Особенности массовой прессы города Пензы

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 19:46, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является выяснение особенностей массовой прессы города Пензы: ее жанрово-тематической направленности, лексической и синтаксической стороны.
Задачи исследования.
1. Изучение теоретических основ феномена «желтой» прессы.
2. Характеристика «желтой» прессы города Пензы.
3. Описание структуры, тематики и языковых особенностей рассматриваемых изданий, а именно газет «Молодой Ленинец», «Репортер» (Пенза), «Комсомольская правда» (Пенза).

Содержание

Введение
Глава 1. Феномен «желтой прессы». Его возникновение и развитие
Глава 2. Классификация «желтой» прессы
2.1. Типы «желтых» изданий 13
2.2. Тематические особенности «желтой» прессы 15
2.3. Структурно-тематические особенности анализируемых
изданий 26
Глава 3. Жанровая специфика «желтых» газет
3.1. Жанровые особенности материалов «желтой» прессы 30
Глава 4. Специфика визуальной составляющей
4.1. Визуальная составляющая «желтой» прессы 42
4.2. Заголовочный комплекс 43
4.3. Иллюстрации, цвет 47
Глава 5. Особенности языка «желтой» прессы
5.1. Лексические особенности текстов 51
5.2. Образные средства в текстах «желтой» прессы 57
5.3. Синтаксические особенности материалов 64
Заключение 71
Список использованных источников 74

Работа содержит 1 файл

История возникновени1.doc

— 398.50 Кб (Скачать)

 

«500 человек пострадали от укусов собак»

«В одном из предыдущих номеров «Комсомолка» рассказала о случае, когда ротвейлер чуть ли не до смерти закусал своего хозяина. Всего за лето в травмпункт № 1 города Пензы с укусами собак и кошек обратились более 500 человек.

- В Пензе расплодилось много бродячих собак, и это опасно, - сообщила нам главный рабиолог области Раиса ЯРМОЛОВИЧ.

По ее словам, пациенты, пострадавшие от укусов бродячих собак, поступают в травмпункт № 1 на улице Пионерской со всех районов города. Особенно много укушенных – жителей частного сектора. Видимо, здесь подкармливают бездомных животных, и от сытой жизни они расплодились и обнаглели.

За последние три месяца в Пензе не было зарегистрировано случаев бешенства среди собак. Но в районах области существует вероятность заразиться опасной болезнью: там периодически регистрируются случаи бешенства среди лис. Рискуют охотники и жители населенных пунктов, расположенных в пределах лесной зоны…

… - Если вас укусила собака, немедленно обработайте рану раствором хозяйственного мыла, - советует Раиса Ярмолович. - Наложите антисептическую повязку – и бегом в травмпункт! Препаратов для профилактики бешенства в Пензе хватит на всех…». («КП» (Пенза). 19.08.08)

 

Жанр интервью представляет собой беседу журналиста с одним или несколькими лицами, имеющую общественный интерес. Изложение фактов, высказывание о событиях ведется от имени человека, которого интервьюируют. Именно этим — мнением специалиста, компетентного в данном вопросе авторитетного лица — и ценно интервью для читателей.

Как и другие информационные жанры, интервью должно быть злободневным, отличаться целеустремлённостью, деловитостью. Интервью может играть даже роль официального политического документа, если его даёт журналисту крупный политический деятель, глава правительства, президент. [8]

В анализируемых нами изданиях часто встречаются мини-интервью, состоящее всего из одной, двух фраз. Во многих присутствует прямой вопрос, обращенный источнику информации. Вопросы журналиста при этом, как правило, опускаются. Частое использование этого приема объясняется, прежде всего, стремлением авторов повысить правдоподобность публикуемой информации. Один из таких материалов

«Тина Канделаки ушла от мужа».

«… Эта новость, словно раскат грома, прогремела над головами тех, кто знал эту счастливую семью. Красивой и всегда такой искренней пары больше нет. Властная Тина собрала вещи и переехала в свои роскошные апартаменты стоимостью в несколько миллионов долларов. Ее новое жилище - на Крылатских Холмах. Как говорят близкие друзья звездной пары, телеведущая готова была уйти куда угодно, лишь бы от мужа, который за последнее время серьезно расшатал нервную систему Канделаки из-за своих проблем с бизнесом.

- Конечно, сложно жить с такой успешной дамой, как Канделаки, которая, кроме красоты, обладает живым умом и, что немаловажно, зарабатывает на порядок больше супруга, - говорит подружка телеведущий Светлана. – Она просто устала доказывать ему, что любит его и делает все ради счастья их семьи.

Как выяснила «Жизнь», на пути Тины и Андрея к совместной старости встала успешная карьера Канделаки. В последнее время теледиву задаривали дорогими часами, вином, эксклюзивными украшениями – какому мужчине понравится такое повышенное внимание к его жене?.. Кондрахин начал заводиться, и громкие ссоры в этом доме, когда-то тихом и уютном, стали нормальным явлением.

- После очередного скандала Тина собрала вещи и уехала в свою, еще не до конца обставленную и отремонтированную огромную квартиру, - продолжает Светлана. – Кондрахин, видя, как его жена уезжает, сначала не поверил… А когда понял, было поздно…» («Жизнь». № 21. 2009)

 

Нетрудно заметить, что сам источник информации, на которого ссылается автор, обычно либо мало известен широкой публике, либо указывается крайне не точно. 

Встречаются также примеры «классических» интервью, но в большинстве случаев их содержание подчеркнуто несерьезно.

(Пример «классического» интервью см. в приложении №1)

 

В отличие от других информационных жанров репортаж не просто сообщает о фактах, событиях, а показывает их через непосредственное восприятие автора, как бы воссоздавая картину происходящего. В основе репортажа всегда находится общественно значимое событие, которое развивается на глазах у читателя. Это своего рода история события.

Характерные особенности жанра — оперативность, динамичность, наглядность происходящего, активно действующее авторское «я», которое помогает создавать так называемый «эффект присутствия», позволяет читателю как бы находиться рядом с репортером и вместе с ним видеть, ощущать событие. [8]

Основное отличие «желтого» репортажа от «классического» заключается в тематике. Из-за дефицита общественно значимых тем в «желтой» прессе в репортажной манере освещается, как правило, маловажные события. Примером такого репортажа является материал

                        «Собака вернулась с того света».

«Январским утром одинокий пенсионер Петр Григорьев собрался в магазин. С трудом передвигая ватные ноги, он вышел из дома вместе со своей дворнягой. Шнурок увязался следом, резонно рассчитывая на добавку к съеденным вчера сосискам. Хозяин купил для собаки подарок - от авоськи, которую пенсионер держал в руке, действительно заманчиво тянуло мясцом. Пес радостно запрыгал вокруг. "Ну-ну, - улыбнулся старик. - Сейчас домой придем, получишь свои косточки!" Дворняжка весело рванула вперед. Да так резво, что вывернувшая из-за поворота "семерка" не успела затормозить…

Скрежет колес слился с протяжным визгом. Собаку отбросило в сторону тротуара. "Шнурочек…" - затрясся ветеран. Кошелка тюкнулась о землю, из нее вместе с двумя бутылками водки вывалилось "собачье счастье" - мясные обрезки. Дед подковылял к любимцу. Крови не было. Но закрытые глаза и вывалившийся язык подтверждали самые худшие опасения. Еле сдерживая рыдания, хозяин отнес обмягшее тельце к сугробу и, упав на колени, принялся трясущимися руками рыть снег. Раскопав ямку, Петр Васильевич опустил туда четвероногого друга, завалил ледышками, хорошенько притоптал холмик и воткнул колышек: "Потом по-нормальному похороню…"

Заливаясь слезами, Григорьев пришел домой. Открыл авоську - на дне лежали сахарные косточки. Бросить их в кастрюлю, чтобы сварить суп, рука не поднялась. Так и остался пакет валяться на полу. А купленная выпивка перекочевала на стол.

…Когда на дне второй чекушки водки осталось на один глоток, Василич услышал странный звук - кто-то скребся в дверь. "Ну все, - уронил он голову на руки, - "белочка" пришла!" Минут десять пенсионер лежал в полузабытьи. Вдруг настойчивый скрежет прекратился. Вместо него раздался протяжный вой.

Дядя Петя поднялся, с грохотом опрокинув стул. Одним движением распахнул дверь и… схватился за сердце. В коридор, волоча задние лапы по полу, вполз Шнурок! Покрытый корочкой льда пес дотянулся до хозяйских коленей, положил на них голову и отключился. Хмель как рукой сняло - пенсионер заревел навзрыд. Прибежала встревоженная соседка, вызвала частного ветеринара. Врач развел руками: "Первый раз такое вижу! На теле у пса места живого нет - гематомы, два перелома. И надо ж - выбрался из могилы!"

С тех пор прошел год. Петра Васильевича, увы, уже нет в живых. На его скромных похоронах Шнурок жалобно скулил, забившись в угол комнаты. И соседка-спасительница не выдержала - забрала "воскресшего" пса к себе. Сейчас он вырос в красавца с блестящей шерстью. Вот только едва заметная хромота осталась. В память о рождественском чуде».

(«МЛ». №1. 2006)

 

Жанр статьи  - один из самых распространенных и сложных газетных жанров. Ей присущи наибольшая по сравнение с другими широта теоретических и практических обобщений, глубокий анализ фактов и явлений, четкая социальная направленность. Это — исследование, посвященное какому-нибудь важному конкретному вопросу, явлению, где умело сочетается высокий уровень обобщения с мастерством литературного изложения. Жанр статьи присутствует в большинстве периодических изданий, именно он в значительной мере определяет их аналитический уровень и направление. [8]

Статья, как и другие аналитические жанры, не является доминирующей формой изложения в изданиях «желтого» типа. Можно с уверенностью сказать, что частота использования данного жанра в газете обратно пропорциональна степени ее (газеты) «желтизны». В газетах переходного типа статья встречается довольно часто, в бульварной прессе ее можно увидеть в специализированных рубриках («Здоровье», «Финансы» и др), в собственно «желтых» газетах статей практически нет (если не считать таковыми материалы чисто рекламного характера), что же касается  полупорнографических изданий, то там этот жанр является скорее исключением из правил. Кроме того, как и в случае с репортажем, следует учитывать также тематические особенности «желтых».

Примером статьи в бульварной прессе может служить материал «Бегом от хандры под холодный душ» (рубрика «Психолог и Я»).

 

«Проверенные способы прийти в норму после новогодних праздников Самые тяжелые дни в жизни человека всегда связаны с окончанием длительного периода безделья, особенно вынужденного. Не исключение и новогодние «каникулы». Россияне, вышедшие на работу после праздничного «загула», приходят в себя еще недели две, «лечась» от внезапно навалившейся хандры разными средствами – от алкоголя до холодного душа.

Спорт и кошки

Холодный душ, конечно, не помешает в деле лечения посленовогодней хандры, но как быть тем, у кого слабое здоровье? Медицина знает много других полезных (и приятных) средств спасения от тоски.

Анималотерапия. Под этим словом подразумевается всего лишь общение с домашними любимцами – собаками и кошками. Собака удовлетворяет дефицит человека в общении, умеет успокаивать после неприятностей. Она любит хозяина искренне, бескорыстно, а главное – не стесняется показать свою любовь, что очень важно при лечении депрессии.

Когда вы гладите кошку, в центральной нервной системе появляются волны удовольствия, они вызывают положительные эмоции и поднимают настроение. Благодаря известной кошачьей привычке с урчаньем запрыгивать на грудь хозяину и теребить его когтями, у человека раздражаются рефлексогенные зоны – кошачьи когти работают так же, как иглы рефлексотерапевта во время сеанса иглоукалывания.

Лечиться от бессонницы, частой спутницы депрессии, с помощью кошки можно так: положите кошку на подстилку на столе, сядьте за стол. Закрыв глаза, прижмитесь к животному лбом. Затем попросите кого-либо прижать кошку к вашей шее. Такие воздействия продолжительностью 5 минут проводите через день. Полный курс «кошкотерапии» составляет от 7 до 20 процедур в зависимости от возраста (чем старше человек, тем больше процедур). Если же вас донимают головная боль и повышенное давление, просто кладите кошку на шею 3 раза в день на 3-4 минуты…» ("Репортер" (Пенза). №1-2. 2008)

 

Жанровая составляющая газеты напрямую зависит от доминирующей в ней тематики, специфики целевой аудитории, а также от общей доминирующей установки издания: либо на извлечение максимальной прибыли, либо на качественную обработку информации.

«Желтая» пресса концентрируется не на анализе факта, а на его подаче и привлечении максимального числа читателей. Самыми распространенными в ней являются информационные жанры, аналитические же занимают второстепенные позиции. Особая тематика рассматриваемых газет не только видоизменила существующие жанры (репортаж, интервью, статья), но и создала некоторые новые разновидности (светская хроника). Пример светской хроники мы привели выше (См. страницу 34, «Гулькина нашла в городе жениха»). 

 

 

 

 

 

Глава 4

Специфика визуальной составляющей

4.1. Визуальная составляющая «желтой» прессы

 

Вся история XIX века неразрывно связана с развитием капиталистических (рыночных) отношений. На определенном этапе эти отношения проникли в сферу СМИ. В «желтом» тексте все ярче видны черты товара. В «желтой» прессе проявляется тенденция составлять тексты, ориентированные на удовлетворение непритязательных запросов как можно более обширной аудитории, а, как известно, производитель всегда ориентирует товар на массовый сбыт для получения максимальной прибыли.

Следствием этого становится стремление продать текст (или газету как совокупность текстов) за максимальную цену, вне зависимости от реальной ценности. Качество содержания текста отходит на второй план. На первый выходит «упаковка» товара – его визуальное оформление, привлекающее читательское внимание. «Желтые» газеты первыми начинают использовать цвет, иллюстрационное сопровождение, крупные заголовочные комплексы.

Нельзя бездумно критиковать стремление «желтых» газет к динамичному, а порой и агрессивному типу верстки, поскольку не подлежит сомнению тот факт, что индивидуальное графическое лицо должно быть у любой газеты. Однако у массовых изданий это лицо получается индивидуальным в отдельно взятом случае и стандартизированным – при общем рассмотрении изучаемого типа прессы. [2]

Одним из способов привлечения читательского внимания и выделения материала на газетной полосе является заголовочный комплекс.

 

 

4.2. Заголовочный комплекс, цвет

 

В журналистике выделяют следующие виды заголовков. [9]

1. Однонаправленные заглавия соотносятся с одним элементом смысловой структуры текста. В этом случае тема текста входит в состав основной мысли заголовка. Главное назначение заголовка - сообщить читателю о теме публикации. В процессе чтения материала информация, заложенная в заголовке, уточняется и конкретизируется. Процесс восприятия - прямой: от заголовка к тексту. Связь между заглавием и текстом несколько видоизменяется, если в словах заголовка - факт, положенный в основу материала. Подтекст, на котором основан заголовок, понимается ретроспективно - после прочтения текста. Заголовки подобного типа у следующих двух материалов: «Окно в мир знаний» (о том, как выбрать компьютер для обучения ("Репортер" (Пенза). №45.04.11.08)); «Мы никого не боимся!» (об успехах волейбольной команды («МЛ». № 11. 2007)).

2. Комплексные заголовки, соотносящиеся с несколькими элементами структурной схемы текста одновременно. Нередко сам заголовок состоит из двух частей, соединенных союзом "или". По признаку полноты выражения какого-либо смыслового элемента произведения заглавия делятся на:

Информация о работе Особенности массовой прессы города Пензы