Лекции по международному праву

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2011 в 15:35, курс лекций

Описание работы

12 тем.

Работа содержит 1 файл

лекции.doc

— 390.50 Кб (Скачать)

     1) посольства – представительства высшего уровня, возглавляемые чрезвычайным и полномочным послом; к ним приравниваются представительства Ватикана – нунциатуры, а также представительства, которыми обмениваются государства Британского Содружества;

     2) миссии – представительства, возглавляемые чрезвычайными и полномочными посланниками;

     3) иные официальные представительства, имеющие специфический статус (например, представительство Российской Федерации по поддержанию контактов с Ватиканом и соответствующее представительство Ватикана в России).

     Структура дипломатических  представительств – состав и характер дипломатических представительств; в разных странах различна и определяется собственными традициями и спецификой отношений со страной пребывания. Все дипломатические представительства, независимо от вида, имеют официальный правовой статус, одни и те же привилегии и иммунитеты. Персонал дипломатических представительств – дипломатический, административно-технический, обслуживающий.

       Функции дипломатического  представительства состоят в следующем:

     а) представительство аккредитующего государства в государстве пребывания;

     б) защита в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом;

     в) ведение переговоров с правительством государства пребывания;

     г) выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве  пребывания и сообщение о них  правительству аккредитующего государства;

     д) поощрение дружественных отношений  между аккредитующим государством и государством пребывания и развития их взаимоотношений в области  экономики, культуры, науки (ст. 3 Венской  конвенции).

     4. Привилегии (преимущества  и иммунитеты) – совокупность основных прав, характеризующих невосприимчивость к юрисдикции; представляются как зарубежным органам внешних сношений, так и их главам и сотрудникам. В соответствии со ст. 22 Венской конвенции о дипломатических сношениях помещения представительства неприкосновенны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения без согласия главы представительства. Как сами помещения, так и находящееся в них имущество, а также средства передвижения не могут подвергаться обыску, реквизиции, аресту и исполнительным действиям. Неприкосновенны архивы, документы, официальная корреспонденция представительства.

     В отношении помещений представительства  – как собственных, так и наемных  – предусмотрено освобождение от налогов, сборов и пошлин, кроме тех, которые представляют собой плату  за конкретные виды обслуживания. Представительству  и его главе принадлежит право  пользоваться флагом и эмблемой своего государства на принадлежащих им помещениях и средствах передвижения.

     Конвенция содержит общие для всех дипломатических  агентов, включая главу дипломатического представительства, нормы относительно привилегий и иммунитетов. Прежде всего, зафиксирована неприкосновенность личности, исключающая арест или задержание в какой бы то ни было форме. В данной ситуации даже судебное решение не может быть основанием ареста, заключения под стражу или содержания под стражей. Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу и достоинство. Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной и административной юрисдикции за исключением: a) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только дипломат не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства; б) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломат выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства; в) исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатом в государстве пребывания за пределами официальных функций.

     Дипломатический агент не обязан давать показания  в качестве свидетеля. Предусмотрено  освобождение дипломатов от всех налогов, сборов и пошлин, за исключением косвенных налогов, включаемых в цену товара или обслуживания, сборов за конкретные виды обслуживания, налогов на наследство и частное недвижимое имущество, регистрационных, судебных пошлин и т. п.

     Ввозимые  в страну предметы, предназначенные для личного пользования дипломата или членов его семьи, освобождаются от таможенных пошлин. Личный багаж дипломата освобождается от таможенного досмотра, если нет оснований предполагать, что в нем содержатся предметы, ввоз или вывоз которых запрещен. Совершение дипломатическим агентом серьезного правонарушения может стать основанием для объявления его нежелательным лицом (persona non grata). В таком случае аккредитующее государство должно отозвать такое лицо.

     5. Институт консульства возник задолго до появления постоянных посольств. Как и все институты современного международного права, он развивался в тесной связи с изменениями, происходившими в государствах, с расширением международных отношений. Консульское право – совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих деятельность консульских учреждений и членов их персонала и определяющих их статус, функции, права и обязанности. Нормы, касающиеся консульских привилегий и иммунитетов, содержатся в Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., в двусторонних консульских конвенциях.

     Предусмотрены четыре вида консульских учреждений: генеральные консульства, консульства, вице-консульства, консульские агентства. Консулы, как правило, назначаются ведомством иностранных дел с уведомлением страны пребывания. При этом назначаемому консулу выдается специальное удостоверение о его полномочиях – консульский патент. Консульский патент выдается главой государства, главой правительства или министром иностранных дел представляемого государства. В Российской Федерации выдача консульского патента производится МИД РФ. Страна, принимающая консула, выдает ему специальное разрешение на исполнение обязанностей консула – консульскую экзекватуру. С момента ее получения начинается деятельность консула.

     Консульские функции условно можно разделить  на две категории. К первой относятся  защита интересов представляемого  государства, его граждан и юридических  лиц; содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между  государствами; выяснение всеми законными путями условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них своему правительству. Вторая категория охватывает собственно консульские вопросы: выдачу паспортов гражданам представляемого государства и виз (иных документов) лицам, выезжающим в представляемое государство; оказание помощи и содействия гражданам и организациям представляемого государства, обеспечение надлежащего представительства своих граждан в судебных и иных учреждениях государства пребывания; оказание помощи судам и самолетам, зарегистрированным в представляемом государстве, и их экипажам; выполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов гражданского состояния и некоторых функций административного характера.

     6. Помещения, занимаемые консульскими учреждениями, включая резиденцию их главы, пользуются неприкосновенностью. Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 31 Венской конвенции о консульских сношениях власти государства пребывания могут вступать в помещения представительства “в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты”. Архивы, документы и официальная переписка консульского учреждения неприкосновенны.

     Связь консульского учреждения со своим правительством и дипломатическим представительством своей страны на территории государства пребывания осуществляется на тех же условиях и теми же средствами, что и дипломатического представительства. Консульское учреждение на основе освобождается взаимности от всех общегосударственных и местных налогов и сборов. Консульскому учреждению разрешается ввоз с освобождением от таможенных пошлин предметов, предназначенных для служебного пользования, включая транспортные средства. На помещении консульского учреждения вывешивается флаг и устанавливается эмблема представляемого государства.

     Вопрос  о характере иммунитетов главы  консульства и других консульских  должностных лиц решается не единообразно. Широкое распространение получили нормы, предусматривающие ограниченное (функциональное) освобождение указанных  лиц от юрисдикции государства пребывания: они не подлежат юрисдикции в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций, т. е. в том, что касается служебной деятельности. Консульские должностные лица, включая главу консульского представительства, могут быть приглашены для дачи свидетельских показаний, кроме показаний по вопросам, связанным с выполнением ими служебных функций. Однако в случае отказа к ним не могут применяться меры принуждения или наказания. В ряде двусторонних консульских конвенций этот вопрос решен таким же образом, как в Венской конвенции о дипломатических сношениях.

     В широком смысле работу консула часто  относят к работе дипломата, но формально  в состав дипломатического корпуса консул не входит, он не может без особых полномочий заключать международные договоры. Большая часть государств отрицает за консулом дипломатический статус. Однако на практике консульские и дипломатические функции нередко совмещаются, в последнее время многие государства по существу приравнивают иммунитет консула  к дипломатическому.

Тема 12. МЕЖДУНАРОДНОЕ  МОРСКОЕ ПРАВО.

  1. Понятие и  источники международного морского права.
  2. Режим внутренних морских вод.
  3. Режим территориальных вод.
  4. Континентальный шельф и исключительная экономическая зона.
  5. Прилежащая зона.
  6. Открытое море.
 

     1. Международное морское право – это совокупность норм, определяющих правовой статус морских пространств и регулирующих межгосударственные отношения в связи с их исследованием и использованием.

     В течение ряда десятилетий к основным источникам морского права относились Женевские конвенции по морскому праву 1958 г. – о территориальном море и принадлежащей зоне, о континентальном шельфе, об открытом море, о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря. Новейшим комплексным актом является Конвенция ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г., которая подписана более чем 150 государствами и вступила в силу 16 ноября 1994 г. Существенное  значение имеют также договоры по специальным вопросам сотрудничества: Конвенция о международных правилах предупреждения столкновения судов в море 1972 г.; Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г.; Международная конвенция по поиску и спасению на море 1979 г.; ряд конвенций о борьбе с загрязнением морской среды – относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 г., по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г. и др.

     Следует отметить вклад в разработку ряда международных договоров по морскому праву Международной морской организации (ИМО).

     Государства заключают также локальные многосторонние и двусторонние договоры по различным  вопросам морской деятельности. К  ним относятся: Конвенция о рыболовстве  и сохранении живых ресурсов в  Балтийском море и Бельтах 1973 г., Конвенция  о защите Черного моря от загрязнения 1992 г., Конвенция о сохранении запасов анадромных видов в северной части Тихого океана 1992 г., Конвенция о сохранении ресурсов минтая и управлении ими в центральной части Берингова моря 1994 г., Меморандум о мерах по более эффективному и успешному развитию сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии в области поиска и спасания на море 1993 г.; многочисленные соглашения о морском торговом судоходстве; соглашения о континентальном шельфе и др. 

     К таким актам относятся Закон  РФ “О Государственной границе Российской Федерации”, Водный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон “О континентальном шельфе Российской Федерации” и ряд других.

     2. Внутренние морские  воды представляют собой водное пространство, расположенное между береговой линией и теми исходными линиями, от которых отсчитывается ширина территориального моря. Внутренние морские воды являются частью территории государства и на них распространяется его суверенитет.

     Правовой  режим внутренних морских вод представляет собой совокупность правил захода во внутренние воды и порты, пребывания в них и выхода из них.

Информация о работе Лекции по международному праву