Региональная музыкальная журналистика

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 15:41, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – краткое рассмотрение истории музыкальных изданий в целом по России, а так же анализ музыкальных изданий на региональном уровне, на примере газеты «PRO рок».

Объектом исследования являются история и современное состояние музыкальной журналистики в России.

Предмет работы – газета «PRO рок» как единственное музыкальное печатное издание на уровне нашего региона.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1.проследить развитие музыкальной прессы в России;
2.выявить и проанализировать современное состояние музыкальной журналистики
3.провести анализ газеты «PRO рок» как единственного специализированного музыкального печатного издания в г. Рязани

Содержание

Оглавление

Введение……………………………………………………………………......3

1.Музыкальная журналистика в России
1.Краткая история музыкальной журналистики в России……….....5
2.Современное состояние музыкальной журналистики…………...12
2.Региональная музыкальная журналистика на примере
газеты «PRO рок»……………………………………………………………...18

Заключение……………………………………………………………………26

Список используемой литературы…………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

курсовая, 4 курс, Фролова.doc

— 163.00 Кб (Скачать)
"justify">    «Ровесник»  существовал  под эгидой ЦК ВЛКСМ  и  КМО СССР и  писал на уникальные в то время темы о рок-музыке, а  также о  жизни  и культуре западной молодежи. Тиражи издания достигали  миллионов экземпляров. «Ровесник» известен тем, что в 1980-х и 1990-х годах в нем публиковалась «Рок-Энциклопедия Ровесника» (РЭР) — практически первый опыт рок-энциклопедии на русском языке.

    В 90-е годы новые исторические условия  жизни Российской Федерации стали  важным фактором формирования массовой журналистики нового типа. Необходимо было определить то место, которое предстояло занять прессе в утверждавшемся демократическом обществе. Процесс, начатый в начале 90-х годов, привел к некоторым сдвигам в социальной структуре печати, телевидения, радиовещания, более осмысленному пониманию запросов аудитории, способствовали внедрению новых форм и методов деятельности средств массовой информации. Информационный процесс в стране в новых условиях дифференцировался, реорганизовался. Менялись и социальные, и духовные, и профессиональные ориентиры журналистики.

    Строительство системы средств массовой информации, развернувшееся в начале 90-х годов, испытало немало трудностей. На начало ноября 1991 г. Министерством печати и  массовой информации РФ было зарегистрировано 1269 газет, журналов, информационных агентств. Более 2200 средств массовой информации получили свидетельства на право деятельности в бывшем союзном ведомстве. В целом установлено, что в 1991 г. в Российской Федерации издавалось 4863 газеты.

    Читательские  интересы, демографические, социальные факторы способствовали формированию новой структуры печати. В нее вошла периодика, предназначенная широкому кругу читателей и различающаяся по тематике и адресности: общественно-политические издания, издания универсального содержания, молодежные издания и издания для детей, женские издания, музыкальные издания, рекламно-информационные.4

    Именно  в этот период в России и началось интенсивное развитие музыкальной  прессы. Стали открываться многочисленные музыкальные журналы и газеты, рассчитанные на разную возрастную аудиторию и на разные музыкальные вкусы потребителей. Профессия музыкального критика была широко распространена и востребована. Но уже качество их рецензий и статей зависело от того, в каком издании они работали. Музыкальные издания девяностых можно поделить на такие группы:

  1. молодежные: «Молоток», «Bravo», «Cool», «Неон» и другие;
  2. рок-издания: «Fuzz», «Rockcor», «Classic Rock», «In Rock» и другие;
  3. издания для музыкантов: «Московский музыкант», «Guitar Magazine» и другие;
  4. светский глянец: «Hello», «ОК», «Star Hit» и другие;
  5. телевики (светский НЕ глянец): «7 дней», «Антенна», «ТВ7», «Теленеделя» и другие;
  6. анонсные издания: «Афиша», «Time out», «Ваш досуг», «Коммерсантъ-Weekend» и другие.

    Также, говоря об истории русской музыкальной журналистики, нельзя обойти стороной и такое интересное явление, как самиздат. В 80-х годах XX века в условиях жёсткой партийно-государственной монополии на культуру, а также на издательское дело и выпуск СМИ, публикация запрещённых, идейно чуждых произведений могла осуществляться только нелегально и самодеятельно. Деятельность подпольных издателей и журналистов квалифицировалась советским правом как уголовное преступление.

    Начавшаяся  «перестройка»  стимулировала создание и развитие сотен самодеятельных периодических изданий, в том числе рок-самиздатов (при этом первые музыкальные самиздаты появились в СССР ещё в 1967 году). Меломанам всей страны стали известны такие журналы как «Рокси», «РИО», «УрЛайт», «КонтрКультура», «ДВР». Многие известные музыканты, литераторы, продюсеры, общественные деятели связали своё имя с этим явлением: Борис Гребенщиков, Анатолий Гуницкий, Артемий Троицкий, Александр Кушнир и многие другие.

    С принятием в 1991 году российского  закона «О средствах массовой информации»  граждане получили право учреждать и издавать прошедшие государственную регистрацию собственные СМИ. В статье 12 этого же закона оговорена возможность выпуска самодеятельных периодических изданий без государственной регистрации при условии, что их тираж будет составлять менее 1000 экземпляров.

    В России был легализован самиздат, однако прежняя необходимость в  нём как в способе издания  почти полностью отпала. Тем не менее, в 90-х годах самодеятельные музыкальные издания по-прежнему существовали («Шумела мышь», «Осколки», «Нашъ Драйвъ», «Напрочь», «Чернозём», «Прогулки раненых» и др.). Существуют они и в наши дни, в XXI веке.

    Существенно проигрывая официальным СМИ в  оперативности и качестве информационной составляющей, современные российские рок-самиздаты сосредотачиваются преимущественно на оригинальности оформления и концептуальной целостности изданий. Содержание выпусков самиздатов состоит в подавляющем большинстве из интервью, рецензий, публицистических статей, публичных споров с коллегами по цеху и других материалов, минимально привязанных к конкретному времени и конкретным событиям. 

    1. Состояние современной музыкальной  журналистики

    Можно сказать, что сейчас музыкальная  журналистика в России находится  в кризисе. Подходя к киоску с  газетами, очень сложно сделать выбор. При достаточно большом выборе прессы, проблематично выбрать издание, где можно будет найти интересную и качественную информацию о музыке.

    Музыкальных журналов практически нет (то есть «настоящих» печатающих аналитику, размышляющих об истории музыки, намечающих тенденции, открывающих новые некоммерческие имена). Музыкальная пресса сейчас представлена в основном одними развлекательными молодежными изданиями.

      Кризис музыкальной журналистики  случился не вдруг и не только  у нас. Объективных причин несколько.  Изменился характер музыки. В 60-е годы прошлого века музыка и молодежное движение шли бок о бок, журналистика им не требовалась. Родители и дети впервые стали слушать разную музыку и, в общем, у радиоприемников побеждал сильнейший. То есть, кто предпочитал Элвиса Пресли, не слушал Клавдию Шульженко. В 70-е годы музыкальная жизнь пошла на убыль, и тогда возникла потребность в анализе и комментарии. В музыкальную журналистику пришли интеллектуалы, многие из которых позже стали известными писателями и культурологами. Следующие двадцать лет - история скольжения в пропасть. Музыка становилась более технологичной и разнообразной, но энергетический потенциал таял - и в какой-то момент на смену понятию «мессадж» (скрытое в песне послание) пришло понятие «саунд» (звуковая атмосфера, которую нужно слушать, и не более того).5

    О том, что мы имеем сейчас, хорошо говорит музыкальный критик, писатель Андрей Горохов: «Журналисты новой  волны, кажется, вполне искренне считают, что их дело рекламировать тот  звуконоситель, о котором идет речь, видно, журналисты мыслят в категориях сотрудников маркетинг-отделов. Акулы индустрии оптом закупают журнальные площади, продвигая потенциальных звезд с многомиллионными рекламными бюджетами. Музыкальные журналисты на заказ пишут «хорошие» рецензии, критическое (независимое) мнение отсутствует». 6

    Анатолий  Гуницкий, журналист, драматург, поэт и  писатель, также недоволен нынешним положением дел: «В последнее время я не читал интересных материалов, написанных молодыми журналистами. Возможно, я субъективен, однако всему свое время… Конечно, есть много молодых ребят, которые хотят про музыку писать, но им трудней, чем нам. Они уже не первые. Музыкантам нынешнего поколения тоже трудней, потому что возникает ощущение, что все уже сыграно, все уже сказано. Чтобы сказать свое слово, чтобы стать серьезными художниками в журналистике, требуется какое-то время, немалые усилия. Правда, я далеко не все читаю. Возникло множество сайтов, где не может не быть одаренных людей. Очень хочу надеяться, что музыкальная журналистика не закончилась на представителях моего поколения…»7

    Действительно, хорошие репортажи с концертов, по которым можно понять, что это  был за концерт, появляются крайне редко. И, как ни удивительно, в деловых  газетах. Теперь еще самым удобным  местом распространения музыкальной журналистики стал Интернет. Именно здесь чаще всего появляются достойные материалы на отдельных сайтах или на сайтах тех же деловых газет. 8

    Если  проанализировать вопросы, какие журналисты задают музыкантам, то будет понятно, что в первую очередь в основном интересует редакции изданий: где они отдыхает, как поддерживают фигуру, с кем общаются и как проводят свободное время.  Вопросы о творчестве либо не задаются вообще, либо задаются в последнюю очередь.  Хотя, можно сказать, что журналы публикуют  именно то, что интересно  самой аудитории, ориентируются на её запросы. Кто-то может обвинить именно читателей в том, что музыкальная журналистика сейчас находится на низком уровне и практически не развивается. И что настоящая музыкальная журналистика просто не востребована и никому не интересна. С другой стороны, и сами издания, публикуя такие материалы, воспитывают у аудитории такой вкус. Как музыкальный вкус у слушателей развивают хорошей музыкой, так и вкус читателей прессы тоже можно развивать хорошими материалами. Многие издания наверняка считают, что публике нужны только развлечения. И ничто не вызывает такого жгучего интереса, как слухи, сплетни, скандалы, интимные подробности из жизни музыкантов. И главное - больше напора, хамства и скандала. Музыкальная журналистика сейчас, в основном, выполняет развлекательную функцию.9

    Также не с лучшей стороны описывает  современную музыкальную журналистику и Артемий Троицкий, рок-журналист, музыкальный критик: «Степень непрофессиональности в сочетании с самоуверенностью у наших музыкальных журналистов особо заметна. Дело дошло до того, что в какой-то момент мне даже стало стыдновато называть себя музыкальным журналистом, потому что сейчас 90% московских музыкальных журналистов просто профессиональные халявщики. Это такая толпа, которая ходит на всякие презентации, пресс-конференции, там на халяву наедается и напивается. Потом отписываются какими-нибудь придуманными заметочками... Правда в том, что музыкальная журналистика в массе своей стала позорным поприщем. И мне за это очень обидно».10

    На  сегодняшний день качественной музыкальной журналистики практически не существует. Есть отдельные авторы, материалы которых заслуживают внимания, но таких единицы.

    В России ни одна из структур, которая действует в шоу-бизнесе, не заинтересована в том, чтобы вкладывать деньги в рекламу в музыкальных изданиях. Сейчас все звукозаписывающие компании ушли на телевидение и радио, которые приносят дохода дольше, чем Интернет и бумажная пресса вместе взятые.

    Говоря о состоянии современной музыкальной прессы, стоит сказать и о том, как сейчас принято классифицировать музыкальные издания. Один из видов классификации построен на том, на какие группы можно поделить аудиторию этих изданий:

    - люди, в чью сферу интересов входит самая разнообразная музыка (меломаны с широким диапазоном интересов);

    - люди, в чью сферу интересов  входит определенный музыкальный  стиль или направление (рок-меломаны, любители электронной музыки  и т.п.);

    - профессиональные музыканты, а  также представители музыкального шоу-бизнеса (продюсеры, аранжировщики, режиссеры видеоклипов, издатели, сотрудники радиостанций, критики и т.п.).

    Таким образом, выявляется несколько видов  изданий, рассчитанных на соответствующие  аудиторные группы:

    - универсальные издания;

    - стилевые издания;

        - информационно-коммерческие музыкальные  издания.11

     - Универсальные издания отличаются большим разнообразием журналистских жанров. Они рассказывают о музыке и об исполнителях совершенно разных направлений. Здесь можно прочесть статьи о самых разных музыкальных направлениях: об электронной музыке, джазе,  латино, классической музыке, роке, этнической музыке, поп-музыке. Релизы новых пластинок всех стилей рецензируются профессиональными критиками. Эти журналы удовлетворяют интересам самой широкой читательской аудитории. Наиболее яркими представителями универсальных изданий в музыкальной прессе являются журналы «Play» (закрывшийся в 2007 году) и «Rolling Stone».

    - Стилевые издания, как правило, публикуют статьи и материалы, нацеленные на людей, интересующихся каким-то одним определенным музыкальным стилем или направлением. В России стилевые издания в основном освещают рок-тематику. В них много аналитических интервью и статей, блиц-опросов, заметок, анонсов, информационных отчетов. По многообразию жанров и профессионализму эти издания не уступают универсальным. Однако стилевые издания публикуют материалы только о тех группах и исполнителях, которые работают в каком-то одном музыкальном стиле. Здесь рецензируются пластинки узкой стилевой направленности, анонсируются концерты определенного характера (хард-рок-концерты, панк-фестивали, конкурсы групп, играющих в стиле грандж и т.д.). Основной представитель стилевых музыкальных изданий - петербургский журнал «Fuzz». Он освещает не только рок-музыку как таковую, а, скорее, своеобразное мировосприятие, выражаемое этой музыкой. Именно поэтому в каждом выпуске журнала присутствуют интервью с деятелями бывшего рок-подполья, размышления рок-звезд о жизни, полемические высказывания о буржуазной сущности коммерческих поп-проектов и губительном влиянии шоу-бизнеса на искусство.  Журнал был закрыт в январе 2009 года, сейчас существует только его веб-версия.

Информация о работе Региональная музыкальная журналистика