Ответы на экзамен "Риторика"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 15:05, шпаргалка

Описание работы

Риторика – это теория красноречия, наука об ораторском искусстве.

Задачи:

- научиться выступать публично, так чтобы донести свои мысли

- убедить в своей правоте

- воздействовать на чувства слушателей и побудить их к каким-либо действиям.

Риторика – царица всех наук.

Работа содержит 1 файл

Ответы к экзаменам - Риторика.doc

— 297.50 Кб (Скачать)

Внешний вид.

Первое восприятие публикой оратора  начинается с внешнего вида. Если выступление имеет место  быть на деловой конференции, то, логично, что внешний вид оратора должен соответствовать деловому стилю. Ведь нелепо будет выглядеть человек в бейсболке и летних шортах, выступая перед аудиторией, где собрались интеллигентные люди в деловых костюмах. Такого оратора действительно не будут воспринимать всерьёз, как и всё, сказанное им.

Выступающий должен быть безупречен и приятен слушателям. Действительно, аудитория, акцентируя своё внимание на оратора во время  выступления, оценивает его внешность, опрятность. Начинает создаваться впечатление о выступающем.

Состояние оратора

От того, как  чувствует себя человек, зависит  правильность его речи и успех  выступления.

Если выступающий  достаточно сильно нервничает, то слова  его будут несвязными и, возможно, неразборчивыми. Скорее всего, уже после первых пяти минут такого выступления, аудитория перестанет слушать его. Некоторым людям бывает тяжело справиться с таким состоянием: боязнь публики, страх что-нибудь забыть и оказаться в неловком положении.  Это первопричины вышеописанного состояния оратора. Что следует в таком случае делать? Некоторые люди представляют, что разговаривают с одним человеком в пустом зале наедине, другие – наоборот, что зал пуст и вокруг никого нет. Это действительно помогает. Не стоит запугивать себя настолько сильно, чтобы мог «онеметь» язык. Нужно понять для себя, что Ваше выступление – это всего лишь способ показать себя, что аудитория – это простые люди, такие же, как и Вы, и они пришли, чтобы послушать Вас, они хотят Вас слушать. Важно повторять слова « я знаю», « я умею», «для меня это очень просто», «я готов», «меня все поддерживают».

Важно уметь  совладать со своими эмоциями. Что  бы не произошло,  я должен знать, что аудитория слушает меня, и  я должен в доступной и полной форме донести до неё информацию, это моя задача и я её должен выполнить.

Невербальные  средства в публичном выступлении

Некоторые ораторы  в своём выступлении прибегают  к сильной жестикуляции. Конечно, если выступающий знает, о чём  говорит, полностью отдаётся своему выступлению, его переполняют эмоции, так как он желает, чтобы все поняли, о чём он говорит. На деловой конференции не совсем уместен будет такой ярко выраженный невербальный язык. Можно сказать, это не совсем этично. Согласно деловому этикету, жестикуляцию следует свести до минимума. Но необходимо помнить о роли жеста в публичном выступлении. По мнению некоторых исследователей, жест в выступлении несет около 40% информации. С этим утверждением можно согласиться или не согласиться, но попробуйте во время выступления держать руки "по швам", забыв о жесте, и вы сразу же ощутите "деревянную" сухость голоса, скованность мыслей.

Лучше всего, когда  поза при выступлении спокойная, а жесты свободные и упругие, а не небрежные и вызывающие, тогда  служитель видит перед собой  не мечущуюся фигуру, у него возникает раздражение. Жестикуляция может и должна сопутствовать ходу мысли. Многие начинающие ораторы задаются следующими вопросами: «что делать со своими руками?» и «как сделать, чтобы руки не выдавали моего волнения!». Вопрос целесообразнее сформировать следующим образом: «Как руки могут мне помочь?».

С помощью рук  можно показать размеры предмета и указать на, какие либо предметы, подчеркнуть важность сказанного. Иными  словами, пользуйтесь руками для  создания образа своих идей. При  этом необходимо считать со следующими правилами. Готовясь к выступлению, не забывайте о жестах, так как они - это тот язык, который понятен всем. Если сами точки и запятые не могут заменить слова, то незначительный жест понятен и без слов. Жесты – первооснова любого языка. Не бойтесь пользоваться ими.

Оратор и  аудитория

Следует помнить, что  многим нравится, когда обращаются непосредственно к ним. Оратор не должен равнодушно смотреть поверх людей  или пристально смотреть в потолок. Любой слушатель должен почувствовать, что его увидели. Иногда полезно остановить взгляд на отдельном слушателе (если заметно его особое участие). Этот контакт глаз желательно укрепить (беглого взгляда часто недостаточно). Обращайте свой взгляд и на нескольких слушателей. Если перед вами большая группа, то выберите слушателей в различных частях аудитории. не оставляйте без внимания ни одного сектора аудитории, иначе вы рискуете в какой-то ее части потерять всяческую поддержку.

Не начинайте свое выступление сразу, немного подождите. Помните, что главным психологическим фактором, который оказывает воздействие на слушателей, являетесь именно вы, и слушатели оценивают, как вы одеты, как вы держитесь на трибуне, как вы говорите, знаете ли вы то, о чем говорите. В выступлении следует стараться избегать ошибок. Иногда бывает достаточно 2—3 речевых ошибок, чтобы составить мнение об уровне выступающего; особенно опасны в этом отношении неправильные ударения, которые сразу представляют человека в невыгодном свете.

Следует знать, что активно слушать человек может в среднем 15 минут. Затем необходимо сделать паузу или небольшое отступление, привести какой-нибудь любопытный факт.

Малейшая  оплошность— и вас перестанут слушать. Если вы начнете запинаться и извиняться, то ваши слушатели  начнут сомневаться в вашей компетентности, а также в том, стоит ли вообще вас слушать. Все должно происходить так же, как в диалоге, только границы диалога чрезвычайно расширяются. Так же, как и в диалоге, следует смотреть на слушателей (слушатели должны видеть ваши глаза!).

Как выступающий — вы для них личность, а личности всегда находятся в центре внимания. Научитесь использовать оказываемое вам внимание, которое не всегда означает, что люди только и ждут вашей неудачи.

 

 

Вопрос  №23. Техника выступления.

Часто возникает ситуации, в которых необходимо в чем-то убедить клиента, кандидата в  дистрибьюторы или обосновать свою позицию для этого применяются  следующие технологические ходы.

1.Определение цели  выступления

Определите до начала выступления свои цели, они могут: информировать слушателей рассказ о чем-то новом; убедить слушателей подготовка слушателей к признанию способа решения проблемы; побуждение к действию вызвать желание, что-либо изменить. Зачастую выступление объединяет все три цели, но какая то из них обычно главная. Чтобы реализовать цели выступления необходимо знание аудитории. Речь, резонирующая с представлениями и желаниями слушателей, достигает желаемого результата. 

2.Соберите информацию  о вашей аудитории

Сбор информации осуществляется в соответствии с логическими уровнями: среда (окружение) - привычный стиль поведения - способности (знания) - убеждения (мнения, ценности, предубеждения) - само представления (профессиональные и личностные) - миссия (общие цели, которые поддерживает большинство аудитории).

Необходимо знать о (лидерах мнений) - это люди задающие тон оценкам и мнениям группы. Уточняется возрастной состав, специалисты  перед вами или дилетанты, социальное положение, степень осведомленности  о предмете выступления, личные и  общественные интересы, степень близости докладчика к слушателям. Это все СТАБИЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ аудитории.

Перед выступлением проясняются  для себя СИТУАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ, а именно: эмоциональное состояние  собравшихся их ожидания. Собрав, эти  данные, вы можете понять в каком виде вы можете быть представлены собравшимся. Тут много выборов: подчеркнуть свой статус, возраст, принадлежность к определенной группе, обозначить род занятий и степень профессиональности. Помните - срабатывает эффект выступающего.

3.Конструируйте свой образ

Выступающий с трибуны  аудитории кажется экспертом  и вызывает доверие. Усилить впечатление  об искренности человека и доверие  к нему (а следовательно и эффект воздействия) возможно, если он ясно аргументирует  позицию, которая заслуживает доверия в том, что она явно не затрагивает его прагматические интересы и не приносит ему никакой выгоды (а лучше если противоположна интересам коммуникатора) и если он явно в лоб не пытается повлиять на аудиторию.

Наиболее существенным при выступлении является (внешний знак авторитета) титул, звание и прочее. Обозначающие ценность личности через ее социальную роль. При сообщении, что перед вами генерал, профессор, директор сразу же вступают в силу определенные установки восприятия, ранее сложившиеся оценки и ожидания. Здесь вступает в действие механизм (переноса) при котором достоинства (свидетельствующего) переносятся на товар, на другого человека, на явление. При высоком авторитете выступающего аудитория будет тем более убеждаема, чем большее противоречие будет существовать между ее начальным мнением и точкой зрения, которую отстаивает выступающий.

4.Определите свою роль

Изучив аудиторию, перед  которой вы собираетесь выступать  определитесь с ролью, которую вы будете использовать при выступлении.

Если вы способны по отношению к своему слушателю выступить в роли БОЖЕСТВА - считайте, что он уже загипнотизирован. С той же секунды как признал вас таковым.

Роль покровителя - могучий, властный, но добрый к тебе человек, опора в бедах, утешение в страданиях, предмет благоговения.

Роль кумира - необязательно  могуч, необязательно добр, но знаменит, пользуется всеобщим восхищением.

Роль хозяина или  господина - любое слово закон, к  вам он совсем не добр, но не подчиниться  значит навлечь на себя большие беды, при послушании вы имеете ряд выгод вас приблизят, обласкают. Не сумеете угодить - пеняйте на себя.

Роль авторитета - этот обладает ограниченной властью, но к  нему нельзя не прислушаться иначе  сядешь в лужу.

Роль виртуоза или  ловкача - вы умеете совершать невозможное: хорошее или плохое неважно, вы завораживаете своей ловкостью.

Роль удава - он видит  ваши слабые места, и вы не на миг  не верите, что способны с ним  справиться. Ломать и топтать вас  ему приятно.

Роль дьявола - вы олицетворяете  зло. Зло ради зла, а не во имя какой-то цели.

Поза, жесты выражение  глаз, манера речи передают социально-психологическую  роль выступающего, поэтому необходима тренировка для вживания в роль. Отрабатывается роль через отождествление себя с кем-либо наиболее соответствующим  ей.

5.Подготовка речи

6. Выстраивайте речь  в соответствии с законами  восприятия

Сила влияния информации зависит не только от ее убедительности, но и от порядка предъявления в  речи. Закон очередности - значимые события сообщаются в первую очередь. Закон предшествования. Любая информация усваивается аудиторией в первом толковании. Любая попытка изменить толкование воспринимается как новая информация. Поэтому так важна первичность подачи информации и - особенно, комментариев.

7. Максимально используйте  возможности языка

Суть в том, что для сообщения тщательно отбираются вызывающие либо позитивны, либо негативные ассоциации и таким образом, влияющие на восприятие информации. Семантическое манипулирование может за счет используемых слов исказить суть факта, события внешне сохраняя объективную форму. Например, глагол (изменить) вызывает у исследуемой аудитории ощущение неуверенности, неизвестности и определенного риска. 

8. Организуйте пространство  для выступления

Официальная речь лучше  воспринимается в зале с трибуной для выступления, чем в домашней обстановке. Неофициальное выступление лучше проводить в неформальной обстановке сдвинуть ряды стульев и сесть поближе к аудитории.

9. Настройка на аудиторию

Необходимо завладеть  аудиторией с помощью следующей  методики: 1. незаметно напрягите мышцы и быстро расслабтесь; 2. представьте что вы можете зажечь светящиеся линии-шнуры идущие одновременно с двух сторон от основания позвоночника и от макушки головы; 3. примите решение завладеть комнатой или пространством, в котором находитесь; 4. представьте что зажглись еще четыре шнура от основания позвоночника до нижних углов комнаты или того объекта на который хотите повлиять; 5. представьте, как четыре светящихся шнура от верхней точки вашей головы соединяются с верхними углами потолка; 6. знайте что вы владеете пространством и контролируете все что будет происходить; 7. замечайте внутренние переживания, вы ощущаете себя высоким? 8. освоившись в пространстве представьте множество световых нитей соединяющих вас с аудиторией, почувствуйте состояние аудитории. Если линии где-то оборваны или запутались мысленно восстановите их. Пусть свет свободно течет между вами и аудиторией.

10. Выступление

Создание контекста - настроиться на аудиторию, добиться резонанса, создать впечатление, что  сейчас произойдет, что-то необычное, представьтесь собравшимся, поинтересуйтесь их именами. Если люди незнакомы можно создать для их взаимодействия контекст - совершить совместные действия: переставить стулья, столы, пересесть поближе. Не начинайте говорить, пока не наступит тишина, возьмите паузу аудитория сама наведет порядок. Или говорите очень тихо, чтобы вас услышать слушателям придется замолчать.

Установите зрительный контакт с аудиторией. Останавливайте свой взгляд по 2-3 минуты на каждом слушателе: вы показываете свою заинтересованность и контролируете реакцию на свое выступление.

Переход к теме беседы для привлечения внимания лучше  всего рассказать историю притчу анекдот. Эксперементируйте с голосом. Хорошо работает метод волнообразной  речи суть в повышении и понижении интонации. Принято говорить о нежелательном с пониженной интонацией, а о желательном, положительном - с повышающейся. Стандартный шаблон привлечения внимания с помощью интонации: понижающаяся при описании проблемы, повышающаяся к концу описания - пауза - повышение интонации при описании решения. Ключевые моменты речи выделяются голосом или жестом. Вовлекайте аудиторию в обсуждение. Задавайте вопросы, выясняйте особое мнение, провоцируйте спор. Проявляйте гибкость - после вхождения в резонанс необходимо его всячески поддерживать, делайте вид что бы не происходило в зале так и было задумано.

Информация о работе Ответы на экзамен "Риторика"