Валютное регулирование, валютный контроль. Органы и агенты валютного контроля, их функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучить основы валютного контроля и валютного регулирования.
Для достижения цели решались следующие задачи:
- изучить цели и задачи валютного контроля;
- дать характеристику органов валютного контроля;
- рассмотреть проблемы валютного регулирования.

Содержание

Введение
1. Правовые основы валютного контроля в РФ
1.1Валютный контроль: понятие, цели и задачи валютного контроля
1.2Нормативно-правовое закрепление валютного контроля в РФ
1.3Органы и агенты валютного контроля, их функции
2. Правовые основы валютного регулирования в РФ
2.1Валютное регулирование: понятие, виды
2.2Проблемы валютного регулирования
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая1.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

ОУП «Академия  труда и социальных отношений»

Казанский филиал 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

На тему:

«Валютное регулирование, валютный контроль.

Органы  и агенты валютного  контроля, их функции» 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил  студент группы: 09-15 ЮВ

Гатауллина  М.Р.

Проверил: к.ю.н., доцент

Барышев С.А. 
 
 

Казань 2011 
Содержание:

Введение

  1. Правовые основы валютного контроля в РФ

    1.1Валютный  контроль: понятие, цели и задачи  валютного контроля

    1.2Нормативно-правовое  закрепление валютного контроля  в РФ

    1.3Органы  и агенты валютного контроля, их функции

  1. Правовые основы валютного регулирования в РФ

    2.1Валютное  регулирование: понятие, виды

    2.2Проблемы  валютного регулирования

Заключение

Список  литературы 

 

    Введение

       В современных экономических условиях валютный контроль служит основным инструментом регулирования внешнеторговой деятельности и контроля над ее осуществлением.

       Валютный контроль - составная часть валютной политики государства в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере валютных и внешнеэкономических операций:

    - контроль за перемещением через таможенную границу валютных ценностей;

    - контроль за валютными операциями;

    - контроль за выполнением резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте.

       Переход российской экономики на рыночные отношения, ее постепенная интеграция в мировое хозяйство делают крайне актуальным знание механизма регулирования валютных отношений на территории России и за ее пределами.

       Тема курсовой работы достаточно актуальна на сегодняшний день, так как регулирование курсовых соотношений направлено на сглаживание резких колебаний валютных курсов, на создание благоприятных условий для развития национальной экономики и т.д.

       Целью работы является изучить основы валютного контроля и валютного регулирования. Для достижения цели решались следующие задачи:

    - изучить цели и задачи валютного контроля;

    - дать характеристику органов валютного контроля;

    - рассмотреть проблемы валютного регулирования. 

    Глава 1.Правовые основы валютного  контроля в РФ 

    1.1Валютный  контроль: понятие, цели и задачи валютного контроля

       Независимо от юридического режима воздействия на валютные отношения, контрольные мероприятия всегда являются составной частью валютной политики государства. Однако их значение максимально, если государство использует для выравнивания платежного баланса и обеспечения устойчивости национальной валюты механизм валютного регулирования. В том случае число участников валютных отношений не ограничено, но их деятельность поставлена в жесткие рамки валютных ограничений, что создает потенциальную угрозу увеличения попыток обойти нормы валютного законодательства. Можно сказать, что расходы государства на создание системы валютного контроля - плата за экономическую эффективность валютного регулирования.

       Валютный контроль осуществляется в целях реализации государственной политики, представляя собой вид государственного контроля. В таком качестве валютный контроль может быть рассмотрен в некоторых аспектах.

       Во-первых, он является одной из функций государственного управления. Валютный контроль обеспечивает проверку деятельности участников валютных отношений для выявления случаев отклонения от выполнения управляющих предписаний государства.

       Во-вторых, валютный контроль представляет собой стадию конкретных управленческих действий государства. Так, установив правело обязательного возврата в страну экспортной выручки резидентов, государство в лице органов и агентов валютно-экспортного контроль отслеживает движение выручки практически по каждому внешнеторговому контракту через систему паспортов сделок.

       В-третьих, валютный контроль- форма обратной связи в системе регулирования валютных отношений. Действующая в России система валютного контроля предполагает получение его органами и агентами информации не только о противоправный, но и о правомерных действиях лиц, совершающих операции с валютой. Тем самым, становится возможным оценка результатов валютных мероприятий государства и их своевременная коррекция. Например, получая информацию о многочисленных фактах приобретения резидентами недвижимого имущества за рубежом без оформления лицензии на вывоз капитала, Банк России принял решение о переходе к уведомительному порядку совершения таких операций, поскольку массовые нарушения нерационального требования подрывали уважение к любым правилам валютного регулирования как таковым.

       В-четвертых, как уже было показано выше, валютный контроль направлен на обеспечение соблюдения правил валютных операций (валютных ограничений). Тем самым валютный контроль есть способ поддержания правопорядка в валютной сфере.1

       Целью валютного контроля в России является обеспечение соблюдения норм национального валютного законодательства на территории государства при осуществлении валютных операций.

       Особым направлением валютного контроля является контроль за соблюдением валютного законодательства при осуществлении внешнеторговой деятельности - предпринимательской деятельности в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них.2

       В соответствии со ст.10 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 №173-ФЗ валютный контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности ведется по следующим основным направлениям:

       - определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий;

       - проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

       - проверка обоснованности платежей в валюте;

       - проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.

       Для реализации поставленных задач было начато формирование механизмы валютного контроля за внешнеторговой деятельностью, под которыми понимается совокупность специальных институтов, органов, лиц, участвующих в процессе валютного контроля (субъективная составляющая), а так же набор форм и методов контрольной деятельности (функциональная составляющая).

    1.2Нормативно-правовое закрепление валютного контроля в РФ

       Правовые нормы, регулирующие валютный контроль в РФ, являются составной частью правового института валютного регулирования. Данная группа норм закрепляет основные элементы валютного контроль: компетенцию и полномочия органов и агентов валютного контроля, права и обязанности подконтрольных субъектов, задачи валютного контроля.3

       Конституция Российской Федерации служит основой и ориентиром правового регулирования практически любой сферы деятельности государственных органов. Однако следует признать, что использование конституционных норм в решении вопросов валютного регулирования и контроля носит, как правило, косвенный характер.

       Анализ Конституции РФ приводит к выводу, что связь с рассматриваемой проблематикой имеют следующие положения.

       Во - первых, это п. «ж» ст. 71 и не говориться о валютном контроле, представляется, что данное положение следует толковать расширительно, поскольку валютный контроль является составной частью механизма валютного регулирования. Очевидно, что при единстве валютных правил установление разного порядка проведения контрольных мероприятий в субъектах Федерации не имеет смысла.

       Во - вторых, следует указать п. «в» ст. 106 Конституции РФ, фиксирующий правило обязательного рассмотрения в Совете Федерации федеральных законов, принятых Государственной Думой по вопросам валютного регулирования. Тем самым подчеркивается важность законодательного решения валютных вопросов.

       Между тем Конституция РФ дает основания утверждать, что меры валютного контролирования (валютные ограничения, правила валютного контроля) должны принимать на законодательном уровне. Так, в ст. 76 Конституции РФ закреплено, что по вопросам ведения РФ принимаются федеральные законы. Поскольку валютное регулирование отнесено к ведению Федерации (п. «ж» стю71 Конституции РФ), оно требует законодательного установления соответствующих норм с соблюдением процедуры рассмотрения закона в Совете Федерации (п. «в» ст.106 Конституции РФ).

       Международными  соглашениями, участницей которых является РФ, непосредственно правила валютного контроля не устанавливаются. Если применительно к порядку проведения валютных операций международные соглашения выступает подчас непосредственным источником правового регулирования, то на валютный контроль они воздействуют лишь опосредованно.

       Поясним сказанное на примере. Международные обязательства России, влияющие на ее валютное законодательство, связанны с ее членством в Международном валютном фонде (МВФ). Решение о вступление в МВФ было закреплено Постановлением Верховного Совета РФ от 22 мая 1992 г. №2815-I «О вступлении РФ в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и Международную ассоциацию развития». Тем самым Россия приняла на себя обязательства, вытекающие из статей Соглашения Международного Валютного Фонда, принятых на конференции ООН 22 июля 1944 г. в г. Бреттон - Вудс, США. Исходя из положений ст. 5 Федерального закона от 15 июля 1995 г. №101-ФЗ «О международных договорах РФ» нормы Соглашения МВФ следует рассматривать как составную часть российской правовой системы. Поскольку в России в период присоединения к Соглашению только совершался переход от режима валютной монополии государства к режиму валютного регулирования, международные обязательства, вытекающие из членства в МВФ, Россия приняла на себя не в полном объеме. Такой порядок допускается условиями Соглашения МВФ (ст. XIV «Переходные меры» ). Как следует из п. 6 Постановления ВС РФ о вступлении в МВФ, Россия первоначально не принимала на себя обязательств, установленных разд. 2(а) ст. VIII Соглашения МВФ, предусматривающего отказ государств - членов от введения ограничений на платежи и переводы по текущим валютным операциям.

       Полное принятие положений, закрепленных ст. VIII Соглашения Фонда, последовало за изданием Указа Президента РФ от 16 мая 1996 г. №721 «О мерах по обеспечению перехода к конвертируемости рубля». Впрочем, это мероприятие никак не отразилось на внутреннем законодательстве России, хотя составной частью института валютного регулирования стали нормы, устанавливающие такие принципиальные положения, как отказ от ограничений на текущие платежи, отказ от «дискриминационной валютной практики» (т.е. от множественности курсов для разных покупателей валюты), конвертируемость валюты (разд. 2-4 ст.VIII Соглашения МВФ).

       Что касается валютного курса, от Соглашения МВФ прямых предписаний на данный счет не содержит. Но при создании системы валютного контроля нормы Соглашения должны влиять на внутреннее законодательство страны - участницы.

       Во - первых, введение таких мер, как контроль за импортом или экспортом товара (работ, услуг), предполагающих ряд формальностей при совершении внешнеторговых операций с целью государственного контроля за обоснованностью платежей и переводов по текущим валютным операциям. Строго говоря, система формальностей (ведение паспортов сделок, требование проведении расчетов исключительно через уполномоченный банк, ведущий паспорт сделки) должна быть разумной и достаточно гибкой, чтобы не послужить препятствием к совершению текущих валютных платежей добросовестными участниками внешнеторговых отношений. Как уже отмечалось, контрольные мероприятия не должны перерастать в фактические валютные ограничения.

       Во - вторых, при осуществлении валютного контроля государство - участник МВФ должно ориентироваться на цели Соглашения Фонда, стремясь к проведению валютной политики без их нарушения. Статья 1 Соглашения закрепляет следующие цели создания МВФ, влияющие на политику стран - членов в области, как валютного регулирования, так и валютного контроля:

       · стимулирование международного сотрудничества;

       · содействие расширению и сбалансированному росту мировой торговли;

       · достижение валютной стабильности;

       · отмена валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли;

       · устранение диспропорций в платежных балансах государств без обращения к ограничительным мерам;

       · сокращение продолжительности международных расчетов.

       Таким образом, международно-правовой документ, Соглашение МВФ, косвенно влияет на нормативное регулирование валютного контроля в России и, что само важное, может служить ориентиром при толковании норм внутреннего законодательства о валютном контроле.4

Информация о работе Валютное регулирование, валютный контроль. Органы и агенты валютного контроля, их функции