Валютное регулирование, валютный контроль. Органы и агенты валютного контроля, их функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучить основы валютного контроля и валютного регулирования.
Для достижения цели решались следующие задачи:
- изучить цели и задачи валютного контроля;
- дать характеристику органов валютного контроля;
- рассмотреть проблемы валютного регулирования.

Содержание

Введение
1. Правовые основы валютного контроля в РФ
1.1Валютный контроль: понятие, цели и задачи валютного контроля
1.2Нормативно-правовое закрепление валютного контроля в РФ
1.3Органы и агенты валютного контроля, их функции
2. Правовые основы валютного регулирования в РФ
2.1Валютное регулирование: понятие, виды
2.2Проблемы валютного регулирования
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая1.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

     Российским валютным законодательством финансовые операции международного факторинга еще недостаточно полно урегулированы. Это связано, очевидно, с тем обстоятельством, что в Гражданском кодексе РФ нет пока такого финансового инструмента, как факторинг. В главе 43 ГК РФ речь идет о сделке по финансированию под уступку денежного требования. Но если применительно к внутреннему гражданскому обороту эти понятия достаточно близки, то в сфере внешнеторговых операций международный факторинг не идентичен российскому понятию финансирования под уступку денежного требования. Данное обстоятельство порождает ряд коллизий, особенно с учетом действующего валютного регулирования и валютного контроля.

       В настоящий момент за счет высоких цен на нефть на мировом рынке и заниженного курса рубля по отношению к доллару США экспорт является не просто привлекательной сферой деятельности, но, более того, источником к существованию страны в целом. Получив валютную выручку, экспортеры продают ее через уполномоченные банки на специальной сессии, на которой, кроме ограниченного числа импортеров валюту покупает ЦБ РФ. За счет данных операций на протяжении всего 2000-го года Центробанк успешно пополнял валютный и золотой запас, и одновременно за счет этого ЦБ погашал внешний долг. Однако данные шаги призваны решить лишь конкретные сиюминутные задачи, стоящие перед правительством и ЦБ РФ.10

       Отдельного рассмотрения заслуживает проблема, касающаяся валютного регулирования поставок инвестиционного оборудования с длительным циклом освоения в рамках текущей валютной операции (п. 2 ст. 6 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле"). На данный вид сделок распространяются те же требования валютного контроля, однако введены лишь послабления в отношении сроков исполнения обязательств по возврату валютной выручки, согласно которым должник обязан исполнить обязательство по оплате экспортируемых товаров до трех лет. Следовательно, если право требования по такому контракту уступается финансовому агенту, то срок для обязательного возврата и продажи 50% валютной выручки тоже пролонгируется до трех лет.

       Рассмотрим ситуацию, при которой клиентом по договору финансирования под уступку денежного требования является резидент, а финансовым агентом и должником являются нерезиденты. Данная правовая конструкция хотя и реже применима в системе российского финансового бизнеса, тем не менее имеет "право на жизнь".

       В данном случае действуют следующие нормы валютного контроля:

       1. Паспорт экспортной сделки, оформленный ранее на клиента, не подлежит перерегистрации на финансового агента, так как последним является нерезидент.

       2. Клиент обязан возвратить 100% валютной выручки, причитающейся ему по договору международной купли - продажи и продать 50% ее Центральному Банку.

       Таким образом, если контракт международной купли - продажи заключен, к примеру, на сумму 10000 долл. США, кредитор (клиент) уступил право требования денежных средств финансовому агенту, получив за уступку 9000 долл. США, то 1000 долл. США не будет зачислена на счет клиента в уполномоченный банк РФ.

       В соответствии с Указом Президента РФ от 14.06.92 N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин" валютная выручка - это все средства в иностранной валюте, причитающиеся по договору резиденту. В Указе устанавливается штраф за нарушение порядка зачисления валютной выручки, который налагается налоговыми органами или инспекциями валютного контроля в размере всей суммы валютной выручки (п. 8).

       С другой стороны, если отменить принцип репатриации валютной выручки и признать законность возврата 90% из 100% причитающейся клиенту по договору купли - продажи валютной выручки и таким образом легализовать часть валютного дохода клиента за рубежом, то факторинг может быть использован в качестве инструмента для легализации утечки валютных средств за рубеж.

       Возникает вопрос - какая из сторон договора факторинга должна нести ответственность за невозврат валютной выручки, если стороны действуют в рамках контракта международной купли - продажи? Очевидно, что для расширения практики применения факторинговых операций требуется внести изменения в действующее валютное законодательство, которые устранили бы коллизии норм гражданского и валютного законодательства в части факторинга и позволили бы клиенту отвечать по своим обязательствам в рамках, установленных заключенным им договором факторинга. Видимо, потребуется снять часть ответственности с клиента за возврат валютной выручки так, чтобы он отвечал за возврат валюты в Россию только в части валютных средств, причитающихся по договору факторинга. Оставшаяся часть обязательств клиента по возврату валютной выручки должна быть перенесена на фактора. Подобный механизм позволил бы клиенту осуществлять реальную переуступку денежного требования по договору факторинга, не нарушая валютное законодательство и не обременяя его дополнительной ответственностью.

       Без устранения коллизий в нормах внешнеторгового и валютного законодательства российские предприниматели, очевидно, будут продолжать сталкиваться с серьезными проблемами при осуществлении сделок международного факторинга. Это может сильно затормозить распространение в России этого весьма эффективного и удобного перспективного финансового инструмента, который уже распространен в деловом финансовом мире за рубежом.

       Главной же проблемой, на мой взгляд, следует считать создание баланса между интересами государства, защищаемыми с помощью валютного контроля, и интересами участников экспортно-импортных операций, поскольку состояние дел и в экспортном и в импортной бизнесе сказывается и на благосостоянии населения, и на состоянии экономики в целом.

       Издание Инструкции от 13 октября 1999 г., безусловно,  создает благоприятные условия для изменения практики применения ответственности за непоступление валютной выручки с целью приведения этой практики в соответствие с принципами справедливой и обоснованной административной ответственности. Однако необходимость в совершенствовании Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" и иных актов валютного законодательства в части ответственности по-прежнему остается. Такая ответственность должна, с одной стороны, соответствовать Конституции РФ, с другой - надежно обеспечивать применение государственных мер по борьбе с незаконной утечкой капитала. 
Заключение

       В курсовой работе рассмотрены теоретические аспекты валютного регулирования и валютного контроля.

        Главным нормативно-правовым актом, регулирующим валютные отношения, является Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». Закон устанавливает основные принципы проведения операций с валютой РФ и с иностранной валютой на территории РФ, разграничивает полномочия органов власти и определяет функции банковской системы в валютном регулировании и валютном управлении валютными ресурсами.

       Валютное регулирование способствует решению данных задач и является одним из важнейших направлений финансовой деятельности государства. Тактические цели валютного регулирования состоят в создании условий для постепенного снятия ограничений на валютные операции, которые прежде всего связаны с основными макроэкономическими показателями. Среди данных характеристик наиболее существенными являются низкая конкурентоспособность товаров и услуг на мировом рынке, недостаточная эффективность инвестиций, высокая инфляция, высокий уровень долгового бремени, плохая кредитная история, близкая к монопродуктовой структура экспорта, неразвитость современных рыночных институтов и, наконец, недостаточное урегулирование отношений собственности.

       Целью валютного контроля в России является обеспечение соблюдения норм национального валютного законодательства на территории государства при осуществлении валютных операций.

       Особым направлением валютного контроля является контроль за соблюдением валютного законодательства при осуществлении внешнеторговой деятельности - предпринимательской деятельности в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них.  

Список литературы

  1. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
  2. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
  3. Таможенный кодекс таможенного союза (приложение к Договору    о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств от 27.11.2009 №17)
  4. Инструкция Центрального банка РФ от 15 июня 2004 г. № 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок.
  5. Указание ЦБ РФ № 1574 N У от 04.05.2005 г. «Об открытии резидентами, являющимися физическими лицами – индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, счетов в банках за пределами территории Российской Федерации».
  6. Инструкцию ЦБРФ и Государственного таможенного комитета РФ от 13 октября 1999 г. № 86-И, 01-23/26541 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ выручки от экспорта товаров.
  7. Лаврушин О.И. «Банковское дело» 2006 г.С-24.
  8. Глушкова Н.Б. «Банковское дело» 2005 г.- С.236.-240.
  9. Лаврушин О.И. «Банковское дело» 2006 г.-С.628.
  10. Хаменушко И. В. Валютный контроль в Российской Федерации: Учебное пособие. — М.: ИД ФБК-Пресс, 2001.- С. 202-209.
  11. Хаменушко И. В. Валютный контроль в Российской Федерации: Учебное пособие. — М.: ИД ФБК-Пресс, 2001.- С. 210.
  12. Степанян М.Г. Корпоративный менеджмент: журнал №1 2001.-Ч.3.
  13. Алексанова Ю.А. Международный факторинг: проблемы валютного регулирования и контроля: Финансы. 2002.

Информация о работе Валютное регулирование, валютный контроль. Органы и агенты валютного контроля, их функции