Сущность риска, содержание и виды рисков, система управления рисками инвестиционного проекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 23:07, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является: выделить теоретические основы управления рисками инвестиционных проектов компании, провести анализ рисков инвестиционного проекта компании и разработать рекомендации по управлению рисками инвестиционного проекта компании.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность, содержание и виды рисков, систему управления рисками инвестиционного проекта;
рассмотреть способы оценки степени риска;
рассмотреть приемы и методы управления рисками;
рассмотреть общую характеристику предприятия;
провести оценку рисков инвестиционного проекта;
проанализировать стратегию управления рисками инвестиционных проектов компа

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА……………………………………………..6
Сущность риска, содержание и виды рисков, система управления рисками инвестиционного проекта………………………………………………6
Способы оценки степени риска…………………………………………….22
Приемы и методы управления рисками……………………………………28
2 АНАЛИЗ РИСКОВ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА НА ПРИМЕРЕ ООО «М.ВИДЕО МЕНЕДЖМЕНТ»…………………………………………...35
2.1 Общая характеристика предприятия……………………………………….35
2.2 Оценка рисков инвестиционного проекта на примере ООО «М.видео Менеджмент»…………………………………………………………………….44
2.3 Анализ стратегии управления рисками инвестиционного проекта сети магазинов розничной торговли ООО «М.видео Менеджмент»………………52
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ КОМПАНИИ ООО «М.ВИДЕО МЕНЕДЖМЕНТ»…………………………...56
3.1 Формирование модели управления рисками………………………………56
3.2 Оптимизация структуры продаж и совершенствование маркетинговой политики как инструменты снижения финансовых рисков проекта…………61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………72
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Различные виды риска, не связанные со страхованием..75
ПРИЛОЖЕНИЕ Б – Бухгалтерский баланс ООО «М.видео Менеджмент»...77
ПРИЛОЖЕНИЕ В – Отчет о прибылях и убытках ООО «М.видео Менеджмент»…………………………………………………………………….79
ПРИЛОЖЕНИЕ Г – Схема отдела управления рисками……………………...80
ПРИЛОЖЕНИЕ Д - Модель управления рисками проекта…………………...81

Работа содержит 1 файл

Диплом-Ренат.docx

— 151.42 Кб (Скачать)

1) На  рынке города Казани, на сегодняшний  день, присутствуют основные конкуренты  компании, в частности в Казани  располагаются 4 магазина сети  Эльдорадо, 3 магазина МедиаМаркт, 3 магазина ДНС, 6 магазинов Юлмарт, 3 магазина ТехноСила, 3 магазина  DOMO. Из этих статистических данных можно сделать вывод о том, что на рынке города Казани присутствуют достаточно большое количество конкурентов и в связи с этим присутствует риск конкуренции. Хочется заметить, что сеть магазинов компании ООО «М.видео менеджмент» занимает высокую долю на рынке города Казани и является одной из динамично развивающейся сетью магазинов электроники и бытовой техники города. Но, несмотря на это маркетинговое исследование, которое было проведено компанией в городе Казани, показало положительную динамику и было принято решение об инвестировании средств в открытие нового магазина. В качестве основных инструментов в борьбе в случае наступления риска конкуренции, компания М.видео собирается делать акцент на обслуживании, сервисе, снижении розничных цен, а так же за счет известности бренда и имиджа компании все больше формировать лояльных клиентов.

 

Рисунок 4 – Доля рынка ООО «М.видео  менеджмент» в г. Казани.

2) По  оценкам экспертов, месторасположение  нового магазина оценивается  как одно из лучших мест  Казани (многолюдно, высокая проходимость  людей, наличие большой парковки для автомобилей), однако существует и ряд недостатков, например таких как, расположение магазина находится на 3ем этаже, в здании нет торгово-развлекательного центра, а находится магазин Бехетле. Это может привести к низкому трафику посетителей, ввиду того что относительно низкая проходимость в самом здании, а так же неподалеку находятся магазины конкуренты компании. В связи с этим присутствует риск потери потенциальных потребителей. На решение этого возможного риска компания планирует активно пользоваться рекламными мероприятиями, об информировании об открытии нового магазина, размещая информацию в СМИ и в виде рекламы на улицах города.

2.3 Анализ  стратегии управления рисками  проекта сети магазинов розничной  торговли ООО «М.видео менеджмент»

 

Рассматривая  систему управления рисками, используемую в  компании ООО «М.видео менеджмент» следует выделить такие методы снижения степени риска как методы уклонения, диссипации и самострахование.

Метод уклонения  от рисков в основном используется: отказ от ненадежных партнеров, отказ от рискованных проектов, страхование хозяйственных рисков. Применение методов диссипации характерно тем, что компания распределяет общий риск путем объединения с другими участниками, заинтересованными в успехе общего дела.

Следующим методами диссипации риска, которые применяются в компании,  являются  различные варианты диверсификации.

Можно также  отметить, что в компании используется диверсификация поставок, т.е. взаимодействие со многими поставщиками, что позволяет ослабить зависимость предприятия от его «окружения», от ненадежности отдельных поставщиков.

Помимо методов диссипации риска  и диверсификации компания использует такой метод снижения степени риска как самострахование. В компании создан резервный фонд, он формируется за счет отчислений из прибыли, оставшихся в распоряжении компании после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Еще один способ снижения рисков в компании является страхование. Компания ООО «М.видео менеджмент» в своей деятельности применяет такие виды страхования как имущественное, страхование ответственности. Имущественное страхование - отрасль страхования, в которой объектом страховых отношений выступает имущество в различных его видах (строения, оборудование, транспортные средства, продукция).

Кроме вышеперечисленных методов в компании используется один из приемов компенсации риска - «мониторинг социально-экономической и нормативно-правовой среды.

Анализируя используемую в данной организации систему управления рисками в целом, можно сказать, что хотя некоторые приемы снижения риска в компании используются довольно успешно, однако сама система не является полной. Так как предприятие полностью незащищено от таких видов рисков как имущественные риски, инфляционные риски, риски изменения конъюнктуры рынка, недостаточно снижены риски неисполнения договоров, возникновения дебиторской  задолженности,  возникновение непредвиденных потерь и т.д. Причинами такого положения является отсутствие страховой культуры, недостаточность опыта и специалистов по управлению рисками, нестабильность экономической и политической ситуации, что приводит к отсутствию интереса к страхованию рисков. Основным моментом является неполная система наблюдения, прогнозирования и управления рисками.

 Конкурентоспособность во многом зависит от желания и умения трудиться. В компании недостает чувства того, что работа представляет собой нечто самоценное. Если речь идет о сопоставлении конкурентоспособности, то только высокого уровня производительности труда недостаточно. Например: профессиональная работа не стоит слишком высоко в иерархии ценностей среди трудоспособного населения, а финансовые стимулы не являются достаточно действенным средством мотивации производительности труда.

 Нежелание  работать в сфере продаж может оказаться фатальным для развития компании ООО «М.видео менеджмент», особенно в случае, если это - одна из важнейших отраслей компании. Прежде надо понять, что работа в сфере продаж не означает унижения человеческого достоинства. Это обычная работа, необходимая для конкурентоспособности компании.

Уровень претензий. Общество привыкло рассматривать свой высокий жизненный уровень как нечто само собой разумеющееся, т. е. пользование более современными видами техники. Такая позиция лишает общество всякой гибкости, снижает в конечном счете конкурентоспособность компании. Это делает неуправляемыми бюджет фирмы, систему социальных гарантий, уровень издержек на рабочую силу.

Открытость внешнему миру. Препятствия доступу иностранных товаров на внутренний рынок, возможности иностранным гражданам получить контрольный пакет акций в компании, склонность к переоценке собственных возможностей и достоинств, нежелание изучать мировой опыт и т.п. негативно влияют на экономику.

Мобильность рабочей силы. Высокий уровень жизни, развитая система социальных гарантий вызывают желание рабочей силы учиться, работать и повышать свою квалификацию, постигать опыт других Компаний.

Дух конкуренции. Конкурентоспособность формируется там, где присутствует дух соревнования. Корпоративность компании ООО «М.видео менеджмент» явилась основой так называемых общественных договоров, благодаря которым в значительной мере были достигнуты успехи в прошлом

Все эти  критерии позволяют обеспечить и повысить конкурентоспособность компании ООО « М.видео менеджмент» по всей территории Российской федерации.

Так же хочется  выделить то, что в компании, нет ярко выраженного отдела по управлению рисками инвестиционных проектов, принятие решений по расширению компании (открытию новых магазинов) принимает непосредственно высшее руководство компании, при этом привлекают экспертов и аналитиков со стороны. На сегодняшний день, любая компания подвержена определенной категории и видам рисков, и она в свою очередь должна прилагать все усилия и меры по борьбе с ними, так как в любой момент они могут оказать влияние на успешность инвестиционного проекта и самой компании в целом. В 3ей главе дипломной работы будут приведены рекомендации по совершенствованию системы управления рисками в компании ООО «М.видео менеджмент» и это в свою очередь должно обеспечить безопасность компании от воздействия рисков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ КОМПАНИИ ООО «М.ВИДЕО МЕНЕДЖМЕНТ»

 

3.1 Формирование  модели управления рисками

 

Влияние рисков сказывается на всех сторонах работы компании, ухудшая его финансовое положение, производственные, сбытовые возможности, способность отвечать по своим обязательствам и другие аспекты.

Из всего вышеперечисленного видна  актуальность и необходимость наличия эффективной модели управления риском, а так же мониторинга внешней среды. Проект организации модели управления риском компании ООО «М.видео менеджмент» предусматривает выделение в системе управления организацией отдельного структурного подразделения – отдела, по управлению рисками и мониторингу внешней среды. Разработанная структура отдела по управлению рисками представлена в приложении Г.

Необходимо  чтобы отдел управления риском включал  в себя следующие задачи: мониторинга  внешней среды компании, среды ее функционирования, анализа рисков, планирования антирисковых мероприятий и управления в кризисных ситуациях, которые задействованы в процессе управления риском и связаны информационными потоками. Однако руководству компании должна принадлежать ключевая роль в принятии решений проблем управления риском.

Отдел управления риском должен, в обязательном порядке, принять на вооружение специальную программу целевых мероприятий по управлению риском (далее ПЦМ). Разработка такой программы на уровне компании должна обеспечивать управление рисками, при котором основным элементам структуры и деятельности фирмы гарантируется высокая устойчивость и защищенность от рисков.

Любая компания, заинтересованная в снижении возможных потерь, связанных с риском, должна решить для себя несколько проблем:

  • оценить возможные убытки, связанные с рисками;
  • принять решение о том, оставляет ли она у себя определенные риски, т.е. несет ли свою ответственность по ним сама, отказывается от них или передает часть или всю ответственность по ним другим субъектам;
  • по тем рискам или той части рисков, которые она оставит у себя, компания должна разработать модель управления ими, основной целью которой является снижение возможных потерь.

Решение этих задач возможно на основе разработки специальной программы целевых мероприятий по управлению риском (далее ПЦМ) на уровне компании. Разработка ПЦМ должна включать две стадии предварительную и основную.

На предварительной  стадии должно быть ознакомление с  той справочной и текущей конкретной информацией, которая позволяет принять решение, предшествующее основной стадии разработки ПЦМ, и возможность приступить к непосредственной разработке программы.

Основная  стадия представляет собой собственно разработку модели управления рисками, внедрение и реализация, которой будут способствовать уменьшению возможного ущерба для компании. Для обоснованного принятия решений по управлению рисками, должна иметься вся необходимая для этого информация. Эта информация должна быть, по возможности, сосредоточена в одном источнике. Работа на каждом из этапов должна вестись с использованием справочной информации, связанной с предварительной и основной стадиями разработки ПЦМ. Таким образом, изучение разработки ПЦМ будем осуществлять в три стадии: разработка предварительных процедур, разработка комплекса превентивных мероприятий и, наконец, описание справочной информации по обоим этапам разработки ПЦМ.

Целью разработки любой ПЦМ является обеспечение  успешного функционирования компании в условиях риска. Эта цель может быть достигнута за счет решения следующих основных задач:

  • выявления возможных рисков;
  • снижения финансовых потерь, связанных с рисками.

Эта главная  цель и основные задачи могут быть конкретизированы с любой степенью глубины решения задачи разработки ПЦМ. Так, решение задачи снижения финансовых потерь, связанных с экономическим риском, может осуществляться, например, следующим образом: устранением существующего риска, предотвращением возможного риска, непосредственным предотвращением возможного ущерба, опосредованным предотвращением возможного ущерба (через управление факторами риска), компенсацией уже возникшего ущерба.

Принципы, которыми нужно руководствоваться при разработке и внедрении ПЦМ, в первую очередь определяются стратегией предприятия.

Для эффективного развития предприятия  обязательно соблюдение следующего принципа управления рисками: согласование работы компании с требованиями внешней среды, в том числе с требованиями внешнего для данной компании риск-менеджмента.

Риски, с которыми сталкивается компания, многочисленны и разнообразны. Существуют различные виды рисков и критерии, позволяющие их классифицировать.

Выбор той или иной процедуры  управления рисками определяется общей стратегией предприятия в отношении рисков, которая, в свою очередь, зависит от суммарного размера потенциальных убытков, с одной стороны, и финансовых возможностей фирмы, с другой. Стратегия фирмы в отношении рисков может быть различной.

Для осторожной стратегии характерно предпочтение следующих процедур управления рисками:

  • отказ от рисков;
  • передача рисков другим субъектам.

Осторожная стратегия фирмы  характеризуется тем, что руководство предприятия предпочитает минимизировать риск банкротства, потери планируемого дохода или прибыли. Надо иметь ввиду, что зачастую именно более рискованные стратегии позволяют предприятию вырваться из общего окружения и освоить новую эффективную рыночную нишу.

Для более рискованной стратегии  управления рисками характерно предпочтение следующих процедур:

- принятие рисков на себя;

- передача рисков другим субъектам.

Данная стратегия характеризуется  тем, что размер рисков, оставляемых  у себя, может быть достаточно большим, и только чрезмерные, катастрофические риски фирма частично или полностью передает другим субъектам.

Информация о работе Сущность риска, содержание и виды рисков, система управления рисками инвестиционного проекта