Интервью-портрет как жанр телевизионной публицистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 15:54, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования - выявить типологию портретного интервью в современной газете.
Задачами исследования являются:
1. определение стилистических особенностей портретного интервью;
2. описание речевого стиля интервьюируемого в разных типах интервью.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава 1. Портретное интервью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
1.1 Разновидности портретного интервью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
Глава 2. Интервью-портрет как жанр телевизионной публицистики . . . 8
2.1. Стилистика портретного интервью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20

Работа содержит 1 файл

Портретное интервью и его специфика.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

     Юбилейное портретное интервью - поводом для написания, которого является празднование юбилея известных людей. 

     Политическое  портретное интервью - высокая степень эмоциональности, ретроспективность, рефлексия, самокритичность, организация дискурса – преимущественно, в соответствии со стратегией оправдания и защиты, субъективность. Оно основано на признаниях и высказываниях известных политиков по поводу их политических пристрастий и взглядов, а также осмысления ими собственной политической карьеры.  

     Специфика реализации информации, как в зачине, так и в интервью в целом  зависит от цели и предмета интервью: либо это социально-психологический портрет личности, либо анализ актуального события, общественной проблемы через призму мнения интервьюируемого. 

     Содержание  портретного интервью направлено, прежде всего, на раскрытие внутреннего  мира интервьюируемого. Решению этой задачи способствует неофициальность, непринужденность обстановки, в которой проходит интервью, что в свою очередь, определяет выбор тех или иных языковых средств. 

     Как правило, первостепенной причиной написания  текста портретного интервью является следующая: реализация определенного события, связанного с жизнью героя интервью. При этом логическая схема интервью в данном издании характеризуется формулой «человек и его дело». 

     Креативное (эксклюзивное) интервью чаще называют беседой, диалогом. Журналист не просто оказывается посредником в передаче информации, а выступает фактически на равных со своим собеседником в процессе совместного творчества. Результатом же творческого партнерства является информационный продукт в близком к художественным жанре, который в зависимости от канала передачи может воплотиться в художественном очерке, эссе, документально-публицистическом фильме, диалоге в эфире. Если представленное в газете интервью эксклюзивное (креативное), то журналист, как правило, на это указывает. Качественное прилагательное интервью выступает в качестве определения. 

     Темы  бесед, как правило, ограничиваются личностью интервьюируемого и связанным  с ним каким-либо событием, например, юбилеем. 
 

     8

     Портретное  интервью характерно газетам “Труд-7”, “Московский Комсомолец”, где смысловым центром является личность интервьюируемого. Портретные интервью этих газет обладают сходными чертами, обусловленными стремлением журналиста создать иллюзию живого общения. К примеру, обязательными элементами интервью подобного типа являются лексика и синтаксис, характерные для разговорной речи, наличие различного рода повторов, вопросов-переспросов, перебивов. 

Глава 2.  Интервью-портрет, как жанр

телевизионной публицистики 

(на  примере программы  К.Прошутинской "Мужчина  и женщина") 

     Известно, что любой процесс человеческого  общения протекает, как правило, в форме диалога. Жанры телевизионной  публицистики, в которых основным изобразительно-выразительным средством  выступает слово, живая человеческая речь, а формой существования - диалог, имеют очень большое значение для телевидения, поскольку коммуникативный процесс представляет собой одну из основ телевидения как социальной системы. 

     Наиболее  концентрированно и полно сущностные признаки процесса межличностного общения  проявляются в жанре интервью. 

     Интервью (от англ. interview - буквально встреча, беседа) - жанр публицистики, представляющий собой разговор журналиста с политическим, общественным или иным деятелем по актуальным вопросам. Если обратиться к семантике английского слова интервью, то оно состоит из префикса inter, имеющего значение взаимодействия, взаимонаправленности, и слова view, одно из значений которого - взгляд, мнение. Стало быть, интервью - обмен мнениями, взглядами, фактами, сведениями. 

     Предметом нашего исследования являются способы организации диалога в режиме интервью-портрета, которое по своим жанрово-определяющим признакам входит в группу аналитической публицистики. Интерес представляет тот факт, что композиционное решение подобных жанров целиком зависит не от фабулы события, но от замысла автора, его интенции3 

     Рассмотрим  типы вопросов журналиста, встречающиеся  в портретном интервью. Это могут  быть:  

     1. закрытые (формирующие структуру  ответа) и открытые (менее структурированные)  вопросы;  

     2. вопросы о фактах (информационные) и о мнениях, желаниях и так далее;  

     3. по функциям вопросы делятся  на контрольные (несколько формулировок  одного вопроса), уточняющие (вопросы  “в досыл”), зондирующие (выявляют  эмоциональное состояние собеседника);  

     9

     4. функционально-психологически вопросы могут быть зеркальными (в них повторяется ответ или ключевое слово ответа собеседника), косвенные (через выяснение мнения коллег выясняется личное мнение интервьюируемого), эстафетные (для перехода от темы к теме, поддержания разговора), вопросы-мосты (типа “А сейчас поговорим о…”), заключающие.  

     Далеко  не всегда в ходе интервью журналист  пользуется только вопросами. Часто  это реплики, поддерживающие контакт, либо, наоборот, перебивающие монолог  собеседника для уточнения фактов, возвращения к теме и так далее. Существует несколько способов связи реплик, используемых в интервью:  

     1. вторжение в чужую речь (разрыв  речевой ткани);  

     2. использование модальных слов;  

     3. разрыв речи (перебивки);  

     4. повторы и вопросы-переспросы;  

     5. графически отображается способ  или форма произношения собеседника,  его речевая манера;  

     6. продолжение недосказанности (подхваты).  

     Итак, композиция портретного интервью зависит  от размещения вопросов и связи между  ними; существует два основных типа композиции – свободная, при которой порядок вопросов произвольный, и композиция импровизированного интервью, в котором вопросы нельзя поменять местами, поскольку они вытекают один из другого. В портретном интервью представлен широкий спектр вопросов, реплик, различны и типы связей реплик между собой. Все это в совокупности определяет вид интервью.  

     Наиболее  интересным примером портретного интервью, на наш взгляд, является авторская  программа К.Прошутинской "Мужчина  и женщина". Задача автора - организовать интервью, чтобы раскрыть личность, сидящую, напротив, с целью создания главного диалога программы - откровенного разговора о любви. Особенностью данной программы, а также бесспорным ее преимуществом по сравнению с другими программами этого жанра является тот факт, что перед нами публичный диалог, который происходит в присутствии зрителей. 

     Традиционно при анализе публичного диалога  исследователей интересуют способы  и средства организации диалоговых партий4.  

     Но  нам кажется, что с учетом специфики  телевизионного интервью (и в частности интервью-портрета) следует расширить рамки анализа средств реализации образа автора и сделать это в двух направлениях. С одной стороны, подвергнуть анализу объективированную "рамку" портретного интервью, с другой - субъективированную, что предполагает характеристику жанрово-образующих и жанрово-определяющих факторов, принадлежащих той или иной языковой личности5.

     10

     Объективированная "рамка" включает в себя: 

     Во-первых, предынтервью, основной задачей которого является предварительный сбор информации о будущем участнике программы. (К.Прошутинская сама упоминает об этом в одной из своих передач: Вы знаете / журналист / который готовил передачу / он в предынтервью назвал Вас оптимистом). 

     Но  поскольку главный диалог программы - откровенный разговор о любви мужчины и женщины (в контексте данной программы - супругов), т.е. людей, хорошо знающих друг друга, то в задачу предынтервью входит и диалог с супругой героя передачи. Последовательность диалоговых реплик-вопросов такова, что в ходе ответов женщина ("она") как бы рисует свой "портрет" любимого мужчины ("его").  

     Стратегическая  задача автора на данном этапе - открыть  для себя и для зрителей ту грань  личности героя передачи, которая  спрятана глубоко внутри и не видима для окружающих, с одной стороны.  

     С другой - создать атмосферу интимности, которая поможет герою передачи более искренне повести диалог о  любви. 

     Во-вторых, проход по коридорам в направлении студии, в ходе которого герою передачи предлагается ответить на ряд конкретных вопросов, начинающихся словами: "Про вас говорят..." (прием объективации). Причем построены они таким образом, чтобы дать либо утвердительный, либо отрицательный ответы (да или нет - механизм действия "детектора лжи") и сделать это достаточно быстро. 

     Вот фрагмент подобного диалога с композитором В.Артемовым (март 1997 г.).

     К.Прошутинская (К.П.). Итак, про Вас говорят, что Вашу деятельность благословил папа Иоанн Павел II? 

     В.Артемов (В.А.). Павел благословил "Реквием".

     К.П. Что Вас обвиняют, в требованиях непомерно больших гонораров?

     В.А. Нет.

     К.П. Что по духу Вы оптимист?

     В.А. И да и нет.

     К.П. А по убеждению ярый антикоммунист?

     В.А. Да.  

     Задача этого этапа, на наш взгляд, - приоткрыть завесу таинственности над личностью героя передачи, который, кстати сказать, пока неизвестен зрителю.  

     Информация  подается автором порционно, но сведущий адресат в состоянии определить, кто перед ним.

     К.П. А сейчас у меня вопрос к вам. Как вы считаете, кто этот человек, который пришел сегодня сюда? 

     Третьей составляющей "объективированной" рамки является репрезентативный ряд, который включает в себя следующие компоненты: во-первых, заставка программы, в которой с помощью видеоряда обыгрывается название передачи - мужчина и женщина;  
 

     11

во-вторых, видеоряд, иллюстрирующий факты из жизни героя программы; в-третьих, способ организации пространства в студии, где, с одной стороны, экран, на котором появится наш герой (после короткой проходки по коридорам), причем сначала будет виден лишь силуэт, но постепенно фигура будет высвечиваться, и мы увидим лицо, руки, позу и т.д. гостя студии; с каждым разом изображение будет более четким, пока этот экран не превратится в символический "портрет" в рамке.  

     С другой стороны, - это расположение ведущей и зрителей в студии. Столик ведущей находится строго напротив экрана (что свидетельствует о предстоящем конструктивном диалоге) и чуть ниже его (что подчеркивает значимость персоналии, приглашенной к разговору). Символично и расположение зрителей в студии. Они образуют полукруг, создавая тем самым как бы группу единомышленников, активно вовлеченных в процесс общения. 

     В-четвертых, атрибуты оформления студии: это, прежде всего символический подиум, на котором появится в конце программы наш герой, чтобы сказать несколько слов зрителям в студии и телезрителям. А также имеется вращающаяся стеклянная ширма (символическая стена), на которой герой программы должен написать свое имя, тем самым как бы подтвердив факт своего пребывания здесь, своего существования. "Я был здесь", значит, как личность я существую. 

     Составляющие  субъективированной "рамки", на наш  взгляд, следующие. 

     Организация диалоговых партий в студии. Исходя из своей интенции - глубоко скрупулезного  исследования личности героя передачи с обязательным откровенным разговором о любви между мужчиной и женщиной в итоге - К.Прошутинская практически уже в начале программы формулирует основные положения предстоящего диалога, тем самым, с одной стороны, настраивает собеседника на нужную "волну", в с другой - намечает возможные пути будущего взаимодействия. 

     Вот несколько примеров: 

     К.П. Мы хотим понять, какие Вы "властители наших дум"? Поэтому давайте, сегодня говорить и о высоком и о низком, то есть о человеческом. Если Вы не возражаете? (из беседы с В.Артемовым, март 1997 г.). 

Информация о работе Интервью-портрет как жанр телевизионной публицистики