Радиоактивные вещества в условиях развития современного общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Радиоактивных веществ токсичность, вредное воздействие химических веществ вследствие содержания в них в различных концентрациях радиоактивных элементов. Под воздействием ионизирующего излучения, испускаемого этими элементами, происходят изменения в жизнедеятельности и структуре живых организмов. Радиоактивные вещества загрязняют окружающее пространство, оборудование, рабочие помещения и воздух в них.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Понятие и сущность……………………………………………………………………..4
1.1 История развития радиоактивных веществ………………………………………..4
1.2 Сущность и основные признаки……………………………………………………6
1.2.1 Радиоактивные вещества и материалы……………………………………….6
1.3 Радиоактивные отходы………………………………………………………………7
1.3.1 Источники возникновения…………………………………………………..7
1.3.2 Классификация……………………………………………………………….8
1.3.3 Хранение……………………………………………………………………...9
1.4 Терроризм………………………………………………………………..………….11
1.5 Чернобыльская АЭС……………………………………………………..…………14
1.5.1 Авария и ее причины……………………………………………..…………..14
1.5.2 Последствия аварии……………………………………………..……………19
1.5.3 Влияние на здоровье людей…………………………………….……………20
1.5.4 Дальнейшая судьба станции…………………………………….…………...23
1.6 угроза экологии земли……………………………………………….…………….24
2. Радиоактивные вещества в условиях развития современного общества………….27
2.1 Роль нормативно-правовых документов по радиоактивным веществам…..…27
2.2 Основные международные организации, связанные с радиоактивными веществами………………………………………………………………………….27
2.2.1 МАГАТЭ. Создание и цели…………………………………………….….28
2.2.2 Состав и организационная структура……………………………….……29
2.3 Международная комиссия по радиационной защите (МКРЗ)…………..………30
2.4 Позиция Российской Федерации и Республики Беларусь по вопросам радиоактивных веществ……………………………………………………………31
Заключение…………………………………………………………………………….……33
Список использованных источников……………………………………………………..34
Приложение 1……………………………………………………………………………….35
Приложение 2……………………………………………………………………………….38
Приложение 3…………………………

Работа содержит 1 файл

Курсач.docx

— 115.57 Кб (Скачать)

          разработка стандартов   безопасности    на    различные    виды выпускаемой    на    территории   Республики   Беларусь   продукции, регламентирующих допустимые уровни их радиоактивного загрязнения;

     - научно-методическое руководство  разработкой  базовых концепций защиты и безопасности человека  от  воздействия  излучений  объектов окружающей   среды,   а  также  нормативных  актов  по  контролю  за радиационно-экологической  обстановкой  на   территории   Республики Беларусь и ее оздоровлению;

     - разработка мер  защиты  населения  республики  от   воздействия ионизирующих и неионизирующих излучений,  а также рекомендаций по их реализации;

     - оценка радиационной   обстановки  в  республике,  накопление  и обобщение данных о последствиях  воздействия  на  различные   группы населения  ионизирующего  и неионизирующего излучения искусственного или природного происхождения;

     - оценка эффективности применяемых в республике мер защиты людей, сельскохозяйственных  животных   и   объектов   внешней   среды   от воздействия ионизирующих излучений;

     4.5. регламентация  рационального  природопользования в условиях радиоактивного загрязнения;

     4.6. осуществление информационно-аналитической  деятельности.

     5. Работа НКРЗ Беларуси проводится в соответствии  с планами, утверждаемыми   на  ее  заседании.  Ответственность  за  разработку, своевременное рассмотрение и  утверждение  планов,  контроль  за  их выполнением  возлагаются  на  председателя  (в  его  отсутствие – на одного из заместителей председателя) и ученого секретаря Комиссии.

     6. Заседания НКРЗ Беларуси проводятся  не реже одного раза в три месяца.  Текущая  работа  в  промежутках  между заседаниями Комиссии осуществляется ее председателем и ученым секретарем.

     7. НКРЗ Беларуси правомочна принимать  решения при наличии на ее заседании  не менее 2/3 членов Комиссии.  Решение Комиссии считается принятым,  если за него голосовало не менее  2/3  присутствующих  ее членов.      Решения НКРЗ   Беларуси  оформляются протоколами и доводятся министерствам  и  другим  республиканским  органам  государственного управления,   облисполкомам   и   Минскому   горисполкому   в   виде

     соответствующих выписок  не  позднее  10  дней  после  их  принятия.      Решения НКРЗ  Беларуси,  принятые  в пределах ее компетенции, являются   обязательными  для   исполнения  министерствами,  другими республиканскими органами государственного управления.

     8. НКРЗ   Беларуси   вправе   приглашать   на   свои  заседания представителей   министерств,   других    республиканских    органов государственного управления,  облисполкомов и Минского горисполкома, а также учреждений, организаций и предприятий.

     9. Для  анализа  поступающих   в  НКРЗ  Беларуси  материалов   и подготовки заключений по ним Комиссия создает экспертные группы.      НКРЗ Беларуси  имеет право привлекать  в качестве  экспертов специалистов   в   различных  областях  науки  и  техники,  а  также работников международных организаций по радиационной защите.

     10. НКРЗ Беларуси  вправе  запрашивать   у  министерств,  других республиканских органов государственного управления, облисполкомов и Минского  горисполкома,  учреждений,   организаций   и   предприятий информацию, необходимую для принятия решений по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии.

     11. Председатель НКРЗ  Беларуси  ежегодно  представляет  Совету Министров Республики Беларусь информацию о проделанной работе.

     12. НКРЗ Беларуси имеет бланки  со своим наименованием. 
 
 

     Приказ  Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 23.12.1997 N 434-ОД "О  таможенном контроле за радиоактивными веществами"(текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на 10 июля 2009 года). 

     В соответствии со статьей 44 Таможенного  кодекса Республики Беларусь и во исполнение Протокола, подписанного таможенной службой Республики Беларусь и таможенной службой Российской Федерации от 30 июня 1995 года, ПРИКАЗЫВАЮ:

     1.1. Целью таможенного контроля радиоактивных  веществ(далее - ТКРВ) является обеспечение  радиационной безопасности населения  Республики Беларусь, пресечение  незаконного перемещения через  таможенную границу радиоактивных  веществ, выявление таможенных  и иных правонарушений, выполнение  других требований законодательства  и нормативно-технических документов.

     1.2. Объектами ТКРВ являются находящиеся  под таможенным надзором транспортные  средства, грузы и иные вещи, перемещаемые  через таможенную границу.

     1.3. Измеряемыми параметрами при  проведении ТКРВ являются: мощность  экспозиционной дозы, плотность  потока нейтронов, удельная активность, плотность потока альфа-бета-частиц.

     1.4. ТКРВ проводится должностными  лицами таможенных органов, прошедшими  централизованное обучение и  уполномоченными начальником таможенного  органа на проведение таможенного  контроля за радиоактивными веществами.

     2.1. Радиоактивные вещества - вещи (в  т.ч. вещества), содержащие делящиеся  и радиоактивные материалы, включая  радиоактивные отходы.

     2.2. Делящиеся материалы - материалы,  в которых может возникать  цепная реакция деления ядер. К делящимся материалам отнесены  материалы, содержащие уран-233, 235, плутоний-238, 239, 241 или любые сочетания  этих радионуклидов.

     2.3. Радиоактивный материал - материал (вещество), в состав которого  входит радионуклид или радионуклиды.

     2.4. Радионуклид - радиоактивные атомы  с данным массовым числом и  атомным номером, а для изомерных  атомов - и с данным определенным  энергетическим состоянием атомного  ядра. Радионуклиды (и нерадиоактивные  нуклиды) элемента называют его  изотопами.

     2.5. Радиоактивные отходы (РАО) - неиспользуемые  жидкие и твердые радиоактивные  вещества, образующиеся в результате  деятельности учреждения, общая  активность, удельная активность  и радиоактивное загрязнение  поверхностей которых превышает  уровни, установленные в "Нормах  радиационной безопасности" (НРБ-76/87).

     2.6. Ионизирующее излучение - излучение,  взаимодействие которого со средой  приводит к образованию ионов  разных знаков.

     2.7. Источник ионизирующего излучения  - вещь (объект), содержащая радиоактивное  вещество, испускающее или способное  испускать ионизирующее излучение.

     2.8. Альфа-излучение - ионизирующее излучение,  состоящее из альфа-частиц (ядер  атома гелия), испускаемых при  ядерных превращениях.

     2.9. Бета-излучение - электронное (и  позитронное) ионизирующее излучение  с непрерывным энергетическим  спектром, испускаемое при ядерных  превращениях. Характеризуется граничной  энергией спектра.

     2.10. Гамма-излучение - фотонное (электромагнитное) ионизирующее излучение, испускаемое  при ядерных превращениях или  аннигиляции частиц.

     2.11. Нейтронное излучение - ионизирующее  излучение, состоящее из нейтронов.

     2.12. ТУК - транспортировочный упаковочный  комплект, соответствующий требованиям  "Правил безопасности при транспортировании  радиоактивных веществ" (ПБТРВ-73) и иным нормативно-техническим  документам.

     2.13. Радиационный груз - радиоактивное  вещество, перемещаемое через таможенную  границу.

     2.14. Таможня отправления - таможенный  орган, установивший таможенный  режим перевозки вещей под  таможенным надзором.

     2.15. Таможня назначения - таможенный  орган, в который должны быть  доставлены перевозимые под таможенным  надзором вещи с целью получения  разрешения на их использование  в соответствующем таможенном  режиме либо на перемещение  таких вещей через таможенную  границу.

     2.16. Специализированные подразделения  - подразделения радиационного контроля, предусмотренные "Положением  о контроле радиоактивного загрязнения  от Чернобыльской катастрофы  в Республике Беларусь", утвержденным  приказом Министерства по чрезвычайным  ситуациям и защите населения  от последствий катастрофы на  Чернобыльской АЭС Республики  Беларусь от 06.02.95 г. N 5 (рег. N 767/12 от 28.02.95 г.).

     3.1. Таможенный контроль радиоактивных  веществ проводится в форме:

     - осмотра, заключающегося в проверке  внешнего вида ТУК на предмет  их соответствия установленным  требованиям;

     - досмотра с применением технических  средств в виде первичного  радиационного контроля и дополнительного  радиационного контроля;

     - таможенного исследования в виде  углубленного радиационного обследования.

     При этом, ТКРВ проводится в порядке, определяемом настоящим Положением и иными  нормативными актами.

     3.2. ТКРВ проводится при наличии  данных о перемещении радиоактивных  веществ, а также путем произвольной (по решению должностных лиц  таможенных органов) выборки.

     Первичный радиационный контроль с помощью  стационарных систем радиационного  контроля (далее - ССРК) проводится до предъявления вещей, транспортных средств и перемещаемых на них грузов к таможенному оформлению.

     Первичный радиационный контроль проводится также  и в тех случаях, когда в  пункте таможенного оформления (далее - ПТО) нет ССРК, но имеются дозиметры-сигнализаторы  типа РМ-1202, РМ-1203.

     4.1. В случае срабатывания ССРК  должностное лицо таможенного  органа докладывает ответственному  за работу смены ПТО и информирует  старшего смены пограничного  наряда.

     В ПТО необорудованных ССРК первичный  радиационный контроль проводится с  помощью дозиметров-сигнализаторов, при срабатывании которых должностное  лицо таможенного органа докладывает  ответственному за работу смены ПТО  и информирует старшего смены  пограничного наряда.

     4.2. Ответственный за работу смены  ПТО, получив доклад о срабатывании  ССРК либо дозиметра-сигнализатора,  ставит в известность должностное  лицо таможенного органа, уполномоченное  начальником таможенного органа  на право проведения ТКРВ.

     Для проведения всего комплекса ТКРВ должностное лицо, уполномоченное на проведение ТКРВ, обеспечивается автомобильным  транспортом.

     4.3. Вещи, вызвавшие срабатывание ССРК  либо дозиметров-сигнализаторов, размещаются  в установленном месте зоны  таможенного контроля, имеющем ограждение. Допуск к ним ограничивается. Определяется зона радиационной  опасности, по периметру которой  мощность эквивалентной дозы  не превышает 20 мкр/ч по показаниям  прибора радиационного контроля.

     Дополнительный  радиационный контроль проводится после  предъявления вещей к таможенному  оформлению с применением приборов радиационного контроля, предназначенных  для определения конкретных параметров измеряемых величин.

     5.1. Для проведения данного этапа  ТКРВ используются приборы радиационного  контроля, поверенные в органах  Белстандарта, типа: МКС-01Р, EL-1103, EL-1119 либо  аналогичные приборы (ДБГ, ДРГ  и т.п.), кроме бытовых.

     5.2. Задачи дополнительного радиационного  контроля:

     - выяснение причин срабатывания  ССРК либо приборов радиационного  контроля;

Информация о работе Радиоактивные вещества в условиях развития современного общества