толкование это выяснение действительного смысла и содержания договора. Применение договора невозможно без уяснения действительного содержания его положений применительно к конкретным условиям. Споры о толковании договоров как вид правовых международных споров могут передаваться государствами в Международный Суд ООН.

   Сложились устойчивые принципы толкования международных  договоров. Прежде всего, договор должен толковаться добросовестно. Толковаться  текст договора должен в сочетании  с преамбулой и приложениями, а  также с любым соглашением, относящимся  к договору. При толковании международных договоров пользуются специальными способами. В частности, должны приниматься во внимание особенности языков, на которых составлен договор, исторические особенности его заключения, связь частей договора друг с другом, а также то, что договор, включая преамбулу, составляет единое логическое и юридическое целое. Результаты толкования не должны противоречить основным принципам международного права, нарушать суверенитет государств, вести к бездействию договора или к утрате им смысла. Специальные статьи имеют приоритет над общими постановлениями договора. Важна для толкования договора практика его применения.

   В зависимости от органов, которые  толкуют международный договор, различаются виды толкования. Если толкование осуществляется самими участниками договора, то такое толкование называется аутентичным. Этот вид толкования основывается на соглашении участников и поэтому обладает наивысшей юридической силой. Аутентичное толкование осуществляется в форме обмена нотами, протокола и т.д.

   Наряду с аутентичным толкованием широко используется так называемое международное толкование, которое осуществляется международными органами. В качестве таких органов могут например выступать Международный Суд ООН, различные комиссии и т.д. Существует и так называемое неофициальное толкование. Оно может осуществляться научными коллективами, отдельными учеными, экспертами и т.д. Толкование осуществляется при помощи специальных способов (приемов), к которым относятся грамматическое (словесное), логическое, историческое и систематическое толкования договоров.

   7. Прекращение международного договора означает, что он утратил свою обязательную силу в отношениях между его участниками и перестал порождать для них права и обязанности.

   Вопрос  о времени, условиях и порядке  прекращения договора решается самими договаривающимися сторонами и фиксируются в договоре. Срочные договоры прекращают свое действие по истечении указанного в них срока. Договор может быть прекращен также: а) в связи с исполнением обязательств; б) с согласия всех договаривающихся государств (отмена); в) в связи с заключением нового договора по тем же вопросам и между теми же государствами (замена). Прекращение договора возможно посредством денонсации и аннулирования.

   Все способы прекращения международных  договоров можно разделить на волевые (расторжение) и автоматические. К волевым относятся отмена, денонсация, новация и аннулирование. Договор может быть отменен в любое время по общему соглашению его участников.

   Денонсация  – это отказ государства от договора с предварительным предупреждением других участников, когда такой отказ, его порядок и условия прямо предусмотрены договором. Под денонсацией понимается прекращение государством действия договора на предусмотренных в нем условиях. Таким образом, в основе денонсации тоже лежит соглашение сторон договора.

   Аннулирование – это отказ государства от договора, когда есть тому достаточные, строго определенные нормами международного права основания. Аннулирование, как и денонсация, представляет собой односторонний отказ от договора. При реализации права на денонсацию договора государство, за редким исключением, не обязано объяснять причины выхода из договора. Поскольку обстоятельства, на которые государство может ссылаться, как на основания для аннулирования договора, заранее согласованы и закреплены нормами международного права, государство при выходе посредством аннулирования должно указать эти обстоятельства (причины).

   Венской конвенцией о праве международных  договоров предусмотрены следующие  обстоятельства – основания аннулирования договора: 1) существенное нарушение договора другими участниками; 2) невозможность исполнения договора (уничтожение его объекта); 3) коренное изменение обстоятельств.

   Приостановление означает временный перерыв в действии и применении международного договора. В этот период его участники освобождаются в отношениях между собой от обязательства выполнять договор. В остальном приостановление не влияет на правовые взаимоотношения участников, определенные договором. Встречаются, хотя и редко, так называемые “забытые” или “угасшие” договоры. Формально они не прекращены, а фактически давно не применяются. Однако не исключено, что любая сторона в любой момент может “вспомнить” о них и снова применять.  
 

Тема 6.  ТЕРРИТОРИЯ В  МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ.

  1. Понятие и  виды территории в международном  праве.
  2. Государственная территория.
  3. Государственные границы.
  4. Международные пространства как объекты общего пользования.
  5. Правовой режим Арктики.
 
 

   1. Понятие территории в международном праве подразумевает не только сухопутные пространства (от лат. “terra” — земля, суша, твердь) и их недра, но также и водные и воздушные пространства планеты Земля, космическое пространство, окружающее ее, Луну и другие небесные тела. При этом все перечисленные пространственные сферы имеют существенные различия в их юридическом статусе и режиме пользования. Таким образом, территория - пространство земного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недра, воздушное пространство, космическое пространство и находящиеся в нем небесные тела. Три типа территорий (по основным видам правового режима): – 1) государственная территория (находящаяся под суверенитетом определенной страны); 2) территория с международным режимом (лежащие за пределами государственной территории земные пространства, находящиеся в общем пользовании всех стран в соответствии с МП); 3) территория со смешанным режимом (континентальный шельф, экономическая зона).

   Международная территория — это пространство с международным режимом, на которое не распространяется суверенитет какого-либо государства и которое открыто для использования всеми государствами в соответствии с международно-правовыми нормами. Такой режим имеют открытое море, воздушное пространство над ним, а также над исключительной экономической зоной, дно морей и океанов за пределами национальной юрисдикции, космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, Антарктика и воздушное пространство над ней.

   Территория  со смешанным правовым режимом – континентальный шельф (материковый склон и часть морского дна) и экономическая зона (морская акватория на расстоянии до 200 морских миль) имеют существенные особенности: прибрежные государства наделены суверенными правами по разведке и разработке ресурсов в пределах этих пространств при сохранении за всеми другими государствами свободы судоходства и ряда других прав в соответствии с международными нормами и правилами прибрежных государств. К этим пространствам относятся исключительная экономическая зона и континентальный шельф.

   2. Государственная территория - суша и воды с находящимися под ними недрами и лежащее над сушей и водами воздушное пространство, в пределах которого государство осуществляет верховную власть (суверенитет). Таким образом, верховная власть государства, его территориальное верховенство — отличительная черта государственной территории. В соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 67) территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

   Иногда  применяется термин “условная территория”, к которой относят расположенные вне пределов государственной территории объекты: воздушные, морские, речные суда, космические корабли, станции и другие космические объекты, искусственные острова и сооружения в море, на его дне, в Антарктике, помещения дипломатических и консульских представительств.

   Государственная территория должна использоваться в  соответствии с нормами и принципами международного права и таким образом, чтобы не причинять ущерб другим государствам. Изменение государственной территории также может быть произведено на основе определенно выраженного согласия государств и в соответствии с нормами и принципами международного права. Правовым основанием такого изменения становится межгосударственный договор о передаче определенной части территории или об обмене ее участками. Пространство, на которое распространяется власть государства в ограниченных, четко очерченных пределах, не является государственным. Оно может быть отнесено к территориям, на которые распространяется национальная юрисдикция.

   3. Государственная граница — это линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства). Границы между сопредельными государствами обычно определяются двусторонними договорами между ними и впоследствии принятыми национальными законами.

   В России это Закон “О Государственной  границе Российской Федерации” от 1 апреля 1993 г. с изменениями и  дополнениями. Он характеризует государственную  границу как “пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации”. Государственные границы на суше устанавливаются по линиям рельефа или явно видимым ориентирам. На реках государственные границы обычно проводятся либо по середине главного фарватера или по тальвегу (по линии наибольших глубин), если река судоходная, либо по середине русла, если река несудоходная. На озерах она представляет собой линию, соединяющую выходы сухопутной границы к берегам озера. Линия внешнего предела территориального моря является государственной границей на море. Она устанавливается государством с учетом требований норм международного права (о ширине территориального моря, об определении линии разграничения между смежными или расположенными друг против друга государствами).

   Процесс установления границы включает две  стадии: делимитацию и демаркацию. Делимитация  это определение в договоре общего направления прохождения границы (словесное описание с указанием характерных мест ее прохождения — рек, озер, хребтов и т. д.) и нанесение ее на карту (графическое изображение). Демаркация это обозначение линии границы на “местности посредством установления специальных пограничных знаков. Она осуществляется специально создаваемыми комиссиями из представителей сопредельных государств. При демаркации составляются демаркационные документы: протоколы — описания государственной границы, протоколы пограничных знаков (с характеристикой их положения, формы, размеров, материала, номера и т. д.).

   Режим государственной границы определяется совокупностью международно-правовых и внутригосударственных норм. Международные договоры, касающиеся режима государственной границы Российской Федерации, разнообразны: о прохождении государственной границы, о системе обозначения линии границы, об уточнении ее прохождения на определенных участках, о режиме границы в целом или об отдельных элементах режима, в том числе об уходе за пограничными знаками, об использовании приграничной территории (например, пограничных вод), об охране границы и обеспечении стабильного положения на ней.

   Пограничной зоной Российской Федерации является полоса местности шириной до 5 километров вдоль государственной границы  на суше, морского побережья РФ, российских берегов пограничных рек, озер и иных водоемов, а также острова на указанных водоемах.

Информация о работе Лекции по международному праву