Экономическое содержание инвестиций и их основные классификации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

В отечественной и зарубежной научной литературе имеется ряд дефиниций (определений понятия инвестиций).
Наиболее распространенным, часто встречающимся является такое понятие инвестиций: это долгосрочные вложения денежных средств и иного капитала в собственной стране или за рубежом в предприятия различных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты в целях получения дохода или достижения иного полезного эффекта.

Содержание

Глава 1. Экономическое содержание инвестиций и их основные классификации
1.1 Экономическое содержание инвестиций
1.2 Основные классификации инвестиций
1.3 Инвестиционная деятельность
1.4 Роль инвестиций в экономике
Глава.2. Анализ инвестиций
2.1 Анализ инвестиционного климата в РФ в целом
2.2 Анализ иностранных инвестиций в экономике РФ
2.3 Отраслевое и региональное распределение инвестиций
2.4 Вопросы повышения инвестиционной активности
2.5 Влияние Мирового кризиса на инвестиции
2.6 Инвестиционные проекты в Краснодарском крае
Заключение

Работа содержит 1 файл

курсовик.rtf

— 776.77 Кб (Скачать)

● Вторая - регионы промежуточного типа, с менее благоприятным инвестиционным климатом, с невысокой деловой активностью, средними темпами экономических преобразований. Вторая группа является самой многочисленной, в нее входит почти половина из 80 регионов России, в том числе-области - Белгородская, Оренбургская, Новосибирская, Камчатская, Вологодская, Мурманская, Тверская, Липецкая, Омская, Амурская, Магаданская, Приморский край, Республика Коми, Удмуртская Республика, Республика Дагестан.

● Третья - регионы с неблагоприятным инвестиционным климатом, с минимальной деловой активностью, низкими темпами формирования новых экономических структур.

К третьей группе относятся примерно 15 регионов, в том числе ряд регионов Центрально-Черноземного района, все республики Северного Кавказа, Республика Калмыкия, Республика Адыгея, Республика Тыва, Чукотский автономный округ, Республика Алтай, Еврейская автономная область, Ингушская Республика.

В 2007 г. из общего объема иностранных инвестиций на Москву приходилось 56,6%, Сахалинской области - 10,7%, Московской области - 9,2%, Санкт-Петербурга - 8,1%, Томской области - 7,3%, Республики Татарстан - 6,7%, Челябинской области - 5,4%, Свердловской области - 4,1%, Ростовской области - 3,9%, Архангельской области - 2,7% .

Объем инвестиций в 2008 г. понизился на 1,9% по сравнению с предыдущим годом, что следует рассматривать довольно неплохой результат, который позволил удержать тенденцию в динамике данного показателя от спада. Так, в 2008 г. доля Москвы из общего объема иностранных инвестиций составила 54,4%, Сахалинской области - 6,4%, Московской области -5,7%, Санкт-Петербурга -5,2%, Томской области - 5,0%, Республики Татарстан - 4,7%, Тюменской области - 3,8%, Краснодарского края - 3,1%, Республики Коми - 2,0%, Нижегородской области - 1,9%, Иркутской области - 1,4% .

 

Таблица 5 Региональное распределение иностранных инвестиций в России в 2008 г

Регионы

Иностранные инвестиции

Млн. долл.

Москва

Сахалинская обл.

Санкт-Петербург

Московская обл.

Республика Татарстан

Тюменская обл.

Краснодарский край

Республика Коми

Нижегородская обл.

Иркутская обл.

14314,8

1481,9

1259,2

1250,7

1060,0

1037,1

830,0

481,3

441,6

375,6


 

Региональное распределение накопленных иностранных инвестиций в России подтверждает особый статус и неоспоримое лидерство Москвы по привлекательности для зарубежных вкладчиков капитала. Сейчас на этот регион приходится почти половина общего объема накопленных инвестиций, в том числе более трети прямых инвестиций. Следует подчеркнуть, что региональное распределение иностранных инвестиций в России свидетельствует о том, что инвестиционный климат в стране не одинаков и имеет значительные межрегиональные отличия .

 

2.4 Вопросы повышения инвестиционной активности

 

Одним из важнейших факторов, способствующих росту экономики, является инвестиционная активность предпринимательства. Для создания условий, делающих регион привлекательным для инвесторов, необходима разработка и реализация индивидуальных программ для стратегических, прямых финансовых и портфельных инвесторов.

Программа для стратегических инвесторов должна стимулировать инвесторов размещать на территории регионов основные производственные мощности, научно-исследовательские и опытно-конструкторские лаборатории, головные офисы, службы маркетинга и сбыта. Сегодня в подавляющем большинстве случаев российские предприятия становятся лишь второстепенными звеньями цепочек создания стоимости, центр которых вынесен за пределы нашей страны.

Программа для прямых финансовых инвесторов должна демонстрировать инвестиционный потенциал объектов рискового финансирования. К ним относятся: корпоративные стратегии и бизнес-модели, способные обеспечить высокий потенциал роста, квалификация менеджмента, уровень культуры корпоративных взаимоотношений, механизмы, обеспечивающие ликвидный выход финансового инвестора посредством продажи акций на фондовом рынке или стратегическому инвестору.

Программа для портфельных инвесторов должна включать меры обеспечения платежеспособности региона и стимулирования процессов развития компаний, способных разместить свои акции на открытом рынке.

Среди направлений инвестиционной политики в современных условиях одним из главных должно стать развитие инфраструктуры рискового финансирования. Необходимо стимулировать создание в регионах России фондов венчурного финансирования, которые должны активно сотрудничать с региональными властями и пользоваться их поддержкой .

Повышение инвестиционной активности возможно за счет реализации следующих мер:

- разработки законодательно-правового механизма зашиты частных инвестиций и введения государственных гарантий их возврата за счет организации государственного страхового инвестиционного фонда;

- формирования стимулирующей организационно-правовой системы привлечения валютных сбережений населения введением порядка использования валюты на внутреннем рынке только по безналичным перечислениям и с помощью электронных карточек;

- обеспечения государственных гарантий привлечения прямых иностранных инвестиций путем введения обязательного государственного страхования и создания финансового механизма возврата валютных доходов, в том числе на основе раздела продукции, но не более 50% долевого участия иностранного инвестора;

- стабилизации финансово-денежного обращения наведением элементарного порядка в финансовом обслуживании предприятий, организаций и населения (ограничение расчетных счетов в банках до одного- двух рублевых и одного валютного);

- введением действенных денежных санкций против нарушений нормальных процессов финансово-денежного обращения банковской и финансовой олигархией и государственными организациями законодательного запрета Центробанку России заниматься банковским бизнесом;

- законодательно-правового обеспечения таможенной, налоговой и социальной защиты внутреннего рынка России на принципах международного права от неравноправной рыночной конкуренции со стороны, как российских олигархов, так и мировых банковско-финансовых магнатов и транснациональных финансово-промышленных корпораций;

- рентного регулирования государством рынков продукции естественных монополистов путем изъятия природной ренты, в первую очередь в целях упорядочения ценообразования на электроэнергию, топливо, черные и цветные металлы, а также стабилизации тарифов на железнодорожные перевозки и перевозки грузов, особенно в районы Крайнего Севера.

В то же время, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. одним из направлений перехода экономики к инновационному социально-ориентированному типу развития является создание конкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику:

--создание и развитие конкурентных рынков, последовательная демонополизация экономики;

--поддержка образования новых компаний и новых видов бизнеса, основывающихся на инновациях, стимулирование развития малого бизнеса;

  • снижение инвестиционных и предпринимательских рисков за счет развития финансовых институтов, обеспечения макроэкономической стабильности, защиты прав собственности и повышения предсказуемости экономической политики государства;
  • улучшение доступа компаний к долгосрочным финансовым ресурсам, развитие финансовых рынков и других институтов, обеспечивающих трансформацию сбережений в капитал;
  • повышение договороспособности компаний и транспарентности ведения бизнеса, в том числе, на основе самоорганизации предпринимательского сообщества;
  • обеспечение высокого качества государственного администрирования в сфере экономики.

В связи с этим необходимо активно стимулировать такие предпосылки экономического роста, как:

  1. возрождение и умножение высококачественного человеческого потенциала;
  2. восстановление основного капитала;
  3. обеспечение свободного перелива капитала между отраслями экономики при полном прекращении нелегального его оттока из страны, который, даже по самым скромным оценкам, достигает ежегодно 20--25 млрд. долл.;
  4. совершенствование налоговой системы, направленное на приоритетное стимулирование научно-инновационной деятельности;
  5. формирование цивилизованного инвестиционного рынка и его ядра -- рынка инноваций и высоких технологий при подчиненном и обслуживающем положении фондового рынка, ориентированного на финансирование инноваций и высоких технологий, а не на финансовые махинации. За счет фондового рынка в нашей стране формируется не более 3% реальных объемов инвестиций, а акции и ценные бумаги не действуют как факторы широкого привлечения частных и иностранных капиталов, поскольку операции на фондовом рынке на 98% проводятся в спекулятивных целях.

Необходимо кардинальное изменение социальной ориентации структуры рыночной экономики. Для этого требуется разработать государственные мероприятия, направленные на:

  • повышение потребительского спроса за счет резкого роста оплаты труда, в первую очередь в научно-инновационной сфере, а также сокращения разницы в доходах самой богатой и самой бедной части населения;
  • значительное увеличение инвестиционного спроса путем приоритетного развития социально значимых отраслей экономики и сферы услуг на основе льготного кредитования, субсидий, таможенных и импортных квот, налоговых льгот по снижению НДС, тарифной защиты, введения государственного заказа на поставку сырья для производства продукции на простаивающих производственных мощностях в ряде отраслей, развития малого предпринимательства, ограничения долевого участия прямых зарубежных инвестиций с учетом раздела продукции (не более 50%);

--приоритетное инновационное развитие производства высокотехнологичных машин и оборудования для социально значимых отраслей экономики и сферы услуг путем загрузки простаивающих мощностей в машиностроении (50--70%), технологической конверсии оборонных заводов на основе государственного заказа и связанных кредитов на поставку оборудования по импортозамещению, создания вместе с оборонными предприятиями инновационно-технологических предприятий, поддержки малых венчурных технологических фирм, формирования рынка инновационных технологий, замещения импорта оборудования отечественными изделиями;

--увеличение производства основных видов сельскохозяйственной продукции государственного заказа, беспроцентное государственное кредитование сельского хозяйства под закупки посевного зерна, сельскохозяйственных машин, горюче-смазочных материалов для проведения посевных работ и сбора урожая, развитие фермерства, освобождение продукции сельского хозяйства от налога с оборота, а также осуществление частичного дотационного финансирования сельскохозяйственного производства и фермерства.

Важнейшим приоритетом инвестиционной политики является восстановление расширенного воспроизводства. Для его реализации необходимо первоочередное инвестирование самых коротких воспроизводственных цепочек, начиная со второго подразделения по производству товаров народного потребления, во взаимосвязи с одновременным развитием высокотехнологических средств труда и предметов труда путем приоритетного инвестирования новаций, с последующим восстановлением всей цепочки научно-технологического цикла. Учитывая значительное разрушение воспроизводственных цепочек из-за распада СССР, закрытия ряда предприятий по производству средств труда в машиностроении, целесообразно налаживать воспроизводственные связи в рамках Союза России и Белоруссии, а также с другими странами СНГ, импортировать отдельные виды оборудования с учетом ограничений ВТО. При расширении функций сбережения и инвестирования финансово-кредитной системой реальной экономики и обеспечении устойчивого экономического роста появится возможность для структурно-инновационной модернизации основного капитала всех отраслей народного хозяйства. На такой основе будет обеспечена реальная сбалансированность расширенного воспроизводства за счет дополнения коротких воспроизводственных циклов более длительными. Это позволит восстановить устойчивое накопление в национальной экономике и обеспечить стабильное социально-экономическое развитие за счет приоритетного развития наукоемкого технологического базиса расширенного воспроизводства.

Для России как крупного федеративного государства, характеризующегося существенными природно-климатическими и социально-экономическими различиями между отдельными территориями, задача регулирования инвестиционных процессов усложняется. Для выявления факторов, сдерживающих инвестиционную активность в стране, нужен более подробный анализ инвестиционной деятельности не только в отраслевом, но и в территориальном разрезе (по конкретным субъектам Федерации). Результаты такого анализа одинаково важны сточки зрения: формирования "федеральным центром" инвестиционной политики; выработки стратегии развития самими субъектами; согласования их совместных усилий, направленных на повышение экономической мощи страны .

Информация о работе Экономическое содержание инвестиций и их основные классификации