Ответы на экзамен "Риторика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 15:05, шпаргалка

Описание работы

Риторика – это теория красноречия, наука об ораторском искусстве.

Задачи:

- научиться выступать публично, так чтобы донести свои мысли

- убедить в своей правоте

- воздействовать на чувства слушателей и побудить их к каким-либо действиям.

Риторика – царица всех наук.

Работа содержит 1 файл

Ответы к экзаменам - Риторика.doc

— 297.50 Кб (Скачать)

4. Иное положение, когда  рассматриваются непротиворечивые  сообщения, не требующие изменения  мнения.

Эффект  порядка (2):

При поступлении непротиворечивой информации мы отдаем предпочтение той, что поступила последней.

Последняя информация рассматривается  при этом как уточняющая.

5. Приятный нам человек  вызывает у нас положительные  эмоции. А потребность в положительных  эмоциях — одна из важнейших  потребностей человека. Поэтому  человека, удовлетворяющего эту  нашу потребность, мы оберегаем в «его приятности», не допуская плохих мыслей о нем. Более того, для усиления собственных положительных эмоций мы наделяем этого человека всевозможными достоинствами.

Эффект  проекции:

Приятному для нас  собеседнику мы склонны приписывать достоинства, а неприятному — недостатки.

Вопрос  №15. Вербальные средства. Межличностное расстояние. Фактор оценивающего человека: проецирование, влияние контроля, стиля действия.

Вербальное общение

 

Сениматика

Вступая в информационный контакт и используя символы, мы пытаемся обмениваться информацией и добиваться ее понимания. К используемым нами символам относятся слова, жесты и интонации. Именно этими символами обмениваются люди в процессе общения. Отправитель кодирует свое сообщение  с помощью вербальных и невербальных символов.

Семантика изучает способ использования слов и значения, передаваемые словами. Поскольку слова (символы) могут иметь разные значения для разных людей, то, что некто намеревается сообщить, необязательно будет интерпретировано и понято таким же образом получателем информации. Часто одни и те же слова выражают разные значения.

Семантические вариации часто становятся причиной неверного  понимания, ибо во многих случаях  вовсе не очевидно точное значение, приписываемое символу отправителем.

Символ не имеет неповторимого  неотъемлемого значения. Значение символа  выявляется через опыт и варьирует  в зависимости от контекста, ситуации, в которой использован символ. Поскольку у каждого человека свой опыт и каждый акт обмена информацией  в определенной мере является новой ситуацией, никто не может быть абсолютно уверен в том, что другое лицо припишет то же значение символу, которое мы ему придали.

Для эффективного обмена информацией необходимо прийти к  пониманию истинного значения используемых слов и добиться понимания значения, которое вы вкладываете в слова, используемые вами.

Семантические барьеры  могут создавать коммуникативные  проблемы для компаний, действующих  в многонациональной среде.

2.2.Умение слушать

Эффективное общение  возможно, когда человек одинаково точен, отправляя и принимая сообщения. Необходимо уметь слушать. К несчастью, немногие научились слушать с той степенью эффективности, которая в принципе в наших силах.

Выслушивание фактов и чувств – это выслушивание сообщения  полностью. Поступая так, мы расширяем свои возможности понять ситуацию и даем знать об уважительном отношении к тому, что в действительности говорящий человек пытается передать нам.

Профессор Кит Дэвис  приводит 10 правил эффективного слушания.

  1. Перестаньте говорить. Невозможно слушать разговаривая.
  2. Помогите говорящему раскрепоститься. Создайте у человека ощущение свободы. Это часто называют созданием разрешающей атмосферы.
  3. Покажите говорящему, что вы готовы слушать. Необходимо выглядеть и действовать заинтересованно. Слушая, старайтесь понять, а не искать поводов  для возражений.
  4. Устраните раздражающие моменты. Не рисуйте, не постукивайте по столу, не перекладывайте бумаги. Будет ли спокойнее в кабинете, если закрыть дверь?
  5. Сопереживайте говорящему. Постарайтесь встать в положение говорящего.
  6. Будьте терпеливыми. Не экономьте время. Не прерывайте говорящего. Не порывайтесь выйти, не делайте шагов по направлению к двери.
  7. Сдерживайте свой характер. Рассерженный человек придает словам неверный смысл.
  8. Не допускайте споров и критики. Это заставляет говорящего занять оборонительную позицию, он может замолчать или рассердиться. Не спорьте. Именно победив в споре, вы проиграете.
  9. Задавайте вопросы. Это подбадривает говорящего и показывает ему, что вы слушаете.
  10. Перестаньте говорить! Это наставление идет и первым, и последним, ибо все остальные зависят от него.   

Помимо умения эффективно слушать существуют другие способы  совершенствования искусства общения.

- Необходимо прояснение  собственных идей перед их  передачей, т.е. нужно систематически обдумывать и анализировать вопросы, проблемы или идеи, которые вы хотите сделать объектом передачи.

- Нужно быть восприимчивыми  к потенциальным семантическим  проблемам. Не жалеть сил на  то, чтобы исключить из обращения  двусмысленные слова и утверждения. Употребляя точные слова, а не общего характера, вы выигрываете в результативности.

Зональные Пространства

Размеры личной пространственной территории человека средне обеспеченного социального уровня в принципе одинаковы независимо от того, проживает ли он в Северной Америке, Англии или Австралии. Ее можно разделить на 4 четкие пространственные зоны.

1. Интимная зона (от 15 до 46 см).

Из всех зон эта  самая главная, поскольку именно эту зону человек охраняет так, как будто бы это его собственность. Разрешается проникнуть в эту зону только тем лицам, кто находится в тесном эмоциональном контакте с ним. Это дети, родители, супруги, любовники, близкие друзья и родственники. В этой зоне имеется еще подзона радиусом в 15 см, в которую можно проникнуть только посредством физического контакта. Это сверх интимная зона.

2. Личная зона (от 46 см до 1,2 метра)

Это расстояние, которое  обычно разделяет нас, когда мы находимся  на коктейль - вечеринках, официальных  приемах, официальных вечерах и  дружеских вечеринках.

3. Социальная зона (от 1,2 до 3,6 метров)

На таком расстоянии мы держимся от посторонних людей, например, водопроводчика или плотника, пришедшего заняться ремонтом в нашем доме, почтальона, нового служащего на работе и от людей, которых не очень хорошо знаем.

4. Общественная зона (более 3,6 метра)

Когда мы адресуемся к большой группе людей, то удобнее всего стоять именно на этом расстоянии от аудитории.

Факторы оценивающего человека

Итак, первое впечатление  о человеке определяется, с одной  стороны, присущими ему особенностями, которые (чаще всего - расширительно) толкуются окружающими. С другой - зависит от фона, на котором наблюдается этот человек.

Но зависит оно и  от личности того, у кого формируется.

Контроль

В исследовании Штрайкленда  было выявлено значение собственного поведения оценивающего человека по отношению к другим людям. В поставленном Штрайклендом опыте испытуемые наблюдали за двумя работниками, выполнявшими одинаковое задание с равным уровнем успешности. Однако если за действиями одного лица они могли наблюдать без перерывов, то работу другого видели лишь эпизодически. Первому лицу они время от времени могли выражать свое одобрение или неодобрение, со вторым человеком такой связи не было. Когда испытуемым было предложено сказать, который из рабочих нуждается в большем контроле, присмотре и опеке, почти все ответили, что первый.

 Проецирование

В других исследованиях  было установлено, что в формировании впечатления о другом человеке участвует  механизм проецирования, заключающийся  в том, что познающий субъект может "вкладывать" свои состояния в другую личность, приписывать ей черты, которые в действительности присущи ему самому и которые у оцениваемой личности могут отсутствовать.

Так, в исследовании Фешбаха  и Сингера две группы испытуемых студентов подвергались несильным электроударам (в разной степени в каждой из двух групп), которые вызывали неприятные ощущения. Одновременно этим испытуемым, а также студентам, составившим контрольную группу, демонстрировался кинофильм, где фигурировал определенный человек. От всех испытуемых требовалось, чтобы они дали оценки качествам личности этого человека.

В результате оказалось, что подвергавшиеся воздействию  током группы испытуемых оценивали  этого человека как более боязливого, испуганного, чем это делали испытуемые, входившие в контрольную группу. При этом, чем сильнее были электроудары, тем больше студентов давали такую характеристику.

Приписывание своего эмоционального состояния другому  человеку было обнаружено и в эксперименте, проведенном Мюрреем. Одна из групп испытуемых изображала сценки, в которых фигурировало резко агрессивное поведение. Затем испытуемые этой группы, а также испытуемые, входившие в контрольную группу, оценивали незнакомых им ранее лиц. И опять оказалось, что предварительно созданное эмоциональное состояние привело к тому, что первая группа отмечала в незнакомом человеке злобность, агрессивность. В то же время другая группа эти черты у тех же людей не фиксировала.

Когда на зеркало  можно пенять...

Психолог Сеарс в  своих опытах выявил несколько иной тип "проекции" в актах оценки людьми друг друга. По его данным, человек, оценивая другого человека, может увидеть те отрицательные черты, которые характеризуют как личность его самого. Испытуемые, в личности которых были ярко выражены желчность, упрямство, подозрительность, характеризовали эти черты у человека, предложенного им для оценки, как более ярко выраженные, чем это делали испытуемые, не обладающие названными чертами.

 Автократы  и демократы

Все исследователи, наблюдавшие  явление проецирования при формировании мнения о другом человеке, отмечают, что тенденция приписывать собственные качества или собственные состояния другим людям особенно сильно выражена у лиц, отличающихся малой самокритичностью. По данным Ньюкома, эта тенденция в очень большой степени характерна для представителей авторитарного типа личности и почти не обнаруживается у представителей демократического типа.

В своих опытах он знакомил представителей этих двух типов друг с другом, а затем каждого спрашивал, как его новый знакомый ответит на специально подобранные вопросы. Представители авторитарного типа, говоря о возможных ответах неавторитарных личностей, приписывали им авторитарную манеру высказывания, свои суждения по этим вопросам. Представители неавторитарного типа личности в подобную крайность не впадали.

Уверенность оценивающего

Исследователи проблемы познания людьми друг друга установили также, что характер оценки другого  человека зависит от таких качеств  оценивающего, как степень его  уверенности в себе и присущее ему отношение к другим людям.

Боссом и Маслоу, изучая, как степень уверенности человека влияет на оценку им других людей, выяснили, что уверенные в себе люди часто  оценивают других людей как доброжелательных и расположенных к ним. В то же время лица, неуверенные в себе, имеют обыкновение смотреть на других как на тяготеющих к холодности и не расположенных к ним.

Влияние установок

Отступая от сугубо научного изложения, сошлемся на такого знатока  человеческих душ, как Расул Гамзатов. Его стихи дают ответ на вынесенное в заголовок утверждение:

"Вон человек, что  скажешь ты о нем?"

Ответил друг, плечами  пожимая:

"Я с этим человеком  не знаком.

Что про него хорошего я знаю?"

"Вон человек, что  скажешь ты о нем?" -

Спросил я у товарища другого.

"Я с этим человеком не знаком.

Что я могу сказать  о нем плохого?"

Комментарии, думается, излишни.

Вопрос  №16. Специфика делового разговора. Виды деловых бесед.

Любой коллективный труд, сотрудничество начинаются, осуществляются и завершаются посредством разговоров. Они возникают, если в диалоге доминирует согласованность, если участники речевой коммуникации придерживаются так называемого принципа кооперации - основного правила эффективного общения. Но может образоваться и такое вопросно-ответное взаимодействие, в котором преобладает несогласие. Тогда возникают спор, дискуссия.

Деловой разговор - вид межличностного служебного общения, предполагающий обмен информацией, взглядами, мнениями, направленный на конструктивное решение той или иной проблемы.

По структуре, продолжительности, функциям различаем:

1.Собственно деловой  разговор - кратковременный контакт,  преимущественно на одну тему.

2.Деловая беседа - продолжительный  обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием  решений.

3.Переговоры - обсуждение  с целью заключения соглашения по какому - либо вопросу.

4.Интервью - разговор  с журналистом, предназначенный  для печати, радио, телевидения.

В зависимости от наличия  средств, опосредующих общение, можно  выделить:

Информация о работе Ответы на экзамен "Риторика"