Практическое изучение авторской журналистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 19:59, дипломная работа

Описание работы

Главная цель дипломной работы – показать, что сегодня представляет собой авторская журналистика, и ответить на вопрос – действительно ли она изживает себя.
Под авторской журналистикой здесь и далее мы будем подразумевать аналитические тексты, вскрывающие внутренние причинно-следственные связи социально-значимых явлений современности.

Работа содержит 1 файл

АТОРСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА дипломная.doc

— 384.00 Кб (Скачать)

     Введение 

     Сегодня авторская журналистика как таковая  значительно сдала свои позиции. Во многом это происходит из-за недоверия  читателя к информации, которую предоставляет  журналист. В обществе бытует мнение о субъективности пишущих, о «заказном» характере информации, спекуляции фактов и об умалчивании некоторых деталей.

     Поскольку в последнее время появилось  много размышлений, нужна ли авторская  журналистика, раз она не может  удовлетворить «информационный  голод» общества, это обстоятельство определило выбор темы дипломной работы: «Авторская журналистика сегодня (на материалах современных российских СМИ)».

     Яркой иллюстрацией данной проблемы в дипломе  является исследование творчества Михаила  Леонтьева, представляющего в своей  колонки взгляды правительства. Ничего провокационного против русского государства Леонтьев не говорит, поддерживая имидж канала и того же государства. Наоборот, многие из его монологов звучат как апологетика российской внешней политики, оправдание или растолковывание «простых истин». Особенно это касается передач, посвященных проблеме войны с Грузией.

     Отметим, что пессимистично оценивают  будущее журналистики не только читатели, но и журналисты.

     По  мнению украинской журналистки Аллы Котляр, «авторская журналистика вымирает, потому что журналисты не являются специалистами в темах, о которых пишут. А несовпадение интересных людям тем и тех, что освещаются СМИ, часто поражает»1.

     Главная цель дипломной работы – показать, что сегодня представляет собой  авторская журналистика, и ответить на вопрос – действительно ли она изживает себя.

     Под авторской журналистикой здесь  и далее мы будем подразумевать  аналитические тексты, вскрывающие  внутренние причинно-следственные связи  социально-значимых явлений современности.

     Аналитика – это:

  • формулировка проблемы, требующей всестороннего анализа:
  • причины;
  • мотивации людей, которые привели к обсуждаемой проблеме;
  • предположения, гипотезы о дальнейшем развитии событий, проведение аналогий;
  • программа действий, рекомендации.

     Важная  особенность аналитических текстов  – присутствие журналистского «я» в текстах, позиция автора, основанная на его личностном мировосприятии (сюда относятся этические нормы, психологические и социальные аспекты личности автора). Проблемы объективности-субъективности в журналистских текстах мы подробнее рассмотрим во второй главе нашей работы.

     Разработка  цели предполагает решение ряда задач:

  1. Изучить уже имеющиеся теоретические материалы, которые разрабатывали различные аспекты, касающиеся проявления авторского «я» журналиста;
  2. Рассмотреть журналистские этические кодексы как зафиксированные требования, предъявляемые к журналистам и их текстам;
  3. Осветить существующие точки зрения на проблему объективности-субъективности в журналистике;
  4. Напомнить об ответственности журналиста перед аудиторией за обнародование своей позиции;
  5. Изучить роль каждого инструмента журналиста в создании авторских текстов;
  6. Проанализировать примеры творчества современных авторов-аналитиков;
  7. Выявить основные приемы, используемые современными журналистами для создания текстов;

     Гипотезой данного исследования является мысль о том, что аналитические журналистские тексты создаются для того, чтобы влиять на аудиторию, воспитывать ее (во многом это происходит из-за опосредованной журналистом действительности), именно поэтому интерес читателей к таким материалам не исчезнет. Значит, у авторской журналистики огромный потенциал и множество инструментов для создания новых ценностей общества.

     Для дальнейшей работы необходимо дать определение понятиям «журналист» и «журналистика».

     Большая Советская Энциклопедия трактует журналистику как «вид общественной деятельности по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение, кино и др.); одна из форм ведения массовой пропаганды и агитации. Информация, распространяемая журналистикой, должна иметь для аудитории социально-ориентирующее значение, формируя её общественное мнение и мировоззрение, давая представление о явлениях, процессах и тенденциях современной действительности во всём многообразии, о закономерностях, определяющих функционирование и развитие экономической, социально-политической, духовно-идеологической жизни общества»2.

     Тогда журналист – это «человек, занимающийся журналистикой в качестве своего основного рода занятий, способствующий информационному наполнению СМИ путём сбора, осмысления и изложения для аудитории информации о значимых фактах, событиях, людях, явлениях3.

     Предметом исследования являются аналитические  материалы современных российских тележурналистов и колумнистов, то есть писателей, а объектом – авторская журналистика.

     Авторская журналистика в контексте объективности-субъективности, этических кодексов изучена достаточно хорошо. Новизна нашего исследования заключается в том, что мы через  изучение приемов современных авторов докажем ценность их материалов для общества.

     В теоретической части мы рассмотрели  научные труды Г.В. Лазутиной «Основы  творческой деятельности журналиста», М.Н. Кима «Теория создания журналистского произведения», Е.А. Корнилова «Социиокультурные модели журналистики», А.А. Тертычного «Жанры периодической печати» и «Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход», Д.С. Авраамов а «Профессиональная этика журналиста», С.К. Рощина «Психология и журналистика», А.Н.Гвоздева «Очерки по стилистике русского языка», М. С. Черепахова «Таинства мастерства публициста» и многие другие источники.

     В первой главе мы опираемся на работы «Таинства мастерства публициста», «Очерки по стилистике русского языка», «Творческая индивидуальность в журналистике», «Теория создания журналистского произведения» и т.д.

     Для второй главы  автор дипломной работы автор  многое взял из работ Рощина и Авраамова, которые рассуждают об этических  и психологических аспектах журналистики с позиции постсоветского общества.

     Весьма  интересными и познавательными  можно назвать научно-популярные издания американских исследователей – «Четыре теории прессы» и  «Беседы о масс-медиа». С некоторыми ограничениями, связанными с национальной спецификой, эти работы оказались полезными для данного исследования.

     В главе I «Роль и способы выражения  авторского «я» мы подробно изучаем  инструменты творчества журналиста, такие как факт, искусство анализа, процесс обобщений, описываем рациональное и эмоциональное начала в журналистике, формулируем определение понятия «стиль языка».

     В главе II «Профессиональная этика  журналиста: позиция и субъективность»  мы попытались ответить на следующие  вопросы: Что значит понятие «авторская позиция» применительно к журналистике? Насколько её выражение в СМИ соотносится с требованием объективности, о котором говорят все вокруг и которое записано в этических кодексах журналиста? Несёт ли автор за выражение своего мнения какую-либо ответственность перед обществом и, вообще, нужно ли это аудитории?

     В теоретической части мы уделили  особое внимание одному из важных аспектов деятельности современных журналистов, влияющих на проявление авторского «я»  и позицию журналиста, – зажатость журналиста между чужими интересами.

     Со  своей стороны автор постарался найти объяснения этому явлению.

     В III главе мы исследовали приемы современных колумнистов – Максима Соколова, Льва Рубинштейна, Михаила Леонтьева и Евгения Гришковца. Особенность практической части заключается в том, что детально проанализированы стили не только деловых журналистов (Соколова в печати, Леонтьева на ТВ), но и журналистов-писателей (Рубинштейна в печати, Гришковца на ТВ).

 

      Глава 1. Роль и способы выражения авторского «я»  

     «Журналисты похожи на зайцев на снегу. Впереди — заснеженная степь. И кажется, что побежав к горизонту, туда, где солнце, оставишь за собой правильный след, за которым, возможно, пойдут другие. Нам хочется не просто писать «о…». Мы тешим себя надеждой, что можем влиять «на…». Но зайцев много, и горизонт у каждого свой — снег покрыт затейливым рисунком заячьих лапок. Останутся ли следы, когда растает снег, или окажется, что мы просто описывали бездушное белоснежное пространство, которому нет до этого никакого дела»4.

     Это ЛИД из интервью «Медиа: зайцы на снегу» с доктором филологических наук, профессором Мариупольского государственного университета и Национальной академии государственного управления при президенте Украины Георгием Почепцовым, подготовленного украинской журналисткой Аллой Котляр.

     Материал  посвящен вымиранию авторской журналистики и причинам этого процесса. Алла Котляр латентно подталкивает читателя к размышлению о том, действительно ли серьезная авторская журналистика отжила свой век?

     Подобные  мысли самих журналистов свидетельствуют  о том, что и они беспокоятся о будущем авторской журналистики и ищут способы выхода из тупика. Мы попытаемся с помощью теории найти ответы на эти и многие другие вопросы.

     1.1 Личность журналиста в системе журналистики

     1.1.1 Структура творческой индивидуальности журналиста

     «Творческая индивидуальность журналиста есть особое качество личности, которое она приобретает и выявляет в конкретном виде данной деятельности. Способности и другие свойства личности выступают при таком подходе как заданные условия формирования творческой индивидуальности, условия, определяющие формы, способы и динамику этого процесса. Формируя в себе творческую индивидуальность, личность «использует» свои природные качества в целях успешного выполнения деятельности»5.

     У И.М. Дзялошинского творческая индивидуальность обладает собственной структурой, то есть «совокупностью функциональных элементов и их отношений, необходимых и достаточных для достижения поставленных целей»6.

     «Любому действию человека должно предшествовать образование двух психологических феноменов, имеющих сложную структуру и отражающих все затрагиваемые данным действием или его результатом стороны индивидуального сознания. Одним из этих феноменов является способность действовать, а другим – готовность действовать»7. В способность действовать входят знания о том, как нужно действовать, и умения эти знания применять.

     «Готовность к любому действию предполагает желание действовать соответствующим образом и отсутствие противоположных желаний или их значительно меньшее влияние. А желание действовать выступает основной формой проявления активности человека, опосредованной его личными убеждениями»8.

     Таким образом, необходимыми и достаточными для достижения поставленной цели компонентами творческой индивидуальности являются знания, умения и желания журналиста. Естественно, у разных авторов содержательное наполнение этих блоков может быть чрезвычайно разным, но в структурном смысле обязательны все три. Именно в этих компонентах сливаются и преобразуются как психологически-интеллектуальные, эмоциональные и волевые качества человека, так и требования журналистики как вида деятельности.

     Рассмотрим  эти компоненты несколько подробнее.

     В системе знаний журналиста должны гармонично сочетаться общекультурные и профессиональные, а также теоретические и эмпирические знания.

     Следующая подсистема творческой индивидуальности – умения – исследована у И.М. Дзялошинского значительно хуже, чем рассмотренная выше.

     «Совокупность всех следов прошлых взаимодействий, используемых для оптимального осуществления журналистской деятельности, и имеет смысл назвать опытом. Опыт журналиста состоит из образов реальной действительности (содержательный опыт) и из устоявшихся, отложившихся в памяти способов совершения действий по ее преобразованию (операционный опыт)»9. Эти способы совершения действий различаются по степени их «усвоенности» и закрепляются в привычках, навыках и умениях.

     Под навыком понимается такое и «овладение способами деятельности, которое позволяет журналисту хорошо ориентироваться в знакомых ситуациях и быстро и сознательно находить соответствующие данному типу взаимодействия решение или способ деятельности»10.

Информация о работе Практическое изучение авторской журналистики