Особенности массовой прессы города Пензы

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 19:46, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является выяснение особенностей массовой прессы города Пензы: ее жанрово-тематической направленности, лексической и синтаксической стороны.
Задачи исследования.
1. Изучение теоретических основ феномена «желтой» прессы.
2. Характеристика «желтой» прессы города Пензы.
3. Описание структуры, тематики и языковых особенностей рассматриваемых изданий, а именно газет «Молодой Ленинец», «Репортер» (Пенза), «Комсомольская правда» (Пенза).

Содержание

Введение
Глава 1. Феномен «желтой прессы». Его возникновение и развитие
Глава 2. Классификация «желтой» прессы
2.1. Типы «желтых» изданий 13
2.2. Тематические особенности «желтой» прессы 15
2.3. Структурно-тематические особенности анализируемых
изданий 26
Глава 3. Жанровая специфика «желтых» газет
3.1. Жанровые особенности материалов «желтой» прессы 30
Глава 4. Специфика визуальной составляющей
4.1. Визуальная составляющая «желтой» прессы 42
4.2. Заголовочный комплекс 43
4.3. Иллюстрации, цвет 47
Глава 5. Особенности языка «желтой» прессы
5.1. Лексические особенности текстов 51
5.2. Образные средства в текстах «желтой» прессы 57
5.3. Синтаксические особенности материалов 64
Заключение 71
Список использованных источников 74

Работа содержит 1 файл

История возникновени1.doc

— 398.50 Кб (Скачать)

1. В «Комсомольской правде - Пенза» выделяются  следующие рубрики. «Новости», «Экономика», «Политика», «Общество», «Звезды», «Спорт», «Конкурсы» (а именно «Мисс-КП-2009», «Фотоприколы», «Фото дня»), «Прямые линии», «Акции КП» («Узнай свой город!», «Поздравляем ветеранов!» и другие).

Отдельно можно выделить рубрику «Спецпроекты», которая в свою очередь подразделяется на несколько подрубрик.  Состав и количество их от номера к номеру может варьироваться. К таковым относятся «Здоровье», «Ваш дом», «Личные деньги», «Образование и работа», «Подарки», «Приятного аппетита», «Курьер Пензенской городской Думы», «Люди дела», «Рынок недвижимости».

Данный набор тем и рубрик стандартен для бульварных и собственно «желтых» изданий.

 

2. Газета «Репортер» (Пенза) имеет следующую рубрикационную структуру: «Об этом говорят», «Репортаж номера», «Общество», «Тема», «Российский вестник», «Репортер», «Прямая линия», «Читатель – газета», «Криминал», «Семейный доктор», «Связь и ПК», «Гость с экрана», «Интим», «Дом», «Психолог и я», «Объявления и реклама», «P.S.», «Кураж».

У данного издания устоявшейся, неизменной от номера к номеру, структуры выделить нельзя. Газета оперативно реагирует на происходящие в городе, стране и мире события. Так, из-за мирового финансового кризиса более частыми стали рубрики «Финансы», «Недвижимость» и др; по случаю выпускных экзаменов, выборов и других значимых общественных событий проводятся «Прямые линии»; широкой распространенностью компьютерной техники и мобильной связи в последние годы объясняется появление рубрики «Связь и ПК».

В тематике газеты «Репортер – Пенза»  ярко выражена присущая всем желтым СМИ тематическая всеядность и эклектика, соседство криминальных новостей с советами о здоровье и анекдотами.

 

3. Небезынтересный путь развития за последние годы проделала газета «Молодой ленинец». С течением времени менялась ее тематическая направленность, а вместе с ней и структура. В результате данных изменений  степень «желтизны» заметно снизилась. В настоящий период газета стала соответствовать большинству критериев, характерных для бульварного издания. Чтобы проследить снижение степени «желтизны» данной газеты, рассмотрим более подробно и сравним структуру издания в 2000-м и 2009-м гг., выделив в них материалы с ярко выраженным «желтым» оттенком. 

 

«Молодой ленинец» от 14 марта 2000 года

ДНЕВНИК НЕДЕЛИ: Бочкарев и 40 директоров. Впереди планеты всей. Пензенские хирурги изобрели искусственную челюсть! Каждому безработному предложат свинью. Новый план развития сельского хозяйства. Пензенский музыкант играет с Анитой Цой.

СЛОВО И ДЕЛО: Студенткам запретили мыться. Сколько стоит жить в общаге?

ЗА ГРАНЬЮ: Милиционеров дурят. Они за это платят в баксах. Чеченцы убили наших ребят. Отчим изнасиловал падчерицу.

КРУПНЫМ ПЛАНОМ: Бонч-Бруевич нашей мэрии любит блины с красной икрой!

ПАНОРАМА: Продюсер рискует не только кошельком. Темная сторона шоу-бизнеса. Не повторим ошибок прошлого. Пензенские писатели могут при жизни стать "живыми экспонатами".

ГОРМОНиЯ: Телелапша на уши. Актер драмтеатра бросил жену и ребенка

НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ: Грозит ли Пензе вспышка ВИЧ-инфекции?

АРХИВ: Геенна огненная. Пензяк пережил атомный взрыв

БЕРМУДСКИЙ УГОЛ: Тайна с пушистым хвостом. Мурзик с улицы Куйбышева похоронил хозяина.

МИР УВЛЕЧЕНИЙ: Наши профи в бундеслиге. Пензяк разорвал контракт на 870 тысяч долларов. Червяк питался мозгом пензяка?

СТРАНА СОВЕТОВ: Как поститься будем?

 

Анализ данного номера выявляет крайнюю склонность газеты к сенсационности и использованию сниженной лексики.  Практически нет материалов, в которых бы не проявлялись эти качества.

 

«Молодой Ленинец» №16 от 14 апреля 2009 года

ДНЕВНИК НЕДЕЛИ: Конкурс красавиц становится жестким.

СЛОВО И ДЕЛО: За металлические двери могут оштрафовать. "Откройте… приставы пришли!"

КРУПНЫМ ПЛАНОМ: Насилие в семье - дело не личное, а общественное…

ПАНОРАМА: Молодежь читает "Мысли улиц".

ВЫРЕЖИ И СОХРАНИ: Свидетель без имени и лица… Теперь такое возможно.

ВЧЕРА И СЕГОДНЯ: У нас была своя республика ШКиД.

СТРАНА СОВЕТОВ: Пасхальные яйца подержат зайцы.

 

Приведенные примеры показывают, что в последние годы степень «желтизны» анализируемой газеты снизилась. Зачастую ложные сенсации сменили материалы на общественно важные темы (насилие в семье, жизнь молодежи и подобные).

 

4. В качестве примера «желтого» издания четвертого (полу- порнографического) типа нами рассматривается газета «Жизнь». Проведенный выборочный анализ номеров газеты за разные годы позволил нам выявить соотношение общественно-значимых и «желтых» тем в ее структуре. Результаты таковы.

1.      Интимные подробности жизни звезд (типа «Земфиру ждет суд»), занимают 12 полос

2.      Тема Очевидное - невероятное («НЛО атакуют в космосе») имеет 6 полос.

3.      Политические и общественные материалы, поданные как сплетни, с крайне низким уровнем смысловой нагрузки (типа «Дело чести») располагаются не больше чем на одной полосе.

4.      Программа телепередач занимает 14 полос

5.      Реклама имеет 3 полосы. ( «Жизнь». №8. 2009)

 

До 90% всех материалов этого издания носят развлекательных характер. Большую роль в нем играют иллюстрации и фотоснимки часто крайне низкого качества. Эти характеристики позволяют нам отнести данное издание к «желтой прессе» 4 типа.

Из приведенных выше характеристик газет следует, что «желтая» пресса Пензы неоднородна и включает в себя образцы изданий всех четырех типов. Отнесенность к любому из них (промежуточные, бульварные, собственно «желтые», полупорнографические) не постоянна и может меняться со временем, при условии изменения тематики и манеры подачи материалов.

 

Глава 3

Жанровая специфика «желтых» газет

3.1. Жанровые особенности материалов «желтой» прессы

 

Автор учебника «Жанры периодической печати» А.А. Тертычный выделяет следующие типы жанров:

1.      информационные, к которым относятся заметка, новостная статья, информационная корреспонденция, информационный отчет, информационное интервью, блиц-опрос, вопрос — ответ, репортаж, некролог;

2.      аналитические, в их числе аналитический отчет, аналитическая корреспонденция, аналитическое интервью, аналитический опрос, беседа, комментарий, социологическое резюме, анкета, мониторинг, рейтинг, рецензия, статья, журналистское расследование, обозрение, обзор СМИ, прогноз, версия, эксперимент, письмо, исповедь, рекомендация (совет), аналитический пресс-релиз;

3.      художественно-публицистические: эссе, очерк, зарисовка, фельетон, памфлет, т. н. гонзо-журналистика и др. [6]

 

Как у же отмечалось ранее, характерным признаком «желтой» прессы является специфика ее взаимодействия с аудиторией.

Качественная пресса позиционирует себя по отношению к своему читателю как издание, побуждающее к соразмышлению и осмыслению сущностных процессов, протекающих в современной действительности.

Массовая пресса ориентируется на описание максимально актуальных социально-бытовых проблем, доступных для понимания массовой аудиторией, а «желтая» пресса - прежде всего на читателя, которому нужно дать развлекательную информацию, не приглашая к соразмышлению.

Исходя из этого качества, становится очевидно, что основой всех газет «желтого» типа является материалы информационного характера и очень редко в них используются аналитические или художественно-публицистические жанры. Материалы же, которые написаны в подобной форме (например, аналитическая корреспонденция), могут аналитическими не являться, поскольку освещают факты поверхностно. К примерам аналитических материалов все же можно отнести комментарии экспертов по тому или иному поводу (рубрики «Финансы», «Недвижимость» и другие специализированные), если таковые в издании имеются. В газетах, которые совмещают в себе признаки качественной и массовой прессы аналитические жанры встречаются чаще.

Наиболее характерны для «желтой» прессы следующие жанры: заметка, информационная корреспонденция, интервью (элементы интервью есть практически во всех материалах). В изданиях переходного типа встречаются также: репортаж и статья. Рассмотрим это на примерах. Самой распространенной в анализируемых газетах является заметка.

«Каждая 25-я проба воды не соответствует нормам»

«Об этом свидетельствует мониторинг качества водопроводной воды, текущей из кранов пензяков. Эксперты утверждают, что это самый высокий показатель загрязнения среди всех городов Пензенской области. Региональное управление Роспотребнадзора, проведя плановую проверку, приняло решение оштрафовать "Горводоканал".

Сотрудники Роспотребнадзора в очередной раз констатируют вопиющие факты: замена ветхих водопроводных сетей идет слишком низкими темпами, а обеззараживание сточных вод, сбрасываемых в Суру, практически не проводится. Естественно, и то и другое сказывается на качестве питьевой воды». («МЛ». № 41. 2008)

 

«Пензенец пишет сценарий для «Евровидения»»

«Сейчас вся Россия обсуждает предстоящее в Москве «Евровидение-2009». Скандалов вокруг него немало, но есть и приятные сюрпризы. Так, «Комсомолке» стало известно, что одним из сценаристов предстоящего грандиозного концерта будет пензенец Леонид Школьник. Особенно этому факту рады родители Леонида. В среду он позвонил маме Нине Андреевне в Пензу и рассказал эту замечательную новость…». ("КП" (Пенза). 21.03.09)

 

«Вся жизнь – на карту!»

«Жители Каменки первыми в России участвуют в опыте по внедрению социальных пластиковых карт.

С ноября любой житель района может получить пластиковый носитель, куда будут занесены его паспортные данные, номер пенсионного свидетельства, страхового медицинского полиса, ИНН (по желанию), жизненно важная информация (группа крови, противопоказания по лекарственным препаратам и т.д.).

– Выпущено 5000 карт, – сообщила замначальника управления информатизации Пензенской области Ирина ЕРШОВА. – Получить ее можно бесплатно, но принуждать к этому никто не будет.

Плюсов от новшества ожидается много. Карта призвана избавить от большого количества бумажных документов и практически не изнашивается. Ноу-хау может упростить процедуру выписки рецепта: достаточно вставить носитель в считыватель и на экране появится необходимая информация.

Кстати, с учетом пожеланий верующих в проекте используются средства формирования номера, исключающие появление комбинации 666».

(«Репортер" (Пенза). №43. 2008)

 

В газетах развлекательно характера («Жизнь», «КП»-Пенза) информационные заметки могут заменятся «светской хроникой», например материал

«Гулькина искала в нашем городе жениха».

«В Пензе прошел концерт группы «Мираж». Уже с первых песен Наталия Гулькина и Маргарита Суханкина буквально подняли публику на уши. Народ приходил в неистовство, слыша «Я больше не прошу», «Видео», «Музыка нас связала» и другие хиты.

Не обошлось без курьезов. Гулькина решила пригласить кого-нибудь из зрителей на медленный танец:

- Ну же, мужчины! Может быть, в Пензе я найду свою судьбу!

Сначала желающих не было. Потом один из поклонников хотел было ринуться к звезде, но его тут же осадила пришедшая с ним дама. Тогда певица взяла инициативу в свои руки. Оглядев весь зал, она выбрала себе в партнеры милиционера, несшего на концерте вахту.

- Да, это будете вы, и не отворачивайтесь! - заигрывала Гулькина. - Давайте потанцуем!

Страж порядка был непреклонен: на службе - и все тут. Тогда его стал уговаривать весь зал. Милиционер снял куртку, потом головной убор… А тем временем к Гулькиной выбежал поклонник, неожиданно пожелавший закружить солистку «Миража» в медленном танце.

- Простите, вам нужно было быстрее раздеваться, - огорчила Наталия Гулькина милиционера.

В конце танца она спросила у своего партнера, женат ли он.

- Женат, - огорчил поклонник.

- Так, Дима, до свидания и привет жене, - вздохнула певица. - А вы мне еще такой танец с милиционером обломали!». ("КП" (Пенза). 28.11.2008)

 

Если заметка только сообщает о важном факте, событии общественной жизни, не давая анализа событий, то корреспонденция  основывается на конкретном анализе фактов, изучении какой-либо локальной ситуации. Назначение корреспонденции — пропагандировать новые явления общественной жизни, вскрывать имеющиеся недостатки.

Корреспонденция строится на ряде фактов, объединенных одной общей темой. В ней выдвигаются злободневные вопросы, требующие незамедлительного решения.

Основные черты корреспонденции — это оперативность, актуальность, конкретность темы, точный адрес освещаемых явлений, четкие временные границы происходящего, убедительность, аргументированность изложения проблемы, обобщение, конкретные рекомендации улучшения дела. Примерами корреспонденции являются следующие материалы.

«Монастырь просит вернуть его имущество»

«25 апреля депутаты гордумы бурно обсуждали вопрос о передаче Троицкому женскому монастырю жилых домов, находящихся на его территории. С одной стороны, эти здания изначально принадлежали обители. Когда-то в них располагались мастерские, но затем в бараках поселились люди. Сейчас в бывших мастерских никто не живет.

На сессию гордумы пришла представительница монастыря, которая терпеливо слушала бурные дебаты. В процессе обсуждения выяснилось: здания, расположенные на территории монастыря, до сих пор находятся в статусе жилых помещений.

"Городская казна потратила 15 миллионов рублей на расселение этих муниципальных домов, - горячились депутаты. - Не случится ли так, что в них заселятся какие-нибудь паломники, и дома вновь станут обитаемыми? А город потеряет контроль над этим фондом"…

…Глава города Иван Белозерцев успокаивал коллег: "Сегодня Страстная пятница. Давайте в преддверии светлого праздника Пасхи решим этот вопрос. Помещения, о которых идет речь, ветхие, мы все равно не будем их использовать".

Не выдержала и матушка: мол, по всей России сейчас монастырям и церквям отдают то, что принадлежало им по праву, а вы все никак не раскачаетесь!

После ожесточенных споров был найден компромисс. Здания все же перейдут в безвозмездное пользование монастыря. Но сначала нужно юридически оформить их как нежилые помещения. А это случится не раньше, чем в конце мая». («МЛ». № 18. 2008)

Информация о работе Особенности массовой прессы города Пензы