Характеристика учебных изданий

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является обзор методической деятельности педагога, ознакомление с видами анализа учебной литературы, проведение анализа. Задачами работы являются:
1. Ознакомиться с видами учебной литературы. 2. Изучить функции учебника, его структуру и методическое содержание. 3. Рассмотреть требования, предъявляемые к качеству учебника. 4. Изучить методы анализа учебной литературы.
5. Выбрать из них более простой, удобный и доступный для применения педагогом. 6. Провести анализ учебной литературы выбранным методом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ УЧЕБНОГО ИЗДАНИЯ……………4

УЧЕБНИК В РОССИИ И ДРУГИХ СТРАНАХ…………………………….4

ГЛАВА 2. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ КНИЖНЫХ ИЗДАНИЙ И ИХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ………………………………………….6

ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ КАЧЕСТВА УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...11

3.1. ТРЕБОВАНИ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КАЧЕСТВУ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...11

3.2. ОРГАНИОЛЕПТИЧЕСКИЙ МЕТОД КАК ОСНОВНОЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УЧЕБНИКА………………………………………………………….12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..15

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………17

ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………….19

ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………………..22

ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………….30

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Работа содержит 1 файл

курсовая учебные издания.docx

— 92.92 Кб (Скачать)

Различные признаки имеют разную значимость в формировании типовой модели. Наиболее существенные признаки позволяют создать  четкую, определенную модель типа издания. Вторичные признаки могут не оказывать  особо заметного влияния на изменение  типа издания.

Чтобы сформировать модель типа издания, входящего в видовую группу изданий, нужно определить возможно большее число его признаков, которые должны выйти в модель. Основываясь на примере из «Типологии изданий», возьмем вид справочных изданий. В его составе тип издания должен иметь как минимум такие признаки: функциональное назначение издания - справочное, научно-популярное, читательский адрес - массовый читатель, характер информации - универсальный энциклопедический словарь, алфавитный, с предметным и именным указателями, конструкция - иллюстрированный, однокрасочный, высокая печать, однотомный, переплет стандартный и т.д. Если в модели этого типа изменить хотя бы некоторые существенные признаки (например, функциональным изменением будет справочное, научное издание и читателями - специалисты), мы получим другой тип издания. Так обстоит дело со вторым подходом к типологии изданий.

По третьему варианту, автором которого является Н.П. Лавров, систематизация изданий  и их типизация основываются на понятии  типа. Под типами изданий понимаются группы изданий, образуемые по различиям  в целевом назначении и характере  информации.

Из трех названных и отчасти  рассмотренных концепций в практике издательского дела и редактирования имеет распространение и используется типология книжной палаты. Издания, их основные виды, а также термины  и определения представлены в  ГОСТ 7.60-90. Стандарт дает определение  только видов изданий и не имеет  в своем составе термина «тип издания» (рис. 1).

 

Рис. 1. Система учебных изданий по дисциплине

 

Типы изданий

Виды изданий

Обучающие

Учебники, учебные пособия, тексты лекции, конспекты лекций

Учебно-методические

 

Методические указания, методические руководства

Вспомогательные

Практикумы, сборники задач  и упражнений, хрестоматии, книги  для чтения

 

Программно-методические

Учебные планы, учебные программы


 

 

Систематизация изданий по их видам  проводится во всех официальных изданиях Российской книжной палаты и в  материалах печати, рассматривающих  вопросы подготовки, выпуска и  распространения литературы и изданий  с официальных позиций.

Видовой ряд книжных изданий, применяемый  в настоящее время Российской книжной палатой, выглядит следующим  образом: массово-политические, официальные, научные, научно-популярные, производственно-практические, учебные, справочные, информационные, рекламные, издания для досуга, литературно-художественные.

Приведенная видовая классификация  основана на целевом назначении изданий. Учитывая, что целевое назначение тесно связано с читательским адресом, в самостоятельный вид  книжных изданий выделяют издания  для детей.

Целевое назначение и в более  широком смысле функциональное назначение книжного издания являются признаками, которые задают программу создания издания. Подготовленные редактором по этой программе издания должны соответствовать  социальным потребностям, интересам  читателей и обладать определенными  типологическими свойствами. Занимаясь  подготовкой издания, редактор должен опираться на общие положения  в области редакционно-издательской технологии и непременно учитывать  видовую специфику конкретного  издания.

Готовясь стать дипломированным специалистом в области книжного дела по специальности «Издательское дело и редактирование», студент должен предполагать, что ему придется заниматься редакторской подготовкой, выбирая тот или иной вид издания.

По характеру информации выделяются следующие виды изданий: монография (научная или научно-популярная), сборник научных трудов, пособие, практическое пособие, практическое руководство, учебник, учебное наглядное пособие, учебно-методическое пособие, словарь (энциклопедический, языковой, толковый, терминологический), разговорник, справочник, путеводитель, каталог (издательский, выставки, идейный и др.), документально-художественное издание, альманах, антология, обзорное издание, реферативное издание др. (прил. 2).

Среди перечисленных изданий есть такие, которые выделяются по числу  включаемых в них литературных произведений. Этот признак заслуживает редакторского  внимания, потому что литературное произведение или их совокупность составляют основу книжного издания, второй составляющей которого является аппарат. Кроме того, литературное произведение (фактически) определяет целевое назначение и  читательский адрес издания в  целом.

Группировка книжных изданий по признаку числа включаемых в них  литературных произведений имеет важное значение для редакционно-издательской практики и в особенности для редакторской подготовки изданий. Ее главным признаком выступают принципы отбора литературных произведений для основной части конкретного издания.

Группы изданий с учетом принципа отбора произведений в их состав с  некоторых пор принято называть жанрами книжных изданий. К ним  относят: моноиздание (издание отдельного произведения), сборник, избранные сочинения, собрание сочинений. Жанр издания редактор определяет на этапе его формирования, т.е. в издательстве. Поэтому в названии «издательский жанр» заключен двоякий смысл: жанр издания и жанр, который формируется в издательстве. Жанры книжных изданий создаются в издательстве на основе поступивших авторских рукописей произведений и могут определяться без участия автора. Для моноиздания обычно отбираются произведения достаточного объема, обладающие высокими содержательными качествами. Имеет значение и целевое назначение издания.

Формирование издания определенного  жанра - достаточно сложная редакционно-издательская проблема. Особую сложность представляют собрания сочинений. Их подготовка требует  большой организаторской и творческой работы, в значительной степени большей, чем работа над другими издательскими  жанрами.

Подготовка издания определенного  жанра включает не только формирование соответствующей совокупности произведений, но и порядок их расположения, а  также создание аппарата, соответствующего характеру издания. Перед редактором стоит задача выбора композиции издания: быть ли ей проблемно-тематической, жанровой, хронологической, жанрово-хронологической  или какой-либо иной. В концепции  издания, разрабатываемой редактором, в его модели, во всей работе над  подготовкой издания должны быть профессионализм, четкость и ясность, технологичность и творческое начало. При этих условиях можно рассчитывать на создание книги, нужной читателю и  обществу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ КАЧЕСТВА УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

3.1 Требования, предъявляемые к качеству учебной литературы

 

Качество образовательного процесса во многом определяется содержанием  и уровнем его методического  обеспечения.

Опыт методической работы в учебных заведениях позволяет  констатировать, что проблемы с содержанием  учебной литературы все еще актуальны. Содержание учебной литературы должно быть направлено на цели образования, а именно на то, чтобы студенты не только получали знания, но и смогли критически мыслить и находить нестандартные, авангардные решения.

Поэтому очень важно, что все большее число авторов  извлекают и обобщают доступные  им информационные ресурсы, особенно в  сфере профессиональных знаний, и  издают методические материалы, предлагая  свои оригинальные методики изложения  содержания дисциплин, основанные на их собственном практическом опыте  ведения учебных занятий, совмещенного с практической деятельностью и  лучшим, на их взгляд, опытом.

Но нельзя не обратить внимание на одно недопустимое явление – издания одного и того же уровня (т.е. имеющего официальные грифы), отличаются между собой не только количеством страниц, красочной обложкой и маститыми рецензентами, а что важнее – актуальностью, точностью и современностью ссылок, наличием дидактического аппарата или отсутствием такового.

Например, анализ учебников (2011 – 2012 года издания) по управлению качеством, говорит о том, что наличие солидного грифа в полной мере не гарантирует качества.

Можно попытаться провести качественный анализ всего процесса учебно-методической деятельности и  исследовать факторы, влияющие на его  результат - учебные издания. Для  этого можно применить метод SWOT-анализа:

- определить сильные  стороны и возможности, обусловленные  ими;

- отразить слабые  стороны и выявить возможные  угрозы.

Для SWOT- анализа использовалась систематизированная информация по выявленным несоответствиям, полученная на основе аудита качества учебно-методической литературы, результатов рецензирования и редактирования (прил. 3).

Результаты этого  анализа привели к пониманию  того, что понятие качества учебной  литературы все-таки необходимо установить. Для этого вначале рассмотрим некоторые концептуальные положения, относящиеся к понятию качества, как к категории.

Качество – степень  соответствия присущих характеристик  требованиям.

Этот же стандарт устанавливает, что термин «присущий» относится к постоянным (не присвоенным) характеристикам (это значит, что  учебная литература должна быть предназначена для процесса обучения, приобретения знаний и навыков, а значит иметь все присущие ей атрибуты).

Требование –  потребность или ожидание, которое  установлено, обычно предполагается или  является обязательным. Под обязательными  потребностями и ожиданиями следует  понимать требования учебного плана  специальности и учебной программы  по дисциплине (внутренние нормативные  требования), ГОС ВПО, стандартов, технических  регламентов и др. нормативных  документов, используемых при изучении дисциплины (внешние нормативные  документы).

К установленным  потребностям и ожиданиям относятся  потребности и ожидания студентов  и их будущих работодателей,, а  предполагаемыми будут их потребности  и ожидания, выявленные путем социологических  исследований всех заинтересованных сторон (актуальность в научном плане, направленность на решение проблем региональной и национальной экономики).

Кроме того, применение процессного подхода при построении системы менеджмента качества учебного заведения, позволяет определить учебную  литературу как вспомогательную (интегрированную) продукцию, обеспечивающую требуемый  уровень качества основной продукции  учебного заведения – выпускника.

Исходя из этих предпосылок  необходимо разработать уровни качества издаваемой учебной литературы, отражающие всю меру полноты закладываемых требований к каждому уровню, с помощью которых достигается качество, например, удовлетворяются требования потребителей учебной литературы.

 

3.2 Органолептический метод как основной для оценки качества учебника

 

Анализ учебной  литературы и в первую очередь  учебников является одним из видов  методической деятельности преподавателя.

Существует около 300 методов и приемов анализа  учебников. Из них широко известны экспериментальный, социологический, экспертный, органолептический (балльный) и метод структурно-функционального анализа.

Органолептический метод анализа является более  простым и достаточно часто применяется  для оценки качества учебника.

Целью применения данного  метода является установление:

·          возможности рекомендации учебника в качестве основного для самостоятельной работы учащихся;

·          глубины и качества изложения материала в различных темах учебника;

·          необходимости привлечения к содержанию отдельных тем дополнительного материала;

·          рациональных способов работы учащихся с учебником в целом и отдельными его разделами, в состав которых входят аннотирование текста, составление плана изложения материала, определение понятий, ответы на контрольные вопросы, решение задач.

Сущность данного  метода состоит в том, что преподаватель, выделив определенные показатели качества, оценивает каждый из сравниваемых учебников  суммой баллов. Затем, руководствуясь этими результатами и данными  качественного анализа, он выбирает лучший учебник. Расчет суммы баллов за качество учебника производится по формуле

 

Nj=∑ķipij

 

где   - общая сумма баллов, набранная i-м учебником;

- коэффициент значимости i-го показателя  качества (от 2 до 5);

  • - оценка степени реализации в j-м учебнике i-го показателя качества.

 

Для наглядности  и удобства результаты оценки качества учебников целесообразно представить в таблице 1.

Информация о работе Характеристика учебных изданий