Особенности работы редактора над детскими энциклопедиями

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 04:42, дипломная работа

Описание работы

Редактирование является комплексной деятельностью. Это с особой яркостью раскрывается в работе по подготовке изданий, которая выполняется редактором с использованием всех входящих в его компетенцию видов деятельности - организационной, методической, творческой, литературной и др. Комплекс задач и функции редактора требуют выполнения разнообразных видов работ - от организационно-управленческой до литературно-творческой.

Работа содержит 1 файл

Особенности работы редактора над детскими энциклопедиями.doc

— 290.50 Кб (Скачать)

Постепенно человек  в период детства из наблюдателя  за окружающей жизнью вырастает в  активного ее участника, пытается оценить все происходящее вокруг, перенося интерес с внешнего на интерес к самому себе, своим возможностям и задачам. Подростковый возраст - качественно новый этап в становлении человека. В психологическом плане это связано с сознательным проявлением собственной индивидуальности. Ребят отличает стремление к самостоятельному мышлению, возникает задача выбора профессии, размышления связаны с будущим, с определением роли отдельной личности, значимости каждого человека в открывающемся перед ними мире.

Охотнее всего ребята читают приключенческую, военную, так называемую героическую, литературу, причем к 14 годам резко начинают различаться интересы мальчиков и девочек, и поэтому у них определяется круг собственных тем и любимых героев.

Возраст от 14 до 18 лет - юношеский. Завершается физическое и психическое созревание личности, формируется социальная готовность к общественно полезному производительному труду и гражданской ответственности. Интерес к чтению приобретает индивидуальную, персональную окрашенность. Можно сказать, что в этот период завершается становление читателя: именно теперь создается стойкая потребность в чтении как одном из способов времяпрепровождения, формируется база для осмысленного выбора книги, размываются барьеры между детским (юношеским) и взрослым чтением.

Круг чтения для данных групп читателей серьезнейшим образом  изменяется, расширяется. Идет подготовка к «взрослой» жизни, и для многих особое место в этом процессе занимает чтение. Значительный интерес вызывают у читателей поэзия, древние авторы. Кто-то начинает коллекционировать книги, причем, достаточно осознанным, ясным становится выбор произведений, который чаще всего определяется стремлением к самоусовершенствованию, жадным желанием знать как можно больше. Читатель заново открывает для себя мир собственно книги, охотно обращается к библиографическим указателям. Кроме того, чтение становится одним из способов осознанного формирования базы знаний, которая развивается в информационную культуру личности, так что помимо художественной и научно-популярной активно используется справочная литература. В это время, как правило, проявляются таланты, склонности, пристрастия к той или иной сфере деятельности, и это также определяет особенности выбора литературы.

Возрастные границы  подвижны, так как одни дети взрослеют раньше, другие позже. Но это уже вопрос выбора книги для чтения, а не вопрос ее подготовки.

Кроме того, следует иметь  в виду, что и читатели каждой возрастной категории развиваются, меняя свои интересы и пристрастия  под воздействием постоянно меняющейся действительности. Это ставит перед редактором задачи постоянно изучать читателей, стараться понять особенности их запросов и отношения к миру и к книге в каждый конкретный период времени.

В реальной издательской практике отечественного книгоиздания категории читателей рассматриваются более крупными группами. Выделяют дошкольный (от 3 до 7 лет) и школьный - младший (от 8 до 11 лет); средний (11-14 лет) и старший (14-18 лет) - возрасты. Ясно, что такая дифференциация не всегда может удовлетворять необходимости учитывать интерес и возможности восприятия содержания книги читателем. Моделируя издание, особенно при подготовке познавательной литературы, редактор должен представлять себе более конкретный круг читателей, ориентируясь на рекомендации специалистов в области дошкольной и школьной психологии и педагогики. Так, известно, что период детства необходимо рассматривать не только как период накопления знаний, формирования эмоций. Это время, когда мир предстает бесконечно новым, необычным явлением, которое постепенно и часто неожиданно раскрывает свои тайны, знакомство с которым вызывает порою в ребенке удивление. Эмоция удивления - важное свойство восприятия окружающего, которая участвует в управлении процессами познания и формирования интереса.

То, что представляется обыкновенным взрослому человеку, может  вызвать в ребенке ощущение новизны, необычности, трансформируясь в  эмоцию более длительную - интерес. Поэт сказал о детстве: «Это было время, когда луг, роща, ручей, земля и  каждая обыденная вещь казались мне облаченными в небесный свет, ореол свежести мечты». Зная механизм формирования эмоции удивления, можно воздействовать на него, используя особенности книги. Эмоция удивления возникает, очевидно, тогда, когда в уже установившуюся систему бурно вторгается новый сенсорный импульс и дезорганизует данную структуру. Напомним, что понятие «сенсорный» произошло от латинского слова «восприятие, чувство, ощущение». Эмоция удивления вызывается прежде всего воздействием внешней среды, направленным на чувства субъекта и меняющим структуру его восприятия. Следовательно, применительно к книге можно разработать целый комплекс требований, которые были бы направлены именно на возбуждение сенсорного импульса у читателей различных возрастных групп. Так, и неожиданность формы, и неожиданность содержания произведения могут значительно усилить восприятие книги. Известно, например, что дети любят стихотворные, песенные произведения. Можно предположить, что эти произведения привлекают их своей непохожестью на обыденную речь. Ломка привычной структуры текста усиливает возможности его восприятия ребенком, поскольку необычность изложения вызывает эмоцию удивления. Ту же эмоцию может вызвать и необычная форма книги (книжка-картинка, книжка-игрушка), которая должна быть яркой, отличаться от других предметов либо общим видом, либо цветом и необычным пятном «врываться» в мир внешних впечатлений и восприятий детей.

Это особое свойство детства - способность удивляться, которая  стимулирует восприятие различного рода информации, - необходимо учитывать при подготовке детской книги, стремясь к тому, чтобы за удивлением ребенок почувствовал интерес к чтению, к познанию через книгу окружающего мира.

Читательский адрес  изданий для детей - это и различные  категории читателей, имеющих особый тип восприятия произведений литературы, который определяется возрастными особенностями детей, уточняет целевое назначение произведения в зависимости от задач обучения и воспитания, решаемых в тот или иной период развития детей.

 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ РЕДАКТОРА НАД ДЕТСКИМИ ОТРАСЛЕВЫМИ ЭНЦИКЛОПЕДИЯМИ

 

.1 Критерии  редакторской оценки содержания  и формы произведения

 

Произведение литературы, предназначенное детской аудитории, как ни одно другое, должно отвечать общему требованию соответствия содержания и формы. Трудно отделить одно от другого, поскольку в детском восприятии эмоциональное начало довлеет над логическим. Удачное использование всех средств воздействия на читателя позволяет обеспечить наилучшее усвоение содержания книги, правильное ее понимание, умелое применение полученных знаний.

Оценка содержания произведения литературы для детей прежде всего  связана с оценкой воспитательной идеи, на разрешение которой должны быть направлены развитие сюжета, связи  и отношения героев.

Рукопись, не содержащая воспитательной идеи, вряд ли может рассматриваться как полноценное произведение для детей. Следовательно, можно утверждать, что главный аспект редакторского анализа содержания произведения - анализ воспитательной идеи. Она должна соответствовать морально-этическим нормам, поскольку под влиянием чтения формируется отношение ребенка к своим поступкам, осуществляется оценка поведения других людей. Кроме того, необходимо, чтобы воспитательная идея была органически связана с конкретным содержанием произведения, вытекала из тех ситуаций, которые находят отражение в книге. Причем эту идею читатель должен понять самостоятельно, что достигается аргументированностью, убедительностью оценок, которые заложены в повествовании. Так, существующим нравственным нормам должна отвечать прежде всего модель отношений между героями, оценка их поступков. Конечно, подобная модель до некоторой степени условна, не всегда соответствует реальной действительности, однако именно она должна лежать в основе содержания произведения, поскольку книга участвует в формировании нравственного идеала ребенка, служит ориентиром в момент принятия решений.

Редактору при анализе  содержания книги следует помнить, что дети воспринимают книгу как  реальную жизнь и глубоко переживают происходящие в ней события, они подражают полюбившимся героям, горюют, если с кем-то из персонажей случается беда. Детская жизнь по-своему сложна, ребята вступают в конфликтные отношения, ищут ответы на возникающие вопросы, пытаются понять суть вещей. Причем акценты оценок окружающего мира в их восприятии часто смещаются. Значимость событий и поступков не всегда верно ими определяется. Так, мерилом жизни в рассуждениях детей становится порою не поступок, а авторитет личности.

При анализе содержания произведения литературы для детей возникает вопрос о соотнесении реальной действительности, отраженной в книге, с тем, как воспринимает ее ребенок. Например, война может быть представлена в книге самой высокой трагедией (Л.Кассиль, М. Поляновский «Улица младшего сына») или приключением, как у А. Дюма в романах о мушкетерах. Известно, что дети, как бы защищаясь от сильных потрясений, проявляют прежде всего интерес именно к приключениям, предпочитая житейской трагедии облегченное повествование о вещах занимательных и интересных. С другой стороны, нельзя забывать, что и обыденные вещи дети могут воспринимать трагически, излишне эмоционально - так ранима детская психика. Какой путь в показе жизни следует рекомендовать автору? Трудно дать подходящий рецепт. Одно очевидно: для раскрытия содержания создателям детской книги необходимо учитывать эти факторы, выбирая те аспекты, которые могут показать сложность действительности, не пугая читателя, не угнетая его психику. И редактор, оценивая содержание, должен учитывать данную особенность детского восприятия, обращая внимание автора на те фрагменты текста, которые могут оказать негативное влияние на психику читателя.

Содержание детской  литературы может развиваться в  определенных исторических условиях, но может быть отторгнутым от контекста  времени. Во втором случае даже конкретные реалии характеризуют не время, не место действия, а раскрывают характеры героев. Часто время и место намеренно абстрагируются. Особенно активно такой подход используется в сказках («В некотором царстве, в некотором государстве…»). Но и в произведениях других жанров (повести, рассказы) часто события развиваются вне реальной истории («некогда», «давным-давно», «в одном городе» и т.д.).

Герои могут ездить в  карете или в автомобиле, надевать платье с кринолином или футболку, и только это связывает их с определенным временем. И может быть так, что по мере развития сюжета бытовые реалии начинают переплетаться со сказочными - с ковром-самолетом, говорящей избушкой, с летающей метлой.

Литература для детей, особенно младшего возраста, едина - она отражает мир, интересный детям, а не какие-то время и место действия. В этом смысле она универсальна.

Старшие читатели приближаются по своим характеристикам к взрослым. Но и тут редактор учитывает их специфику при выборе темы произведения, при оценке поставленных проблем.

Воспитательная идея, направляющая повествование, призвана расширить кругозор читателя, помочь ему оценить действительность, сформировать у него определенные морально-этические  нормы.

При анализе произведения редактору необходимо учитывать особенности восприятия детьми окружающей действительности. Так, дети воспринимают мир целостно, и все кажется им связанным между собой. Им более понятны причинно-следственные связи обстоятельств и явлений, чем неожиданные проявления личности и случайные события. Они уверены, что ответы есть на все вопросы. Эта особенность используется часто в композиционном решении произведения, служит объединяющим началом частей целого, например при подготовке справочных изданий.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста видят мир отдельными, законченными объектами и явлениями и не выделяют деталей. Например, они замечают бабочку, а не отдельные крылья; очевидно, показывая целое, автор может обратить внимание на фрагменты и детали. Но, с другой стороны, каждый фрагмент действительности или процесса, каждую деталь предмета желательно соотносить с целым. Это обеспечивает узнаваемость мира и более глубокое его понимание.

Жизнь воспринимается детьми в образно-эмоциональном  плане. Именно поэтому редактор при оценке произведения обращает внимание на то, как оно будет воздействовать на чувства ребенка. Тут особенно важно соотносить оценочные моменты с правильно сформированными эмоциями читателя. Это позволяет показать читателю «что такое хорошо и что такое плохо», ориентируясь на эмоции маленького человека.

К.И. Чуковский считал, что детская  литература должна помогать утверждаться детскому оптимизму, возбуждать в ребенке  эмоции радости за счет яркой словесной  игры, основанной на смене ритма, будить в детях творческое начало. Юмор детской книжки откликается на потребность детей в веселом. И кроме того, способствует становлению личности. По этому поводу он писал: «Юмор - драгоценное качество, которое, когда ребенок подрастает, увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной среде и поставит его высоко над мелочами и дрязгами. У ребенка вообще есть великая потребность смеяться. Дать ему добротный материал для удовлетворения этой потребности - одна из не последних задач воспитания».

Информация о работе Особенности работы редактора над детскими энциклопедиями