Сущность Инвестиций

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 01:44, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть теоретические основы инвестиций, инвестиционных ресурсов, их роль в развитии экономики, провести анализ инвестиционной деятельности.
Из цели работы вытекают следующие задачи:
исследовать понятие инвестиционных ресурсов, их классификацию;
рассмотреть особенности централизованных, децентрализованных и иностранных инвестиционных ресурсов;
проанализировать источники инвестиционных ресурсов Республики Беларусь;

Содержание

Введение………………………………………………………………………...
Экономическая сущность инвестиционных ресурсов………………....
Понятие инвестиционных ресурсов………………………………….
Классификация инвестиционных ресурсов………………………….
Методы формирования инвестиционных ресурсов………………...
Источники инвестиционных ресурсов в РБ…………………………….
Централизованные инвестиционные ресурсы……………………....
Децентрализованные инвестиционные ресурсы…………………….
Иностранные инвестиционные ресурсы…………………………….
Оценка инвестиционных ресурсов РБ…………………………………..
Анализ источников инвестиционных ресурсов за 3-5 лет……….....
Проблемы в сфере привлечения инвестиционного капитала в РБ...
Направления повышения инвестиционной активности в РБ……….
Заключение……………………………………………………………………...
Список использованных источников.............................................................

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ГОТОВАЯ.docx

— 552.52 Кб (Скачать)

Предоставление инвестиционных ресурсов иностранными инвесторами  может происходить в различных  формах. В зависимости от того, кто  предоставляет инвестиции, можно  выделить государственный и частный  капитал. Первый – это средства государственного бюджета, которые принимаются из-за рубежа по решению правительств или  межправительственных организаций. Сюда можно отнести ссуды, займы, помощь и т.п.

Частный капитал представляет собой средства негосударственных  фирм, банков и организации, принимаемые  из-за границы по решению руководящих  органов этих образований. Сюда могут  быть отнесены торговые кредиты, межбанковское  кредитование и т.п. Иногда по источнику  происхождения выделяют третью форму  – капитал международных организаций, в частности кредиты МВФ, Мирового банка и т.д.

 По объему прямых  иностранных инвестиций в экономику  РБ российские инвесторы намного  опережают инвесторов из других  стран. Основной вклад осуществляет  одна российская компания - РАО  "Газпром".

 Иностранные инвестиции  по-прежнему остаются острой проблемой  для Беларуси. С одной стороны,  в условиях дефицита реальных  инвестиционных ресурсов иностранный  капитал на современном этапе  сохраняет свою роль потенциального  источника капвложений, а с  другой - невысокий инвестиционный  рейтинг страны, неустойчивость  законодательства и шероховатости  экономической политики государства  препятствуют формированию необходимых  условий для частного зарубежного  инвестора.

 По данным Министерства  статистики и анализа, в Беларуси  зарегистрировано 77 предприятий с  участием российского капитала (или  3,2% от общего числа по республике), в том числе 67 совместных и  10 иностранных.

 Доля российского капитала  в объявленном уставном фонде  данных предприятий составила  около 2 млн. USD, или менее 1% от  общего 

объема по республике, из которых перечислено 1,7 млн. USD, то есть 85% от объявленного. Их создание позволило  организовать более 1,5 тысячи рабочих  мест (или 2,4% от занятых на всех СП и  ИП). Однако с учетом всех зарегистрированных в РБ предприятий с российским капиталом вклад российских инвесторов на          самом деле намного больше.

 Среди стран СНГ  Россия занимает доминирующее  положение по количеству созданных  совместных предприятий, зарегистрированных  облисполкомами в соответствии  с национальным режимом регистрации.  Оценить размер инвестиций в  эти предприятия затруднительно, так как их уставные фонды  объявлялись в белорусских рублях  в различное время в течение  периода, когда были проведены  две деноминации.

 Наиболее крупным инвестиционным  проектом на территории РБ  является строительство газопровода  Ямал - Западная Европа, осуществляемое  РАО "Газпром" совместно  с белорусскими субподрядчиками.  Согласно данным платежного баланса,  с 1995 года на финансирование  данного проекта перечислено  396,3 млн. USD, или 64,7% от общего объема  поступивших в республику прямых  иностранных инвестиций в виде  вложений в уставные фонды  предприятий и банков, а также  реинвестированных доходов.

 Без учета вложений "Газпрома" в сравнении со  странами ЕС российские позиции  не отражают в полной мере  стратегического экономического  интереса к Беларуси. Так, на  сегодня мы имеем 625 работающих  предприятий с участием инвесторов  из стран Европейского Союза,  зарегистрированных в МИДе, против 77 из России (отношение 8:1), а соотношение  фактически сформированного уставного  фонда составляет соответственно 80:1.

 Данные факты объясняются  как высокой потребностью самой  России в инвестиционных ресурсах, так и существующими различиями  в экономических системах, законодательстве  и т. д. Тем не менее с  учетом упомянутого выше проекта  РАО "Газпром" Россия является  безусловным лидером по объемам  прямых иностранных инвестиций  в РБ.

 Отраслевая направленность  деятельности белорусских резидентов  с долей российских инвестиций  соответствует общереспубликанской  тенденции превалирования промышленного  сектора, сложившейся в последние  три года. Значительные прямые  инвестиции Россия направляет  также в развитие оптовой и  розничной торговли, транспорта  и строительства. Это отражает  и десяток крупнейших предприятий  (из числа зарегистрированных  в МИДе), на долю инвестиций  которых приходится более 80% от  общего объема.

 Во исполнение Договора  о создании Союзного государства  между Россией и Беларусью  от 8 декабря 1999 года в рамках  создания единого экономического  пространства государства-участники  принимают согласованные меры  по поэтапному сближению основных  социальных и макроэкономических  показателей развития и проводят  единую структурную политику, в  том числе и в сфере привлечения  инвестиций.

 В настоящее время  правительством Беларуси принято  решение и проводится работа  по созданию Координационного  совета по иностранным инвестициям  при Совете министров РБ по  аналогии с действующим уже  пять лет Консультативным советом  по иностранным инвестициям в  России под руководством председателя  Правительства РФ. Важно, что такие  органы работают во многих  странах - Латвии, Израиле, Египте, Иране, Сирии, Индии, Казахстане, Японии и т. д.

 С целью унификации  законодательства РБ и РФ в  рамках Межпарламентского комитета  РБ, Республики Казахстан, Киргизской  Республики, РФ и Республики Таджикистан  в ходе заседаний соответствующей  рабочей группы был принят Закон «Общие принципы функционирования свободных экономических зон». Целью принятия модельного закона о принципах функционирования СЭЗ является определение общих основ и направлений развития СЭЗ в государствах - участниках Таможенного союза.

 

 

Глава 3. Оценка инвестиционных ресурсов РБ

3.1 Анализ источников  инвестиционных ресурсов за 2005-2010гг.

Нельзя не признать тот  факт, что в настоящее время  инвестиции являются неотъемлемой частью современного общества. Ни одна экономика  не может не то, чтобы развиваться, а существовать без инвестиций. Инвестиции – это вложения капитала с целью  дальнейшего извлечения прибыли, причем вложения эти, как правило, связаны  с некоторой степенью риска.

Простое воспроизводство  требует вложения инвестиций в сумме 20– 22% от ВВП, расширенное воспроизводство  – 24% и выше. В Республике Беларусь прослеживается положительная динамика поступления инвестиций в основной капитал (см. рис. 1).

Рис.1 Доля инвестиций в основной капитал в ВВП

Удельный вес инвестиций в основной капитал составляет 33,3 процентов от ВВП, т.е. практически  каждый третий рубль является инвестиционным.

 

За 2010 год в экономику  республики поступило более 5 млрд. долларов США прямых иностранных  инвестиций, что на 15 % больше, чем  в за 2009 год. Валовой приток зарубежного  капитала составил порядка 9,0 млрд. долларов США. (рис.2)

Рис.2 Структура иностранных  инвестиций

Происходит постепенное  увеличение доли прямых иностранных  инвестиций, поступающих в Республику Беларусь, в общемировом объеме привлекаемых прямых иностранных инвестиций (с 0,13 процента в 2008 году до 0,47 процента в 2010 году) (рис.3).

Рис.3 Прямые иностранные  инвестиции Беларуси в мировых 

прямых иностранных инвестициях.

Предпочтение Беларуси в  качестве страны-реципиента инвестиций, как показал 2010 год, отдают инвесторы  из многих стран мира, в том числе  – Россия, Австрия, Кипр, Нидерланды, Соединённое Королевство, Швейцария, Китай, Германия, Латвия и другие (рис.4).

Рис. 4 Страны-инвесторы в Республику Беларусь

Для нашей страны Беларусь привлечение инвестиций в экономику  – одна из самых насущных задач. На самом деле, когда износ основных фондов в промышленности составляет зачастую около 80% (!при критическом 60–65%), а конкурентоспособность падает, именно благодаря инвестициям ситуация может измениться коренным образом. И наряду с внутренними инвестициями, возможность которых сегодня  ограничена, весьма важно привлекать иностранные инвестиции.

Практика показывает, что  наиболее стабильной формой привлечения 

средств из экономики других стран являются предприятия с  иностранными инвестициями, по сравнению, например, с приобретением иностранцами ценных бумаг или предоставлением  кредитных ресурсов. При малейших признаках нестабильности в экономике  начинается массовая продажа иностранцами

ценных бумаг, что ещё  более ухудшает экономическую ситуацию, и сразу же выставляются требования по возвращению кредитных средств. Вывести или закрыть предприятие  с иностранными инвестициями значительно  сложнее. Поэтому страны стремятся  привлекать иностранный капитал  именно в совместные или иностранные  предприятия, т.е. заинтересованы в  привлечении прямых иностранных  инвестиций (ПИИ).

Предприятия с иностранными инвестициями способствуют поступлению  в страну новых технологий, современных  методов менеджмента, «мягкой» конкуренции  и сохранению квалифицированных  местных кадров. Каждый вложенный  доллар ПИИ даёт примерно такой же прирост величины ВВП. Каждое рабочее  место, созданное за счёт ПИИ, способствует появлению нескольких рабочих мест в сопутствующих сферах экономики, что повышает занятость населения. Быстрее происходит «встраивание»  экономики в мировые хозяйственные  связи.

Вместе с тем возможны и отрицательные последствия  прихода иностранных инвестиций. Встречаются случаи, когда иностранный  инвестор скупает местное предприятие  с целью его ликвидации или  резко 

сокращает количество работников, создавая социальное напряжение. Т.е., страна-получатель иностранных инвестиций должна, с одной стороны, стремиться к их привлечению, а с другой –  не оставлять этот процесс без  разумного контроля.

Сегодня практически все  страны, включая наиболее экономически развитые, конкурируют друг с другом в деле привлечения ПИИ. Наша страна также заинтересована в привлечении  иностранных инвестиций.

Экономика страны начнёт выходить из кризиса только тогда, когда отечественная  промышленность сможет производить  качественную и конкурентоспособную  продукцию. Для этого нужны значительные инвестиции.

В стабильной экономике на первом месте должны быть собственные  средства предприятий. Но в условиях инфляции и острого недостатка оборотных  средств, производители вынуждены  всю прибыль направлять на приобретение последних. Не способствует прогрессу  и нынешняя амортизационная политика. Основные средства предприятий учитываются  не по своей истинной стоимости, сумма  амортизации в течение года не индексируется в соответствии с  инфляцией, что приводит к оскудению  этого источника инвестиций.

Так как в экономике  Беларуси преобладает государственная  форма собственности, можно было бы рассчитывать на средства государственного бюджета. Но у республиканской казны  столько других неотложных забот, что  это не позволяет использовать ее ресурсы на цели, которые могут  быть профинансированы из других источников.

В кредитах, как краткосрочных, так и долгосрочных, нуждаются  все предприятия независимо от форм собственности, методов хозяйствования. Долгосрочное кредитование находится  в зоне повышенного риска, но, увы, наши коммерческие банки не располагают  таким объемом средств, чтобы  осуществлять этот вид деятельности. Поэтому доля таких инвестиционных кредитов остается незначительной.                        

Предприятия в своем подавляющем  большинстве используют только один вид иностранных экспортных кредитов - под гарантии правительства. Однако такая форма имеет значительный недостаток – здесь ответственность  за выполнение обязательств перекладывается  с непосредственного исполнителя  проекта, под который получены средства, на государство.

Анализ ситуации позволяет  сделать вывод, что в условиях переходного периода реальным источником инвестиций должен стать долгосрочны й кредит. Только с его помощью сегодня можно привлечь достаточно значительные денежные ресурсы. Причем, эти ресурсы предоставляются на принципах платности, срочности, возвратности, целенаправленности, значит, и использоваться они должны эффективно. Но для этого важно разрабатывать взаимоприемлемые для банков и предприятий практические условия и формы долгосрочного кредитования.

Важную роль в развитии отдельных регионов республики, привлечении  инвестиций в экономику страны призваны сыграть свободные экономические  зоны  (СЭЗ). Беларусь с ее выгодным экономико-географическим и геополитическим  положением располагает благоприятными условиями для создания СЭЗ.

Свои инвестиции в СЭЗ  вкладывают в  основном западные соседи республики-предприниматели из Польши, Германии, Чехии, Италии и Израиля.

Спектр иностранных инвестиций достаточно широк-16 зарубежных стран  инвестировали капитал в создание производственных предприятий СЭЗ.

 

3.2 Проблемы в  сфере привлечения инвестиционного  капитала в РБ

В последнее время отмечается рост поступлений иностранных инвестиций, однако, в сравнении с другими  странами, их уровень весьма низок. Что же препятствует притоку иностранных  инвестиций в экономику Республики Беларусь?

Информация о работе Сущность Инвестиций