Экономическое содержание инвестиций и их основные классификации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

В отечественной и зарубежной научной литературе имеется ряд дефиниций (определений понятия инвестиций).
Наиболее распространенным, часто встречающимся является такое понятие инвестиций: это долгосрочные вложения денежных средств и иного капитала в собственной стране или за рубежом в предприятия различных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационные проекты в целях получения дохода или достижения иного полезного эффекта.

Содержание

Глава 1. Экономическое содержание инвестиций и их основные классификации
1.1 Экономическое содержание инвестиций
1.2 Основные классификации инвестиций
1.3 Инвестиционная деятельность
1.4 Роль инвестиций в экономике
Глава.2. Анализ инвестиций
2.1 Анализ инвестиционного климата в РФ в целом
2.2 Анализ иностранных инвестиций в экономике РФ
2.3 Отраслевое и региональное распределение инвестиций
2.4 Вопросы повышения инвестиционной активности
2.5 Влияние Мирового кризиса на инвестиции
2.6 Инвестиционные проекты в Краснодарском крае
Заключение

Работа содержит 1 файл

курсовик.rtf

— 776.77 Кб (Скачать)

 

2.5 Влияние Мирового кризиса на инвестиции

 

Взвешенная бюджетная политика и существенные финансовые резервы защитили Россию от более глубокого влияния внешних шоков. Ответные меры экономической политики, будучи быстрыми, широкомасштабными и хорошо скоординированными, помогли ограничить негативное влияние кризиса. Краткосрочная макроэкономическая стабилизация должна оставаться приоритетом, а Правительство должно продолжать корректировать ответные меры краткосрочной политики в соответствии с меняющимися экономическими условиями.

Однако кризис также предоставляет возможности Российскому правительству для решения среднесрочных и долгосрочных задач по повышению конкурентоспособности, диверсификации экономики и модернизации финансового сектора, чтобы стимулировать быстрые темпы экономического роста и жизненного уровня. Такая политика обеспечит возможности, при которых Россия сумеет выйти из глобального кризиса, создав новый потенциал для динамичного долгосрочного роста на основе повышения производительности и в большей степени используя преимущств интеграции в глобальной экономике.

Снижение темпов роста производства и инвестиций После 10 лет бурного роста Россия испытала воздействие глобального финансового кризиса, что ставит новую задачу в области макроэкономической политики. После того как российская экономика достигла впечатляющих темпов роста в период с 1999 по 2007 г. (7% в год) и еще более высоких темпов в первой половине 2008 г. (8%), в стране началось постепенное замедление экономического роста.

Замедление темпов экономического роста в России

В первой половине 2008 г. в России по-прежнему наблюдались высокие темпы роста ВВП -- около 8%, что отчасти было отражением хороших фундаментальных макроэкономических условий (табл. 1.1). Такие темпы роста превышали долгосрочный потенциал российской экономики (согласно оценкам, он составляет примерно 6--7%), а признаки перегрева были уже очевидны. Рост инфляции, сокращение безработицы, повышение коэффициента использования производственных мощностей, а также тот факт, что рост реальной заработной платы значительно опережает рост производительности, -- все эти признаки свидетельствовали о "перегреве" экономики в условиях ограничений (в основном инфраструктурных), сдерживающих предложение.

Хорошие фундаментальные макроэкономические условия в России, взвешенная бюджетная политика и отсутствие влияния кризиса ипотечного кредитования в США частично защитили российскую экономику и ограничили влияние глобального финансового кризиса. Благодаря незначительному объему государственного внешнего долга, большому двойному профициту (профицит бюджета и счета текущих операций), наличию одних из крупнейших в мире золотовалютных резервов и благоприятным оценкам рейтинговых агентств, иностранные инвесторы вплоть до середины 2008 г. считали Россию безопасной гаванью, которая достаточно защищена от ухудшения финансовых условий во всем мире. Создав хороший бюджетный и резервный буфер по сравнению с большинством других стран с формирующейся рыночной экономикой, Россия смогла задержать приход и ограничить воздействие глобального кризиса. На самом деле сейчас уже очевидно, что если бы к началу текущего глобального финансового кризиса у России не было такого большого профицита бюджета и огромного объема ресурсов, накопленных в стабилизационном фонде и золотовалютных резервах, последствия кризиса сказались бы гораздо раньше и были бы намного серьезнее, чем сейчас. Не менее важно и то, что у правительства было бы гораздо меньше времени, ресурсов, возможных вариантов экономической политики и свободы маневрирования для того, чтобы ограничить воздействие кризиса на реальный сектор.

Глобальный кризис негативно сказался на России в виде четырех взаимосвязанных шоков:

1. Развитие глобального кризиса привело к резкому прекращению притока, а затем к оттоку капитала в результате бегства инвесторов, которые стали уводить свои средства в более надежные активы с развивающихся рынков, включая Россию.

2. Глобальный кризис кредитной системы сказался на банковской системе России, у которой возникли проблемы с ликвидностью в период сроков погашения краткосрочной внешней задолженности.

3. Резкое падение цен на нефть ведет к уменьшению профицитов бюджета и счета текущих операций России, а также к снижению огромных золотовалютных резервов страны.

4. На российском фондовом рынке произошел масштабный обвал (это во многом отражает утрату доверия инвесторов во всем мире и ожидание резкого падения цен на нефть). К середине ноября 2008 г., т. е. менее чем за 5 месяцев, он потерял примерно 2/3 своей стоимости.

Данные шоки сдерживают внутренний спрос, являющийся главным фактором роста в России, что ставит перед Правительством новые задачи экономической политики в совершенно иных внешних и внутренних условиях по сравнению с тем, что было всего несколько месяцев назад. Главная задача экономической политики сейчас заключается в том, чтобы ограничить неизбежное воздействие кризиса на реальный сектор, сохранив при этом доставшуюся большой ценой макроэкономическую стабильность и особенно стабильность бюджетной системы.

Начиная с июля 2008 г. стремительное развитие глобального финансового кризиса и падение цен на нефть привели к резкому ухудшению перспектив развития мировой экономики, вызвав "охлаждение" российской экономики. После 3 июля 2008 г., когда цены на нефть достигли своего исторического максимума -- 144,04 долл. за нефть марки Brent и 139,52 долл. за нефть марки Urals, -- появились первые признаки "охлаждения" экономики, которое сначала было обусловлено возросшими ограничениями производственных мощностей, увеличением затрат на факторы производства и реальным укреплением рубля. Однако падение мирового спроса и снижение цен на нефть ускорили процесс замедления роста (см. врезку "Ухудшение мировой конъюнктуры").Со стороны предложения снижение темпов роста сначала произошло в торгуемых отраслях, однако сейчас замедление роста наблюдается и в неторгуемых отраслях, где ранее были зарегистрированы очень высокие темпы роста. Резкий рост заработной платы, опережавший рост производительности, и укрепление рубля продолжали снижать конкурентоспособность торгуемых отраслей. В целом в торгуемых отраслях рост во II кв. 2008 г. составил 3,4%, в то время как в I кв. 2008 г. он составил 5,2% (табл. 1.2). Вместе с тем в неторгуемых отраслях в первой половине 2008 г. наблюдался рост в 9,5%, что было обусловлено высоким потребительским спросом, особенно в строительстве и розничной торговле. Однако рост замедлился даже в бурно развивающейся строительной отрасли, где во II кв. 2008 г. темпы роста сократились с 28,3% в предыдущем квартале до 18,7%. Сейчас появились признаки того, что темпы роста строительной отрасли будут и в дальнейшем резко снижаться ввиду продолжающегося ужесточения условий кредитования. Самые последние данные о росте производства в основных отраслях свидетельствуют о том, что в III кв. прошедшего года в строительстве продолжалось резкое сокращение темпов роста, которые составили всего лишь 9,5% (за аналогичный период 2007 г. -- 15,7%).Обрабатывающая промышленность, двигатель промышленного роста в России, показывала хорошие результаты вплоть до конца сентября 2008 г., однако в IV кв. в этом секторе, вероятно, произойдет снижение темпов роста. Согласно последним данным об индексах производства в сентябре 2008 г. темпы роста в обрабатывающей промышленности составили 8,2% (к сентябрю 2007 г.), что, главным образом, объясняется ростом производства гидротурбин (97,3%), тракторов (74%), легковых автомобилей (28,4%) и труб (26,1%). В течение первых 3 кварталов 2008 г. объем производства в обрабатывающей промышленности вырос на 7,7% (за аналогичный период 2007 г. -- на 7,8%). Высокие темпы роста в обрабатывающей промышленности отчасти обусловлены наличием старых заказов (в основном от государственных предприятий). Однако в связи с ужесточением условий кредитования в IV кв. обрабатывающая промышленность, скорее всего, тоже столкнется с падением спроса, что негативно скажется на темпах роста производства. Заглядывая в будущее, можно предположить, что ухудшение финансовых условий в мире и резкое падение цен на нефть в III и IV кв. 2008 г. приведут к еще большему снижению темпов экономического роста в России. Финансовые потрясения уже вызвали увеличение стоимости заимствований, отрицательно повлияли на ликвидность и кредитование и, как следствие, ограничили совокупный спрос, что оказывает неблагоприятное воздействие на уровень потребления и инвестиций. Ожидается, что в IV кв. все эти процессы ускорятся, особенно в отраслях, более чутких к изменению финансовых условий, таких как строительство и розничная торговля. Сокращение внутреннего спроса, одного из основных факторов краткосрочного роста в России. Снижение темпов роста инвестиций в первой половине 2008 г. стало началом постепенного сокращения роста совокупного спроса, за которым последовало снижение темпов роста потребления (рис. 1.1). После бума, наблюдавшегося в I кв. 2008 г., когда объем инвестиций, являющихся главным (вместе с потреблением) фактором роста в краткосрочной перспективе, увеличился на 19,1%, во II кв. произошло сокращение до 13%, а III кв. -- до 9,9% (табл. 1.3). Такое снижение темпов роста инвестиций было во многом связано с государственными корпорациями и добывающими отраслями, где, согласно отчетным данным, в первом полугодии 2008 г. темпы роста инвестиций резко упали до 6,2% (по отношению к первому полугодию 2007 г.), в то время как в 2007 г. они составляли 19,1%. Свой вклад в такое развитие событий внесли ограничения предложения, увеличение глобальных неопределенностей и изменения в настроении иностранных и отечественных инвесторов. С ростом неопределенностей инвесторы повсеместно сократили горизонты инвестирования и пересмотрели (или отложили) долгосрочные дорогостоящие инвестиции. В результате снизились темпы роста прямых иностранных инвестиций. Общая доля инвестиций в ВВП по-прежнему составляет около 22%, что ниже уровня, характерного для быстро развивающихся стран Азии. Кроме того, ухудшение условий кредитования, растущая неопределенность и прогнозируемый рост безработицы уже сказались на темпах роста потребления. В перспективе большую тревогу вызывает то, что инвестиции сильно сконцентрированы в нескольких, главным образом неторгуемых, отраслях. На долю неторгуемого сектора приходится 2/3 инвестиций в основной капитал, что отражает общую структуру роста (табл. 1.4). Более подробный анализ инвестиций по отраслям показывает, что основной объем инвестиций по-прежнему сконцентрирован в добывающих отраслях, а также в секторе транспорта и связи, где трубопроводный транспорт занимает значительную долю. Рост инвестиций в торгуемом секторе сократился в первом полугодии 2008 г. до 8,1% (в 2007 г. он составлял 16,1%). Что касается не торгуемого сектора, то в розничной торговле началось даже резкое сокращение инвестиций в основной капитал, прежде всего из-за ужесточения условий кредитования. В то же время инвестиции в основной капитал в железнодорожной отрасли выросли на 49,3% в первом полугодии 2008 г., что, возможно, объясняется наличием старых крупных заказов на локомотивы, а также пассажирские и грузовые вагоны.

 

2.6 Инвестиционные проекты в Краснодарском крае

 

"Краснодарский край развивается ускоренными темпами и имеет устойчивую репутацию одного из наиболее инвестиционно привлекательных регионов России. Рейтинг Краснодарского края в мировом бизнес-сообществе весьма высок. Так, в сентябре 2009 года агентство "Standard&Poor's" подтвердило международный кредитный рейтинг Краснодарского края "ВВ" (прогноз "Стабильный"). А в ноябре 2009 года не менее авторитетное международное агентство "Fitch Ratings" повысило долгосрочный рейтинг Краснодарского края в национальной валюте со "Стабильного" до "Позитивного", отметив при этом диверсифицированную и развитую экономику края, стабильный поток налоговых доходов, хорошие показатели исполнение бюджета и низкую долговую нагрузку.Для любого инвестора важнейшими условиями бизнеса являются стабильность и динамичность развития региона. Краснодарский край отвечает этим требованиям",- такой точки зрения придерживается губернатор Краснодарского края А.Н. Ткачев.

Выделяют 10 причин инвестирования в Краснодарский край:

В Краснодарском крае - одно из лучших в России инвестиционное законодательство.

Стратегически удачное географическое расположение Кубани по отношению к Европе.

Политическая стабильность в регионе.

Развитая финансовая инфраструктура.

Система государственного сопровождения инвестиционных проектов на всех этапах - от подписания протоколов о намерениях до сдачи объектов в эксплуатацию.

Концентрация современных высокообразованных производительных сил.

Высокий уровень жизни населения.

Кубань - регион, в котором создаются особые экономические зоны курортно-рекреационного типа.

Возможность реализации инвестиционных проектов в любой отрасли экономики.

Богатый потенциал природных ресурсов.

По информации Департамента инвестиций и проектного сопровождения Краснодарского края были успешно реализованы следующие инвестиционные проекты:

АО "Каспийский трубопроводный Консорциум-Р". Стоимость проекта - более 2,6 млрд. долларов США. В 2003 году принята в эксплуатацию первая очередь проекта. Проектная мощность - 64 млн. тонн нефти к 2017 году. Протяжённость нефтепровода от месторождения Тенгиз (Казахстан) до терминала на Черном море (г. Новороссийск) составила 1580 км. В течение расчетных 40 лет эксплуатации трубопровода налоговые поступления в бюджет России составят более 30 млрд. долл. США.

Газопровод "Голубой поток" (Россия-Турция). Стоимость проекта - 32 млрд. долларов. В сентябре 2005 года введена в эксплуатацию вторая очередь проекта. Ежегодные суммы поступлений в консолидированный бюджет края только от уплаты налога на имущество по объектам второй очереди составят около 92 млн. рублей. В период с 2008 по 2025 годы, когда газопровод будет работать на полную мощность, объем поставок газа в Турцию достигнет 16 млрд. кубометров в год. Это даст дополнительные поступления в бюджет Российской Федерации в размере 3-4 млрд. долларов ежегодно.

Французская компания "Бондюэль" - реализовала на Кубани проект строительства завода по производству овощных консервов. Первая очередь завода в ст. Новотитаровской введена в эксплуатацию в 2004 году. 14 сентября 2007 года состоялась официальная церемония открытия второй очереди завода "Бондюэль-Кубань". Объемы производства увеличиваются из года в год: с 27 млн. банок в 2004 году - до 57 млн. банок в 2006-м.

"Бондюэль-Кубань" - современное высокотехнологичное производство, входящее в число крупнейших бюджетообразующих предприятий Краснодарского края. За первые три года работы завода сумма уплаченных налогов в бюджеты всех уровней превысила 110 млн. рублей, за 2007 год - 95 млн. рублей.

С 2002 года ООО "Кубань-Кнауф" (Германия) вложила в развитие и модернизацию производства строительных смесей на основе гипса более 900 млн. руб. Компания постоянно инвестирует прибыль в развитие производства. В июне 2008 года введены в эксплуатацию новые корпуса завода по производству гипсового вяжущего "КНАУФ ГИПС КУБАНЬ".

За 2007 год сумма освоенных инвестиций - более 300 млн. руб., а за 8 месяцев 2008 года - свыше 500 млн. руб.

ООО "КЛААС" (Германия) реализует проект строительства в г.Краснодаре завода по производству сельхозтехники стоимостью 20 млн. Евро. С октября 2003-го были возведены все запланированные объекты, центральным из которых является сборочный цех площадью 5 тысяч квадратных метров. Ежегодно здесь будет выпускаться 600 - 1000 машин. На сегодня вложено 20 миллионов евро, в дальнейшем сумма инвестиций увеличится еще на 10 миллионов.

Компания "Нестле" поэтапно развивает свою производственную деятельность на территории края. Фабрика "Нестле Кубань" была запущена в ноябре 2005 года и стала первой в России фабрикой полного цикла по производству растворимого кофе. Сумма инвестиций в ходе всего строительства фабрики составила около 120 миллионов долларов США.

С 2006 по 2008 год инвестиции в дальнейшее развитие производства составляют около 950 миллионов рублей. В 2007 году фабрика произвела около 27 тысяч тонн готовой продукции. Только за 2007 год фабрикой перечислено свыше 111 млн. рублей налогов во все уровни бюджета.

В октябре 2008 г. компания Nestle подписала инвестиционное соглашение с Краснодарским краем о расширении кофейной фабрики в г. Тимашевске путем внедрения новых передовых технологий по производству натурального растворимого кофе. Инвестиции в производство составят порядка 5,5 млрд. рублей.

Компания "Метро Кэш энд Керри". 9 декабря 2004 года в Краснодаре состоялось открытие многофункционального торгового комплекса, общая торговая площадь которого составляет 8,6 тыс. квадратных метров. Только за один год в экономику Краснодарского края компанией вложено более 600 млн. рублей. В результате реализации проекта создано более 300 новых рабочих мест. В 2005 году в краевой и местный бюджеты компанией было уплачено около 20 млн. рублей налогов.

ООО "Сити Центр" (Великобритания) осуществило строительство торгово-развлекательного комплекса в г. Краснодаре стоимостью 540 млн. рублей.

ООО "Кубанские консервы". Французская компания "CECAB Group" - один из европейских лидеров по производству и переработке консервированных и замороженных овощей - реализовал проект строительства в г. Тимашевске Краснодарского края завода по производству и переработке консервированных овощей ООО "Кубанские консервы".

В строительство завода и технологическую линию французские партнеры инвестировали более 1 млрд. рублей. В оросительную систему и в сельскохозяйственную технику CECAB Group вложила 480 млн. рублей.

За 8 месяцев 2008 года "Кубанские консервы" выработали более 24 млн. банок продукции. На 1 августа 2008 года завод освоил инвестиций на сумму 1,6 млрд. рублей.

Бауцентр. Совет директоров компании "Бауцентр" определил Краснодарский край как межрегиональный центр для Южного федерального округа. С открытия в ноябре 2006 года в Краснодаре гипермаркета отделочных и строительных материалов стартовал проект "Бауцентр-Россия". Уже в декабре 2007 года заработал второй гипермаркет в городе Краснодаре. В настоящее время компания реализует проект в Новороссийске.

Лента. Компания "Лента" осуществила строительство 2-х торговых комплексов в Краснодаре (открыты в июне и ноябре 2008 года).

Завершается строительство торгового комплекса в Новороссийске.

Суммарные инвестиции компании "Лента" в экономику Краснодарского края составляют 2 миллиарда рублей.

В магазинах "Лента" представлена продукция свыше 50 кубанских производителей, и сеть ведет активную работу по увеличению этого показателя. В каждом гипермаркете "Лента" трудоустроено свыше 300 жителей Краснодарского края.

 

 

Заключение

 

Главная задача структурной и инвестиционной политики - восстановить недопустимо сократившееся производство. Без инвестиций нет экономического роста, без экономического роста нет надежд на сколько-нибудь серьезные инвестиции. Нужно разорвать этот замкнутый круг. При рациональных продуманных подходах только за счет использования простаивающих сегодня мощностей при минимальных инвестициях в основной капитал можно и нужно обеспечить 10-12% рост промышленного производства. Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала. Привлечение в регион иностранных инвестиций является стратегической задачей, позволяющей реализовать программы экономического роста. В настоящее время в России происходит увеличение притока иностранных инвестиций. Тем не менее, в абсолютных цифрах иностранное инвестирование остается очень не большим и явно не удовлетворяющим потребности российской экономики. Рассмотрев основные аспекты, связанные с иностранными инвестициями в России, я пришла к выводу, что привлечение иностранных инвестиций должно идти рука об руку с реформированием всей экономической системы. Очевидно, что для стимулирования притока иностранных инвестиций в нашу страну необходимо предпринимать действенные меры по улучшению инвестиционного климата. Некоторые эксперты оценивают современное состояние инвестиционного климата в России как неудовлетворительное и называют ряд причин (изменение таможенного режима, нестабильность законодательной базы, низкий уровень развития многих элементов рыночной инфраструктуры, сильная бюрократизация страны, коррупция, рэкет и иная преступность и т.д.) Однако основным фактором, оказывающим негативное влияние на состояние инвестиционного климата в России, является правовая нестабильность. Привлечение иностранных инвестиций зависит и от совершенствования управления этим процессом. С целью усиления взаимодействия с зарубежными предпринимателями и ускорения выхода России на мировой рынок капиталов создан Консультативный совет по иностранным инвестициям при правительстве РФ. Ряд организационных структур создан и при Минэкономики России. Таким образом, проблема инвестиционной активности иностранных инвесторов должна решаться посредством вмешательства государства, с использованием экономических и административных методов и созданием благоприятных правовых, налоговых и других предпосылок. Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют российские, занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая мера практически не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала, но приводит к возникновению на месте бывших отечественных производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на льготное налогообложение.

Информация о работе Экономическое содержание инвестиций и их основные классификации