Принципы осуществления инвестиционной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:29, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в определении инвестиций, инвестиционной деятельности, выявлении современных тенденций, проблем и путей активизации инвестиционной деятельности в России в целом и в Вологодской области в частности.
Для достижения поставленной цели в курсовой решаются следующие вопросы:
- дать понятие инвестиций;
- рассмотреть классификацию и структуру инвестиций;
- рассмотреть принципы инвестиционной деятельности

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты инвестиционной деятельности ……………..5
понятие инвестиций ……………………………………………………….5
классификация и структура инвестиций …………………………………6
принципы инвестиционной деятельности ……………………………...10
финансирование инвестиций ……………………………………………16
Глава 2. Анализ состояния инвестиционной деятельности в России ………..33
2.1. Инвестиционный климат России ………………………………………..33
2.1.1. Понятие и структура инвестиционного климата ……………………….33
2.1.2. Современное состояние инвестиционного климата в России …………37
2.2. Динамика и современное состояние инвестиций в России ……………48
2.2.1. Структура иностранных инвестиций ……………………………………48
2.2.2. Организации с участием иностранного капитала ……………………...52
2.3. Анализ инвестиционной деятельности в Вологодской области ………54
Глава 3. Проблемы и перспективы инвестиционной деятельности в России 59
3.1. Предложения по улучшению инвестиционного климата в условиях кризисных явлений в экономике ……………………………………………….59
3.2. Возможности активизации инвестиционной деятельности в Вологодской области …………………………………………………………………………...60
Заключение ……………………………………………………………………..63
Список использованной литературы ……………………………………….64

Работа содержит 1 файл

курсовая по инвестициям.doc

— 323.00 Кб (Скачать)

Практика внесения поправок в действующие законодательные  акты не продумана и нередко для  решения сиюминутной проблемы вносятся такие изменения, которые разрушают  уже существующую концепцию правового  регулирования.

Дестабилизирующим фактором предпринимательской деятельности является несоответствие федерального и региональных законодательств. Однако самая главная проблема – плохое исполнение  законов.

Серьезным фактором неисполнения законов является неэффективность  судебной защиты в случае нарушения норм права. У инвесторов нет уверенности в том, что их права и интересы будут защищены в соответствии с духом и буквой закона.

Масштабы преступности и коррупции в России чрезвычайно велики и оказывают крайне негативное влияние на инвестиционный климат. По наиболее вероятным оценкам, теневая экономика охватывает около  ¼ ВВП.

Организованная преступность стала реальным конкурентом государства  в “сборе” налогов. Кроме того, она объективно препятствует переходу предпринимателей из теневой экономики  в легальную.

Когда говорят о неблагоприятном  инвестиционном климате в России, то чаще всего имеют в виду непосильное налоговое бремя. На самом деле оно немногим тяжелее, чем в большинстве европейских стран. Проблемы кроются не столько в высоких ставках, сколько в определении налогооблагаемой базы. Существенные пробелы в налоговом законодательстве и противоречивость ряда установлений создают зоны правовой неопределенности.

Однако дело не только в налоговом бремени. Предприятия  не защищены от произвола налоговых и таможенных органов. Поскольку налоговые отношения могут регулироваться лишь государством, то в условиях хронического дефицита бюджета налогоплательщики оказываются под усиленным давлением фискальных служб. Сложность получения необходимой информации о трактовке изменений в законодательстве, частота нововведений неоправданно увеличивают издержки по мониторингу законодательства и повышают фискальные риски, которые являются одной из главных составляющих неблагоприятной оценки инвесторами положения в российской экономике.

Слабость банковской системы – существенный тормоз для инвестиций и один из важнейших факторов инвестиционного риска. Кроме сложности получить кредит по доступной цене, агентам экономики трудно проводить расчеты, получать деньги со счета, что замедляет скорость трансакций и увеличивает их стоимость. Широко применяется “черный нал”, то есть проведение операций помимо банков. Значительная их часть в целях выживания переориентировалась на операции по “отмыванию” денег и обналичиванию, на обслуживание иных полукриминальных и криминальных операций.

Еще слабее финансовые институты, ориентированные на долгосрочные инвестиции. Инвестиционные фонды, мобилизирующие ресурсы в первую очередь мелких частных инвесторов, также чрезвычайно слабы и немногочисленны. В значительной мере их рост сдерживается отсутствием адекватного законодательства (в части пенсионных и страховых сбережений), требуемого количества профессиональных управляющих компаний, а также низкой эффективностью деятельности управляющей компании.

В российском законодательстве не упоминаются и кредитные союзы, являющиеся основными кредиторами  мелких и средних предпринимателей в добольшевистской России и играющие существенную роль в современных  Германии, Франции, Голландии, США. Естественно, что кредитных союзов в нашей стране нет.

Валютное регулирование, реализуемое в настоящее время банком России, предполагает лицензирование ввоза капитала в полном соответствии с российским законодательством, которое зачастую создает запретительный режим для иностранных инвестиций. В то же время не разработаны эффективные механизмы, препятствующие вывозу капитала из страны. Механизмы же, которые используются для ограничения вывоза капитала, существенно осложняют торговлю с иностранными партнерами, так как приводят к повышению трансакционных издержек и снижению скорости оборота капитала. По сути, действующий порядок контроля над движением капитала “работает” наоборот – стимулирует  утечку и препятствует ввозу.

Для иностранных инвесторов неблагоприятны отдельные аспекты таможенного регулирования, в частности такие, как режим временного ввоза, режим продажи авиабилетов и др. В последнее время для иностранных граждан введены ограничения на вывоз валюты суммами, продекларированными при въезде, причем об изменениях никто не был предупрежден, и многие люди потеряли деньги.

Такого рода факты  порой сводят на нет эффективность  более важных мер правительства  по улучшению инвестиционного климата.

Проблемы в области внешней торговли часто связаны с такими факторами, как сертификация, стандарты и различные требования к маркировке. Число наименований ввозимых товаров, подлежащих сертификации, многократно превышает соответствующие сертификационные требования, действующие в странах ЕС.

Для экономики России принципиально важно завоевать прочные позиции на мировых рынках. Учитывая низкую конкурентоспособность большей части продукции нашей обрабатывающей промышленности, для начала надо закрепиться на тех рынках, где Россия имеет свои позиции, прежде всего на рынках СНГ. Иностранные инвестиции могли бы способствовать росту российского экспорта, но при условии, что инвесторы смогут рассчитывать на рынки СНГ. В связи с этим следует признать крайне нежелательным сохранение в долгосрочной перспективе нынешнего порядка обложения НДС продукции, экспортируемой в страны СНГ, особенно на Украину. Двойное обложение НДС при поставках на украинский рынок подталкивает отечественных экспортеров на различные схемы обхода существующего порядка, например, путем экспорта через Польшу.

Один из существенных факторов инвестиционного климата – политика местных властей. Важность инвестиций осознается во многих регионах, поэтому там инвесторам предоставляются налоговые освобождения и другие льготы. Основным типом стимулов, предусмотренных этим законодательством, являются фискальные льготы (по  уплате налогов, подлежащих зачислению в региональный бюджет). Однако порой создается впечатление, что Россия представляет собой не единое государство. А состоит из ряда феодальных княжеств со своими собственными порядками. Этому есть ярд подтверждений:

  • желание захватить собственность (или участвовать в ней) как условие содействия инвестициям (Москва, Башкирия, Татарстан, Красноярск и др.);
  • стремление строить барьеры на пути вывоза или ввоза продукции (Краснодарский край, Белгородская, Курская, Тульская область и др.);
  • особые отношения с рядом предпринимателей, ограничения конкуренции, поддержка отдельных предприятий;
  • необоснованный отказ в регистрации хозяйствующих субъектов;
  • прямой запрет на осуществление отдельных видов деятельности;
  • не предусмотренные законодательством поборы и лицензии;
  • коррупция при выдаче лицензий и регистрации;
  • противоречие федеральному законодательству. Особенно в налоговой сфере (подавляющее большинство субъектов РФ);
  • излишняя бюрократизация административных процедур;
  • создание препятствий для миграции рабочей силы;
  • совмещение функций хозяйствующих субъектов с функциями органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

         В течение 1997-1998 гг. в России  были предприняты определенные усилия по реформированию бухгалтерского учета. Однако реформа осуществляется очень медленно, часть принимаемых российских правил бухгалтерского учета основана на устаревших подходах. Поэтому новые правила бухгалтерского учета сегодня не удовлетворяют требованиям ни одной категории заинтересованных внешних пользователей: иностранных инвесторов и кредиторов больше интересует либо отчетность по стандартам, соответствующим МСФО (международные стандарты финансовой отчетности), либо US GAAP; российских – инсайдерская информация, которая менее всего видна из отчетности; налоговые органы – отчетность в соответствии с требованиями налогового законодательства.

Всем категориям инвесторов необходима не только адекватная информация о положении предприятия, но и  уверенность в том, что полученный (или неполученный) ими дивиденд (процент) – это результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия. А не его учетной политики, “подстроенной” под интересы налоговых органов и не учитывающей потребности инвесторов.

Формально существует национальный режим, общий для российских и иностранных инвесторов. Но в действительности равенства нет. С одной стороны, есть преимущества у иностранцев: доступ к капиталу и кредиту, опыт управления, технологии. С другой – российские предприятия уходят от налогов, используют денежные суррогаты и в целом их положение, вероятно, предпочтительнее. Они более влиятельны в “коридорах” власти, с большей готовностью идут на подкуп государственных чиновников, в результате чего получают реальные преимущества.

Инвестиционную привлекательность  России в глазах иностранных инвесторов существенно снижает отсутствие того режима благоприятствования по отношению к иностранным инвестициям, который они имеют в других странах с переходной экономикой.

В последнее время положение на мировых рынках стало более благоприятным для России, но главным образом за счет стабилизации мирового финансового рынка и появления свободных ресурсов. Внутренние российские условия пока не становятся более привлекательными. Иностранные компании размещают в России лишь производство основных потребительских товаров. В стратегическом плане ситуация сложилась критическая. Кризис доверия губителен, прежде всего, для прямых инвестиций, так как они предполагают специфированную и менее ликвидную форму капитала. По пальцам одной руки можно пересчитать крупнейшие мировые компании, разместившие свое производство в России, несмотря на популярность их товарных знаков на российском рынке и высокий потенциальный спрос. Это является серьезным негативным сигналом более мелким инвесторам, идущим на новые рынки в фарватере мировых гигантов.

 

2.2. Динамика и современное состояние  иностранных инвестиций в России

2.2.1. Структура  иностранных инвестиций

Отраслевая структура  иностранных капиталовложений носит  неустойчивый характер, однако, по наиболее принципиальным направлениям она существенно не меняется. Доля промышленности в общей их сумме повысилась с 37,2% в первом полугодии 2010 г. до 38,8% в первом полугодии 2008г.; торговли, включая оптовую, и общественного питания – соответственно с 38% до 44%, доля транспорта понизилась с 5,9% до 0,9%, строительства – с 2,7% до 0,4%1.

В промышленности основная часть притока иностранного капитала пришлась на долю нефтедобывающей отрасли (24,7% всех вложений в промышленность), пищевой (19,8%), цветной металлургии (15,4%) и машиностроения, включая металлообработку (7,5%)2. По сравнению с первым полугодием 2010г. доля нефтедобывающей промышленности и цветной металлургии в общей сумме поступления ресурсов заметно повысилась, других отраслей – осталась примерно прежней или немного понизилась.

Крупнейший компонент  притока иностранного капитала –  «прочие инвестиции» – распределились в первом полугодии 2008г. следующим образом (в скобках – данные за идентичный период прошлого года): торговля, включая оптовую, и общественное питание – 48% (42,3%), промышленность – 36% (38,8%), общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка – 5,6% (7,2%), связь – 4% (3,1%), прочие отрасли – 6,4% (8,6%). Доля внешнеторговых кредитов, учитываемых в строке «торговля, включая оптовую и общепит» (это, видимо, только часть кредитов такого рода), составила в текущем году 28,4%. Среди промышленных отраслей основными получателями «прочих инвестиций» были все та же нефтедобывающая отрасль, черная и цветная металлургия, а также пищевая промышленность.

Из незначительных по размерам портфельных инвестиций почти  половина пришлась на долю промышленности.

Наибольший интерес, с  точки зрения воздействия на развитие российской экономики, представляет, конечно, распределение прямых инвестиций (табл. 2).

Таблица 2.

Поступление иностранного частного капитала в форме прямых инвестиций в основные отрасли экономики  РФ в первом полугодии 2010 и 2011 гг., млн. дол.

Отрасль

Первое полугодие

2010 г.

2011 г.

Всего

2509

1872

В том числе:

   

Промышленность

831

887

Нефтедобывающая

177

243

Машиностроение и металлообработка

118

184

Пищевая

272

166

Строительство

161

16

Транспорт

378

52

Связь

79

22

Торговля, включая оптовую, и общепит

842

647

В том числе внешняя торговля

262

Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка

99

101

Прочие отрасли

199

169

Информация о работе Принципы осуществления инвестиционной деятельности