Правовые основы иностранного инвестирования в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 16:24, статья

Описание работы

Для осуществления преобразований в экономике Украины требуются значительные капитальные вложения. Ситуация осложняется тем, что проблему инвестирования хозяйственных комплексов приходится решать в условиях экономического кризиса, когда “замораживание” средств, при реализации конкретных проектов очень негативно влияет на эффективность функционирования всей экономической системы.

Работа содержит 1 файл

статья1.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

Виды  деятельности предприятий  с иностранными инвестициями. Предприятие  с иностранными инвестициями может заниматься любыми видами деятельности , которые соответствуют цели , указанной в уставе предприятия, с учетом ограничений , предусмотренных законодательными актами Украины . В  соответствии со ст. 8 Закона Украины " О предприятиях в Украине " отдельными видами деятельности предприятие может заниматься только при наличии специального разрешения (лицензии ) . Законом  Украины " О научно-технической информации "  предусматривается право иностранных юридических и физических лиц ,  а также лиц без гражданства инвестировать развитие сферы научно-технической информации Украины в соответствии с действующим законодательством ( ст.22 ) .  В Законе Украины " О страховании " указывается , что часть иностранных юридических лиц   и граждан  в уставном фонде страховика (юридического лица, которое в установленном порядке получило лицензию на осуществление страховой деятельности) не может превышать 49% ( ст.2 ) , кроме случая, когда при реорганизации страховика предусматривается привлечь к числу участнистников страховика иностранных страховиков  при  условии проведения ими всех расчетов по обязательствам и  долгам ,  срок уплаты которых уже наступил .  Кроме вышеуказанного , иностранным инвесторам следует помнить ,  что страховая деятельность  в  Украине  осуществляется исключительно страховиками - резидентами Украины .  В соответствии  с  Законом Украины  " О выборах народных депутатов " предприятия с иностранными  инвестициями не имеют права делать взносы в избира -тельный фонд кандидата в народные депутаты Украины .   В   Воздушном Кодексе Украины  указывается , что аэропорт , если он в том числе является совместным предприятием или предприятием, которое полностью принадлежит иностранному инвестору , должен пройти сертификацию и регистрацию в соответствии с действующими  в Украине  правилами .

      Условия  реализации продукции ( работ , услуг) предприятий с иностранными инвестициями .Предприятие с иностранными инвестициями самостоятельно определяет условия реализации продукции (работ,услуг), включая цену на них, если иное не предусмотрено законодательством Украины .Льготой для предприятий с иностранными инвестициями является то ,  что их продукция не подлежит лицензированию и квотированию при условии ее сертификации как продукции собственного производства.  Вывоз товаров , на которые распространяется специальный режим экспорта , осуществляется в соответствии с законодательством Украины .

      Бухгалтерский учет и отчетность .Для бухгалтерского  учета внешне-экономических операций субъекты внешнеэкономической  деятельности  пользуются планом счетов и инструкцией по его применению ,  которые  действуют  на территории Украины, а также соответствующими изменениями и дополнениями, которые отображают специфику внешнеэкономической деятельности . Они  отображают  свою  деятельность  и ее  результаты  в финансовой отчетности отдельно указанными показателями :

- в бухгалтерском  баллансе отдельно выделяют средства ( активы ) , которые находятся во  внешнеэкономическом обороте, а  также их источники (пассивы) ;

- в отчете  о прибылях и убытках отдельно  отображаются выру-

чка от внешнеэкономических операций и  соответствующие расходы .

Государственной  налоговой  администрации  кроме  годового финансового отчета предоставляется  также информация о суммах уплаченных налогов на импорт и экспорт,

Национальному банку Украины  предоставляется  информация о суммах обязательного  распределения части выручки  в иностранной валюте.

      Страхование имущества и рисков иностранных инвесторов .В п.4  ст.19 Закона Украины "Об инвестиционной деятельности" указано , что инвестиции могут быть ,  а в отдельных случаях ,  предусмотренных законодательством Украины , должны быть застрахованы .Субъекты  внешнеэкономической  деятельности  самостоятельно  выбирают  страховую  компанию (страховика ), однако экспортные кредиты,  ссуды,  некоторые контракты на поставку машин и оборудования, инвестиции как на территории Украины , так и за  ее пределами страхует специализированное акционерное общество , контрольный пакет акций которого принадлежит правительству Украины.

Приостановление инвестиционной деятельности .Ликвидация и реорганизация предприятий с иностранными инвестициями .Основания  для  приостановления инвестиционной деятельности изложены в ст. 21 Закона Украины "Об инвестиционной деятельности". Решение государственного органа о прекращении или приостановлении инвестиционной  деятельности  может быть  принято по таким причинам  :

1.если ее продолжение может привести к нарушению установленных законодатель-ством санитарно-гигиенических , архитектурных, экологических и других норм, прав и интересов граждан, юридических лиц и государства , которые охраняются законом ;

2.объявление в установленном законом порядке инвестора банкротом по причине неплатежеспособности ;

3.стихийного бедствия ;

4.введение чрезвычайного положения .

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА ИНОСТРАННЫХ  ИНВЕСТОРОВ  В  УКРАИНЕ

Осуществляя на территории Украины инвестиционную деятельность, иностранные инвесторы являются субъектами права собственности в соответствии со ст. 3  Закона Украины  " О собственности "  и пользуются в связи с этим теми же правами , что и субъекты хозяйственной деятельности Украины за некоторыми исключениями, которые мы и рассмотрим ниже .

В  целях  обеспечения  равных условий хозяйствования для  украинских и иностранных  субъектов хозяйственной деятельности  и  выполнения обязательств Украины  перед другими государствами  и  международными организациями  по устранению двойного налогообложения , уклонения от налогообложения и предотвращению демпинга утве-

ржден Порядок осуществления иностранными субъектами  хозяйственной  деятельности  операций с продукцией украинского  происхождения на территории Украины  без вывоза ее за пределы таможенной территории Украины  .

      Иностранные инвесторы имеют  право  на приобретение  паев , акций  и других ценных бумаг предприятий , расположенных на территории Украины .

Также иностранные инвесторы имеют  право участвовать в приватизации на территории Украины на общих основаниях. Условия их участия определяются Законами Украины

" О  приватизации имущества государственных  предприятий " и " О приватизации  небольших государсрственных предприятий  ( малую приватизацию )" и рядом  других законодательных актов . 

Приобретение   иностранными   инвесторами   имущественных прав на землю и  другие природные ресурсы регулируется  Земельным , Лесным,Водным кодексами , Кодексом о недрах и некоторыми другими  нормативными актами .В соответствии с Земельным кодексом и Законом Украины  "  О собственности" иностранным гражданам и лицам без гражданства земельные участки в собственность не передаются .Ст.8 Земельного кодекса предоставляет право временного пользования землей на условиях аренды совместным предприятиям , международным организациям и объединениям при участии украинских  и  иностранных юридических и  физических лиц ,  предприятиям ,  которые  полностью  принадлежат иностранным инвесторам  ,  а также иностранным государствам, международным организациям, иностранным юридическим лицам и лицам без гражданства .При приватизации объектов неоконченного строительства одновременно  предоставляются в долгосрочную аренду и земельные участки, отведенные для строительства этих объектов .Пользование землей в Украине является платным .

Имущество  в  аренду  иностранным  инвесторам предоставляют арендодатели на основе договоров аренды в соответствии с  действующим законодательством .Кабинет Министров Украины утвердил  Перечень имущественных комплексов государственных предприятий , организаций, их структурных подразделений основного производства , передача которых в аренду не допускается .

      Особенности налогообложения  предприятий с  иностранными инвестициями.

Для  предприятий с иностранными инвестицицями  не существует специальных налоговых льгот,  как это было до принятия Закона “О режиме иностранного инвестирования”. Однако в ч.2 ст.8 Закона Украины "О режиме иностранного инвестирования" предусмотрено, что для отдельных субъектов предпринимательской деятельности, которые осуществляют инвестиционные проекты с привлечением иностранных инвестиций ,  которые  реализуются в соответствии с государственными  программами  развития  приоритетных отраслей экономики , социальной сферы и  регионов ,  может  быть установлен льготный режим инвестиционной  и другой  хозяйственной деятельности .

Как показывает мировая практика законотворчества и инвестиционной деятельности вопросы  налогообложения всегда  оставались  и на наш взгляд остаются наиболее главенствующими критериями ее развития . В связи с этим с целью привлечения как внутренних , так и внешних (иностранных) инвестиционных ресурсов во многих странах  законодательно установлены сроки  освобождения  от  уплаты налога  на прибыль как по вновь создаваемым предприятиям , так и при реформировании ,  расширении  уже  действующих  предприятий  .   Подобный опыт был использован и в Украине .  В частности это касалось  предприятий с иностранными инвестициями ,  для  которых в соответствии  с Декретом Кабинета Министров Украины ( 1993 ) был установлен пяти-

летний  срок освобождения от уплаты налога на прибыль. Однако, Закон " О налого-обложении  прибыли предприятий " от 1995  отменил  эту льготу , оставив ее только за теми предприятиями , где иностранные  инвестиции уже были осуществлены до вступления в силу данного закона.

Тем  не  менее  во  вновь  принятом  Законе о налогообложении прибыли  от 22 мая 1997 года это положение не упомянуто ,  следовательно на данный  момент  ни одно предприятие на территории Украины не освобождено от уплаты налога на прибыль .  Этот факт вполне естественно считается нарушением прав инвесторов  ,  которые планировали свою хозяйственную деятельность с учетом необлагаемого  налогом периода ,  и ярко демонстрирует  несовершенство  и ненадежность нашего законодательства, что отнюдь не способствует привлечению инвестиционных ресурсов .

Плательщиками налога на прибыль из числа  нерезидентов  являются физические и юридические  лица любой организационно-правовой формы ,  которые получают доходы  из источников в Украине  , за исключением учреждений и организайий ,  которые имеют дипломатический статус или иммунитет в соответствии  с международными  договорами Украины .  Сумма валового налогооблагаемого дохода умень -

шается  на :

* сумму   средств или стоимости имущества  ,  которые поступают плательщику налога на прибыль  в виде прямых инвестиций или  реинвестиций в корпоративные права, эмитированные этим плательщиком , в том числе денежные или имущественные взносы, в соответствии с договорами о совместной деятельности  на территории Украины  без создания юридического лица ;

* сумму  средств взаимного инвестирования  инвестиционных фондов и инвестиционных  компаний в случае ,  если ни  один из учредителей ( участников , акционеров )  не владеет более  10%  уставного фонда этих  организаций  и  если  эти  организации на протяжении 30 дней  по окончании налогового года распределяют между участниками   ( акционерами )  не менее 90% доходов от инвестиционных операций .

Таким образом налогообложение предприятий  с иностранными инвестициями  осуществляется  на тех же  условиях и регулируется теми же  нормативными  актами , что и предприятия ,  которые таковых не имеют .

  Таможенное регулирование  деятельности иностранных  инвесторов в Украине  .

Особенный правовой статус имеет имущество ,  которое ввозится в Украину как взнос в уставной фонд предприятия с иностранными инвестициями .  Так ,  в соответствии со ст. 18  Закона Украины  " О режиме иностранного инвестирования " это имущество освобождается от обложения таможенной пошлиной, кроме товаров предназначенных для реализации или личного потребления . При  этом таможенные органы осуществляют пропуск такого имущества на основе вексельной операции .  Если вексель не погашен в течение 30 календарных дней  со  дня оформления таможенной декларации , векселедатель обязан внести плату по векселю в течение пяти календарных дней .

 В  случае ,  если на протяжении  трех лет с момента зачисления  иностранной инвестиции на баланс  предприятия с иностранной инвестицией  имущество, которое было ввезено  в Украину как взнос иностранного инвестора в уставной фонд указанного предприятия или на отдельный баланс сторон, которые осуществляют совместную инвестиционную деятельность по договорам (контрактам) , отчуждается , в том числе в связи с прекращением деятельности векселедателя ,  последний уплачивает ввозную таможенную пошлину не позднее дня отчуждения . Ввозная  таможенная  пошлина  не  уплачивается  при  условии вывоза иностранной инвестиции зарубеж ,  что удостоверяется вывозной грузовой таможенной декларацией .  В случае установления факта отчуждения имущества ранее трехлетнего срока государственная налоговая инспекция обязана уведомить об  этом  соответствующий таможенный  орган ,  после чего  последний обязан  в бесспорном  порядке взыскать ввозную пошлину .

Информация о работе Правовые основы иностранного инвестирования в Украине