Международное космическое право

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 07:45, реферат

Описание работы

С самого начала космической деятельности оказалось, что любой из ее видов может затрагивать интересы одного или нескольких иностранных государств, а большинство видов космической деятельности затрагивают интересы всего международного сообщества. Это повлекло необходимость, во-первых, разделить понятия “правомерная космическая деятельность” и “противоправная космическая деятельность” и, во-вторых, установить определенный порядок осуществления допустимой с точки зрения международного общения космической деятельности.

Работа содержит 1 файл

МП.doc

— 285.50 Кб (Скачать)

Ряд положений  Договора по космосу вытекает из принципа сотрудничества и детализирует его. К числу таких положений можно отнести, например, обязанности учитывать соответствующие интересы всех других государств при осуществлении деятельности в космосе (ст. IX); не создавать потенциально вредных помех деятельности других государств (ст. IX); оказывать возможную помощь космонавтам других государств (ст. V); на равных основаниях рассматривать просьбы государств о предоставлении им возможности для наблюдения за полетом космических объектов (ст. X); информировать все страны о характере, ходе, месте и результатах своей деятельности в космическом пространстве (ст. XI) и некоторые другие положения. 

Как и в других областях международных отношений, принцип сотрудничества в космическом  праве должен трактоваться прежде всего как обязанность государств сотрудничать друг с другом в деле поддержания международного мира и безопасности при освоении космического пространства. В остальном этот принцип предполагает лишь обязанность максимально благоприятствовать и содействовать развитию широких контактов и проведению совместных работ по изучению и использованию космоса в мирных целях. 

Что касается конкретных прав и обязанностей в области  научно-технического сотрудничества по исследованию и использованию космоса, то они могут вытекать только из договоров, специально заключенных  с этой целью государствами и  международными межправительственными организациями. Исходя из своих потребностей, интересов и возможностей, государства путем взаимного согласования и договоренностей, закрепляемых в международных договорах, определяют характер и степень своего участия в тех или иных международных проектах и программах освоения космоса. В этих договорах принцип сотрудничества конкретизируется и наполняется реальным содержанием. 

Сотрудничество  государств в освоении космоса в  рамках ООН 

Организация Объединенных Нации приступила к рассмотрению вопросов исследования и использования космического пространства в мирных целях вскоре после запуска первого искусственного спутника Земли. Идея использования ООН для развития международного сотрудничества в освоении космоса содержалась в предложении Советского правительства от 15 марта 1958 г. (док. ООН А/3818). 

ООН, выступающая  в качестве центра согласования действий государств в достижении общих целей, одной из которых является освоение космоса, выполняет возложенные  на нее функции через свои главные  и вспомогательные органы. 

Генеральная Ассамблея  ООН. Ведущая роль в развитии сотрудничества государств в исследовании и использовании  космического пространства принадлежит  Генеральной Ассамблее ООН. Начиная  с 1958 года Генеральная Ассамблея  постоянно рассматривает как политико-правовые, так и научно-технические проблемы освоения космоса, однако наиболее значительные успехи достигнуты ею именно в области правового регламентирования космической деятельности. Генеральную Ассамблею по праву считают центром международного сотрудничества государств в области разработки норм международного космического права. 

Принятие первых резолюций по космосу. Декларации правовых принципов космической деятельности, Договора по космосу, Соглашения о спасании, Конвенции об ответственности, Конвенции о регистрации, Соглашения о Луне, Принципов использования государствами искусственных спутников Земли для целей непосредственного телевизионного вещания — вот лишь несколько этапов деятельности Генеральной Ассамблеи в области правового регулирования освоения космоса. 

Решающая роль Генеральной Ассамблеи в формировании и развитии международного космического права проявляется в следующем: 

•            создание Комитета ООН по использованию  космического пространства в мирных целях (Комитет ООН по космосу); 

•            формулирование задач по изучению и  разработке правовых проблем освоения космического пространства; 

•            принятие рекомендаций в адрес специализированных учреждений ООН и Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ); 

•            одобрение рекомендаций Комитета ООН по космосу относительно вопросов правовой регламентации космической деятельности государств; 

•            одобрение проектов соглашений по космосу, разработанных в рамках Комитета ООН по космосу; 

•            разработка проектов отдельных статей этих соглашений непосредственно на сессиях Генеральной Ассамблеи (в Первом комитете); 

•            призыв к подписанию всеми государствами  одобренных Генеральной Ассамблеей соглашений по космосу; 

•            участие абсолютного большинства государств в рассмотрении вопросов освоения космоса на сессиях Генеральной Ассамблеи. 

Комитет по использованию  космического пространства мирных целях. В предложении Советского правительства  от 15 марта 1958 г. содержалась идея создания органа ООН по международному сотрудничеству в области изучения космического пространства. Однако из-за позиции США, стремившихся обеспечить себе в нем преимущественное положение, этот орган смог начать свою нормальную деятельность только в 1961 году. 

Резолюции 1472 (XIV) и 1721 (XVI) Генеральной Ассамблеи ООН  определили состав и основные направления  деятельности Комитета ООН по космосу, являющегося вспомогательным органом  Генеральной Ассамблеи ООН. В  соответствии с этими резолюциями  комитету поручено заниматься как научно-техническими, так и правовыми вопросами исследования и использования космического пространства и выполнять роль центрального координирующего органа в области международного сотрудничества в освоении космоса. 

Резолюция 1472 (XIV) предусматривала создание комитета в составе 24 государств. В 1984 году членами комитета являлись уже 53 страны, представляющие различные социально-политические системы и географические районы. 

На сессии Комитета ООН по космосу в 1962 году в качестве процедурной основы деятельности комитета и его органов был утвержден важнейший принцип, согласно которому все решения в рамках комитета и его органов принимаются только с согласия всех его членов без проведения голосования (методом консенсуса).  

Комитет ООН  по космосу состоит из двух подкомитетов полного состава—Юридического и Научно-технического, созданных в 1962 году. По мере необходимости комитет может учреждать рабочие группы для изучения той или иной проблемы. Например, в рамках комитета образовывались рабочие группы по навигационным спутникам, по спутникам непосредственного телевизионного вещания, по дистанционному зондированию Земли с помощью спутников и др. 

В Юридическом  подкомитете Комитета ООН по космосу  осуществляется основная деятельность по разработке проектов многосторонних международных соглашений, регулирующих деятельность по исследованию и использованию космического пространства. Именно в Юридическом подкомитете сконцентрированы основные усилия по согласованию позиций государств и достижению взаимоприемлемых решений. Фактически подкомитет является центральным рабочим органом по разработке принципов и норм международного космического права. 

Успехи Комитета ООН по космосу в научно-техническом  сотрудничестве менее значительны, чем в правовой области, однако и в этой сфере достигнуты определенные результаты. В настоящее время деятельность Научно-технического подкомитета осуществляется по следующим основным направлениям: обмен информацией о космических исследованиях, координация космической деятельности в рамках ООН, технические аспекты дистанционного зондирования Земли из космоса, подготовка кадров, особенно в развивающихся странах, использование космических транспортных систем и др. 

Правовое положение  Комитета ООН по космосу и его  практическая деятельность свидетельствуют о том, что комитет представляет собой единственный межправительственный орган, который специально занимается проблемами, связанными с исследованием космического пространства. Ему принадлежит ведущая роль в научно-технической и правовой регламентации деятельности государств по исследованию космического пространства. Он призван быть центром для международного сотрудничества при исследовании и использовании космического пространства в мирных целях. 

Секретариат ООН. По мере расширения деятельности Организации Объединенных Наций в области исследования и использования космического пространства в рамках Секретариата ООН выделилось несколько подразделений для оказания административной, правовой и технической помощи Генеральному секретарю ООН, Комитету ООН по космосу и другим органам. Среди таких подразделений можно выделить Отдел по вопросам космического пространства Департамента по политическим вопросам и делам Совета Безопасности, специальную группу Юридического департамента, Отдел по науке и технике и Отдел ресурсов и транспорта Департамента по экономическим и социальным вопросам, эксперта ООН по применению космической техники в Отделе по вопросам космического пространства и др. 

Генеральный секретарь  ООН. Все разработанные в рамках Организации Объединенных Наций соглашения по космосу наделяют Генерального секретаря ООН достаточно широким кругом полномочий в области координации сотрудничества в освоении космоса. Так, на Генерального секретаря возложены сбор и распространение информации о космической деятельности государств (ст. XI Договора по космосу); ведение реестра, содержащего сведения о запускаемых космических объектах, и обеспечение к нему открытого доступа (ст. II, III, V, VI Конвенции о регистрации); сбор и распространение данных о явлениях, представляющих опасность для жизни и здоровья космонавтов (ст. V Договора по космосу), и действиях государств по спасанию и оказанию помощи космонавтам в случае аварии, бедствия, вынужденной или непреднамеренной посадки (ст. 1, 2, 3, 5 Соглашения о спасании); назначение, в случае необходимости, председателя комиссии по рассмотрению претензий по Конвенции об ответственности (ст. XVI, XIX) и др. Генеральный секретарь является также депозитарием Конвенции о регистрации и Соглашения о Луне. 

Специализированные учреждения ООН. Многие специализированные учреждения ООН играют важную роль в развитии международного сотрудничества государств в освоении космоса. Специализированные учреждения ООН способствуют координации деятельности государств в специальных областях, определенных в Уставе ООН и их учредительных актах, которые представляют международный интерес и не затрагивают проблем общего политического и правового характера. 

Наибольший вклад  в организацию сотрудничества государств в исследовании и использовании космического пространства вносят такие специализированные учреждения, как Международный союз электросвязи (МСЭ), Всемирная метеорологическая организация (ВМО), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Международная морская организация (ИМО), Международная организация труда (МОТ). 

Так, МСЭ осуществляет разработку регламентов, распределяющих диапазоны радиочастот для космической связи, изучение возможностей включения космических систем в мировую систему электросвязи, исследование экономических аспектов космической связи, обмен информацией об использовании спутников в целях дальней связи и т. д. 

Проблемами сотрудничества государств в области применения искусственных спутников в метеорологии занимается ВМО. Она одобрила идею создания всемирной службы погоды и в последнее  время уделяет особое внимание изучению возможности использования спутников для глобального сбора метеорологических данных. 

Основная задача ЮНЕСКО в области космоса состоит  в исследовании проблем применения космической связи в целях  повышения образовательного уровня, распространения информации, социального развития и расширения культурного обмена. 

ВОЗ способствует сотрудничеству государств в области  космической медицины и использования  результатов медико-биологических  экспериментов в космосе в  интересах земной медицины. 

Вопросы создания систем навигационных спутников рассматриваются в рамках ИМО и ИКАО. 

Большое значение для развития международного сотрудничества в освоении космоса имеют конференции  ООН по исследованию и использованию  космического пространства в мирных целях. 

В работе конференций принимало участие большинство государств — членов ООН. Так, во II конференции по космосу участвовали представители 94 государств и нескольких десятков международных организаций. 

Задачи конференций  заключались в анализе состояния, определении перспектив и путей совершенствования сотрудничества в освоении космоса и использовании достижений космической науки и техники в интересах прогресса всего человечества с учетом особых нужд развивающихся стран. 

Информация о работе Международное космическое право