Особенности массовой прессы города Пензы

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 19:46, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является выяснение особенностей массовой прессы города Пензы: ее жанрово-тематической направленности, лексической и синтаксической стороны.
Задачи исследования.
1. Изучение теоретических основ феномена «желтой» прессы.
2. Характеристика «желтой» прессы города Пензы.
3. Описание структуры, тематики и языковых особенностей рассматриваемых изданий, а именно газет «Молодой Ленинец», «Репортер» (Пенза), «Комсомольская правда» (Пенза).

Содержание

Введение
Глава 1. Феномен «желтой прессы». Его возникновение и развитие
Глава 2. Классификация «желтой» прессы
2.1. Типы «желтых» изданий 13
2.2. Тематические особенности «желтой» прессы 15
2.3. Структурно-тематические особенности анализируемых
изданий 26
Глава 3. Жанровая специфика «желтых» газет
3.1. Жанровые особенности материалов «желтой» прессы 30
Глава 4. Специфика визуальной составляющей
4.1. Визуальная составляющая «желтой» прессы 42
4.2. Заголовочный комплекс 43
4.3. Иллюстрации, цвет 47
Глава 5. Особенности языка «желтой» прессы
5.1. Лексические особенности текстов 51
5.2. Образные средства в текстах «желтой» прессы 57
5.3. Синтаксические особенности материалов 64
Заключение 71
Список использованных источников 74

Работа содержит 1 файл

История возникновени1.doc

— 398.50 Кб (Скачать)

а)   полноформатные (полностью актуализирующие смысловой компонент текста);

б)   неполноинформативные, пунктирные (не полностью актуализирующие смысловой компонент текста).

 

Полноинформативные заголовки содержат или тему всего текста, или ее любой тезис, развивающий основную мысль. Среди полноинформативных заголовков выделяются:

а)   номинативные - заголовки, которые называют тему всего текста и выполняют роль знака текста аналогично именам собственным, которые служат названиями, например, «Семейный гороскоп» ("Репортер" (Пенза).№08.2009), «Словарь жестов у кошек» ("Репортер" (Пенза).№08. 2009).

б)   предикативные - заголовки, представляющие собой предложение, содержащее предмет речи и его предикат, давая таким образом полный прогноз о тексте. Например: «Анна Ковальчук готовится родить сына» («Жизнь».№18.2009), , «Родовой сертификат подорожает» («МЛ».№ 51. 2006).

в)   Довольно часто в газете встречаются заголовки, выражающие не весь тезис, а только его часть - логическую тему или предикат. В таком названии может присутствовать только сигнал о предмете речи или его признаке. Этот тип заголовка получил название неполноинформативный, пунктирный, например, «Расписной ноготок – это возбуждает!» ("Репортер" (Пенза). №50, 2008), «В каждом сантиметре ткани 100 стежков» («МЛ».№19. 2008). [9]

 

Именно «желтая» пресса сделала заголовочные комплексы еще в конце XIX века особым оформительским элементом. Также она первой обратилась к эксплуатации такой особенности заголовочных комплексов, как функция сигнала значимости материала. Информативные заголовки с одинаковым успехом используются и в «желтой», и в качественной прессе. Однако в связи со спецификой массовых газет их информативные заголовки имеют определенные отличия.

Самое заметное из них оформительское. В «желтой» прессе заголовки уже давно используются как полноценная разновидность иллюстраций. Заголовки «желтой» прессы постоянно балансируют на грани правды и лжи. Повышение привлекательности для читателя достигается за счет игнорирования адекватности заголовка текстовой составляющей. В практику вошли дезинформационные заголовки следующих подвидов:

1.     внетекстуальные заголовки; они связаны не с конкретным текстом материала, а скорее с внетекстовой ситуацией, которая является более интересной, по сравнению с содержанием текста;

2.     заголовки, представляющие собой один из тезисов публикации; в отличие от содержательных заголовков качественной прессы, бульварные заголовки стараются не выдавать всю суть истории, а лишь привлекают внимание какой-нибудь деталью. Например, «Мэр Пензы отплясывал в тюбетейке», «Героин, марихуана... и пенсионеры с маком» («МЛ». № 29. 2008). «Лось - не галлюцинация» («МЛ». №2. 2009); «Монахиня Антония: Бог разделил нас в пещере на три части» («КП» (Пенза). 10.04.08).

3.     Заголовок, представляющий собой прямое искажение, подтасовку содержащихся в тексте фактов. [2] К числу таких мы отнесем следующий материал. «Кидман метит в транссексуалы»

 

«Звезда Голливуда Николь Кидман сыграет первого в истории мужчину, перенесшего операцию по смене пола, в новом фильме «Девушка из Дании».

Актрисе предстоит воплотиться в образ художника-транссексуала Эйнара Вегенера; ее партнершей по съемочной площадке будет Шарлиз Терон, которой предстоит сыграть жену Эйнара, художницу Грету, которая первая попросила мужа надеть женское платье и попозировать ей вместо заболевшей модели. Именно после этого Вегенер стал все чаще ощущать себя женщиной. В конце концов психическое расстройство заставило его в 1931 году лечь на операционный стол и с помощью хирургов сменить пол…»

("Репортер" (Пенза). № 47. 2008)

 

Помимо заголовочного комплекса  важную роль в привлечении  внимания читателя играет цветовое оформление газеты. Именно «желтые» издания первыми в истории журналистики стали экспериментировать с этими аспектами. Цвет призван выполнять две функции:

1.      сигнализировать о значимости конкретных материалов газеты, призванных продать номер;

2.      визуально выделять саму газету среди себе подобных. Это очень важный момент, поскольку «желтые» издания распространяются главным образом через сеть розничной торговли. [2]

Кроме стандартных черных и белых (на выворотке) заголовков, в рассматриваемых газетах встречаются в основном желтые, оранжевые, красные и голубые. Среди цветов окраски полос – оранжевые, желтые и голубые подложки. Эта цветовая гамма характерна практически для всех рассмотренных нами изданий. Использование именно этих красок не случайно, поскольку, как считают психологи, данные тона являются наиболее привлекательными из всего цветового спектра.

Так, в «КП» (Пенза) №16 за 2009 год первая полоса оформлена в светло-голубых и синих тонах, заголовки же выполнены в желтом, красном, синем, а также стандартном черном и белом цвете.

Обложка газеты «Репортер» (Пенза) (№5. 2009)  выполнена с использованием красного и темно-синего цветов (на их фоне изображено название газеты), цвета заголовков более спокойные (темно-синий, черный, белый).

Логотип и название газеты «Молодой Ленинец» (№6. 2009), а также названия рубрик выделены на полосе красным, багровым, светло-зеленым и серо-синим цветом. Шрифт – темно серый, черный и белый.

Газета «Жизнь» отличается использованием наиболее ярких и  разнообразных цветовых гамм. Ярко-красная и черная подложка соседствует с красным, желтым, белым шрифтом. Используются подчеркнутый «шрифт» и контраст цветов (красный шрифт на черном фоне).

Изображения первых полос  см. в приложении № 2.

Кроме цветового оформления газеты, важную роль в усилении зрительного восприятия занимают иллюстрации.

 

4.3. Иллюстрации

 

Иллюстрации в «желтых» изданиях занимают главенствующее положение, поскольку без них также невозможно выполнение основной задачи – привлечение внимания аудитории. Нередко иллюстрации в изучаемых газетах занимают объем до половины полосы и более. Эта особенность демонстрирует воплощение важнейших психологических эффектов любой массовой коммуникации – эмоционального и эстетического. Но особенность «желтой» прессы заключается в том, что эмоциональная составляющая выходит на первый план, нередко в ущерб эстетической. То есть эксклюзивные или сенсационные снимки занимают значительные площади даже при условии низкого качества.

Практически все «желтые» газеты используют крупные иллюстрации, серьезную обработку фотографий, инфографику, большие заголовки (часто не отражающие темы материалов), малообъемные тексты, однотипную цветовую гамму. Так, в газете «Жизнь» (№9.2009) в материале «Зубастый Овечking», расположенном сразу на двух полосах, фотографии знаменитого хоккеиста занимают 70% всего материала. Текст же состоит из шести небольших абзацев (фото 1-2, приложение №3).

В корреспонденции «Русская православная церковь обрела патриарха» («Репортер» (Пенза), №5, 2009) половину материала занимает изображение-схема облачения патриарха (фото 3, приложение №3). В №21 того же года в качестве иллюстрации к материалу «Получил диплом и…облом?» используются  диаграммы и таблица (фото 4, приложение 3).

Некачественные, сильно увеличенные или нечеткие, фото часто можно увидеть на страницах газеты «Жизнь». Такими фотографиями являются иллюстрации к заметке «Хиддинк сбежал в Лондон из-за любовницы», большинство из которых «размазаны» из-за чрезмерного увеличения. Подписи к ним не имеют никакой связи с «картинкой». (См. фото 5-6, приложение №3.). На одной из фотографий изображен Гус Хиддинк, наблюдающий за тем, как некая девушка (видно только ее спину) играет в теннис. Подпись же гласит «Хиддинк восхищается своей любовницей». Хотя по самому изображению с высокой долей вероятности (возможность монтажа исключать тоже нельзя)  можно сказать только, что тренер российской сборной смотрит, как кто-то играет в теннис. Причем из-за «смазанности» кадра и плохого качества печати точно невозможно даже определить, «восхищается» он или наоборот «негодует». 

Таким образом, в стремлении к индивидуальности массовые газеты на самом деле все больше сближаются, склоняются в сторону универсальной модели, наиболее выгодной в процессе привлечения внимания читателя. Но для «желтой» прессы более характерна установка на рекламность текста. В повседневной практике массовая пресса стремится к манипуляции скорее не мнением, а желанием – желанием потребителя купить газету, ознакомиться с конкретным материалом. [2]

Во главу угла массовой прессы поставлена «пресс-фотография», иными словами репортажная иллюстрация, тесно связанная с конкретным фактом, не превышающая уровня частного события, а потому исключающая вариативное истолкование. Фото этого типа мы наблюдаем в материале «Ураган принес несчастье в Городищенский район».  («МЛ». №27. 2008) На иллюстрации изображен дом, пострадавший от урагана (см. фото 7, приложение №3).

«Желтая» фотография имеет прикладное значение, как и вторая по популярности визуальная составляющая – информационная графика. Основная причина активного использования диаграмм, таблиц, карт кроется в стремлении «желтой» прессы к максимальному упрощению материала. «Желтые» газеты стараются заменить текст информационной графикой, чтобы сделать газету максимально простой и комфортной для потребления. Так в уже называвшемся выше материале «Получил диплом и…облом?» («Репортер» (Пенза). №21. 2009) в качестве иллюстративного материала использовано сразу несколько видов информационной графики - диаграмма, таблица и график (фото 3., приложение №3). Примером, использования инфографики в газете «Жизнь» служит корреспонденция «Эффект Дикуля» («Жизнь». №6. 2009) (фото 8, приложение №3), в котором использована сложная диаграмма. В «Комсомольской правде» (Пенза) (№125. 2006)  деление разных футбольных сборных по группам сообщается в стилизованной таблице (фото 9, приложение №3).

Для большинства «желтых» газет уже стала привычной «комиксовая» подача материалов. Особенно характерно использование данного приема для газеты «Жизнь». Так, в материале «Джигурда принял роды у Анисиной» (№6. 2009) использовано шесть схожих по размеру  фотографий, сменяющих друг друга на манер комикса (фото. 10, приложение №3).

Сходство с комиксом в некоторых случаях достигает 100%. К примеру, в материале «С партнером старше сорока в постели не грозит тоска» из «КП» (Пенза) (№125. 2006) подписи к фотографиям находятся не под фото, а на манер комикса «говорятся» главными героями  (фото 11. приложение №3).

 

Насыщенная визуальная составляющая является неотъемлемой частью «желтой» прессы. Использование ярких цветов, цветовых контрастов, выделяющегося шрифта помогает изданию выделиться и привлечь внимание как можно большего числа покупателей. Однако это тенденция делает издание индивидуальным лишь в отдельно взятом случае, при общем же рассмотрении изучаемого типа прессы все они вписываются в один визуальный стандарт.

Погоня за каждодневными сенсациями в совокупности со стремлением во что бы то ни стало заинтересовать читателя интересной новостью негативно сказывается на качестве используемых фотографий. Нередко подписи к ним абсолютно не соответствуют изображению.

Ориентация на массового читателя с, как правило, не высоким уровнем образования вынуждает использовать разнообразные средства наглядности. К таковым можно отнести информационную графику и «комиксовую» подачу фотографий. По этой же причине наблюдается общая тенденция к снижению количества текста на полосе.

Помимо визуальной составляющей важную роль в привлечении внимания читателя играют языковые средства выразительности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 5

Особенности языка «желтой прессы»

5.1. Лексические особенности текстов

 

В условиях информационного рынка, жесткой конкуренции, борьбы за читателя СМИ стремятся как можно привлекательнее «упаковать» свою продукцию, т.е. преподнести информацию в наиболее яркой, характерной, запоминающейся форме. Упаковка содержания информации – это  так называемая языковая игра, интеллектуальная разминка, привлекающая внимание читателей, для чего при составлении текстов необходимо подбирать яркие, броские, остроумные выражения. Это влечет за собой широкое использование средств выразительности и фразеологического материала.

С лексической точки зрения нередко в материалах рассматриваемых изданий используется сниженная (разговорно-просторечная и др. лексика). Это отчасти  объясняется низким уровнем образования у значительной части аудитории этих газет и стремлением авторов «говорить с читателем на его языке». Просторечные и разговорные слова зачастую соседствуют с книжными, а так же канцеляризмами.

Количество определенного вида лексики сильно колеблется от материала к материалу в зависимости от его тематики и жанра. Рассмотрим это на примере следующих материалов. 

«В ВДВ предателей нет!».

«11 декабря 1994-го на территорию Чечни были введены федералы (разг.) - подразделения войск МВД и Министерства обороны России. "Воины России! - обращался к бойцам Президент России Борис Ельцин в своем Указе. - Выполняя свой долг, защищая целостность нашей страны и спокойствие ее граждан, вы находитесь под защитой государства, Конституции и закона". Звучит красиво. А как же было на самом деле?..

…Ночью 28 ноября заревела воздушная тревога, и начальство приказало собираться "на войну". Бойцы 76-й воздушно-десантной дивизии экипировались с ног до головы, даже парашюты с собой прихватили, и - на взлетку (проф.) Правда, пару дней кантовались (жарг.) на аэродроме - ждали самолетов. Через три дня "береты" (разг.) вместе с техникой загрузились в Ил-76 и взяли курс (проф.) на Владикавказ…

Информация о работе Особенности массовой прессы города Пензы