Понятие международного права, его предмет и особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 10:23, контрольная работа

Описание работы

Международное право - это система юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и определяющих их взаимные права и обязанности сверх пределов действия национального законодательства.
Система международного права представляет собой комплекс юридических норм, характеризующийся принципиальным единством и одновременно упорядоченным подразделением на относительно самостоятельные части.
В зависимости от содержания, целевого назначения и характера изложения нормы международного права подразделяются на:
- нормы-принципы. К таковым относятся семь основных принципов, закрепленных в ст. 2 Устава ООН.
- нормы-определения.

Работа содержит 1 файл

КМП.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

"МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

имени О.Е. КУТАФИНА"

Магаданский филиал

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

Дисциплина: Международное право

Тема: "Понятие международного права, его предмет и особенности"

 

 

Выполнил:

Студент 3 курса 34 группы

Отделения целевой подготовки

Бережной Иван Сергеевич

Проверил (а):

 

 

Дата сдачи:

Дата рецензии:

Результат рецензирования:

 

 

 

 

 

Москва – 2012

 

 


Оглавление:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Международное  право как самостоятельная система  юридических принципов и норм, обязательных для участников  международных

отношений

Международное право - это  система юридических принципов  и норм, регулирующих отношения между государствами и определяющих их взаимные права и обязанности сверх пределов действия национального законодательства.

Система международного права представляет собой комплекс  юридических норм, характеризующийся принципиальным единством и одновременно упорядоченным подразделением на относительно самостоятельные части.

В зависимости от содержания, целевого назначения и  характера  изложения нормы международного права  подразделяются на:

- нормы-принципы. К таковым относятся семь основных принципов, закрепленных в ст. 2 Устава ООН.

- нормы-определения. Они содержатся в различных статьях международного договора или составляют отдельный раздел договора.

- нормы-цели, закрепляют цели, и задачи, на достижение которых должна быть направлена деятельность субъектов международного права1.

По кругу участников, на которых распространяются, нормы международного права делятся на многосторонние и двусторонние. Так, например, Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 года содержит многосторонние нормы, а Договор между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 1987 года – двусторонние нормы.

По функциональной направленности нормы международного права можно разделить на универсальные и локальные.

Универсальные нормы  связаны с общечеловеческими  интересами и всегда многосторонни. Они должны быть приняты большинством государств. Универсальные нормы  международного права содержаться  в Уставе ООН.

Локальные нормы регулируют отношения, тесно связанные с интересами государств, создающих эти нормы. Это могут быть и два государства (например, Договор между РФ и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ –2) 1993 год) и группа государств, как правило, одного географического региона (например, договоры, заключаемые государствами-участниками ЕС, АТЭС). Поэтому локальные нормы могут быть как двусторонними, так и многосторонними.

В теории нормы международного права также делятся на диспозитивные и императивные.

Императивные  нормы - это нормы, от которых субъекты международного права не могут отступать даже по взаимному соглашению. Если международный договор противоречит императивным нормам международного права, то он юридически ничтожен.

К императивным нормам международного права относят основные принципы международного права, специальные (отраслевые) принципы (например, принцип свободы открытого моря, принцип неотъемлемого суверенитета государств над своими природными богатствами и ресурсами и т.д.) и некоторые другие нормы (например, нормы о дипломатических привилегиях и иммунитетах).

Диспозитивными являются такие нормы, от которых государства могут отступать по взаимному соглашению. Они являются обязательными, однако заинтересованные государства могут заключать договоры, устанавливающие иные нормы, действовать в соответствии с ними и такое поведение будет правомерным, если не наносит ущерб интересам других государств.

Сложившийся комплекс основных принципов международного права объединил, организовал и соподчинил ранее разрозненные группы норм.

Международное право  развивается на единых для всех стран  началах – основных принципах. Принципы международного права – это наиболее важные нормы международного права, имеющие обязательный характер для всех субъектов международного права, которые обязаны одинаково и неукоснительно применять каждый из принципов.

Основными источниками  принципов международного права  являются Устав ООН, Декларация о  принципах международного права 1970 года и Хельсинкский заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года.

В Уставе ООН сформулированы семь основных принципов международного права:

1) неприменения силы или угрозы силой;

2) мирного разрешения международных споров;

3) невмешательства во внутренние дела;

4) сотрудничества государств;

5) равноправия и самоопределения народов;

6) суверенного равенства государств;

7) добросовестного выполнения международных обязательств.

Принцип неприменения силы и угрозы силой в соответствии с Уставом ООН означает, что все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций. Впоследствии он был конкретизирован в документах, принятых в форме резолюций ООН, в том числе в Декларации о принципах международного права 1970 года, Определении агрессии 1974 года, Заключительном акте СБСЕ 1975 года, Декларации об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 года. Обязанность неприменения силы распространяется на все государства, а не только на государства-члены ООН.

Принцип разрешения международных споров мирными средствами предполагает, что каждое государство разрешает свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность. Поэтому государства должны стремиться к скорейшему и справедливому разрешению своих международных споров путем переговоров, расследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору, включая добрые услуги.

В поисках такого урегулирования стороны должны согласовывать мирные средства, которые соответствовали  бы обстоятельствам и характеру  спора. В случае если стороны не достигнут  разрешения спора одним из вышеупомянутых мирных средств, они обязаны стремиться к урегулированию спора с помощью других согласованных между ними мирных средств. Данный принцип конкретизирован в Декларации о принципах международного права 1970 года и Заключительном акте СБСЕ.

Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств означает, что ни одно государство или группа государств не имеет права вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела другого государства. Вследствие этого вооруженная и все другие формы вмешательства или различные угрозы, направленные против правосубъектности государства или его политических, экономических и культурных основ, являются нарушением международного права.

Ни одно государство  не может ни применять, ни поощрять применение экономических, политических или любых иных мер с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных прав и получения от него каких бы то ни было преимуществ. Ни одно государство не должно также организовывать, помогать, разжигать, финансировать, поощрять или допускать вооруженную, подрывную или террористическую деятельность, направленную на изменение строя другого государства путем насилия, а также вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве.

Однако из этого принципа есть исключение. Допускается вмешательство  во внутренние дела государства в  случаях угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии по отношению к  государствам – нарушителям международного права принудительных мер на основании главы VII Устава ООН.

Принцип обязанности сотрудничества обязывает государства сотрудничать друг с другом, независимо от особенностей их политических, экономических и социальных систем. В соответствии с Уставом ООН государства обязаны "осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера", а также обязаны "поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры".

Данный принцип также был зафиксирован в уставах многих международных организаций, в международных договорах, многочисленных резолюциях и декларациях.

Принцип равноправия и самоопределения народов подразумевает безусловное уважение права каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития. В Уставе ООН указано, что эта организация призвана развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира. В силу этого принципа все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право.

Данный принцип неоднократно получал свое подтверждение в  документах ООН — в Декларации о предоставлении независимости  колониальным странам и народам 1960 года, Пактах о правах человека 1966 года, Декларации о принципах международного права 1970 года. В Декларации принципов Заключительного акта ОБСЕ особо подчеркнуто право народов распоряжаться своей судьбой.

Принцип суверенного равенства государств следует из положения Устава ООН о том, что организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов. Исходя из этого все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера.

Каждое государство обязано  уважать суверенитет других участников системы, то есть их право в пределах собственной территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику.

Принцип добросовестного  выполнения обязательств по международному праву, в отличие от других принципов, заключает в себе источник юридической силы международного права. Содержание этого принципа в том, что каждое государство должно добросовестно выполнять обязательства, принятые им в соответствии с Уставом ООН, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права, а также из действительных международных договоров. При этом обязательства по Уставу ООН имеют преимущественную силу перед любыми другими обязательствами.

Данный принцип возник в форме международно-правового  обычая pacta sunt servanda (договоры должны соблюдаться)  на ранних стадиях развития государственности, а в настоящее время находит отражение в многочисленных двусторонних и многосторонних международных соглашениях.

В Хельсинском заключительном акте от 1 августа 1975 года к вышеназванным принципам было добавлено еще три:

1) нерушимости государственных границ;

2) территориальной целостности государств;

3) всеобщего уважения прав человека.

Принцип нерушимости  государственных границ означает, что каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения международных границ другого государства или в качестве средства разрешения международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов, касающихся государственных границ. Содержание принципа нерушимости границ включает:

а) признание существующих границ в качестве юридически установленных;

б) отказ от каких-либо территориальных притязаний в настоящем и будущем;

в) отказ от любых иных посягательств на государственные границы.

Принцип нерушимости  государственных границ впервые был включен в качестве самостоятельного в заключительном акте СБСЕ. Позднее принцип нерушимости границ был также закреплен в Декларации принципов, регулирующих отношения между государствами-членами СВМДА от 14 сентября 1999 года. Принцип нерушимости границ также закреплен среди прочих в Уставе СНГ 1993 года.

Принцип территориальной  целостности государств предполагает, что территория – это главная историческая ценность и высшее материальное достояние любого государства. В ее пределах сосредоточены все материальные ресурсы жизни людей, организация их общественной жизни. Поэтому международное право закрепляет особо уважительное отношение к территории и покровительствует обеспечению территориальной целостности государств.

Информация о работе Понятие международного права, его предмет и особенности