Интервью-портрет как жанр телевизионной публицистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 15:54, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования - выявить типологию портретного интервью в современной газете.
Задачами исследования являются:
1. определение стилистических особенностей портретного интервью;
2. описание речевого стиля интервьюируемого в разных типах интервью.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава 1. Портретное интервью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
1.1 Разновидности портретного интервью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6
Глава 2. Интервью-портрет как жанр телевизионной публицистики . . . 8
2.1. Стилистика портретного интервью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20

Работа содержит 1 файл

Портретное интервью и его специфика.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

2

Содержание 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3 

Глава 1. Портретное интервью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4 

1.1           Разновидности портретного интервью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6 

Глава 2. Интервью-портрет как жанр телевизионной публицистики . . . 8 

2.1.         Стилистика портретного  интервью . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14 

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19 

Список  использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3

Введение 

     В настоящее время идет бурное развитие публицистической литературы. Появляется все больше и больше публикаций различного направления, которые находят своих читателей, и не остаются без внимания.  

     Одним из жанров публицистической литературы является портретное интервью, которое отличается своей активностью и частотностью употребления, которое привлекает внимание все больший круг читателей своей легкостью, интересом и правдивостью.  

     Уже в ХIХ веке появляются материалы, оформленные в форме вопросов и ответов, тогда же закладываются основные черты, характеризирующие интервью: определенные типы вопросов, формулы вежливости, риторические и стилистические фигуры.  

     На  протяжении своего развития, как и  любое другое направление публицистической литературы, жанр портретное интервью претерпел ряд изменений, касающихся типологии, стилистики, характера функционирования, что, прежде всего в значительной степени определяется социальным контекстом.  

     Существует  множество причин, влияющих на изменение  рассматриваемого жанра. Так, значение термина “интервью” менялось в зависимости от развития самого жанра, политической ситуации в стране и от других лингвистических и экстралингвистических факторов.  

     Но  стоит отметить, что все, же база в определении жанра интервью сохранилась как “беседа, имеющая общественный интерес, определяющийся не только актуальностью или злободневностью обсуждаемого вопроса, но и непосредственным отношением, прямым или косвенным, читателя к затрагиваемой проблеме”.  

     Цель  данного исследования - выявить типологию портретного интервью в современной газете.  

     Задачами  исследования являются:  

     1. определение стилистических особенностей  портретного интервью;  

     2. описание речевого стиля интервьюируемого  в разных типах интервью.  

     Данная  тема на сегодняшний день актуальна, поскольку обычно во многих работах, изучающих различные аспекты интервью, не учитываются стилистические особенности изданий, а мы попытаемся выявить зависимость типа интервью от специфики газеты.  

     При анализе использовались функционально-стилистический, описательный, сопоставительный методы и метод подсчета.  

     Целью этой работы дать определение термину портретное интервью и рассмотреть интервью – портрет как жанр телевизионной журналистики. 

     Работа  состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. 
 

4

Глава 1. Портретное интервью 

      Портретное  интервью — диалог с целью раскрытия индивидуальности интервьюируемого, создания в процессе беседы его образа. Эта разновидность интервью близка к жанру художественной публицистики. 

     Интервью-портрет, или персональное интервью (еще на манер художников говорят: «профиль»), напротив, сфокусировано на одном герое, однако предварительно для подготовки желательно провести не одну встречу с людьми заинтересованными, близкими или, наоборот, со сторонними наблюдателями. 

       Героем такого интервью может  стать человек, который проявил  себя в какой-либо сфере общественной  жизни и привлекает интерес  широкой публики. 

       Реже встречаются портретные  интервью с так называемыми  «простыми людьми», которые должны  в чем-то себя проявить либо быть очень типичными. Большую нагрузку несут и детали быта, интерьера, одежды, особенности речи героя — словом, то, что формирует индивидуальность и должно быть непременно передано читателю. 

     В портретном интервью главный интерес  сосредоточен на партнере, акцент делается на неординарность личности, чертах, выделяющих личность из числа других. Такое интервью нацелено на создание яркого эмоционально-психологического портрета, вопросы носят личный характер. Отсюда осторожность и такт. В портретном интервью журналист должен быть полноправным собеседником.  

     «Интервью со «звездами» призвано показать истинное лицо героя («без маски»). Цель интервью может меняться, впрочем, меняется и  характер общения. «Звездное» интервью предполагает создание комфортной обстановки, воспроизведение ситуации игры».1 

     Основным  принципом построения портретного  интервью является диалог.  

     Диалог  – многогранный термин, используется как для обозначения коммуникативного типа речи, так и для обозначения  одного из видов интервью (интервью-диалог).  

     Диалог  как коммуникативный тип речи сформировался еще в античности, он является наряду с монологом базисным понятием и основой построения русской  речи. Проблема разграничения диалога  и монолога стала одной из основных в лингвистике XX века. Разрешением этого вопроса занимались Л.П. Якубинский Л.В. Щерба, Т.Г. Винокур,  из современных исследователей – Е.В. Красильникова, Е.Н. Ширяев и другие.  

     Как заметил Л.В. Щерба, диалог – это  принадлежность разговорной речи (в  отличие от монолога, лежащего в основе литературного языка), он состоит из цепи реплик. Сцепление реплик, в котором вторая реплика по своему строению опирается на первую, грамматически зависит от нее, называется диалогическим единством и является основной единицей диалога. Однако наличие цепи реплик не может быть воспринято как безусловный маркер диалога, между монологом и диалогом не существует строгой границы, о чем говорит, например, частое включение в диалог обширных монологических

     5

высказываний  субъектов общения: “Реплики превращаются в логически развернутые рассуждения, полемически заостряются, разрастаются в адресованные собеседнику монологи, а весь диалог становится системой диалогически соотнесенных и сопоставленных монологов”.  

     “Диалог – это текст, создаваемый двумя партнерами коммуникации, один из которых (адресант) задает конкретную программу развития текста, его интенцию, а другой (адресат) должен активно участвовать в развитии этой программы, не имея возможности выйти за ее пределы.  

     Монолог – это текст, который хотя и инициируется, явным или неявным образом, партнером по коммуникации, но развивается по программе своего создателя без участия или, по крайней мере, без активного участия партнера коммуникации”. Иначе, диалог строится “в принципиальном расчете одного из партнеров коммуникации на реакцию… другого партнера”, тогда как основным принципом монолога является “запрет на реакцию, подавление реакции слушателя”.  

     Например, интервью с Николаем Басковым. Основной акцент ставится на личности певца, его планах на будущее, задаются вопросы, интересующие поклонников: 

     - В каком жанре  вы все-таки работаете?  То в вашем репертуаре  появляется 

"Мурка", то исполняете  классическую арию  Ленского...  

     - Чтобы оставаться интересным, надо  всегда быть разным. Вот и стараюсь. Например, для клипа "Отпусти меня" я полностью сменил имидж. Поклонники, которые привыкли меня видеть во фраке с бабочкой, до сих пор принимают валидол, когда смотрят это видео, где я в джинсах и с недельной щетиной. 

     - Как вам удается  совмещать эстраду и оперу? Ведь в этом - вы, кажется, на отечественной сцене единственный. За что одни вас хвалят, другие - порицают... 

     - Никто не может запретить артистам  работать на стыке жанров того  или иного искусства. Опера  как канонический жанр оптимально  сохраняет идеи и задумки композитора. Никто не рискнул еще переделать "Аиду" Верди или "Норму" Беллини. Исполняя классического композитора, находишься во власти тех художественных границ, которые он обозначил. Но та, же опера как альма-матер породила много жанров в музыке.  

     Жанр  в музыке стал категорией условной. Да и вообще неважно, в каком жанре  ты работаешь, важно - как ты это делаешь. Только история и зритель может  рассудить, интересно ты работаешь  или нет. Кстати, великий тенор  Хосе Каррерас, у которого в Испании я занимался в мастерской, мне сказал: "Я начинал с классической музыки, а заканчиваю эстрадной. Ты можешь сделать наоборот - тебе это не повредит". 

     - С вашим именем  связано возрождение  определенного музыкального  феномена: в прежние  годы публика разделялась на "козловисток" и "лемешисток", поклонниц Магомаева и Кобзона, Пугачевой и Ротару. Разница разве что в том, что Баскову никого не противопоставляют, но споры о нем среди его коллег и публики не прекращаются, по сей день... 

     - Мои критики обычно ссылаются на то, что было, судят о прошедшем, забывая о том, что в искусстве нередко по прошествии времени хвалили именно за то, за что раньше

     6

ругали. Любой  художник смотрит вдаль и живет  будущим, планами. Я живу творчеством  и для меня главное в жизни  - только творчество. Никто еще из профессиональных хулителей моего творчества не сказал, что у меня нет голоса - для этого нет никаких оснований. Нередко доводы критиков сводятся к моему возрасту. Я сам иногда не верю, что в свои 29 лет смог достичь такой высокой планки - спел с певицами очень высокого, мирового уровня - Любовью Казарновской, Ларисой Рудаковой, Монтсеррат Кабалье, Мариной Мещеряковой, которая поет в "Ла Скала" и "Метрополитен опера". Общение с моими партнерами и партнершами воодушевляет на новые проекты. Конечно, я несу часть вины за то, что мой послужной список в 29 лет ломает некоторые традиции и стереотипы нашей оперы. Но кто сказал, что художник не должен ломать стереотипы?! Как говорил Франко Дзефирелли, когда артист выходит на сцену, публика либо его принимает, либо нет. Главное, чтобы зал не остался равнодушным. Я выхожу на сцену, словно в последний раз, но оставляю за собой право возвращаться на нее снова и снова2. «…» 

     Итак, жанровое разнообразие интервью определяется не по какому-нибудь одному признаку, а по всей их совокупности. Есть у жанра интервью и свои родовые признаки.  

     Во-первых, по предмету отображения: в интервью всегда выражается чье-то мнение по поводу того или иного события или явления. 

     Во-вторых, по функциональной заданности – это должна быть беседа (в данном случае количество собеседников и их представленность не имеют значения). 

     В-третьих, по методам отображения интервью может быть отнесено ко всем группам журналистских жанров: к информационным, аналитическим и художественно-публицистическим. Именно из комплекса этих жанровых характеристик складывается жанровое разнообразие интервью. 

   Наличие авторского начала – один из важнейших  признаков любого жанра публицистики. В портретном интервью автор выступает  не только как организатор текста, подачи информации, но и как непосредственное действующее лицо. Это вносит дополнительные сложности в описание стилистики данного жанра.  

     Основное  коммуникативное задание, прагматическая цель портретного интервью – “получить  в результате общения журналиста с участником (участниками) той или иной встречи важные, полезные, интересные сведения и передать их через масс-медиа для широкой публики”. 

Основной коммуникативной  единицей портретного интервью является реплика, которая, сцепляясь с другой репликой, образует диалогическое единство. Для портретного интервью более характерно диалогическое единство вопрос – ответ.  
 

    1. Разновидности портретного интервью
 

Существует несколько разновидностей портретного интервью: 
 
 

     7

     Событийное  портретное интервью - основанное на каком-либо факте или эпизоде из жизни героя; целью данного интервью является информирование общественности о тех или иных деяниях или действиях человека. 

     Биографическое  портретное интервью – высокая степень эмоциональности, ретроспективность, рефлексия, позитивизация дискурса, организация дискурса по принципу «прошлое – настоящее» в рамках стратегии сравнения. Основной задачей является создание целостного образа человека через выяснение наиболее значимых фактов и эпизодов биографии, которые в наибольшей степени повлияли на его судьбу; по своей структуре оно очень сложно, так как требует глубокого проникновения во внутренний мир героя. 

Информация о работе Интервью-портрет как жанр телевизионной публицистики