Особенности работы редактора над детскими энциклопедиями

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 04:42, дипломная работа

Описание работы

Редактирование является комплексной деятельностью. Это с особой яркостью раскрывается в работе по подготовке изданий, которая выполняется редактором с использованием всех входящих в его компетенцию видов деятельности - организационной, методической, творческой, литературной и др. Комплекс задач и функции редактора требуют выполнения разнообразных видов работ - от организационно-управленческой до литературно-творческой.

Работа содержит 1 файл

Особенности работы редактора над детскими энциклопедиями.doc

— 290.50 Кб (Скачать)

Основные критерии оценки редактором такой статьи определяются характером ее содержания. Так, полнота  материала предполагает показ биографии, творческой судьбы и особенностей творчества автора.

Критерии оценки комментариев также определяются характером содержания и спецификой читательского адреса.

Содержание комментариев предполагает использование текстологической и реально-исторической информации. Основные требования редактора к  этим материалам - доступность приводимых характеристик, органическая связь с содержанием произведения, а также с другими элементами аппарата, прежде всего со вступительной статьей.

Сборники для детей  могут включать вступительную статью (начало «разговора» с читателем), аннотацию, содержание. Вступительные  статьи пишут приглашенные комментаторы (например, известный писатель, артист, ученый) или сами редакторы. В последнем случав редактор имеет возможность заострить внимание читателя на издании в целом, показать его характерные свойства, раскрыть немного «лабораторию» редактора и издателя, объяснить, почему произведение литературы стало предметом данного издания.

Содержание (оглавление) может располагаться в начале и в конце книги. Его место  определяется особенностями данного  издания. Так, если названия произведений, включенных в сборник, могут побудить или усилить интерес читателей, «настроить» их на чтение, сфокусировать внимание на определенных аспектах изложения, то, очевидно, содержание следует поместить в начало издания.

Однако главным мерилом  качества аппарата является реализация возможности повысить степень усвоения содержания, усилить интерес, сделать произведение наиболее доступным конкретной группе читателей.

Чаще всего в книгу  для детей включают вступительную  статью, оглавление (содержание для  сборника), аннотацию. Несмотря на то, что особенности аннотации определяются ГОСТом, при ее составлении необходимо учитывать, что с аннотацией будут знакомиться и ребенок, и взрослый. Поэтому характеристика произведения должна учитывать особенности интереса тех детей, кому предназначено издание, делая упор на соответствующие аспекты произведения.

Редактору следует помнить, что материал, открывающий книгу  для детей, должен стать первым шагом  знакомства читателя с содержанием. Поэтому значительность содержания вступительной статья и доступность формы можно рассматривать в качестве главных критериев ее оценки. Например, в упомянутом предисловии к 4-му тому БМЛД «Образ поэта» Ираклия Андроникова содержится интересная беседа специалиста, который не только прекрасно знает Лермонтова, но и влюблен в его творчество, сжился с судьбой поэта. Ясно, что создание предисловия такого плана - удачная находка автора и редакторов. Вступительная статья к 12-му тому о Достоевском и Чехове, подготовленная Н. Куленковым, ставит вопрос о различии и единстве двух гениев. Тут автор поднимает читателя на ступень литературоведческого познания художественного творчества - задача важная, трудно выполняемая, которая отлично решена благодаря некоторым неожиданным сопоставлениям произведений («Студентов» и «Черного монаха» Чехова с «Двойником» и «Хозяйкой» Достоевского). Читатель таким образом знакомится с новым ракурсом серии - литературоведческим.

Иными словами, аппарат  должен быть направлен на расширение знаний читателя, на формирование его  интереса.

Важным элементом аппарата такой серии можно считать исторические справки. Причем важно, чтобы в них не только прослеживался творческий путь писателя, но и давалась характеристика (хотя бы в общих чертах) времени его жизни: культуры, искусства, упоминались имена известных современников.

За счет единообразия справочного аппарата обеспечивается и единство, целостность серийного  издания. Так, в названной серии  каждый том включает предисловие, текст  произведения, комментарии, словарь, оглавление, аннотацию. Поскольку требования к аппарату и его составу определяются при формировании модели издания, редактор сразу же формулирует основные критерии оценки каждого элемента, решает организационные и методические вопросы подготовки аппарата (состав авторов, основное содержание), возможности обеспечения целостности серии за счет аппарата (информация о серии, списки вышедших и готовящихся к изданию томов и т.д.).

Аппарат справочного  издания включает элементы двух видов: характеризующие издание в целом  и характеризующие отдельные статьи. К первой группе относятся аннотация, предисловие или введение, система указателей, содержание, ко второй - комментарии и ссылки.

Энциклопедические словари  юного музыканта и юного литературоведа включают авторские и редакторские предисловия; в них обосновывается необходимость появления издания, очерчивается круг вопросов, поднимаемых в книгах.

Предисловие от редакции имеет методический характер, облегчая читателю использование издания.

В «Энциклопедическом словаре  юного зрителя» обе функции выполняет одно предисловие «От редакционной коллегии».

Словари снабжены алфавитными, предметно-именными указателями, включающими  названия статей и термины, встречающиеся  в тексте, с указанием страниц, на которых их можно найти.

Для таких указателей особенно важным является критерий полноты отражения содержания. На основе подобного указателя читатель отыскивает необходимые ему имена, события и т.д. Поэтому отсутствие в предметно-именном указателе «Словаря юного литературоведа» имени Н.В. Гоголя можно рассматривать как существенный просчет редактора.

Принцип отражения терминов (например, инверсия в словосочетаниях) должен быть четко выдержан и объяснен в предисловии.

Кроме того, облегчило  бы пользование указателем комбинированное  построение - алфавитно-систематическое: в первом ряду в этом случае следует располагать ключевые слова и имена в алфавитном порядке. Во втором ряду группировать, также располагая их в алфавитном порядке, подчиненные и второстепенные понятия, зависимые от основного слова. Во-первых, такой указатель помогает пользоваться изданием. Во-вторых, обобщает и структурирует знания, изложенные в книге, устанавливая связи между отдельными явлениями и предметами.

Систему ссылок в детском  справочном издании необходимо соизмерять с возможностями восприятия читателей. Чрезмерное увлечение ими рассеивает внимание, дробит отдельные материалы на фрагменты, усложняя их усвоение. Вместе с тем ссылки также позволяют показать связи разных областей, объединять общее и частное.

В «Энциклопедическом словаре  юного музыканта», например, используется принцип ссылок от общего к частному: «Появляются новые жанры, вызванные изменившимися условиями жизни (см. Пионерские песни, Кино-музыка)». Или от частного к общему: «В Киевской Руси линия развлекательной музыки была представлена искусством скоморохов (см. Древнерусская музыка)».

В издания для детей  целесообразно включать списки рекомендуемой  литературы. В энциклопедических  словарях такие списки помещены в  конце изданий и расположены  по тематическим разделам. Они существенно  расширяют границы содержания книги и могут повлиять на круг чтения ребят.

В изданиях рекомендательных библиографических указателей для  детей аппарат приобретает самостоятельное  значение, ведь перечень названий рекомендуемых  произведений мало что может сказать неподготовленному читателю.

Критерии редакторской оценки библиографического указателя  определяются прежде всего педагогической направленностью такого издания. Отбор  литературы должен тут осуществляться с учетом содержания интереса конкретных категорий читателей. Группировка библиографических записей, очевидно, помогает читателю ориентироваться в книжном массиве, самостоятельно выбирать те или иные издания. С особым вниманием необходимо относиться к аннотациям, сопровождающим библиографические записи. Желательно, чтобы они не только характеризовали содержание, но обращали внимание читателя на особенности произведения, предвосхищая и уточняя некоторые стороны восприятия его смысла.

Предметом особой заботы редактора является справочный аппарат  издания библиографического указателя. Совершенно очевидно, что предисловие или вступительная статья к такому изданию играет значительную роль в выполнении познавательной и воспитательной функции. Предисловие должно сочетать методический и научно-популярный аспекты, показывая особенности отраженной в указателе литературы и помогая читателю работать с информационным изданием.

Анализируя структуру  указателя, редактор определяет степень  полноты раскрытия темы указателя  и его целостность, причем эти  качества особенно существенны именно для детской аудитории. Конечно, юный читатель ищет в указателе всю литературу по интересующей его теме, тем более что печатное издание авторитетно для каждого ребенка. Поэтому в предисловии необходимо сообщить читателю, как отбиралась литература, что и почему вошло в указатель или почему осталось за его пределами.

Поскольку одной из основных функций таких указателей является оценочная функция, редактор при  анализе предисловия ориентируется  не столько на мнение конкретного  автора, сколько исследует соответствие критериев оценки изданий, отраженных в указателе, существующим общепринятым критериям.

Язык, стиль предисловия (вступительной статьи) должен быть ярким, запоминающимся, оставлять в  памяти читателя ощущение беседы со знающим  литературу человеком, который не навязывает свое мнение, а просто делится собственными впечатлениями от прочитанных книг, заостряет внимание на своих открытиях и находках в мире литературы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Целевое назначение познавательной литературы заключается в том, чтобы  в доступной для читателя определенного  возраста форме раскрыть знания о мире. Поскольку научные понятия являются основой повествования, одна из важнейших задач таких произведений - обозначить и объяснить эти понятия, дав возможность детям оперировать ими в собственной практике.

Целевое назначение познавательной литературы уточняется применительно к справочной и деловой литературе. Справочная литература представляет собой отобранные под определенным углом зрения сведения из различных областей культуры, науки и техники с целью дополнения и углубления школьных программ; одна из ее задач - формирование системы знаний человека, их структурирование, отражение связей между ними. Эта литература учит собственно процессу познания - методике овладения знаниями и навыками, особенностям их использования, расширяет кругозор читателя, формирует содержание информационной культуры личности. В отличие от «взрослой», предназначенной для быстрого наведения справок и поиска конкретных сведений, справочная литература для детей, как правило, предполагает «сплошное» последовательное чтение, поэтому ее можно называть литературой для чтения, призванной дать представление о системе научного знания.

Основное место в  массиве знаний для детей занимают отраслевые энциклопедии, роль которых  во-первых, заключается в том, чтобы  показать им внутренний мир личности, познакомить с человеком и его жизнью. Во-вторых, в том, чтобы развивать не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу личности ребенка, способствовать накоплению не только знаний, но и эмоций, показать не только представления, но и ощущения.

ЛИТЕРАТУРА

 

1.Белинский В.Г., Чернышевский  Н.Г., Добролюбов Н.А. О детской  литературе. М., 1983. 430 с.

.Ганкина Э.З. Детская  книга вчера и сегодня. По  материалам зарубежной печати. М., 1988.

.Лебедев В.В. О рисунках  для детей // Художники детской  книги о себе и своем искусстве. М., 1987. 202 с.

.Померанцева Э. Писатели  и сказочники. М., 1988.

.Сетин Ф.И. История  русской детской литературы. Конец  первой половины века: Учебник  для вузов культуры. М., 1990. 303 с.

.Типология изданий.  М., 1990. 231 с.

.Барыкин В.Е. Некоторые проблемы редактирования словарных изданий // Книга: Исслед. и материалы. 1982.

.Винокуров Д.И. Методика  подготовки отраслевой энциклопедии: Опыт создания медицинских энциклопедий. М., 1968.

.Винокуров Д.И. О  научно-справочном аппарате энциклопедических изданий (система ссылок) // Книга: Исслед. и материалы. 1965.

.Гольцева Э.В., Александрова  А.А. Типология справочных изданий  // Книга: Исслед. и материалы. 1979.

.Гудовщикова И.В. Общие  зарубежные энциклопедии. Л., 1963.

.Кауфман И.М. Русские  биографические и биобиблиографические словари. М., 1955.

.Белинский В.Г., Чернышевский  Н.Г., Добролюбов Н.А. О детской  литературе. М., 1983.

.Ганкина Э.З. Детская  книга вчера и сегодня. По  материалам зарубежной печати. М., 1988.

.Лебедев В.В. О рисунках  для детей // Художники детской книги о себе и своем искусстве. М., 1987.

.Померанцева Э. Писатели  и сказочники. М., 1988.

.Сетин Ф.И. История  русской детской литературы. Конец  первой половины века: Учебник  для вузов культуры. М., 1990.

.Типология изданий.  М., 1990.

.Редакторская подготовка  изданий: Учебник / Под ред.  С.Г.Антоновой. - М.: МГУП, 2002. - 468 с.

.ОСТ 29.132-99. Энциклопедии. Основные виды. Требования к основному  тексту, аппарату издания и издательско-полиграфическому  оформлению. Введ. 05.02.1999.

.Призмент Э.Л. Справочный аппарат справочных изданий // Предметизационные системы и аппарат книги (теория и практика). М., 1999. С. 239-244.

.Шмушкис Ю.Е. Советские  энциклопедии: Очерки истории. Вопросы  методики. М., 1975. 191 с.

.Якимович Ю.К. Типология  словарных изданий // Книга: Исслед. и материалы. 1972. Сб. 25. С. 22-30.

.Справочные издания  // Типология изданий / В.С. Агриколянский,  А.А. Александрова, Г.И. Бахтурина  и др.; Рук. авт. колл. Э.В. Гольцева. М., 1990. С. 105-118.

.Порядина м. Е., Сухорукова К. М., Литература для детей в современном московском книгоиздании. М.: РКП, 2007. С. 40-44, 60-69.

 

Приложение

 

Обзорная информация об основных издательствах, выпускающих  литературу для детей.

Информация о работе Особенности работы редактора над детскими энциклопедиями