Особенности речевого поведения телеведущего ток-шоу

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 11:09, реферат

Описание работы

Цель работы – провести сравнительный анализ речевого поведения ведущих ток-шоу, на основе разработанных типологий речевых стратегий телеведущих.
Задачи исследования:
Охарактеризовать разновидности ток-шоу как жанра телевидения.
Рассмотреть особенности речевого поведения телеведущих
Выявить речевые стратегии и тактики, используемые журналистами в ток-шоу
Провести анализ речевого поведения телеведущих ток-шоу А. Малахова "Пусть говорят" и Д.Нагиева «Окна»

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Особенности речевого поведения телеведущих ток-шоу
а) Особенности речевого поведения в массовой коммуникации………5
б) Ток-шоу как жанр коммуникационного телевидения…………...…...8
2. Речевое поведение ведущих ток-шоу различных телевизионных каналов
а) Сравнительная характеристика ОАО «Первый канал» и«ТНТ»…15
б) Анализ речевого поведения телеведущих ОАО «Первый канал» А.Малахова («Пусть говорят») и «ТНТ» Д.Нагиева («Окна»)………….18
Заключение……………………………………………………………….....24
Библиографический список…………………………………………….....26

Работа содержит 1 файл

реферат по типмммми.docx

— 298.92 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

Ульяновский государственный  технический университет

гуманитарный факультет

Кафедра «Политологии, социологии и связей с общественностью»

Дисциплина «Теория  и практика массовой информации»

 

Реферат  на тему:

«Особенности речевого поведения телеведущего

 ток-шоу »

 

 

 

 

 

 

 

                                              Студент: Кашичкина Е.С. Сод-31

                                                       Преподаватель: Шигабетдинова Г. М.

 

 

 

Ульяновск

2011

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1. Особенности речевого поведения телеведущих ток-шоу

а) Особенности речевого поведения в массовой коммуникации………5                                              

б) Ток-шоу как жанр коммуникационного телевидения…………...…...8

2. Речевое поведение ведущих ток-шоу различных телевизионных каналов

     а) Сравнительная характеристика ОАО «Первый канал» и«ТНТ»…15

     б) Анализ речевого поведения телеведущих ОАО «Первый канал»  А.Малахова («Пусть говорят»)  и «ТНТ» Д.Нагиева («Окна»)………….18

Заключение……………………………………………………………….....24

Библиографический список…………………………………………….....26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

            Современное российское телевидение - это разнообразие идей, форм, жанров. Многие из них заимствованы с Запада и адаптированы к отечественной действительности. Одним из таких видов телевизионной продукции является ток-шоу (англ. talk show от talk - говорить, беседовать и show - показ, демонстрация) - особый жанр журналистики, подразумевающий дискуссию, обсуждение какого-либо вопроса. При этом в дискуссии принимают непосредственное участие приглашенные в студию зрители.

Ток-шоу отличается необычайной тематической и функциональной широтой жанровой разновидности. Исследователи  считают, что ток-шоу сочетает сущностные признаки интервью, дискуссии, игры, а  также концентрируется вокруг личности ведущего.

В ток-шоу ведущий  обращается не только к массовому  зрителю, но и к гостям студии. Эта  двойной адресация считается  одним из характерных признаков  жанра ток-шоу. Ведущий ток-шоу, несомненно, определяет "лицо" передачи, являясь  центральной фигурой ток-шоу, заявляет тему для обсуждения, производит выбор между эксплицитной и имплицитной информацией, делает некоторые выводы, направляет развитие диалога, создает определенный образ себя. Речевые стратегии способствуют максимально эффективной реализации всех целей и нацелены на увеличение силы высказывания.

Актуальность  исследования обусловлена необходимостью описания речевых стратегий и тактик в ток-шоу, которая создается в ходе изучения  типовых образцов речевого поведения телеведущих, позволяющих понять алгоритмы быстрого и эффективного достижения коммуникативного результата.

           Цель работы – провести сравнительный анализ речевого поведения ведущих ток-шоу, на основе разработанных типологий речевых стратегий телеведущих.

Задачи исследования:

  1. Охарактеризовать  разновидности ток-шоу как жанра телевидения.
  2. Рассмотреть особенности речевого поведения телеведущих
  3. Выявить речевые стратегии и тактики, используемые журналистами в ток-шоу
  4. Провести анализ  речевого поведения телеведущих ток-шоу А. Малахова "Пусть говорят" и Д.Нагиева «Окна»

 

Обзор литературы. Теоретической и методологической основой реферата послужили работы:

  1. Князев А. А. Основы тележурналистики и телерепортажа. Структурно пособие учитывает учебные программы по основам телевидения и тележурналистики. Примеры, иллюстрирующие те или иные теоретические положения, взяты как из мировой практики телепроизводства, так и из личного опыта автора, в течение 10 лет работавшего собственным корреспондентом российского государственного телевидения в странах центральноазиатского региона. Князев обращает внимание на важность  соблюдения определенных форм речевого поведения.
  2. Борисова И. Н. Дискурсивные стратегии в разговорном диалоге.

В данной монографии анализируются: структура коммуникативного события, замысел речевой партии коммуниканта, режимы диалоговедения, стандартные механизмы дискурсивного развертывания, типы коммуникативной координации речевого поведения. Опираясь на данную работу, мы рассмотрели особенности речевого поведения в социально ориентированном общении.

  1. Володина, М. Н. Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования

Это пособие помогло  нам овладеть необходимыми знаниями, направленными на понимание текстов массовой коммуникации, которые во многом определяют социально-психологическую, информационно-языковую и культурную ситуации в обществе. Основываясь на данное пособие, мы рассмотрели условия, позволяющие участникам общения действовать совместно.

  1. Родченко, И. Г. Типы речевого поведения

В данной статье автор  предлагает классификацию речевого поведения участников беседы. В своем исследовании автор пришел к выводу, что, несмотря на уникальность личности каждого, есть некие общие качества, которые позволяют обнаружить типичное в речевом поведении

  1. Васильев, А. Д. Слово в телеэфире: очерки новейшего словоупотребления в российском телевещании

         Книга посвящена актуальным вопросам словоупотребления в текстах российского телевидения последних лет. Выводы автора подтверждаются многочисленными примерами, иллюстрирующими основные тенденции лексической динамики в телевещании. На основании данной книги мы сделали вывод, что словоупотребление в телепередачах зачастую воспринимается в качестве авторитетной нормы, оказывающейся соответственно весьма интересной для исследования.

            Так же мы опирались на работы  Бредермайера К. Искусство словесной атаки», Вартанова А. С. Актуальные проблем телевизионного творчества. На телевизионных подмостках, Введенской Л. А. Русский язык и культура речи,  Кузнецова Г. В. Так работают журналисты ТВ, Могилевской Э. Ток-шоу как жанр ТВ: происхождение, разновидности, приемы манипулирования и др.

Материалом для исследования послужили репортажи, взятые из программ «Пусть говорят» (Первый) и «Окна» (ТНТ).

 

 

 

 

1. Особенности речевого поведения телеведущих ток-шоу

а) Особенности речевого поведения в массовой коммуникации

Начать работу следует  с ответа на вопрос: что же называется речевым поведением? Согласно словарю1, речевое поведение – это система устойчивых формул общения, предписываемых для установления речевого контакта, поддержания общения в ситуативно-адекватной тональности и стилистике. По мнению А. А. Князева2,соблюдение определенных форм речевого поведения является чрезвычайно важным для работы в радио и телевизионной журналистике, особенно в диалогических и полилогических жанрах.

Речевое поведение людей в социально ориентированном общении имеет ряд особенностей. Прежде всего, следует отметить, что в социальном взаимодействии отчетливо выражен обслуживающий характер речевой деятельности; здесь речь всегда подчинена внеречевой цели, направлена на организацию совместной деятельности людей. «Эта особенность предопределяет значительно более строгую (в сравнении с межличностным взаимодействием) регламентацию речевого поведения. Хотя нормы речевого поведения относятся к сфере молчаливых соглашений между членами общества, именно в сфере социально ориентированного общения их соблюдение сопровождается значительно более строгим контролем»3.

М. Н. Володина выделяет исходные условия, позволяющие участникам общения действовать совместно:

  • наличие у участников взаимодействия хотя бы кратковременной ближайшей общей цели. Даже если их конечные цели отличаются или противоречат друг другу, всегда должна быть общая цель на период их взаимодействия;
  • ожидание, что взаимодействие будет продолжаться до тех пор, пока оба участника не решат его прекратить (мы не отходим от собеседника, не говоря ни слова, и не начинаем ни с того ни с сего заниматься чем-то другим)4.

Данные условия  автор называет «принципом кооперации», т.е. требованием к собеседникам действовать таким образом, который соответствовал бы принятой цели и направлению разговора.

В. М. Березин отмечает основные правила речевого поведения, обусловленные этим принципом:

  • высказывание должно содержать ровно столько информации, сколько требуется для выполнения текущих целей общения; излишняя информация иногда вводит в заблуждение, вызывая не относящиеся к делу вопросы и соображения, слушающий может быть сбит с толку из-за того, что предположил наличие какой-то особой цели, особого смысла в передаче этой лишней информации;
  • высказывание должно по возможности быть правдивым; старайтесь не говорить того, что считаете ложным; не говорите того, для чего у вас нет достаточных оснований;
  • высказывание должно быть релевантным, т.е. соответствовать предмету разговора;
  • высказывание должно быть ясным: избегайте непонятных выражений, неоднозначности, ненужного многословия.

Однако, «реальная речь грешит отступлениями или нарушениями тех или иных правил коммуникации: люди бывают многословны, не всегда говорят то, что думают, их речь бывает отрывочной, неясной. Но если нарушение не касается базового принципа кооперации, взаимодействие продолжается и достигается тот или иной уровень взаимопонимания. В противном случае отступление от правил может обернуться разрушением коммуникации и деградацией речи»5.

В социальном взаимодействии особое значение приобретают применяемые  собеседниками речевые стратегии  и тактики. Под стратегией речевого общения понимают процесс построения коммуникации, направленной на достижение долговременных результатов6. Стратегия включает в себя планирование речевого взаимодействия в зависимости от конкретных условий общения и личностей коммуникаторов, а также реализацию этого плана, т.е. линию беседы. Целью стратегии может являться завоевание авторитета, воздействие на мировоззрение, призыв к поступку, сотрудничеству или воздержанию от какого-либо действия.

Тактика речевого общения понимается как совокупность приемов ведения беседы и линия поведения на определенном этапе в рамках отдельного разговора. Она включает конкретные приемы привлечения внимания, установления и поддержания контакта с партнером и воздействия на него, убеждение или переубеждение адресата, приведение его в определенное эмоциональное состояние и т.д. Стоит отметить, что тактика может меняться в зависимости от условий общения, полученных сведений, чувств и эмоций. Один и тот же человек при различных обстоятельствах стремится реализовать различные цели или стратегические линии. Смена тактик в разговоре — мыслительная операция, хотя может совершаться и интуитивно.

Типы  речевого поведения:

И. Г. Родченко в  своей статье «Типы речевого поведения»7говорит о том, что своеобразие нашей личности ярко проявляет себя в речи. Являясь участниками общения, мы вольно или невольно подмечаем те речевые характеристики нашего собеседника, которые позволяют оценить его индивидуальность и спрогнозировать тактику поведения, намерения и преследуемые цели. Автор подчеркивает, что прогноз вряд ли был бы возможен, если бы не существовало тех закономерностей, что проявляются в речевом поведении самых разных людей. Особенно ярко бывают они выражены в условиях массовой коммуникации.

В своем исследовании автор пришел к выводу, что, несмотря на уникальность личности каждого, есть некие общие качества, которые  позволяют обнаружить типичное в  речевом поведении. Таким образом, И. Г. Родченко предлагает следующую  классификацию:

  • «Системщики» - для представителей этого типа характерно особо тщательное отношение к подготовке речевого высказывания. Они возводят в абсолют конкретность примеров, точность цитат, исповедуют приверженность фактам, критично относятся к публичному выражению чувств. Говорят, как правило, спокойно, часто сухо и невыразительно, крайне редко позволяют себе шутку или неожиданную метафору. Они не любят отступать от намеченного плана и, если что-то происходит, что «выбивает их из колеи», то им бывает очень трудно справиться с возникшей неразберихой. В этих случаях «системщики» могут потерять контроль над аудиторией, так как и во время выступления, они лишь опосредовано, через материал, поддерживали связь со слушателями. По мнению автора, этот тип идеален при подготовке материала, хорош в чтении научных сообщений и докладов, но проигрывает, когда необходимо добиться от аудитории сопереживания.
  • «Мыслители» - люди такого типа способны на неожиданные решения, им нередко свойственен парадоксальный взгляд на события. Они могут уводить внимание слушателей далеко в сторону от предмета речи, неизменно возвращаясь к нему спустя какое-то время. «Мыслители» не особенно заботятся о впечатлении, которое производят, бывают небрежны в жестах (засовывают руки в карманы), говорят тихо или, наоборот, громко, как бы забывая о других, склонны к использованию наглядных материалов, черчению разных графиков и диаграмм. Автор считает, что «мыслители» хороши в речах совещательного типа, когда важен процесс обнаружения решений, но им гораздо труднее работать в условиях ограниченного ресурса времени.
  • «Поэты» - их непременным преимуществом является богатый словарный запас и развитое чувство языка. Если люди этого типа обладают приятной внешностью, красивым голосом, изящными манерами, то поддерживать контакт с таким собеседником - редкое удовольствие. «Поэты» сильны, когда дело касается описания чувств, предметов, картин природы и событий. Они бывают великолепными рассказчиками, но им гораздо труднее существовать в жестких рамках плана и работать с информацией.
  • «Вожди» - это люди, способные воодушевить толпу. Содержание их выступлений основано на сочетании безупречной аргументации и ярких жизненных примеров. Никому лучше не удается так уверенно держать зал, не отпуская его ни на секунду своего выступления. Однако, отмечает автор, если предмет речи не задевает их за живое, то «вожди», к сожалению, теряют свою силу слова.

Информация о работе Особенности речевого поведения телеведущего ток-шоу