Региональная музыкальная журналистика

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 15:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – краткое рассмотрение истории музыкальных изданий в целом по России, а так же анализ музыкальных изданий на региональном уровне, на примере газеты «PRO рок».

Объектом исследования являются история и современное состояние музыкальной журналистики в России.

Предмет работы – газета «PRO рок» как единственное музыкальное печатное издание на уровне нашего региона.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1.проследить развитие музыкальной прессы в России;
2.выявить и проанализировать современное состояние музыкальной журналистики
3.провести анализ газеты «PRO рок» как единственного специализированного музыкального печатного издания в г. Рязани

Содержание

Оглавление

Введение……………………………………………………………………......3

1.Музыкальная журналистика в России
1.Краткая история музыкальной журналистики в России……….....5
2.Современное состояние музыкальной журналистики…………...12
2.Региональная музыкальная журналистика на примере
газеты «PRO рок»……………………………………………………………...18

Заключение……………………………………………………………………26

Список используемой литературы…………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

курсовая, 4 курс, Фролова.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования 

«Рязанский  государственный университет им. С.А. Есенина»

Факультет русской филологии и национальной культуры

кафедра журналистики 
 

ФРОЛОВА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА 
РЕГИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА

НА  ПРИМЕРЕ ГАЗЕТЫ «PRO РОК» 

Курсовая  квалификационная работа  
 
 

Научный руководитель –

доцент  Зайцева Г.А. 

К защите.

Зав. кафедры  журналистики – 

доцент Тихомирова Г.А. 
 
 
 

Рязань  – 2010    
 
 

Оглавление

Введение……………………………………………………………………......3

  1. Музыкальная журналистика в России
    1. Краткая история музыкальной журналистики в России……….....5
    2. Современное состояние музыкальной журналистики…………...12
  2. Региональная музыкальная журналистика на примере

газеты «PRO рок»……………………………………………………………...18

Заключение……………………………………………………………………26

Список используемой литературы…………………………………………..28

Приложения                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Актуальность  данной работы  обусловлена отсутствием целостного исследования музыкального направления в журналистике и снижением качества материалов в этой  области. Количество собственно музыкальных СМИ очень малочисленно, а на региональном уровне эта ниша вообще практически не занята. Это определяет актуальность и новизну данной работы.

    Цель  исследования – краткое рассмотрение истории музыкальных изданий  в целом по России, а так же анализ музыкальных изданий на региональном уровне, на примере газеты «PRO рок».

    Объектом  исследования являются история и современное состояние музыкальной журналистики в России.

    Предмет работы – газета «PRO рок» как единственное музыкальное печатное издание на уровне нашего региона.

    Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  1. проследить развитие музыкальной прессы в России;
  2. выявить и проанализировать современное состояние музыкальной журналистики
  3. провести анализ газеты «PRO рок» как единственного специализированного музыкального печатного издания в г. Рязани

    В данной работе использованы такие методы, как описательный и аналитический.

    Структура данной работы: состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка использованной литературы и приложений.

    Музыкальная журналистика – профессиональная оценочная деятельность,   направленная на музыкальное творчество, которая реализуется в специальных узконаправленных текстах (письменных или устных), а также все труды, созданные в этом жанре. Это, прежде всего, аналитика и критика, так называемый проводник в мир искусства, а не светская хроника и обзоры новинок.

    Музыкальная журналистика – проводник в мир духовной красоты. И мало кто может грамотно работать в этой области. Как жанр это направление журналистики постепенно деградирует. И потенциальному читателю очень сложно сделать выбор из того крайне небольшого количества музыкальных изданий, которые представлены сейчас на российском рынке. В редких журналах можно прочитать качественные и стоящие материалы о музыке. В основном в таких публикациях акцентируется внимание на личной жизни, слухах и частных историях из жизни музыкантов, что само собой является печальным подтверждением факта массового «пожелтения» журналистики в настоящее время.

    Поэтому очень интересно понять, какую  роль играет музыкальная журналистика в жизни общества и почему так  мало изданий специализируется в этой области. В первой части данной работы мы кратко рассмотрим историю и современное состояние музыкальной журналистики в России. Во второй главе нами будет проведен анализ рязанской газеты «PRO рок» как единственного собственно музыкального издания на уровне нашего региона.          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Музыкальная журналистика в России

1.1. История музыкальной журналистики в России     
 

    Музыкальная журналистика появилась на базе периодической  печати, то есть уже существовавшей платформы массово ориентированного печатного слова. До появления периодической печати музыкально-критическая мысль была представлена в философских трактатах и эстетических высказываниях. И только в XVIII веке музыкальная критика превратилась в отдельную самостоятельную сферу деятельности, когда возник новый канал выхода музыкально-критической мысли - журналистика.

      Журналистика - это одна из форм  выхода как музыкальной критики,  так и музыкального просветительства, популяризации, пропаганды - разных  видов ознакомления общества  с музыкой. То есть музыкальная журналистика в своей деятельности обращена ко всем - к музыкантам и к не музыкантам. Ее основные функции - информировать и оценивать, а через них - просвещать. 

    Главный постулат журналистики - направленность на «сегодня», на «данный момент». Ее внимание обращено на культурную ситуацию сегодняшнего дня. Предметом освещения, анализа, оценки могут являться только процессы культурной жизни, актуальные  для данного времени. Журналистика оперативна в своей деятельности. Она  не предполагает  неопределенное время, ее воздействие   кратко. Чем быстрее реакция журналистики на происходящее, тем ценнее это для общества. Но осуществив свою прямую функцию, журналистика со временем перерождается в другое явление культуры - документ воззрений своего времени. И именно в таком значении она способна войти в историю культуры.

    Письменная  журналистика стала «властвовать умами» задолго до появления устной (теле-радиожурналистики). И сегодня критическая деятельность осуществляется, в первую очередь, именно посредством периодической печати (телевидение и радио в первую очередь направлены на информирование, а не на анализ и критику).

    В разные периоды истории музыкальной  журналистики как самостоятельной  сферы деятельности функцию музыкального критика осуществляли профессионалы в музыке и просвещенные дилетанты.  Слово о музыке, в котором все более нуждалось общественное сознание, мог произнести тот, кто это умел сделать профессионально. История русской музыкальной критики богата такими именами как А.Серов, Ц.Кюи, Б.Асафьев, В.Каратыгин и др.1 

    Первым  русским музыкальным журналом был  нотный журнал «Музыкальные увеселения», издавался в Москве в 1774 году. В  конце XVIII - начале XIX века в Петербурге и Москве издавались многочисленные музыкальные журналы, рассчитанные на различные общественные круги. В них публиковались фортепьянные, вокальные, гитарные пьесы, отрывки из популярных опер. Первым нотным музыкальным журналом, выходившим в провинции, был «Азиатский музыкальный журнал».

    В 1842 в Петербурге начал издаваться нотный журнал «Нувеллист», выходивший с 1844 года с литературным прибавлением, которое можно рассматривать как первый русский собственно музыкальный журнал.

    В 50-х годах выделялись по уровню публикуемых  музыкальных материалов журналы  смешанного типа - «Музыкальный и театральный вестник», позднее - «Музыка и театр».

    В 60-80-х годах XIX века в Петербурге издавались музыкальные журналы: «Музыкальный сезон», «Музыкальный листок», «Русский музыкальный вестник».

    Различные по своей направленности, они публиковали серьёзные статьи и представляли собой специальные органы русской музыкальной периодической печати.

    Музыкальная периодика дореволюционной России начала века многочисленна и разнообразна. В городах России (и в губерниях) выходили издания с нотными приложениями для разных инструментов, для голоса с сопровождением: «Аккорд. Вестник гитары и других народных музыкальных инструментов» (Тюмень), «Баян» - ежемесячный общедоступный музыкально-литературный журнал (Тамбов); «Тульский гармонист» - ежемесячный иллюстрированный музыкальный журнал (Тула); в Москве и Санкт-Петербурге - «Музыка, еженедельное издание» (М.Приложение - 1915 г. Беляев В. «Краткое изложение учения о контрапункте и учения  о музыкальной форме»), «Русская музыкальная газета» - еженедельное издание, в течение летнего сезона - два раза в месяц, «Известия Санкт-Петербургского общества музыкальных собраний» (с 1909 г. - серийное издание «О музыке и музыкантах»); музыкально-театральные: «Современный театр и музыка», «Сцена и музыка»; педагогические: «Русская музыкальная грамота» и другие.2

    После революции появляется масса пролетарских изданий: «Музыка и быт», «Музыка  и Октябрь», «Музыка и революция». Но общее число музыкальных изданий  заметно сокращается, и основными  со временем становятся: «Советская музыка», «Музыкальная жизнь», «Советская эстрада и цирк». Музыкальные спектакли также освещают: «Театр», «Театральная жизнь», «Балет».

    Отдельным пластом также можно выделить академические музыкальные издания, которые начали выходить в России в 30-х годах XX века. Академические издания никогда не предназначались для широкого круга читателей, большая часть статей в них являются научными, а не чисто журналистскими. Их проблематика, стиль, лексические нормы соответствуют скорее научным требованиям, чем  требованиям журналистики, в основе которой - злободневность, доходчивость, предполагающая не снисходить до читателя, а общаться с ним на его языке, индивидуальность подхода - субъективный взгляд на проблему, элемент творчества. Научное «мы» если

 даже  не пишется, то подразумевается. А это не совместимо с творческим «я», непременным условием журналистики. Академические издания представляют большой интерес для специалистов и очень важны для студентов специальных учебных заведений, но достаточно далеки от непрофессионального читателя. И потому не имеют подлинного общественного резонанса.

    Ярким примером такого типа изданий служит журнал «Советская музыка», который  издается с 1933 года (с 1992 года под названием  «Музыкальная академия»). Издание было ежемесячным с нотным приложением (с 1949 года), на сегодняшний день (по собственному определению издания) – это ежеквартальный теоретический и критико-публицистический журнал. Это специальное издание, ориентированное исключительно на читателя-музыканта.3

    Еще одним академическим изданием является журнал «Музыкальная жизнь», который  издается с 1957. Это издание задумано как более демократическое с большим, по сравнению с «Советской музыкой», тиражом. Названия разделов - конкурсы, в театрах страны, интервью, проблемы музыкального образования - апеллируют к более широкой читательской аудитории. Интервью с кинокомпозиторами, телевизионными деятелями, обзор рок-музыки на страницах журнала соседствуют с традиционными академическими темами - беседы о музыке, оперные театры мира. Журнал предпринимает многое для того, чтобы расширить свою читательскую аудиторию. В частности, что очень важно, много внимания уделяется освещению музыкального процесса.

    Единственным  музыкальным изданием того времени, рассчитанным на широкую публику, был журнал «Ровесник», выходивший с июля 1962 года. Это был первый в России музыкальный журнал для молодежи. И только в 90-е годы, когда и началось бурное развитие музыкальной периодики, у этого издания стали появляться конкуренты. («Cool», «Неон», «Молоток» и другие).

Информация о работе Региональная музыкальная журналистика