Принципы осуществления инвестиционной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:29, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в определении инвестиций, инвестиционной деятельности, выявлении современных тенденций, проблем и путей активизации инвестиционной деятельности в России в целом и в Вологодской области в частности.
Для достижения поставленной цели в курсовой решаются следующие вопросы:
- дать понятие инвестиций;
- рассмотреть классификацию и структуру инвестиций;
- рассмотреть принципы инвестиционной деятельности

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты инвестиционной деятельности ……………..5
понятие инвестиций ……………………………………………………….5
классификация и структура инвестиций …………………………………6
принципы инвестиционной деятельности ……………………………...10
финансирование инвестиций ……………………………………………16
Глава 2. Анализ состояния инвестиционной деятельности в России ………..33
2.1. Инвестиционный климат России ………………………………………..33
2.1.1. Понятие и структура инвестиционного климата ……………………….33
2.1.2. Современное состояние инвестиционного климата в России …………37
2.2. Динамика и современное состояние инвестиций в России ……………48
2.2.1. Структура иностранных инвестиций ……………………………………48
2.2.2. Организации с участием иностранного капитала ……………………...52
2.3. Анализ инвестиционной деятельности в Вологодской области ………54
Глава 3. Проблемы и перспективы инвестиционной деятельности в России 59
3.1. Предложения по улучшению инвестиционного климата в условиях кризисных явлений в экономике ……………………………………………….59
3.2. Возможности активизации инвестиционной деятельности в Вологодской области …………………………………………………………………………...60
Заключение ……………………………………………………………………..63
Список использованной литературы ……………………………………….64

Работа содержит 1 файл

курсовая по инвестициям.doc

— 323.00 Кб (Скачать)

- вложения в акции  предприятий различных отраслей  материального производства - по своей природе ничем не отличаются  от  прямых

инвестиций в производство. К основным задачам инвестиционной политики относятся:  формирование благоприятной среды,  способствующей  повышению  инвестиционной активности негосударственного сектора, привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции предприятий, а также государственная поддержка важнейших жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы при  повышении  эффективности капитальных вложений.

Уровень инвестиций оказывает существенное воздействие на объём национального дохода общества; от его динамики будет зависеть множество макропропорций в национальной экономике.

Инвестиции в масштабах  страны определяют процесс расширенного воспроизводства. Строительство новых предприятий, а, следовательно, и создание новых рабочих мест  зависят от процессов инвестирования, или капиталообразования.

Инвестиции подразделяются на финансовые, реальные (прямые) и интеллектуальные. Финансовые инвестиции - вложения в  финансовые институты, то есть вложения в акции, облигации и другие ценные бумаги, выпущенные частными компаниями или государством. Реальные инвестиции - вложения частной фирмы или государства в производство какой-либо продукции. Интеллектуальными инвестициями являются вложения в подготовку кадров, передача опыта, лицензий и ноу-хау, совместные научные разработки.

Реальные инвестиции состоят из двух различных компонентов. Первый из них - это инвестиции в  основной капитал, то есть приобретение вновь произведённых капитальных благ, таких как производственное оборудование, компьютеры и здания производственного назначения. Второй компонент - инвестиции в товарно-материальные запасы, которые представляют собой накопление запасов сырья, подлежащего использованию в производственном процессе, или нереализованных готовых товаров. Коммерческие товарно-материальные запасы считаются составной частью общей величины запасов капитала в экономической системе; они столь же необходимы, как и капитал в форме оборудования, зданий производственного назначения.

В инвестициях важно  также то, что они всегда ориентированы  на будущее. Как правило, капитальные  блага, приобретённые за счёт инвестиций, окупят себя не сразу. Кроме того, они  часто высокоспециализированы. Именно эти свойства делает инвестиции рискованными. Значит необходимо предвидеть характер спроса в достаточно отдалённой перспективе. Особенность большинства капитальных благ состоит в том, что они - блага длительного пользования, с ожидаемым сроком жизни в 10 и более лет. Даже когда стимулы для строительства, связаны с настоящим, расчёты, определяющие целесообразность капитальных вложений, обязательно учитывают будущие доходы фирмы.

Инвестиции можно условно  разделить на три категории: прямые, портфельные и прочие.

Под прямыми инвестициями понимается ситуация, при которой иностранный инвестор получает контроль над предприятием на территории России или активно участвует в управлении им;

К портфельным относятся инвестиции, при которых иностранный инвестор не участвует активно в управлении предприятием, довольствуясь получением дивидендов (в большинстве случаев такие инвестиции производятся на рынке свободно обращающихся ценных бумаг). К разряду портфельных относятся также вложения зарубежных инвесторов на рынке государственных и муниципальных ценных бумаг.

И, наконец, к прочим инвестициям относятся вклады в банки, товарные кредиты и т.п. Их исключение из анализа вызвано, прежде всего, разнородностью группы, а также сложностью получения достоверной статистической информации о многих из них.

Структуру инвестиций можно представить при помощи следующей схемы (см. схему 1).

Схема 1.


 


 

 

 

 

 

 

 

Инвестиционная  политика, которой придерживается государство, имеет огромное влияние на развитие капиталовложений в стране, как частных, так и государственных. Именно она формирует так называемый инвестиционный климат страны. Инвестиционную политику предусматривается осуществлять на основе следующих принципов:

последовательная децентрализация  инвестиционного процесса путем  развития многообразных форм собственности, повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов;

- государственная поддержка  предприятий за счет централизованных  инвестиций;

- размещение ограниченных  централизованных капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурентной основе;

- усиление государственного  контроля над целевым расходованием средств федерального бюджета;

- совершенствование нормативной  базы в целях привлечения иностранных  инвестиций;

- значительное расширение  практики совместного государственно-коммерческого  финансирования инвестиционных  проектов.

2.1.2 Современное  состояние инвестиционного климата в Росси

         Вопрос об инвестиционном климате в России в настоящее время выходит на передний план. От его решения, может быть, больше чем от всех других  
факторов, зависит будущее российской экономики. В настоящее время инвестиционный климат в стране весьма неблагоприятен: приток прямых иностранных инвестиций примерно в пять раз меньше оттока капитала. В области прямых инвестиций сравнительные позиции России выглядят довольно скромно. По накопленной за период 1989-1998 гг. сумме прямых иностранных инвестиций (ПИИ) на душу населения Россия занимает  лишь  21-е место среди 25 стран Центральной и Восточной Европы и СНГ. Объем иностранных инвестиций к ВВП даже в 1997г., когда приток ПИИ был в стране максимальным, составил 0,8 %. Максимальные объемы иностранных вложений были достигнуты в 1997 году, когда они составили 12295 млн. долларов, в том числе прямые инвестиции – 5333 млн., портфельные – 681 млн. и прочие – 6281 млн. долларов.

Наиболее активно в  экономику России инвестировали: Германия, США, Великобритания, Кипр, Франция, Нидерланды, Италия, Швейцария, Швеция и Япо6ния (они дали 89,3% объема всех накопленных инвестиций и около 83,6% -накопленных ПИИ).

Вследствие кризиса 1998 года макроэкономические показатели ухудшились, однако достигнутая ранее финансовая стабилизация не сорвана.

         Инфляция возросла, составив за  первые восемь месяцев 1999 года  около 30 %, но не вышла за  допустимые рамки. Обеспечена  относительная стабильность рубля.  Наблюдается устойчивое положительное сальдо внешнеторгового баланса (13,3 млрд. долларов за первое полугодие, за аналогичный период 1998 года – 2,5 млрд. долларов.). Существенно улучшился платежный баланс. Наблюдается рост промышленного производства (в августе 1999 года – на 14,2 % по сравнению с августом 1998 года, за январь-август 1999 года _ на 5,9 % по сравнению с аналогичным периодом 1998 года)1.

        Вместе с тем еще в 1996 году  стало ясно, что только макроэкономической  стабилизации и даже снижения  процентных ставок будет недостаточно для возобновления экономического роста и повышения инвестиционной активности. Кризис 1998 года это подтвердил. Нужны серьезные и комплексные институциональные изменения. Россия остро нуждается в реструктуризации своей экономики на современной технологической основе. Для этого потребуется за 20 лет более 2 трлн. долларов инвестиций из всех источников.

Сегодня износ основных фондов российских предприятий составляет более 50 %. Объем инвестиций в основной капитал падает уже в течение 12 лет и в мае 1999 года составил 22 % уровня 1991 года. Наблюдается значительный отток капитала, а всего за годы реформ, по наиболее взвешенным оценкам, он достиг 130-140 млрд. долларов.

Традиционно принято  считать, что главные конкурентные преимущества России – это богатые  природные ресурсы, высокий уровень образования и высокий интеллектуальный потенциал. Но в отношении качества трудовых ресурсов надо трезво оценивать нашу конкурентоспособность. Сравнительная интегральная оценка качество рабочей силы, которую швейцарский институт Beri ежегодно определяет для 49 стран, ставит Россию близко к группе стран, не подходящих для размещения какого-либо производства.  Трудовая дисциплина оценивается в ⅓  возможного максимального уровня.

Что касается инфраструктуры, то она обычно оценивается как явно слабая. Необъятные просторы страны оборачиваются значительными транспортными издержками, что снижает привлекательность регионов, удаленных от рынков сырья и сбыта. Из-за отсутствия современной  инфраструктуры многократно возрастают необходимые первоначальные затраты.

 Политическая  нестабильность и непредсказуемость – одно из самых уязвимых мест российского инвестиционного климата.

Объем государственного долга несопоставим с источниками обеспечения, временная структура платежей по его обслуживанию крайне неблагоприятна. В настоящее время внешний долг правительства РФ составляет более 150 млрд. долларов, что эквивалентно приблизительно 90% ВВП 1999 г.

Состояние государственного долга предопределяет низкий кредитный  рейтинг России и высокие процентные ставки, поэтому без решения проблемы задолженности нельзя рассчитывать на значительный приток капитала на приемлемых условиях.

Государственное управление является критически важным фактором в период трансформации экономики. Одна из характерных черт переходного периода в России – слабое  государство. С советских времен сохраняется тенденция приносить экономические интересы в жертву политике. Нет четкого разделения функций между властью и бизнесом, что приводит к сращиванию капитала и государства, чрезмерному влиянию частных лиц на выработку государственной политики и к личной заинтересованности федеральных чиновников в определенных решениях.

Дефолт и девальвация 1998 года явились следствием безудержного наращивания государственного долга  в 1995-1996 гг. ради достижения политических целей. Олигархи, искусственно поддержанные государством в 1993-1996 гг. исходя из текущего видения политических потребностей, в дальнейшем стали сильным тормозом на пути эффективных преобразований.

 В течение последних  лет в России так и не был достигнут социальный консенсус. Экономические трудности, ломка общественных отношений, реформы и противостояние им – все это поддерживало острый конфликт на политической сцене, подрывало политическую стабильность.

Можно понять неизбежность подобных явлений в процессе становления новой демократической России. Но до тех пор, пока они продолжаются, инвестиционный рейтинг страны будет оставаться низким.

Радикальное преобразование собственности в России не сопровождалось созданием адекватных механизмов корпоративного управления и контроля. Большинство российских компаний не воспринимают создание инвестиционной привлекательности в качестве приоритетной задачи. В последние 3-4 года произошло множество нарушений прав инвесторов, особенно в компаниях, где контрольный пакет акций принадлежит одной из финансово-промышленных групп. Портфельные инвесторы, среди которых много иностранных, лишаются возможности влиять на решения и получать информацию по основным вопросам деятельности предприятий и вытесняются из компаний. Весь контроль, позволяющий, в частности, распоряжаться денежными и материальными активами компании. Переходит к ФПГ. Такие действия создают высочайший риск для инвестиций, в первую очередь портфельных, обладатели которых обычно выступают в роли младших акционеров, что делает инвестиции бессмысленными. Захват контроля над предприятием, как правило, создает предпосылки для разворовывания имущества предприятия, перевода финансовых потоков в специально созданные компании, доведения предприятия до банкротства.

Серьезной опасностью для  прав инвестора является и недостаточная  регламентация оснований для  инициирования процедуры банкротства  и ее проведения. Наблюдается парадоксальная ситуация: те предприятия. Которые имеют  достаточный запас прочности, вовлекаются в процедуры банкротства    (так как существует благоприятная возможность для захвата контроля над ними со стороны конкурентов), а безнадежные предприятия избегают этой процедуры (не находится желающих приобрести такие предприятия, а шансы получить долги в ходе процедуры банкротства невелики).

Существенный ущерб  наносит инвесторам непредставление  им                 информации менеджерами компаний, предусмотренной  действующим законодательством, о  деятельности предприятия и его  финансовом состоянии. Кроме того, отчеты, составленные по отечественным канонам бухгалтерского учета, зачастую бесполезны, так как содержащиеся в них данные не позволяют    получить достоверную оценку состояния предприятия.

Основные барьеры на пути развития эффективной системы корпоративного управления в России состоят в:

  • отсутствии  действенных механизмов перераспределения собственности в пользу эффективных собственников. (Происходящие сдвиги связаны, как правило, с перераспределением капитала от работников к менеджерам без повышения доли внешних акционеров, заинтересованных в эффективном корпоративном управлении.);
  • наличии высокой доли аффилированных  лиц в структуре собственности многих предприятий;
  • низких стандартах качества информации о деятельности компаний, что не способствует привлечению внешних инвесторов, в первую очередь иностранных;
  • игнорировании и ущемлении прав меньшинства акционеров. (Органы государственного регулирования и правовая система неспособны пока обеспечить их права.);
  • отсутствии понимания многими руководителями приватизированных предприятий того, что их ответственность связана с удовлетворением интересов собственников (акционеров), а не прочих заинтересованных сторон – местных властей, трудового коллектива.

Для инвестора самое  важное – стабильность законодательной базы, соблюдение правовых норм и возможность обеспечить их принудительное исполнение. Законы же, регламентирующие инвестиционную деятельность в России, страдают серьезными недостатками: заимствование норм, применяемых в государствах с иным уровнем институционального и культурного развития; наличие взаимоисключающих норм и т.д.

Информация о работе Принципы осуществления инвестиционной деятельности