Характеристика учебных изданий

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является обзор методической деятельности педагога, ознакомление с видами анализа учебной литературы, проведение анализа. Задачами работы являются:
1. Ознакомиться с видами учебной литературы. 2. Изучить функции учебника, его структуру и методическое содержание. 3. Рассмотреть требования, предъявляемые к качеству учебника. 4. Изучить методы анализа учебной литературы.
5. Выбрать из них более простой, удобный и доступный для применения педагогом. 6. Провести анализ учебной литературы выбранным методом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ УЧЕБНОГО ИЗДАНИЯ……………4

УЧЕБНИК В РОССИИ И ДРУГИХ СТРАНАХ…………………………….4

ГЛАВА 2. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ КНИЖНЫХ ИЗДАНИЙ И ИХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ………………………………………….6

ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ КАЧЕСТВА УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………...11

3.1. ТРЕБОВАНИ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К КАЧЕСТВУ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………………………...11

3.2. ОРГАНИОЛЕПТИЧЕСКИЙ МЕТОД КАК ОСНОВНОЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УЧЕБНИКА………………………………………………………….12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..15

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………17

ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………….19

ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………………..22

ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………….30

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Работа содержит 1 файл

курсовая учебные издания.docx

— 92.92 Кб (Скачать)

 

Табл. 1. Оценка качества учебников

 

 

Показатель 

качества

 

Коэффициент значимости «к»

Оценка степени  реализации показателя качества 

Учебник 1

Учебник 2

Учебник 3

Показатели, характеризующие учебник в целом

       

Показатели, характеризующие отдельные его разделы

       

 

В качестве основных дидактических требований, на соответствие которым следует проверять учебники, можно выделить следующие: научность  учебного материала, учет возрастных и  познавательных возможностей учащихся, систематичность и последовательность изложения материала, достаточное  количество иллюстраций, схем, таблиц, наглядность оформления, четкость рубрикации учебника.

Реализацию принципа научности материала целесообразно  проверять с учетом следующих  показателей и соответствующих  коэффициентов значимости:

·          соответствия логики построения базовой науки и материала предмета (к=3);

·          представления рассматриваемого понятия во всей его многогранности и развитии (к=4);

·          соответствия определений, терминов и символов в учебном предмете и базовой науке (к=4).

Для учета возрастных и познавательных возможностей учащихся в качестве основных можно выделить следующие показатели:

·          простоту языка и доступность изложения материала (к=5);

·          достаточность времени, необходимого для усвоения всего материала учебника и отдельных его тем (количество вводимых в материал понятий (к=3);

·          количество страниц, рисунков, формул во всем учебнике или в отдельных темах, приходящееся на 1 ч времени, отведенного программой для их изучения (к=4).

Реализацию требования систематичности и последовательности изложения материала можно оценить  следующими показателями:

·          четкостью рубрикации учебника (к=3);

·          соответствием ее программе (к=4);

·          соответствием последовательности изложения материала темы в учебнике и программе (к=5);

·          равномерностью распределения объема материала между темами учебника (к=4).

Проверить степень  выполнения этого показателя качества можно путем сравнения двух коэффициентов:

отношения количества страниц в учебнике к количеству часов, отводимых на изучение курса (К1);

отношения количества страниц по теме к количеству часов, отведенных на ее изучение (К2).

Анализируя выделенные дидактические требования и пути их реализации в учебниках, можно  увидеть, что по целому ряду из них  трудно дать обобщающую оценку всего  учебника. Поэтому целесообразно  выделенные показатели разбить на две  группы: показатели, характеризующие  учебник в целом, и показатели, характеризующие отдельные его  разделы.

Первая группа показателей  включает в себя оценку внешнего оформления учебника (к=3), четкость структуры (к=3), соответствие его рубрикации программе (к=4), равномерность распределения  материала по темам (к=4).

Остальные показатели относятся ко второй группе, и степень  их воплощения в учебниках определяется применительно к отдельным, основным темам программы.

Такой подробный  и тщательный сравнительный анализ учебников рекомендуется проводить  молодым преподавателям, малознакомым с существующей учебной литературой по предмету ( прил. 4).

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Учебная литература является источником знаний и средством  обучения учащихся в условиях определенной системы образования.

Анализ учебной  литературы и в первую очередь  учебников является одним из видов  методической деятельности преподавателя.

Решая задачи, связанные  с анализом содержания учебников, необходимо учитывать следующие:

·          выявление связей между понятиями и утверждениями, которые используются в данном изложении;

·          определение основных знаний и навыков, на которые ориентировался автор, отбирая и организуя учебный материал;

·          определение возможных ошибок со стороны учащихся и продумывание путей их предупреждения;

·          определение характера изложения темы, целей выполнения соответствующих упражнений учебника, планирование отдельных этапов методики изучения составляющих данную тему вопросов;

·          определение развивающих и воспитательных целей, которые можно реализовать, основываясь на данном учебном материале.

Из всех видов  анализа органолептический метод  является более простым и достаточно часто применяется для оценки качества учебника.

Целью применения данного  метода является установление:

·          возможности рекомендации учебника в качестве основного для самостоятельной работы учащихся;

·          глубины и качества изложения материала в различных темах учебника;

·          необходимости привлечения к содержанию отдельных тем дополнительного материала;

·          рациональных способов работы учащихся с учебником в целом и отдельными его разделами, в состав которых входят аннотирование текста, составление плана изложения материала, определение понятий, ответы на контрольные вопросы, решение задач.

Использование преподавателем различных видов учебных методических задач способствует более качественной подготовке будущих учителей

Сущность данного  метода состоит в том, что преподаватель, выделив определенные показатели качества, оценивает каждый из сравниваемых учебников  суммой баллов. Затем, руководствуясь этими результатами и данными  качественного анализа, он выбирает лучший учебник.

Такой подробный  и тщательный сравнительный анализ учебников рекомендуется проводить  молодым преподавателям, малознакомым с существующей учебной литературой  по предмету. По мере накопления опыта  происходит свертывание намеченной последовательности анализа, оценка учебников  производится по обобщенным качественным характеристикам, включающим оценку содержания материала, его построения и оформления.

Выбор одного из учебников  в качестве основного не означает отказ преподавателя от работы с  другими учебниками. Основной учебник  он рекомендует учащимся для работы, а остальные должен использовать сам при подготовке к занятиям. Из них преподаватель может почерпнуть дополнительный материал по отдельным  темам, выбрать наиболее рациональную последовательность изложения материала  отдельных разделов, заимствовать домашние задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке / пер. с англ. Я. Ю. Старцева при участии В. А. Бабинцева. Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 1999.
  2. Басовский Л.Е Экономика отрасли: Учебное пособие – М.: Инфра-М., 2009г.
  3. Бородина Н.В., Горонович М.В., Фейгина М.И. Подготовка педагогов профессионального обучения к перспективно-тематическому планированию: модульный подход: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2002. – 260 с.
  4. Бурлюкина Е. В.,Васильченко Н. Г. Экономика отрасли: Учебное пособие. – Пенза: Изд-во Пенз. гос. техн. акад., 2004 г.
  5. Газета «Первое сентября», раздел «Учебники»
  6. ГОСТ 7.60-2003. Издания. Основные виды. Термины и определения (Извлечение)
  7. Жиделев М.А. Современные методы обучения. – М.: Высш. шк.; 1985.
  8. Информационное, педагогическое, научно-методическое издание: Профессионально образование 2002-2004 г.
  9. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом: Учеб. пос. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 288 с.
  10. Леветес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. - М., - Воронеж, 1998
  11. Ленин В.И., О воспитании и образовании. [Сб. ст.], 3 изд., М., 1973;
  12. Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования. Методические рекомендации для учителей и школьных психологов. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1998.
  13. Методика определения качества учебников и учебно-методических комплексов./Авторы - составители: К.С. Кудайбергенова Г.М. Нурпеисова./ РИПКСО, 2000.
  14. Народное образование в СССР. Сб. документов. 1917–1973, М., 1974;
  15. Педагогика / В.А. Сластенин и др. - М., 1997.
  16. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1996..
  17. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996.
  18. Пед. соч. в 10 тт., Крупская Н. К., т. 3, М., 1959, т. 10, М., 1962;
  19. Проблемы школьного учебника. (Сб. ст.], в. 1–4, М., 1974–76;
  20. Учебник/ Антонова С.Г., Васильев В.И., Жарков И.А., Коланькова О.В., Ленский Б.В., Рябинина И.З., Соловьев В.И.; Под. общ, ред. Антоновой С.Г., д.ф.и. М.: Издательство МГУП, 2002. 468 С. 1000 экз.
  21. Учебное издание: характеристика и подготовка рукописи. Учебно -  методическое пособие. – Екатеринбург: Урал. гос. лесотехн. ун.-т, 2002. – 91 С.
  22. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: Учеб. пособие для вузов. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 160 с.
  23. http://www.rustrana.ru/print.php?nid=27253
  24. http://www.pedlib.ru/Books/1/0221/1_0221-233.shtml
  25. http://www.kazedu.kz/referat/127189
  26. http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook082/01/topicsw.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 

 

ГОСТ 7.60-2003. Издания. Основные виды. Термины и определения (Извлечение)

 

Типы документов по целевому назначению и характеру  информации

Типы документов по целевому назначению:

Официальное издание — издание, публикуемое от имени государственных органов, учреждений, ведомств или общественных организаций, содержащее материалы нормативного или директивного характера (закон, указ).

Научное издание – издание, содержащее результаты теоретических и (или) экспериментальных исследований, а также научно подготовленные к публикации памятники культуры и исторические документы.     

Производственно-практическое издание — издание, содержащее сведения по технологии, технике и организации производства, а также других областей общественной практики, рассчитанное на специалистов различной квалификации.  

Учебное издание — издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и степени обучения.  

Справочное  издание – издание, содержащее краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого  отыскания, не предназначенное для сплошного чтения. (Подробно о справочных изданиях говорится в главе 4).

В свою очередь типы изданий  по целевому назначению подразделяются по характеру информации.

Официальные издания по характеру информации:

Стандарт — официальное издание, содержащее комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации, которые устанавливают на основе достижений науки, техники и передового опыта и утверждают в соответствии с действующим законодательством. Обозначение государственного стандарта состоит из индекса, регистрационного номера и двух последних цифр года утверждения или пересмотра (например:ГОСТ 7.1-84. «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления»).

Нормативное производственно-практическое издание — официальное издание, содержащее нормы, правила и требования в разных сферах производственной деятельности.  

Прейскурант — официальное и (или) справочное издание, содержащее систематизированный перечень материалов, изделий, оборудования, производственных операций, услуг с указанием цен, а иногда кратких характеристик.

Научные издания по характеру информации: 

Как правило, научные издания  рассчитаны на узкий круг специалистов и тираж их сравнительно невелик. Отличительной чертой данных изданий  является стиль изложения материала; преобладает научная терминология. Кроме того, научные издания имеют  обширный научно-справочный аппарат.

Монография — научное или научно-популярное книжное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам.

Автореферат диссертации — научное издание в виде брошюры, содержащее составленный автором реферат  проведенного им исследования, представляемого на соискание ученой степени.

Препринт— научное издание, содержащее материалы предварительного характера, опубликованные до выхода в свет издания, в котором они могут быть помещены.

Тезисы  докладов (сообщений) научной конференции (съезда, симпозиума) — научный непериодический сборник, содержащий опубликованные до начала конференции материалы предварительного характера (аннотации, рефераты докладов и (или) сообщений).  

Материалы конференции (съезда, симпозиума) — непериодический сборник, содержащий итоги конференции (доклады, рекомендации, решения).

Сборник научных трудов — сборник, содержащий исследовательские материалы научных учреждений, учебных заведений или обществ.

Депонированные  рукописи – неопубликованные научные документы, переданные на хранение в специальные информационные органы, на которые возложены функции регистрации и хранения материалов по отрасли.

Производственно-практические издания по характеру информации:

Практическое  пособие — производственно-практическое издание, предназначенное практическим работникам для овладения знаниями (навыками) при выполнении какой-либо работы.

Практическое  руководство – практическое пособие, рассчитанное на самостоятельное овладение какими-либо производственными навыками.

Учебные издания по характеру информации:

Учебник — учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Учебник является важнейшим источником знаний и основным средством обучения.

Учебное пособие — учебное издание, дополняющее или заменяющее частично учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. Пособие может охватывать лишь один или несколько разделов учебной программы. В отличие от учебника оно может включать не только общепризнанные знания и положения, но и спорные вопросы, которые демонстрируют разные точки зрения.

Информация о работе Характеристика учебных изданий