Особенности массовой прессы города Пензы

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 19:46, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является выяснение особенностей массовой прессы города Пензы: ее жанрово-тематической направленности, лексической и синтаксической стороны.
Задачи исследования.
1. Изучение теоретических основ феномена «желтой» прессы.
2. Характеристика «желтой» прессы города Пензы.
3. Описание структуры, тематики и языковых особенностей рассматриваемых изданий, а именно газет «Молодой Ленинец», «Репортер» (Пенза), «Комсомольская правда» (Пенза).

Содержание

Введение
Глава 1. Феномен «желтой прессы». Его возникновение и развитие
Глава 2. Классификация «желтой» прессы
2.1. Типы «желтых» изданий 13
2.2. Тематические особенности «желтой» прессы 15
2.3. Структурно-тематические особенности анализируемых
изданий 26
Глава 3. Жанровая специфика «желтых» газет
3.1. Жанровые особенности материалов «желтой» прессы 30
Глава 4. Специфика визуальной составляющей
4.1. Визуальная составляющая «желтой» прессы 42
4.2. Заголовочный комплекс 43
4.3. Иллюстрации, цвет 47
Глава 5. Особенности языка «желтой» прессы
5.1. Лексические особенности текстов 51
5.2. Образные средства в текстах «желтой» прессы 57
5.3. Синтаксические особенности материалов 64
Заключение 71
Список использованных источников 74

Работа содержит 1 файл

История возникновени1.doc

— 398.50 Кб (Скачать)

Ядро иллюстративного материала в «желтых» газетах России и Запада сегодня составляют изображения фотомоделей, а также фото читательниц, присланные на различные «откровенные» конкурсы. К таким конкурсам можно отнести такие, как: «Самая желанная» («Репортер» (Пенза)); "Мисс-КП"; «Мисс-МЛ», «Девушка с третьей страницы» («Жизнь») и др.

Еще ярче данную методику демонстрируют разнообразные текстовые материалы «желтой» прессы, в которых гипертрофируется роль сексуальных отношений в культуре, а частный интерес выдается за общую тенденцию, обусловленную биологическими законами существования (появился отдельный термин, обозначающий подобную практику – «sexploitation»: от соединения двух слов «sex» – секс, пол и «exploitation» – эксплуатация). «Желтая» пресса игнорирует главный постулат культуры по отношению к освещению темы интимных отношений, а именно наличие достаточно веских причин для нарушения табу.

Следующей характеристикой «желтой» прессы, которую рассмотрим, будет вмешательство в личную жизнь. «Желтая» пресса проявляет чрезмерный интерес к личной жизни людей, оказавшихся в центре общественного внимания. Более детальное рассмотрение данной сферы характерно для любого вида печати.

В качественной прессе этот прием широко используется для раскрытия характера героя, материала или для журналистского расследования. Необходимо заметить, что если качественная пресса ограничивает глубину проникновения в частную жизнь этическими границами, то «желтая» эти границы смело нарушает. В таком случае часто возникает конфликт между правом публики на информацию и правом человека на личную жизнь и безопасность. [2]

Нами выделены два уровня вмешательства «желтой» прессы в частную жизнь: «мягкое» и «жесткое».

 

Примеры «мягкого» вмешательства – это сообщения о различных официальных и полуофициальных событиях из жизни знаменитостей (свадьбы, разводы, рождения и т.п.). Эту практику мы называем «мягкой», поскольку сведения о таких событиях не являются закрытыми или интимными, хотя часто о них знает только ограниченный круг участников.

В региональных изданиях знаменитостями выступают известные земляки. В этом случае не так важна степень известности самого человека, главное, чтобы он жил в Пензе или Пензенской области.

Примеры  «мягкого» вмешательства.

«Семейка Букиных разбежалась»

«Пока производители сериала «Счастливы вместе» решают: быть или не быть новому сезону, жизнь актеров, игравших членов семьи Букиных, идет своим чередом.

Саша Якин, сыгравший Ромку Букина, этим летом пытается очаровать комиссию выбранного им театрального вуза. Впереди у молодого человека самый сложный экзамен – сочинение.

Глава семейства Букиных, Виктор Логинов, возвращается в Екатеринбург. 25 сентября в местном театре драмы состоится премьера спектакля «Ореамус Монтанус».

Мамаша веселого семейства, Наталья Бочкарева, посвятила все свое свободное время любимым детям – Ване и Маше.

А у Даши Сагаловой, сыгравшей Светку, в сентябре тоже намечено несколько театральных премьер. А еще в самом ближайшем будущем сексапильная актриса станет замужней дамой.

Молодой человек Сагаловой, Максим, состоятельный 30-летний бизнесмен, на днях сделал Даше предложение руки и сердца.

– Даша в последнее время ходит такая счастливая! – рассказала одна из сотрудниц театра, в котором занята Сагалова. – Свадьба точно не за горами. Ее молодой человек никогда ее одну не оставляет: привозит в театр и забирает. Такая любовь у них!» ("Репортер" (Пенза). 26.08.08)

«Тимур Родригез тайно женился»

«…на шоу «Ледниковый период» Илья Резник, сидевший в жюри, на всю страну поздравил Родригеза со знаменательным событием.

- У Тимура совсем недавно состоялась свадьба, - сказал поэт-песенник. - Поздравляем!

Пензенец в ответ лишь загадочно заулыбался. Как выяснилось, шоумен женился на своей давней подруге Анне. Причем еще год назад!» ("КП" (Пенза). 07.10.08)

 

«Жесткий» тип вмешательства в частную жизнь представляет собой глубокое проникновение в сферу неофициальных, интимных отношений, в сферу здоровья. Об этом говорят следующие два материала. Об этом говорят следующие два материала.

«Страшное горе в семье Тотьмяниной» (сфера здоровья)

«Татьяна Тотьмянина потеряла маму.

Сколько не пытались врачи вывести женщину из комы, в которую она впала сразу после аварии  на трассе Москва-Санкт Петербурбург, все их усилия оказались тщетны. Наталья Васильевна скончалась в реанимации питерского военно-медицинского госпиталя.

- Родственникам всегда тяжело говорить о гибели их родных,- говорят медики.- Но сказать это Тане нам было тяжело вдвойне. Она так переживала, так молилась…Но состояние Натальи Васильевны было слишком тяжелым, у нее уже умер мозг…» («Жизнь». №5. 2009).

 

«Андрей Малахов: Я страдаю без секса» (сфера интимных отношений)

«Интимные тайны звезд самого популярного конкурса песни. …

- За все годы дружбы с тобой я могу задать тебе прямой мужской вопрос - с кем-то ты же спишь? Ты ж мужик, которому нужен секс как воздух!

- Ну, как-то люди же обходятся - и космонавты как-то подолгу выживают без секса.

- Ээээээ, Андрей, ты предлагаешь заниматься мастурбацией. Все, я делаю плакат: «Малахову не чужд онанизм!»

Малахов долго смеется. А потом решительно признается:

- Слушай, онанизм не чужд вообще никому, я думаю!

- Вот видишь, зачем же страдать без секса...

- Серьезно говорю, даже не могу вспомнить, когда секс был последний раз. А онанизм считается сексом или уже нет? (Смеется громко.)

- Ну, как тебе сказать, дорогой. Сексологи говорят, что это не полноценный секс. Для гармонии нужны двое.

- Тогда пиши - секса у Малахова сейчас нет. Одна работа и онанизм…» («Жизнь». № 19. 2009)

 

В «желтой» прессе наблюдается нездоровый интерес к теме смерти, в особенности когда она сопряжена с аномальными или чрезвычайными обстоятельствами. Много сенсационных материалов на данную тему дает «желтым» изданиям сфера криминала.

В этих материалах явно наличествует стремление не разобраться в причинах произошедшего, а напугать читателя, потому особое внимание уделяется описанию натуралистических подробностей. «Желтая» пресса использует метод сочетания несочетаемого. В одном номере, на одних страницах сходятся юмористические и криминальные материалы и, более того, в одном материале – трагические и комические черты. Отсюда отличительная черта практически всех публикаций на тему смерти – легкомысленное или даже циничное отношение к трагедии. [2] Это хорошо видно из следующих материалов.

 

 

 

Отомстил санитарке

«… Будни и праздники скучной чередой сменяли друг друга. И вдруг, как гром среди ясного неба, разразился скандал. Такого ЧП в доме престарелых не припомнят.

В обычное утро одна из медсестер стала невольной свидетельницей ужасающей картины. Владимир, еле передвигая обмороженными ногами, выбрался в коридор. За ним в окровавленной одежде выбежала санитарка Анна Белякова. В руке женщины блестел нож. Но через пару метров санитарка покачнулась и упала.

На шум выбежали постояльцы и сотрудники учреждения. На груди упавшей санитарки зияла кровавая рана. Тут же вызвали скорую помощь…». ("Репортер" (Пенза). № 43. 2007)

 

Выбросил любовника подруги с балкона

«… 1 сентября "семейная пара" отмечала День знаний. Через полчаса Коновницын заклевал носом и вскоре перебрался на диван. Марина заскучала и решила развеять тоску на улице. Возле одного из магазинов женщина увидела молодого человека, который в одиночку пил пиво. "Эй, красавчик, - окликнула она его. - А не много ли одному полтора литра? Может, поделишься?" - "Без проблем", - расплылся в улыбке парень…

Марина привела его в дом Михаила. Коновницын по-прежнему сладко спал. Пользуясь моментом, Чиграева быстро разделась и увлекла нового друга в постель. Только вот в самый разгар "мероприятия" хозяин жилища проснулся. Он вышел из спальни и обомлел…»

Дмитрий испугался и бросился на балкон. Разъяренный Коновницын поднял обидчика над перилами и... выбросил вниз. Если учесть, что драма разыгралась на седьмом этаже, итог был вполне предсказуемым - мужчина погиб мгновенно"». (МЛ». № 44. 2007)

 

Сенсационность является не менее важной чертой «желтой» прессы. Она проявляется в предварительной установке на существование из ряда вон выходящего события, нарушающего эмоциональное равновесие читателя в сторону как положительных, так и отрицательных эмоций. Поиск настоящих сенсаций и скандалов является неотъемлемой задачей любого вида прессы, в том числе и элитарной. Освещение реальных сенсаций в «желтой» прессе практически не отличается от практики их освещения в качественной прессе. Различие заключается только в целях. А они следующие.

 

1)            Массовые издания используют сенсации чаще и, как правило, только для привлечения внимания.

2)            Специфика изучаемого нами вида прессы проявляется в акценте на эмоциональное, а не иное воздействие. «Желтые» издания почти никогда не призывают читателя к соразмышлению, но всегда – к сопереживанию. Особенность обращения данного вида печати к сенсационной информации заключается в том, что «желтые» издания в основном освещают реальные сенсации, вызывающие (или стремящиеся вызвать) у аудитории в значительной степени тревожные и гневные эмоции и в гораздо меньшей степени – позитивные.

3)            Сенсационность «желтой» прессы часто представляется ложной.

Рано или поздно желание массовых изданий писать о сенсациях вступает в противоречие с ограниченным наличием «волнующих фактов» в реальной действительности. В процессе поиска решения данной проблемы «желтая» пресса пришла к практике обращения не только и не столько к реальным, сколько к ложным сенсациям (сообщениям об ошеломляющих фактах, не имевших места в действительности), которые обладают 1) дезинформационной основой, 2) неправомерно высокой степенью субъективности, 3) «мономерностью». [2]

Характерно и обращение к квазисенсациям - сообщениям о сенсациях, полученных в ходе определенной обработки фактов реальной действительности. Характерными чертами таковых являются: субъективность, «мономерность», смещение смыслового акцента на второстепенную деталь (детали), неадекватность значимости события и его эмоциональной подачи.

На основании этого можно сделать вывод, что «желтая» журналистика не отражает действительность, а реагирует на нее, и даже допускает инсценировку. Искусственные сенсации – своеобразный журналистский аналог массовой литературы. В «желтой» прессе отсутствует баланс информационных интересов, наблюдается перекос в сторону сенсационной информации в ущерб серьезной. А отсюда парадоксальное следствие – недостаточность информации, с одной стороны, и ее избыточность – с другой.

Недостаточность заключается в обращении к однотипным материалам и игнорировании довольно широкого спектра экономических, политических и иных проблем. Из-за этого человек не получает полного, завершенного знания. Благодаря приписываемой сенсациям высокой важности и уникальности, на них концентрируется практически все внимание публики, которого не остается на действительно важные события. Избыточность – усиленное обращение к подобным темам, чем журналист просто засоряет информационное пространство, создает дополнительные потоки информационного шума. Об этом говорят даже заголовки публикуемых в этих газетах материалов.

 

«Наши перепрыгали самих китайцев» («МЛ». № 34. 2007);

«У футболистов "Зенита" украли зарплату» («МЛ». № 24. 2008);

«Гвоздь в груди» ("Репортер" (Пенза). №43. 2007);

«Пензенцы травятся родниковой водой» ("Репортер" (Пенза). №19. 2008);

«Пугачева тайно приезжала в Пензу к Кузьмину» ("КП" (Пенза) 16.04.09).

 

Приведем примеры ложных сенсаций.

«Пензенскую туристку покусал абориген»

«Отдыхая в Таиланде, молодая женщина отправилась с экскурсией на отдаленный остров. «…» Неожиданно девушка, одетая в цветастую юбку, стала объектом пристального внимания мартышки. Обезьяна спустилась с дерева, подбежала к туристке и...впилась острыми зубами в ее ногу. После этого с чувством выполненного долга животное умчалось обратно на дерево. А пензячка в состоянии шока была отправлена в местную больницу. Курс прививок длился до конца отдыха и продолжился уже на Родине, в городской клинике». ("Репортер" (Пенза). №19. 2008)

 

«Собака провалилась под землю»

«12 ноября в совхозе «Заря» развернули спасательную операцию На улице Монтажной хозяйка вышла на прогулку со своим четвероногим питомцем. Неподалеку проводились работы по прокладке труб. Любопытная собака обнюхивала кочки, но неожиданно провалилась в свежевыкопанную яму. Животное попыталось выбраться самостоятельно, но пса постигла неудача. Хозяйка пробовала вызволить любимца из западни, но траншея оказалась слишком глубокой. Тогда женщина призвала на подмогу бригаду спасателей.

–Наши ребята спустились в траншею с помощью специального инструмента,– пояснила сотрудник Поисково-спасательной службы по Пензенской области Оксана ПОСАДСКАЯ. – Собаку извлекли из ловушки и передали хозяйке.

Женщина была счастлива, что пребывание под землей не повредило ее питомцу». ("Репортер" (Пенза). № 47. 2008)

 

2.3. Структурно тематические особенности анализируемых изданий

 

Рассматриваемые нами издания («Косомольская правда» (Пенза), «Репортер» (Пенза), «Молодой ленинец», «Жизнь») имеют следующую тематическую структуру.

Информация о работе Особенности массовой прессы города Пензы