Характеристика учебных изданий

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является обзор методической деятельности педагога, ознакомление с видами анализа учебной литературы, проведение анализа. Задачами работы являются:
1. Ознакомиться с видами учебной литературы. 2. Изучить функции учебника, его структуру и методическое содержание. 3. Рассмотреть требования, предъявляемые к качеству учебника. 4. Изучить методы анализа учебной литературы.
5. Выбрать из них более простой, удобный и доступный для применения педагогом. 6. Провести анализ учебной литературы выбранным методом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ УЧЕБНОГО ИЗДАНИЯ……………4

УЧЕБНИК В РОССИИ И ДРУГИХ СТРАНАХ…………………………….4

ГЛАВА 2. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ КНИЖНЫХ ИЗДАНИЙ И ИХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ………………………………………….6

ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ КАЧЕСТВА УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...11

3.1. ТРЕБОВАНИ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КАЧЕСТВУ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...11

3.2. ОРГАНИОЛЕПТИЧЕСКИЙ МЕТОД КАК ОСНОВНОЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УЧЕБНИКА………………………………………………………….12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..15

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………17

ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………….19

ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………………..22

ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………….30

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Работа содержит 1 файл

курсовая учебные издания.docx

— 92.92 Кб (Скачать)

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3

 

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ  УЧЕБНОГО ИЗДАНИЯ……………4

 

    1. УЧЕБНИК В РОССИИ И ДРУГИХ СТРАНАХ…………………………….4

 

ГЛАВА 2. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ КНИЖНЫХ ИЗДАНИЙ И ИХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ………………………………………….6

 

ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ КАЧЕСТВА УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...11

 

3.1. ТРЕБОВАНИ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КАЧЕСТВУ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...11

 

3.2. ОРГАНИОЛЕПТИЧЕСКИЙ МЕТОД  КАК ОСНОВНОЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА  УЧЕБНИКА………………………………………………………….12

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..15

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………17

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………….19

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………………..22

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………….30

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4………………………………………………………………….33

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Повышение качества подготовки учебной литературы сегодня –  одна из первоочередных задач, от решения  которой зависти дальнейшее совершенствование  профессиональной подготовки специалистов. По крайней мере три обстоятельства заставляют говорить об этом. Во-первых, учебные издания являются основным средством формирования информационной культуры специалиста. Можно утверждать, что они сохранят свои позиции и в будущем, так как все другие, в том числе и электронные, играют в образовательном пространстве лишь дополняющую роль. Во-вторых , преобразования в сфере отечественного высшего образования требуют поиска новых оригинальных решений в информационном и методическом обеспечении учебного процесса и быстрейшего внедрения перспективных достижений теории и методики в практику обучения. И, наконец, в-третьих, на современном отечественном рынке учебных изданий сложилась неоднозначная ситуация, при которой вопрос о повышении уровня подготовки учебной литературы звучит все более насущно.

Целью курсовой работы является обзор методической деятельности педагога, ознакомление с видами анализа учебной литературы, проведение анализа.

Задачами работы являются:

1.         Ознакомиться с видами учебной литературы.

2.         Изучить функции учебника, его структуру и методическое содержание.

3.         Рассмотреть требования, предъявляемые к качеству учебника.

4.         Изучить методы анализа учебной литературы.

5.        Выбрать из них более простой, удобный и доступный для применения педагогом.

6.         Провести анализ учебной литературы выбранным методом.

Объектом работы является учебная литература в системе профессионального образования.

Предметом: подходы к анализу учебной литературы в системе профессионального образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ  ВОЗНИКНОВЕНИЯ УЧЕБНОГО ИЗДАНИЯ

 

Учебник — книга, содержащая систематическое изложение знаний в определённой области и используемая как в системе образования, на различных её уровнях, так и для самостоятельного обучения.

Учебники составляются с учётом возрастных и социальных особенностей их потенциальной читательской аудитории. Учебная литература выпускается  как государственными, так и частными издательствами и находится под контролем государственных служб.

Развитие идеи учебника привело  к созданию новых его форм, не имеющих воплощения в виде книги. Примером могут служить учебники на основе технологии HTML, викиучебник, аудиоучебник и др.

Учебники, то есть учебные  тексты, используемые для целенаправленного  обучения, существуют с незапамятных времён; их история насчитывает несколько  тысячелетий. Например, в древнешумерской цивилизации роль учебников выполняли глиняные дощечки. В античном мире было создано большое количество учебников, и традиция их написания сохранилась в средневековой Европе. Например, «Commentarium grammaticorum libri XVII» Присциана (V век) находил применение в XII—XIII веках, а учебник грамматики Доната (VI век) во Франции и Германии учили наизусть ещё десять столетий спустя. В средние века в качестве учебников зачастую использовались тексты Священного Писания, в том числе Псалтырь и Часослов. Одним из первых учебников, приближённых к современному образцу, был «Мир чувственных вещей в картинках» Яна Коменского, изданный в 1658 году. Именно этот великий педагог предложил рассматривать учебник в качестве инструмента массового образования.

 

    1. УЧЕБНИК В РОССИИ И ДРУГИХ СТРАНАХ

 

В России первый учебник (азбука) был  напечатан Иваном Федоровым в 1574 году.

Во второй половине XVII века лишь Печатный двор выпустил более 300 тысяч букварей и около 150 тысяч церковных учебных  книг, что для того времени было огромным количеством. Большинство  этих книг было доступно для разных слоёв населения (буквари стоили, например, одну копейку).

«Родное слово» К. Д. Ушинского, впервые вышедшее в свет в 1864 году, выдержало 146 изданий.

В СССР содержанию образования, а, следовательно, и содержанию учебников, придавалось очень высокое значение. Период с 1917 по 1933 год можно назвать временем педагогических экспериментов. В эти годы в стране издавалось множество учебников с различными методическими и содержательными уклонами. Однако в 1934 году ВКП(б) и Совет Народных Комиссаров СССР приняли постановление об унификации учебной литературы, и всё многообразие учебников было сведено к единственному варианту по каждой учебной дисциплине. Процессом создания новых учебников занимались Министерство просвещения и Академия педагогических наук. Единственным издательством, имевшим право выпускать учебную литературу в РСФСР, был «Учпедгиз», впоследствии переименованный в «Просвещение». Каждый школьный учебник был рассчитан на эксплуатацию в течение 4-5 лет; учебники для вузов, вероятно, служили ещё дольше. Единая система учебников действовала на всём пространстве Советского Союза; впрочем, для школ с неродным русским языком разрабатывались специальные учебники. Адаптированная литература выпускалась и для лиц с нарушениями здоровья.

С распадом СССР в начале 1990-х годов  в системе образования произошли  существенные изменения. Было принято  решение об отмене единой системы  учебников; по каждому предмету для каждого уровня образования могло быть выпущено несколько версий. Демонополизация рынка учебного книгоиздания привела к появлению множества издательских домов, специализирующихся на образовательной литературе. Государство осуществляет контроль качества учебников. На основе экспертизы учебнику присваивается гриф «Рекомендовано» или «Допущено», и только в этом случае он может использоваться в школе или высшем учебном заведении. Учебники, имеющие гриф, составляют Федеральный перечень, который обновляется каждый год. До недавнего времени оценкой учебников занимался Федеральный экспертный совет (ФЭС); теперь эта функция частично передана Российской Академии Наук. Контролем качества учебников занимается также Департамент государственной политики в сфере образования.

В настоящее время в образовательной  среде обсуждается вопрос об ограничении  плюрализма школьных учебников: их стало  слишком много, и учителям зачастую трудно выбрать подходящий вариант  из десятка имеющихся. Выдвигаются предложения сократить число версий до трёх штук (по каждому предмету, для каждого класса).

Плюрализм или унификация учебников  во много зависит от типа образовательной  системы. Например, во Франции эта  система централизована, как и  в России, поэтому разнообразие учебников  там не слишком велико. В США, напротив, система образования децентрализована, поэтому каждый штат выпускает свои учебники. Этим заведуют специальные  департаменты в управлении штатом. В процесс создания учебников  нередко вмешивается общественность (например, родители школьников или  представители общественных движений — феминистических, экологических и пр.).

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ КНИЖНЫХ  ИЗДАНИЙ И ИХ ФНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

 

Одной из основных типологических категорий  в книговедении является вид издания. Он представляет собой типологическую группировку значительного множества  изданий, которая сформировалась и  реально существует в практике.

ГОСТ 7.60-2003. «Издания. Основные виды. Термины и определения» (прил. 1), стандартизовал следующие основания для формирования групп по видам изданий: целевое назначение, степень аналитико-синтетической переработки информации, знаковая природа информации, материальная конструкция, объем, состав основного текста, периодичность, структура, характер информации.

Среди названных признаков нужно  выделить те, которые обладают наибольшей общностью для всех изданий. Это  целевое назначение, которое по сути отражает в концентрированной форме функциональную роль издания, и характер информации. И тот и другой признаки характеризуют издание независимо от его иных признаков: объема, знаковой природы информации и проч. Виды изданий обладают еще одной общностью - читательским адресом, в том смысле, что этот признак свойствен каждому изданию. Вместе с тем по нему выделяется самостоятельная видовая группа - издания для детей.

Функциональный признак у каждого  издания тоже свой, каждая книга  имеет свой состав функций. Однако определенное функциональное свойство не является признаком, связанным всего лишь с одним каким-либо конкретным изданием. Например, взять такое издание, как  каталог. В основе его функций  есть справочная и рекламная. Информационная, познавательная, коммуникативная и ряд других функций принадлежат нескольким видам изданий - научным, научно-популярным, учебным. А вот функция популяризации научных знаний относится только к научно-популярному изданию.

При рассмотрении функциональных признаков  не надо смешивать две стороны: отношение  функции к виду издания и возможность  издания выполнять дополнительные функции не являются специфической  особенностью каких-либо отдельных  видов изданий. Фактически каждый вид  издания может быть многофункциональным. Так, из примера по поводу функции  популяризации научных знаний не следует делать заключение, что научно-популярное издание не имеет других функций. Напротив, они весьма разнообразны. Виды изданий могут подразделяться на подвиды. Так, информационное издание  в качестве подвидов включает библиографическое, реферативное и обзорное издания. К  подвидам относят группы изданий, которые  сложились на практике и формируются  на основе общности характера информации.

До настоящего времени в книговедении нет единства взглядов на типологию  изданий (книги). Существует несколько  вариантов типологических моделей, отдельные из которых представляют собой определенную знаковую систему (схему, таблицу и т.п.), составленную из научных категорий и понятий, в своем единстве отражающих социальную сущность книги как способа информационного общения. Наиболее сложный характер имеет типологическая модель книги, представленная в ряде работ А. Гречихина. Автор рассматривает систематизацию книги как логически сложный, многоуровневый процесс восхождения от абстрактного к конкретному, обозначая каждую ступень определенной систематической категории. Самым верхним уровнем систематизации всего реального многообразия книги считается «тип». Тип книги является наиболее абстрактной категорией. По своему объему «тип» отображает все реальное многообразие книги в самом общем содержании - на уровне свойств, существенных признаков, объединяющих это реальное многообразие. Все последующие систематические категории в направлении от абстрактного к конкретному (от самого верхнего к самому нижнему) должны быть богаче по содержанию и меньше по объему.

Самой конкретной, единичной систематической  категорией оказывается категория, в которой отражается «все реальное богатство содержания, присущее конкретно  данной книге». Такая категория получает название «книга-индивид». По своему содержанию она «отражает не только самые  общие признаки, свойства определенной книги, объединяющие ее со всем возможным  многообразием таких изданий, но и присущие исключительно ей индивидуальные признаки, отличающие ее от других книг-индивидов».

Между верхними и нижними границами  систематизации, обозначаемыми «типом»  и «индивидом», возможно «бесконечное разнообразие промежуточных уровней  систематизации, отражающих родовидовые  отношения «книг-индивидов». Систематические  категории промежуточных уровней  одновременно могут быть и подчиняющими, следовательно, менее конкретными  по содержанию, но более широкими по объему, и подчиненными, более конкретными  по содержанию, но меньшими по объему. Соответственно эти промежуточные  систематические категории предлагается рассматривать как родовые или  видовые: род книги подчинен типу, в то же время он подчиняет видовые  категории.

Вид книги является единичной научной  категорией, которая определяет нижний предел систематизации. Вид отражает только книги-индивиды и их свойства, которые не подвергаются дальнейшему  логическому делению. Такова одна точка  зрения.

Согласно другой позиции, на которой  стоит Книжная палата, на основное место при рассмотрении системы  изданий ставится вид издания, о  чем уже было сказано в начале раздела. Используется понятие и  типа издания, который обозначает самый  низкий предел систематизации. Тип  издания рассматривается как  конкретная модель издания, единичное  типичное явление, отдельное издание  в системе подвида. Тип отражает индивидуальные признаки издания, число  которых обычно увеличивается по мере их конкретизации.

Информация о работе Характеристика учебных изданий