Правовые основы иностранного инвестирования в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 16:24, статья

Описание работы

Для осуществления преобразований в экономике Украины требуются значительные капитальные вложения. Ситуация осложняется тем, что проблему инвестирования хозяйственных комплексов приходится решать в условиях экономического кризиса, когда “замораживание” средств, при реализации конкретных проектов очень негативно влияет на эффективность функционирования всей экономической системы.

Работа содержит 1 файл

статья1.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

        Валютное регулирование  деятельности иностранных  инвесторов на  территории Украины  .

Основным  нормативным актом , который определяет основные  принципы валютного регулирования  в Украине , является Декрет Кабинета Министров Украины от 19 февраля 1993 года N15-93 "О  системе  валютного  регулирования и валютного контроля"

Важным  для  иностранного  инвестора  является  то ,   что  в соответствии со ст.5 вышеупомянутого декрета  не требуется индивидуальная лицензия Национального банка Украины  для :

* вывоза , перевода и пересылки за пределы Украины физическими лицами - резидентами и нерезидентами иностранной валюты  , которая была ранее ввезена ими в Украину на законных основаниях ;

* осуществления  платежей в иностранной валюте  за пределы Украины в виде  процентов по кредитам , дохода (прибыли) от иностранных инвестиций ;

* вывезения  за пределы Украины иностранной  инвестиции в иностранной валюте, ранее осуществленной на территории  Украины , в случае прекращения  инвестиционной деятельности .

Декретом  Кабинета Министров Украины с целью стабилизации валютного курса национальной денежной единицы предусмотрена обязательная продажа через уполномоченные банки на межбанковском валютном рынке Украины 50% поступлений  в иностранной  валюте в пользу резидентов , однако средства в иностранной валюте ,  которые перечисляются на территорию Украины с целью их  дальнейшего внесения в уставные фонды предприятий с  иностранными инвестициями , не подлежат обязательной продаже , также как и  суммы выручки в иностранной валюте этих предприятий за экспорт продукции ( работ , услуг )  собственного производства .

В соответствии с Законом Украины " О режиме иностранного инвестирования" для  сохранения доходов,прибыли и других  средств иностранные инвесторы  могут иметь текущие и расчетные счета  в банках Украины в соответствии с ее законодательством .

К таким  счетам относятся :

а) текущие  счета и вклады со свободным режимом  использования , условно названные  счетами типа " С " .   Остатки  по ним  могут быть свободно конвертированы в иностранные валюты по курсу ,  установленному Национальным банком Украины ,  и переводится  зарубеж ;

б) текущие  счета и вклады для зачисления прибыли и доходов от деятельности совместных предприятий и предприятий  со стопроцентным иностранным капиталом  условно названные счетами типа "Л"  .

Средства  в валюте Украины с указанных  счетов  типа " С "  и "Л"  иностранные инвесторы могут  использовать  для приобретения товаров на внутреннем рынке Украины  с целью  их вывоза за  зарубеж  . Средства со счета типа "С" по распоряжению владельца счета могут использоваться :

* для  осуществления любых видов инвестиций  в соответствии с законом об  иностранных инвестициях и получения  наличности на территории Украины  без ограничений ;

* для  покупки  иностранной валюты  в  Национальном  Банке Украины и перевода ее зарубеж .

В соответствии с  Законом Украины " О режиме иностранного инвестирования "  иностранным  инвесторам  после  уплаты  налогов  и других обязательных платежей гарантируется  беспрепятственный и  незамедлительный перевод зарубеж их доходов,прибыли и других средств в иностранной валюте , полученных на законном основании вследствие осуществления инвестиционной деятельности .

При  этом  перевод  зарубеж  части  доходов , принадлежащей иностранному инвестору ,  должен обеспечиваться за счет его собственной валютной выручки , при этом уплачивается налог по ставке 15%  от переводимой суммы .

Иностранный инвестор может открыть в уполномоченных банках один счет в  иностранной  валюте  и один счет  в  валюте Украины .

На текущий  счет ,  открытый  в иностранной валюте  ( условно именуемый - типа "А") , зачисляются валютные средства для инвестиций в экономику Украины ,  а также дивиденды в иностранной валюте ,  полученные от инвестиций на территории Украины .

При вывозе за рубеж иностранной валюты ,  полученной  от инвестирования, в наличной форме иностранному  инвестору  необходимо получить разрешение уполномоченного банка , где открыт валютный счет инвестора , независимо от размера валютных средств .  Иностранная валюта с указанного счета может  реинвестироваться  на терри -

тории Украины без ограничений . 

      Таким образом , основными законодательными актами, регулирующими  деятельность  иностранных  инвесторов  являются  Законы Украины “ Об инвестиционной деятельности “ , “О внешнеэкономической деятельности”,“О режиме иностранного инвестирования”,”О защите иностранных инвестиций” .  Однако наряду  с  вышеперечисленными документами существует множество других  нормативно-правовых  актов , регламентирующих инвестиционную деятельность . Такое их коли-

чество  и частое изменение значительно  затрудняет их практическое применение, а также ведет к возникновению  множества неудобств и разногласий , когда  положения одного источника  может трактоваться как отрицание  или противоречие другому источнику .  В  основном  подобное случается  при столкновении  правовых  документов  различных  ветвей власти :  законодательной и исполнительной .  Государственные органы управления инвестиционной и хозяйственной деятельностью как правило руководствуются указами Президента ,  постановлениями  Кабинета Министров Украины , инструкциями Государственной Налоговой Администрации, которые по своей сути являются подзаконными нормативными актами и не могут противопоставляться законам . Следует отметить, что подобный недостаток является общим для всего законодательства Украины , которое формируется  в  условиях непрерывной борьбы законодательной и исполнительной ветвей власти. В связи с этим становится очевидным , почему отсутствие законодательной  и  политической

стабильности  является  одним  из  определяющих  факторов  нежелания иностранных  инвесторов  инвестировать  свои  средства  в  украинскую экономику . 

      Помимо  нестабильности отрицательным моментом существующего законодательства является его несовершенство , так как несмотря на огромное количество правовых документов , многие аспекты хозяйственной деятельности , связанной с иностранным инвестированием до сих пор не нашли в них своего отражения или требуют существенной корректировки .

      Серьезной проблемой остается учет вложенных иностранных инвестиций , движения этих капиталов в Украине, состояния хозяйствования совместных предприятий , что позволяет части из них не предоставлять отчетность в статистические органы , а предоставляемая информация не дает возможности провести качественный анализ и прогнозирование процесса иностранного инвестирования в Украине .

В связи  с этим  для привлечения иностранного капитала предпринимаются следующие  шаги :

1. Для  упрощения процедуры создания  предприятий с иностранными инвестициями подготовлены и находятся   в  Верховной Раде Украины соответствующие изменения к Закону Украины “О хозяйственных обществах” ,  согласно которых иностранный инвестор освобождается от необходимости предварительного имущественного взноса для регистрации совместного предприятия .

2. С  целью привлечения иностранного  капитала  для реализации отдельных  инвестиционных проектов в соответствии  с государственными  программами   развития  приоритетных  отраслей  экономики , социальной сферы  и территорий , а также проектов, которые обеспечивают увеличение объемов экспорта продукции, производства импортозаменяющей продукции,создание производственных мощностей на базе объектов незавершенного  строительства  или дополнительных рабочих мест,разработан проект Закона Украины “О предоставлении льготного режима инвестиционной и другой хозяйственной деятельности для реализации отдельных инвестиционных проектов” .

Правительство Украины работает над разрешением  таких важных проблем как :

* внедрение  гарантирования и страхования  вкладов  иностранных инвесторов,а также законодательное регулирование страховых рисков в период проведения инвестиционной деятельности : для этого необходимо создание Национальной страховой компании, которая обеспечила бы улучшение  условий  осуществления  иностранных  инвестиций

через страхование и перестрахование  всех видов рисков ;

* увеличение  количества свободных экономических  зон ,  которые могут быть  опорой базой  для становления   иностранных  инвесторов и  привлечения прямых инвестиций ;

* обеспечение стабильных  условий  налогообложения , причем не только для иностранных , но и для всех других предприятий ;

* разработка  законодательного акта об обеспечении  контрактных  прав  при  рассмотрении  споров  по  выполнению заключенных   в соответствии с установленным порядком контрактов .

В  целях  благоприятствования  инвестированию  проектов  по разработке полезных ископаемых и других природных ресурсов , Правительством предусматривается создание законодательной  базы для перехода к привлечению  иностранных инвестиций через концессии , а также определения права частной собственности на землю под объектами, которые продлежат приватизации частными инвесторами .

Важным  правовым документом , который регламентирует взаимоотношения между субъектами инвестиционной деятельности является межгосударственное соглашение “ О режиме благоприятствования  и взаимной защиты инвестиций “ . Такие Соглашения являются гарантом предоставления справедливого статуса инвестициям и их защиты на территории другого государства . Они подписаны уже с 40 странами  мира . Целый ряд проектов соглашений находится в стадии ратификации .

Хочется верить , что в уже недалеком  будущем все эти меры  и шаги дадут желаемый результат . 
 

Информация о работе Правовые основы иностранного инвестирования в Украине