Радиоактивные вещества в условиях развития современного общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Радиоактивных веществ токсичность, вредное воздействие химических веществ вследствие содержания в них в различных концентрациях радиоактивных элементов. Под воздействием ионизирующего излучения, испускаемого этими элементами, происходят изменения в жизнедеятельности и структуре живых организмов. Радиоактивные вещества загрязняют окружающее пространство, оборудование, рабочие помещения и воздух в них.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Понятие и сущность……………………………………………………………………..4
1.1 История развития радиоактивных веществ………………………………………..4
1.2 Сущность и основные признаки……………………………………………………6
1.2.1 Радиоактивные вещества и материалы……………………………………….6
1.3 Радиоактивные отходы………………………………………………………………7
1.3.1 Источники возникновения…………………………………………………..7
1.3.2 Классификация……………………………………………………………….8
1.3.3 Хранение……………………………………………………………………...9
1.4 Терроризм………………………………………………………………..………….11
1.5 Чернобыльская АЭС……………………………………………………..…………14
1.5.1 Авария и ее причины……………………………………………..…………..14
1.5.2 Последствия аварии……………………………………………..……………19
1.5.3 Влияние на здоровье людей…………………………………….……………20
1.5.4 Дальнейшая судьба станции…………………………………….…………...23
1.6 угроза экологии земли……………………………………………….…………….24
2. Радиоактивные вещества в условиях развития современного общества………….27
2.1 Роль нормативно-правовых документов по радиоактивным веществам…..…27
2.2 Основные международные организации, связанные с радиоактивными веществами………………………………………………………………………….27
2.2.1 МАГАТЭ. Создание и цели…………………………………………….….28
2.2.2 Состав и организационная структура……………………………….……29
2.3 Международная комиссия по радиационной защите (МКРЗ)…………..………30
2.4 Позиция Российской Федерации и Республики Беларусь по вопросам радиоактивных веществ……………………………………………………………31
Заключение…………………………………………………………………………….……33
Список использованных источников……………………………………………………..34
Приложение 1……………………………………………………………………………….35
Приложение 2……………………………………………………………………………….38
Приложение 3…………………………

Работа содержит 1 файл

Курсач.docx

— 115.57 Кб (Скачать)

     МАГАТЭ  создано в 1957 в соответствии с  решением ООН от 4 декабря 1954, входит в систему ООН, с которой связано  специальным соглашением; ежегодно представляет доклад о своей деятельности Генеральной Ассамблее ООН и при необходимости — Совету Безопасности ООН.

     Устав МАГАТЭ был утверждён на учредительной  конференции в Нью-Йорке 26 октября 1956 года и вступил в силу 29 июля 1957.

     МАГАТЭ  созывает международные научные  форумы для обсуждения вопросов развития атомной энергетики, направляет в  различные страны специалистов для  помощи в исследовательской работе, оказывает посреднические межгосударственные услуги по передаче ядерного оборудования и материалов, исполняет контрольные  функции и, в частности, наблюдает  за тем, чтобы помощь, предоставляемая  непосредственно агентством или  при его содействии, не была использована для каких-либо военных целей. Большое  внимание в деятельности МАГАТЭ уделяется  вопросам обеспечения безопасности ядерной энергетики, особенно после  аварии на Чернобыльской АЭС в 1986.

     МАГАТЭ  представляет базу новейших статистических данных по незаконному обороту радиоактивных  веществ и ядерных материалов

     22 августа 2006 года - Согласно новейшим  статистическим сведениям, которые  содержатся в недавно обнародованной  Базе данных по нелегальному  обороту радиоактивных материалов (БДРМ) Международного агентства  по атомной энергии (МАГАТЭ), в  2005 году было зафиксировано 103 подтвержденных случая нелегального  оборота и другой незаконной  деятельности, касающейся ядерных  и радиоактивных материалов.

     Целью БДРМ является учет широкого спектра  различных инцидентов, начиная с  незаконного владения, попыток сбыта  и контрабанды и заканчивая нелегальной  утилизацией и обнаружением утерянных  источников радиации.

     Восемнадцать  подтвержденных случаев незаконного  оборота в 2005 году касались ядерных  материалов; 76 случаев – радиоактивных  материалов, главным образом, источников радиации; в двух случаях речь шла  как о ядерных, так и о радиоактивных  материалах, а еще семь случаев  касались радиационно зараженных материалов.

     Кроме этого, поступили сообщения еще  о 57 инцидентах, имевших место в  предыдущие годы. Они касаются незаконного  оборота и других видов неразрешенной  деятельности, которые произошли  ранее, главным образом в 2004 году.

     Два заявленных случая в 2005 году касались небольшого количества высокообогащенного урана (ВОУ), который является расщепляющимся материалом. Было заявлено о потере в Нью-Джерси (США) пакета, в котором  содержалось 3,3 грамма ВОУ. Второй инцидент произошел в Фукуи (Япония), где  на атомной электростанции пропал детектор нейтронного потока, в котором  содержится 0,017 грамм ВОУ.

     “С  точки зрения угрозы терроризма, эти  случаи не вызвают обеспокоенности, однако они демонстрируют уязвимость систем безопасности на объектах, где  ведется работа с ВОУ”, -- говорится  на страницах новейшего доклада, подготовленного по результатам  БДРМ. Фактически, большинство случаев  незаконного оборота ядерных  и радиоактивных материалов, зарегистрированных в 2005 году, не содержит в себе признаков  преступной деятельности.

     БДРМ  позволяет облегчить обмен достоверной  информацией по случаям незаконного  оборота ядерных и радиоактивных  материалов. Информацию в Базу данных МАГАТЭ предоставляет 91 страна.

     В то же время существует мнение (высказываемое  в первую очередь американским руководством), что МАГАТЭ, в связи с расширением  географии исследований в области  создания ядерного оружия, произошедшим в 1990-е гг., следовало бы проявлять  большую активность при проведении инспекций и расследований предполагаемых нарушений ДНЯО. Указывается, что  организационная структура МАГАТЭ не претерпела необходимых изменений  для того, чтобы соответствовать  новым требованиям.

     Выступая 11 февраля 2004 в Национальном университете обороны, президент США Джордж Буш  заявил: «Ни одно государство, в отношении  которого проводится расследование  по поводу нарушений в сфере нераспространения  ядерного оружия, не должно быть представлено в Совете управляющих МАГАТЭ —  или в новом специальном комитете. Кроме того, уже существующее представительство  любого государства в Совете управляющих  должно быть приостановлено, если в  отношении этого государства  начинается расследование. От соблюдения этого простого принципа зависит  принципиальность и успех миссии МАГАТЭ. Тем, кто активно нарушает правила, не следует поручать контроль за их соблюдением.» [1]

     Наблюдатели полагают, что тем самым президент  США имел в виду скандальное дело руководителя проекта создания пакистанской ядерной бомбы Абдул Кадыр  Хана (Abdul Qadeer Khan), за которым последовали  требования провести расследование  МАГАТЭ в отношении Пакистана  — государства, представленного  в Совете управляющих организаций. 

     2.2.2 Состав и организационная структура

     Важнейшее направление деятельности МАГАТЭ —  обеспечение нераспространения  ядерного оружия. По Договору о нераспространении  ядерного оружия (ДНЯО) на МАГАТЭ возложена  проверка выполнения обязательств его  участников. Контрольные функции  Агентства — так называемые гарантии МАГАТЭ — имеют цель не допустить  в странах, не обладающих ядерным  оружием, переключения атомной энергии  с мирного применения на создание ядерного оружия.

     С заключением ДНЯО его участники, не обладающие ядерным оружием, обязались  заключить с Агентством соглашения, которые предусматривают осуществление  контроля МАГАТЭ в отношении всей их мирной ядерной деятельности.

     Департамент гарантий, созданный в рамках Секретариата МАГАТЭ, обеспечивает контроль за ядерными установками и материалами путём  изучения соответствующих учётных  документов, проверки работы операторов на ядерных установках, проведения выборочных измерений в «ключевых  точках» установок. В этих целях  широко практикуется направление инспекторов  на места.

     Генеральные директоры МАГАТЭ:

     Стерлинг  Коул (7 октября 1957 — 6 октября 1961)

       Сигвард Эклунд (6 октября 1961 —  30 ноября 1981)

       Ханс Бликс (1 декабря 1981 — 30 ноября 1997)

       Мохаммед аль-Барадеи (1 декабря  1997 — 30 ноября 2009)

       Юкио Амано (с 1 декабря 2009)

     Мохаммед  аль-Барадеи (Mohamed ElBaradei) — профессиональный дипломат из Египта. Аль-Барадеи заступил на этот пост в 1997 и был переизбран дважды — в 2001 и 2005.

     США определённое время выступали категорически  против переизбрания Мохаммеда аль-Барадеи  на ещё один срок в 2005.

     При этом США ссылались на так называемое «Женевское правило» — договорённость 14 крупнейших стран-доноров о том, что одно лицо не может возглавлять  международные организации более  двух сроков. Сам же аль-Барадеи пользовался  поддержкой подавляющего большинства  членов Совета управляющих МАГАТЭ, в том числе России.

     По  всей видимости, подлинной причиной того, что США выступали против переизбрания аль-Барадеи, является конфликт между ним и американским руководством в отношении ядерных программ Ирака и Ирана (более подробно см. Мохаммед аль-Барадеи).

     Тем не менее 9 июня 2005 государственный  департамент США объявил, что  будет голосовать за избрание Мохаммеда  аль-Барадеи. По-видимому, США не смогли набрать необходимое для его  смещения количество голосов стран  — членов Совета управляющих МАГАТЭ, и аль-Барадеи оказался единственным кандидатом, выдвинутым в установленные  регламентом сроки. Сроки его  правления заканчиваются. 

    1. Международная комиссия по радиационной защите (МКРЗ)

     Международная комиссия по радиационной защите является независимой международной организацией и состоит из Главной Комиссии и пяти Комитетов: по Радиационной защите, по Дозам радиационного воздействия, по Защиты в медицине, по Применению рекомендаций МКРЗ и по Защите окружающей среды. Все комитеты обслуживаются  небольшим научным секретариатом. В состав Главной Комиссии входят 12 членов и председатель Комиссии (в  настоящее время д-р Л-Е Нолм, Швеция). Комитеты состоят из 15–20 членов. Среди них преобладают биологи  и врачи, а также широко представлены физики.

     МКРЗ, в соответствии со своей конституцией, при подготовке рекомендаций руководствуется  основными принципами применения соответствующих  мер радиационной защиты, оставляя национальным организациям по радиационной защите нести ответственность за формулирование специальных рекомендаций, законодательных и нормативных  актов, отвечающих потребностям каждой страны.

     МКРЗ  предлагает свои рекомендации организациям по нормированию и научному сопровождению  в качестве помощи в руководстве  и реализации мер радиационной защиты. Несмотря на то, что МКРЗ не имеет  формального права навязывать свои предложения кому-либо, практическое законодательство в большинстве  стран в основном следует ее рекомендациям.

     Первоначально МКРЗ публиковала свои рекомендации в форме статей в различных  научных журналах по медицине и физике. Начиная с 1959 г., МКРЗ имеет  серии  собственных выпусков, а с 1977 г. –  выпускает свои материалы в виде научного журнала «Анналы МКРЗ» (Annals of the ICRP), который издает Pergamon Press (сейчас Elsevier Science).

     Деятельность  МКРЗ финансируется в основном за счет добровольных взносов национальных и международных организаций, чьи  интересы лежат в области радиационной защиты. Некоторая дополнительная поддержка  поступает из авторских гонораров  от публикаций МКРЗ.

     Для подготовки докладов МКРЗ формирует  Группы, Определяющие Задачи, и Рабочие  Совещания, разрабатывающие идеи. В  первую из этих групп обычно привлекаются специалисты со стороны, не являющиеся членами МКРЗ. Таким образом, МКРЗ является независимой международной  сетью, привлекающей специалистов в  различных областях радиационной защиты. Регулярно около ста авторитетных ученых мира активно работает в МКРЗ. 

     2.4 Позиция Российской Федерации и Республики Беларусь по вопросам радиоактивных веществ

      В Республике Беларусь, как и в Российской Федерации, вводится множество нормативно-правовых актов, которые следят за незаконным оборотом радиоактивных веществ и также документы о таможенным контроле.

      В Российской Федерации понятие "радиационная авария" установлено Федеральным  законом “О радиационной безопасности населения”. Согласно этому закону, "радиационная авария – потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или  иными причинами, которые могли  привести или привели к облучению  людей выше установленных норм или  к радиоактивному загрязнению окружающей среды".

      По-видимому, авторами такого достаточно абстрактного определения стали люди с гуманитарным (медицинским) мышлением, что делает, однако, это определение не вполне корректным для практического применения техническими специалистами.

      Расследование нарушений и их учет осуществляются в целях:

      - определения причин возникновения исходного события, путей его протекания, последствий и класса нарушения;

      - принятия решений о повышении безопасности ОИАЭ;

      - статистического учета нарушений;

      - информирования персонала, населения и компетентных органов о наличии или угрозе облучения и загрязнения окружающей среды.

      Информация  о нарушениях включает:

      1) оперативное сообщение о нарушении, 

      2) предварительное сообщение о  нарушении 

      3) отчет или акт о расследовании  нарушения.

      Примеры нарушений:

Информация о работе Радиоактивные вещества в условиях развития современного общества