Игровые радиопередачи для детей: цели, задачи и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 13:15, курсовая работа

Описание работы

Объект - изучение игровых радиопередач для детей.
Предмет - игровые радиопередачи радиостанции «Детское Радио».
Целью данной работы является анализ роли игровых радиопередач, которые влияют на развитие ребенка.
Задачи данной работы - выяснение уровня, на котором музыкальные радиопередачи влияют на развитие детей, выявление значения игровых радиопередач в личностном формировании ребенка, а так же изучение влияния правильной организации прослушивания радиопередач.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДЕТСКИЕ РАДИОПЕРЕДАЧИ: ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ. 5
1.1. Анализ социальной роли детского радиовещания в современном обществе. 5
1.2. Подготовка радиопередач 10
ГЛАВА 2. ИГРОВЫЕ РАДИОПЕРЕДАЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НА ПРИМЕРЕ РАДИОСТАНЦИИ «ДЕТСКОЕ РАДИО» 15
2.1. Организация просмотра и прослушивания теле- и радиопередач для детей родителями 15
2.2. Приемы словесной помощи детям в прослушании художественного текста. Рассказ текста 19
2.3. Задачи музыкального воспитания. 24
2.4. Игра – средство всестороннего развития ребенка 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 75.72 Кб (Скачать)

Интенсивность воображения и ассоциаций зависит  от содержания и формы передаваемого  материала. Кроме того, следует отметить, что научно-технический прогресс влечет за собой усиление роли слухового  восприятия. Теперь уже можно утверждать, что большую часть информации человек получает именно таким образом.

Аудиальная  коммуникация побуждает человека представлять себе то, что происходит, и таким  образом развивается образное мышление. Основой в этом процессе является слово. Слово, звучащее по радио, гораздо  сильнее, чем слово печатное, ибо  оно богато разнообразием интонаций, с помощью которых ярко передается отношения вещающего к происходящему.

Под влиянием высокохудожественной радиопередачи  в представлении человека могут  появиться образы того, чего он ранее  не видел, могут возникнуть живые и острые эмоции, которых он никогда не переживал. Особенно это характерно для ребенка.

Сильного  эмоционального воздействия на юного  слушателя радио достигает благодаря  использованию свойственных ему  выразительных средств: слова и  интонации, музыки и шумов, которые  вызывают у ребенка определенные ассоциации или помогают развить его фантазию.

Аудиальность  радио – это его сила, которая дает возможность достигать максимального эффекта на основе сочувствия, переживаний, симпатии и заинтересованности слушателя и вторгаться в сферы, которые не всегда недоступны средствам зрелищных видов искусства. Важность и значение радио заключается не столько в его возможности привлекать на некоторое время внимание слушателя, сколько в его особенности удовлетворять потребности, интересы людей в социально значимой информации благодаря таким чертам, как оперативность, эмоциональность, доступность.

Одновременно  у детей развивается слуховое восприятие, сосредоточенность. Это  очень важно, поскольку огромный поток информации человек получает в этом возрасте в процессе обучения.

1.2. Подготовка радиопередач

Вещание студий радиопрограмм для детей ориентировано на дошкольный, младший школьный, средний (подростковый) и юношеский (старший) школьный возраст.

При построении передач для дошкольников в первую очередь учитывается такая особенность этого возраста, как проблема долгой концентрации внимания, невозможность охвата целого материала и его частей, слияние процессов восприятия, воображения и мышления. Часто в литературе дошкольный возраст называют «возрастом почемучек», когда у ребенка возникает множество вопросов, вследствие желания познать окружающий мира и самого себя. Такая активная потребность узнать как можно больше нового удовлетворяется взрослыми. И ответить на все интересующие ребенка вопросы необходимо коротко и понятно. Этим фактом обусловлена несложная структура передач для такого возраста.

Дошкольники воспринимают передачи фрагментарно, отрывочно. Они еще не понимают возможностей монтажных комбинаций звуков, сложностей композиционного построения передач. Поэтому воспринимать содержание передачи им помогают ведущие: обычно это сказочник или один из персонажей; они в доступной форме пересказывают сюжет, выделяют в нем главную тему, напоминают, о чем говорилось раньше. Ведущие также помогают малышам понять характеры основных героев. Дети верят в фантастических персонажей, рисуют в своем воображении их "реальные" образы, сопереживают, сочувствуют героям, хотят участвовать в сказочном действии, стремясь подсказать им правильное решение, помочь избежать опасности.8

При программировании передач для младших школьников учитывается и развитие творческого  воображения в этом возрасте. Сюжеты передач дают возможность ребенку  представить любимого героя, воссоздать его образ, самостоятельно найти выход из тех ситуаций, в которые их ставит ведущий.

Передачи, адресованные младшим школьникам, отличаются от передач для дошкольников более  сложной композицией. Если, например, в передачах для дошкольников освещается, как правило, одна сквозная тема, то передачи для детей младшего школьного возраста могут включать в себя несколько рубрик, посвященных разным темам.

Период  младшего школьного возраста - переходный период, когда ребенок соединяет  в себе черты дошкольного детства  с особенностями школьника. Ведущим  типом деятельности в это время  становится учение. Игра постепенно уступает ему место, хотя потребность в  игре как подготовке к труду, как  выражении творчества, как тренировке сил и способностей, как просто развлечении у школьников очень  велика. Воспитательное значение игры находится в большой зависимости  от того, насколько в ней удается  сочетать "серьезность" правил и  условий игры с известной непринужденностью, отличающей игры от учения. Игровые  элементы в передачах для младших  школьников используются в целях  организации учебного труда, практической помощи школьникам, их воспитания.9

У младших  школьников возрастает интерес к  событиям общественно-политической жизни. Этим фактом обусловлено существование  в радиопрограмме для младших  школьников информационно-публицистических передач.

С большим  вниманием и особой тщательностью  на студии подходят к программированию передач для подростков. Подростковый возраст в научной литературе принято называть возрастом «кризисов  и конфликтов», возрастом «становления и взросления». Это обусловлено основным содержанием подросткового периода - переход от детства к взрослости. В этот период увеличивается соответственно социальная активность ребенка, выходит на сознательный уровень процесс мотивации поступков, действий, решений, приоритетных выборов.

Приоритетной в выборе для прослушивания радиопередач студии детского вещания являются мотивы на основе интересов. Это обоснованно, поскольку в подростковом возрасте наблюдается процесс развития интересов. Интересы подростков характеризуются полярностью: от широких до самых узких, от устойчивых до неустойчивых, от глубоких до поверхностных, от содержательных до поверхностно-эмоциональных. Поэтому главная задача при программировании радиопередачи для подростков, заинтересовать слушателей

Задача радио - сформировать у ребят тот или иной интерес к прослушиванию выбираемых радиопередач, так как достаточно часто дети выбирают программу неосознанно, а просто для того, чтобы узнать конец того или иного сюжета. В этом отношении большая роль принадлежит ведущему. Ребенок его не видит, но по интонациям голоса, по манере вести передачу, по особенностям общения с аудиторией обязательно представляет себе его «образ», который должен соответствовать ожиданиям ребенка.  

Понятно, что он очень субъективен и  для каждого слушателя может  быть своеобразным. Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы ту или иную радиопередачу вели постоянные ведущие, сохраняя созданный ими «образ» в детском воображении.

А. А. Шерель выделяет несколько наиболее важных функций, которые распространяются, прежде всего, на детей и имеют на их достаточно сильное влияние:

- функция  общения;

- функция  просвещения;

-  воспитательная  функция;

- эстетическая  функция.10

Подростковый  возраст - возраст начала формирования мировоззрения, в связи с этим слушателей этой возрастной категории  привлекают передачи на нравственную и важную для подростков тематику.

Подготовка  таких радиопередач требует особой тщательности, поскольку понятия  «нравственности» и «социальных  норм» воспринимаются и интерпретируются в молодежной среде своеобразно  и в большинстве своем имеют  существенное отличие от взглядов взрослых членов общества. Отсюда позиции «навязывания», «однозначной трактовки», «единственно правильного решения» в программировании детских передач для подростков на нравственную тематику категорически  неприемлемы.

В вещании  для старшего школьного возраста особенно заметен процесс распределения передач по интересам аудитории. Это связано с тем, что у ребят возникает потребность в знаниях, выходящих за пределы школьной программы, появляется интерес к определенным сферам деятельности, отраслям материального либо духовной сферы производства - технике или науке, литературе или искусству, географии, биологии или химии.

Старший школьный возраст - время непосредственной подготовки юношей и девушек к  «взрослой» жизни. Познавая окружающий мир, школьники стремятся глубже понять себя, сложную область человеческих отношений, их горячо интересуют моральные и нравственные проблемы современного общества.

Передачи, адресованные юношам и девушкам, дают слушателям возможность самостоятельно анализировать многие ситуации. В таких передачах необходимо стремиться не столько наставить слушателей, сколько вызывать их на обсуждение и анализ актуальных вопросов, с которым им предстоит или уже представился случай столкнуться в реальной жизни. Вот в эту канву непринужденного товарищеского разговора хорошо вплетаются документальные репортажи, интервью, беседы, очерки, буквально все существующие на радио жанры. Известно, что обсуждение формирует общественное мнение, делает радиослушателей причастными к решению вопросов, поднятых в передачах. Это связано с самой природой общественного мнения: оно всегда возникает в дискуссионных ситуациях, когда существует неопределенность, неясность.

В последнее  время для анализа проблемных ситуаций в радиопередачах, адресованных старшеклассникам, все чаще используются формы организованного взаимодействия людей, чаще различных профессий, что  позволяет за короткий промежуток времени  достигать нужного воспитательного  эффекта, решать сложные вопросы. Передачи строятся таким образом, что вовлекают  слушателей в действие, дают им возможность  самим решать, кто прав, к чьему  мнению стоит присоединиться.

Опыт  свидетельствует об эффективности  тех передач, которые открывают  слушателям возможность самим разобраться  в сложных ситуациях. В практике радиовещания сформировались специфические формы и жанры передач, соответствующие восприятию и познавательным потребностям того или иного возраста.

Подготовка  радиопередачи – это сложный  и весьма длительный процесс, который  требует особого к себе внимания. Очень важно, чтобы готовил передачу человек опытный  и понимающий детей. При подготовке радиопередач для детей разных возрастов важно учитывать их интересы и потребности, которые они хотели бы удовлетворить посредствам прослушивания радиопередачи. Не менее важным пунктом является само проведение радиопередачи. Важна личность и голос того, кто является ведущим, а так же умение заинтересовать и удержать внимание, особенно это касается маленьких слушателей.

ГЛАВА 2. ИГРОВЫЕ РАДИОПЕРЕДАЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ НА ПРИМЕРЕ РАДИОСТАНЦИИ «ДЕТСКОЕ РАДИО»

2.1. Организация просмотра и прослушивания теле- и радиопередач для детей родителями

 

«Детское радио» – единственная в России радиостанция, вещание которой целиком посвящено детям.

«Детское радио» считается первой в мире национальной сетью детского радиовещания. 25 декабря 2007 стартовала вещание первой в России круглосуточной детской радиостанции.

Детский проект считается редкостным не только для России, но и для мира, так  как национальная сеть эфирного вещания  для детей создается впервые. До сих пор в России выходили в  эфире отдельные детские программы  на некоторых радиостанций, но канала общего детского радиовещания не существовало.11

Круглосуточный  эфир «Детского радио» состоит из детских песен, спектаклей,  познавательно-развивающих и развлекательных программ и рубрик, информационно-просветительских программ для родителей.

Радиостанция  учитывает возрастные особенности  и распорядок дня слушателей: утренний блок адресован дошкольникам, дневные  программы – детям старше семи лет, поздно вечером – блок для  родителей, в ночное время – музыка для сна.

Основная  аудитория – это дети от 3 до 12 лет, а также родители и специалисты, работающие с детьми.

«Детское радио» учитывает возраст и порядок дня маленьких слушателей. Малыши вместе с «Детским радио» могут играть, учиться, делать утреннюю зарядку, перед сном слушать вечернюю сказку.

Утро  на «Детском радио» посвящено дошкольникам, то есть детям от 3 до 7 лет, дневной эфир отведен младшим школьникам семи и двенадцати лет. В вечерние часы, когда дети ложатся, спят, в эфире «Детского радио» выходят полезные передачи для родителей с участием психологов, педагогов и детских врачей.

Деятельность  «Детского радио» разнообразна. Рассмотрим некоторые виды.

Каждое  утро Центральное телевидение передает детскую программу, содержащую или мультфильмы, или детские спектакли и концерты.

Слушание  и просмотр детьми телепередач требует  внимательного руководства со стороны  воспитателей или родителей. Отмечено, что частые просмотры телепередач создают обстановку пресыщения зрелищами, перевозбуждение и, как следствие, снижают внимание детей.

Телепередачи  должны органично входить в систему  приемов и методов воспитания детей. Есть телепередачи, которые глубоко  захватывают детей, и тогда песенки  из фильмов долго звучат в детской  аудитории.

После просмотра  мультфильма полезно побеседовать с детьми о нем.

Беседа  начинается вопросом: «Тебе понравился этот мультфильм?» Далее следуют вопросы, рассчитанные на уяснение того, как дети поняли содержание. Вот примерные вопросы к фильму по сказке Ю. Яковлева «Умка», который периодически повторяется по телевидению:

Информация о работе Игровые радиопередачи для детей: цели, задачи и функции