Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 15:54, курсовая работа
Цель  данного исследования - выявить типологию портретного интервью в современной газете.  
     Задачами  исследования являются:  
     1. определение стилистических особенностей  портретного интервью;  
     2. описание речевого стиля интервьюируемого  в разных типах интервью.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3 
Глава 1. Портретное интервью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4 
1.1           Разновидности портретного интервью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6 
Глава 2. Интервью-портрет как жанр телевизионной публицистики . . . 8 
2.1.         Стилистика портретного  интервью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14 
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19 
Список  использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
     Отметим, 
что интервьюер и интервьюируемый 
обращаются друг к другу на “ты”. 
Интервьюер в нашем случае - представитель 
“новой волны” журналистов. Эта речевая 
позиция – характерная черта публицистики 
двух-трех последних десятилетий, когда 
интервьюер становится активным участником 
коммуникации, что ярко отражается в появлении 
этого типа речевой позиции журналиста.  
     Рассмотрим 
типы вопросов журналиста, встречающиеся 
в портретном интервью. Это могут 
быть:  
     1. 
закрытые (формирующие структуру 
ответа) и открытые (менее структурированные) 
вопросы;  
     2.  
вопросы о фактах (информационные) 
и о мнениях, желаниях и так далее;  
  3. по функциям 
вопросы делятся на контрольные (несколько 
формулировок одного вопроса), уточняющие 
(вопросы “в досыл”), зондирующие (выявляют 
эмоциональное состояние собеседника);  
     4. 
функционально-психологические вопросы 
могут быть зеркальными (в них повторяется 
ответ или ключевое слово ответа собеседника), 
косвенные (через выяснение мнения коллег 
выясняется личное мнение интервьюируемого), 
эстафетные (для перехода от темы к теме, 
поддержания разговора), вопросы-мосты 
(типа “А сейчас поговорим о…”), заключающие.  
     Далеко 
не всегда в ходе интервью журналист 
пользуется только вопросами. Часто 
это реплики, поддерживающие контакт, 
либо, наоборот, перебивающие монолог 
собеседника для уточнения 
     1. 
вторжение в чужую 
речь (разрыв речевой 
ткани);  
     2. 
использование модальных 
слов;  
     3. 
разрыв речи (перебивки);  
4. повторы и вопросы-переспросы;
     5. 
графически отображается 
способ или форма произношения 
собеседника, его речевая 
манера;  
6. продолжение недосказанности (подхваты).
     Типичная 
композиция портретных интервью представлена 
типом импровизированной 
17
по ходу беседы. 
Но, как показывает анализ, в процессе 
подготовки к интервью журналист 
очерчивает определенный круг тем, которые 
получают развитие в форме импровизированной 
беседы: “Вопросы в интервью, коротко 
означая темы следующих за ними отрезков 
текста – ответов, делают содержательную 
структуру текста и композицию его прозрачными, 
легко обозримыми (вот тема текста, сейчас 
пойдет речь о такой детали, сейчас о следующей)”.  
     - 
Что ты обычно ешь?  
     - 
Я вырос в деревне, моя 
     - 
Стало быть, наклонности гурмана 
тебе несвойственны…  
     - 
С этой стороной жизни как-то 
не удалось близко познакомиться. 
Есть изысканные ресторанные яства, но 
я к ним равнодушен. По-моему, ничего не 
стоит самому достаточно быстро приготовить 
вкусную еду. Это не является моим хобби, 
но любимую жену иногда балую собственноручно 
приготовленными блюдами.  
     - 
Согласись, что картошка, соленый огурец, 
дымящиеся щи без хорошей рюмки – это 
уже не то…  
     - 
Совершенно с тобой согласен. 
Спиртное в умеренных дозах 
еще никому не навредило. 
     - 
И что ты пьешь, когда “
     - 
Исключительно русскую водку. (Труд-7 
06.09.01)  
В “Труде-7” 
используются различные виды вопросов, 
например:  
     - 
Борис, твоей физической форме могут 
позавидовать 50-летние. Скажи, это природа, 
родители постарались? Или работа над 
собой, над своим духом и телом тоже имеет 
место? (Труд-7 06.09.01)  
     Перед 
нами сложный вопрос, состоящий из 
трех частей:  
первая часть – это закрытый (предполагающий самой своей структурой ответ) вопрос-утверждение,
     вторая 
– тоже закрытый, но предлагающий возможность 
выбора вопрос,  
     третья 
часть – это вопрос “в досыл”.  
     Вопросы-утверждения 
довольно часто появляются в интервью. 
Как правило, они заранее сформулированы 
и рассчитаны на определенный ответ:  
 
18
     - 
Я знаю немало людей, которые 
занимаются лечебным 
     - 
Это не по мне. Наверное, я 
все – таки живу по принципу “не согрешишь 
– не покаешься”.  (Труд-7 06.09.01)  
     Адресатом 
таких вопросов-утверждений 
     - 
Но между тем только 
     Итак, 
стилистика данного типа портретного 
интервью позволяет говорить о том, 
что газета “Труд-7” приближается 
по своему типу к бульварной или 
желтой прессе. Чаще всего интервью данной 
газеты - это портретные интервью (интервью-знакомства) 
с такой логической схемой построения, 
при которой смысловым центром становится 
личность интервьюируемого. 
      
Композиция таких портретных 
интервью принимает тип 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
19
Заключение 
     Мир 
газет очень интересен и 
     В 
связи с различием и 
     Мы 
подробно рассмотрели в нашей 
работе портретное интервью на примере 
газеты  “Труд-7”.  
     В 
газете “Труд-7” раскрывается сущность 
портретного интервью с логической схемой 
“дело и человек в деле”. Данному типу 
интервью свойственны свободная композиция, 
при которой вопросно-ответные единства 
самостоятельны по отношению друг к другу, 
нормированность языка участников диалога.  
     Портретное 
интервью характерно газетам “Труд-7”, 
“Московский Комсомолец”,  где 
смысловым центром является личность 
интервьюируемого. Портретные интервью 
этих газет обладают сходными чертами, 
обусловленными стремлением журналиста 
создать иллюзию живого общения. К примеру, 
обязательными элементами интервью подобного 
типа являются лексика и синтаксис, характерные 
для разговорной речи, наличие различного 
рода повторов, вопросов-переспросов, 
перебивов.  
     В 
работе также была рассмотрена композиция 
портретного интервью. Особенностью газет 
“Труд-7” и “Московский Комсомолец” 
является определенный принцип сочетания 
реплик, где вопросно-ответные единства 
зависят друг от друга, и образуют композицию 
импровизированной беседы. В приложении 
“Московский Комсомолец в Коми” композиция 
портретного интервью и речевое поведение 
журналиста непосредственно обусловлены 
социальным статусом собеседника. Так, 
с Андреем Кончаловским, журналист ведет 
себя предельно вежливо, использует стандартные 
фигуры вежливости, местоимение “Вы” 
и полное имя интервьюируемого, вопросы 
журналиста, как правило, подготовлены, 
лаконичны и стилистически нейтральны.  
     В 
работе была раскрыта типология портретного 
интервью в современной газете, тем самым 
мы реализовали поставленную цель.  
     Решили 
ключевые задачи исследования, а именно:  
     1. 
определили стилистические 
     2. 
описали речевой стиль интервьюируемого 
в разных типах интервью.  
     Изучая 
различные аспекты интервью, были 
учтены стилистические особенности 
изданий, раскрыта зависимость типа 
интервью от специфики газеты.  
В совокупности рассмотренные признаки (тип интервью, речевой портрет интервьюера, виды вопросов, типы сцепления реплик) дают представление об интервью в целом, которое, в свою очередь, определяет жанровую модель газеты.
20
Список 
использованной литературы 
21
Информация о работе Интервью-портрет как жанр телевизионной публицистики