Специфики общения в ток-шоу «Давай, поженимся»

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

Телевидение вошло в нашу жизнь в 1930х годах и стало как и радио, равноправным участником средств массовой информации в 60х годах ХХ века. В дальнейшем оно развивалось опережающими темпами и выдвинулось на первое место. Телевизор стал частью нашей жизни. Это целый мир из маленького экрана. Мир, который вызывает столько споров и дискуссий. Мир, безусловно, интересный и что самое главное – необходимый нам, впрочем, как и все другие плоды цивилизации. Телевидение – что же в нем есть такого, что притягивает к нему? Все мы, так или иначе, объединены тем, что придя домой, почти наверняка, мы все включим голубой экран, усядемся на диван и с интересом будем наблюдать картинки: страшные, смешные, серьезные, пошлые и т.д. А ведь раньше никто не спешил на л

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ФЕНОМЕН ТОК-ШОУ В КОНТЕКСТЕ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ 5
1.1. Ток-шоу как жанр СМК. 5
1.2. Ток-шоу: основные понятия и направления. 12
ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА ОБЩЕНИЯ ТЕЛЕВЕДУЩИХ 16
1.1. Искусство общения телеведущего и журналиста. 16
1.2. Структура процессов общения в телекоммуникации. Специфика телевизионного общения. 18
ГЛАВА III. СПЕЦИФИКА ОБЩЕНИЯ ВЕДУЩИХ ПЕРЕДАЧИ «ДАВАЙ, ПОЖЕНИМСЯ!» 22
1.1. Образ ведущих. 22
1.2. Манера общения и поведения ведущих с героями программы. 23
1.3. Примеры самых ярких реплик ведущих. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Специфика общения в ток-шоу Давай, поженимся.docx

— 92.04 Кб (Скачать)

Среди ролей, задействованных  в ток-шоу, особое место, безусловно, принадлежит ведущему. Как правило, это известный «медийный» человек, индивидуальный стиль которого во многом определяет имидж программы. От него зависит драматургия шоу — психологическая атмосфера, нагнетание и разрядка обстановки, контроль эмоций аудитории. Он задает рамки, в которых проходит беседа: будет ли это доверительный разговор, провокативное шоу или интеллектуальная дискуссия. Отсюда и маски ведущих: «шоумен», «интеллектуал» или «сопереживающий».

Ток-шоу, которые концентрируют  внимание на обсуждении жизненных историй, обращаются к образу «понимающего»  ведущего, который внимательно выслушивает  рассказы гостей, демонстрирует сострадание  и призывает к нему телезрителей. Чаще это женщины, которые общаются преимущественно с женской аудиторией. Они стремятся установить доверительную  дистанцию со зрителями, превратить телевидение в средство «личной» коммуникации. Успех и неудача ток-шоу часто зависят от того, насколько органично сочетаются формат программы и образ ведущего. В ряде ток-шоу различима новая установка, связанная с переживанием актуальной информационной культуры. Речь идет о размывании границ «приватного» под действием медиа, о проницаемости частной жизни, открытости личной информации другим, включая «неудобных» зрителей. Подразумевается, что любой человек всегда находится на виду. Этот феномен указывает на изменяющийся статус всеобщего и частного, на оформляющуюся промежуточную сферу, которая становится все более знакомой телезрителям, пользующимся Интернетом, жителям городов, оснащенных камерами наружного наблюдения. В конечном счете, в российских ток-шоу ведется поиск оригинальных ходов и форм представления сюжетов. Однако в них пока не найдены новые способы говорить с «человеком 2000-х годов» на его языке. Нашим ток-шоу просто не хватает инструментария для описания сложного и многообразного российского социума, плохо известного и самому себе.

«Возьмем психику подростка. Представление о жизни подросток получает в семье, школе и от таких же неопытных, как он, сверстников. Телевидение - еще один источник знаний о жизни, окно в большой мир. Юноши и девушки в большинстве своем не могут критически осмыслить телевизионную информацию в силу недостатка жизненного опыта.     Популярными программами молодежного телевидения стали ток-шоу, участники которых обсуждают свои насущные проблемы и жизненные ситуации. Такие передачи нужны. Растущему человеку очень интересен опыт других, на его основе он формирует свои стереотипы поведения, моральные ценности, а через 15-20 лет эти ценности лягут в основу мировоззрения следующего поколения.

Предпочтения юношей отличаются от пристрастий их ровесниц. Спортом  занимается подавляющее большинство  подростков: 90% девятиклассников, 60% десятиклассников. Что касается чтения, результаты анкетирования  оказались удручающими. Студенты и  десятиклассники мужского пола не читают книг вовсе, а из девятиклассников регулярно  держат книгу в руках лишь 20% опрошенных. Зато 33-40% юношей увлекаются техникой и  компьютером.

Оказалось, что все без  исключения подростки любят регулярно  смотреть телевизор. Кто же и как  сильно подвержен этой страсти?

Самые большие любители телевидения - девятиклассники: 60% из них смотрят  телевизор более двух часов ежедневно. Половина из этой группы проводит у  телеэкрана более четырех часов, причем девушек среди телевизионных  завсегдатаев в полтора раза больше, чем юношей. В 10-м классе количество телевизионных любителей значительно  уменьшается и составляет 25%. Среди  студентов-первокурсников всего 10% умудряются выкраивать более четырех часов  ежедневно на просмотр телевизионных  программ. А число молодых людей, почти равнодушных к телевизору (тех, кто смотрит его менее  часа в день), среди школьников 10-х классов и студентов оказалось одинаковым: 30% опрошенных. Среди девятиклассников таких всего лишь 8,6%. Итак, наиболее подвержены губительной телевизионной страсти девятиклассники. Но с возрастом желание и возможности проводить досуг у телевизора резко уменьшаются.

Просмотр ток-шоу (телевизионных  тематических дебатов с участием ведущих, известных политиков, специалистов и зрителей) занимает большую часть  времени, проводимого подростком у  телеэкрана. В среднем молодежь смотрит  ток-шоу чаще, чем взрослое население, поскольку у подростков есть острая потребность в приобретении жизненного опыта.

Несмотря на то, что ток-шоу  смотрят 72% опрошенных, 60% школьников и  все опрошенные студенты-первокурсники  не верят в реальность телевизионных  героев и ситуаций. В корысти и  равнодушии ведущего уверены 25% юношей-девятиклассников и 33% десятиклассников. Девушки в этом вопросе солидарны с ровесниками: 16% девятиклассниц, 40% десятиклассниц не уважают шоуменов. Итак, по мере взросления уверенность в фальшивости ток-шоу крепнет. Девушек обычно возмущает эпатажное поведение ведущих. Возможно, потому, что в основной массе девушки более доверчивы и хотят видеть в ведущем не клоуна, а Учителя. Ребят же в ведущем больше привлекает эпатаж, насмешка, чем искренность. Что ищут в ток-шоу девятиклассницы? Большинство из девятиклассниц  (60%) считают ток-шоу "школой жизни", принимают надуманные ситуации за реальность, убеждены, что смогут научиться на чужих ошибках. В простом человеческом любопытстве признались только 12,5%. А 4% девочек смотрят ток-шоу еще и потому, что там можно увидеть их кумира - ведущего (Нагиева, Яковлеву). 57% мальчиков - девятиклассников в ток-шоу привлекает "прикольность". Под ней они подразумевают веселую скандальность. 21% опрошенных уверены, что телевизионные ситуации реальны, но только 7% собираются по ним учиться жизни.  Обосновать, почему им так нравится ток-шоу, могут только 75% девочек и 63% мальчиков - любителей телевидения, то есть для четверти девочек и трети мальчиков из 9-го класса представляет трудность выразить свое отношение к чему-либо. "Нравится и все" - это единственный высказываемый ими аргумент. Интересно, что 65% таких "лаконичных" подростков относятся к телевизионным фанатам, которые смотрят телевизор более трех часов ежедневно.  Судя по ответам десятиклассниц, 40% из них беззаветно доверяют ток-шоу, черпая в них жизненный опыт, 15% девушек считают, что ток-шоу помогают им разобраться в себе, 25% девушек объяснились в любви к ведущему. Юношей-десятиклассников уже не так привлекают эпатаж и скандальность , как девятиклассников (25%).

Итак, совершенно очевидно, что мальчики и девочки воспринимают ток-шоу по-разному. Юноши из 9-го класса находят интерес в насмешках, грубых остротах, а в 10-м классе они  уже смеются над сюжетом самой  передачи, то есть воспринимают информацию более критически.

Большинство девочек принимают  ток-шоу всерьез, с возрастом количество доверчивых зрительниц снижается, но все  равно остается еще немало желающих поучиться на ошибках виртуальных  героев. Значительной части опрошенных девушек ток-шоу заменяют мелодрамы. Кроме того, популярность самого глупого  ток-шоу у девочек резко возрастает, если его ведущий - обаятельный и  привлекательный. Девочки охотно тратят свое время, чтобы лишний раз взглянуть  на кумира. И, как следствие, у них  пропадает критическое отношение  к самой передаче. Из всех бездумно смотрящих ток-шоу (25-33% опрашиваемых) более 50% смотрят телевизор свыше  трех часов в день.

Теперь попытаемся разобраться  с тем, что подросткам не нравится в ток-шоу и почему. 23% девушек-девятиклассниц "не кинули ни одного камня" в сторону  ток-шоу. На вопрос: "Что вам не нравится в ток-шоу?" они ответили: "А ничего" или не ответили вовсе. Именно эти 23% смотрят все ток-шоу  с превеликим интересом и проводят более трех часов в день в компании с голубым экраном. Показательно, что 90% девушек из тех, кто на вопрос: "Что вам не нравится в ток-шоу?" ответили: "Потому что не нравится", и 70% юношей, которые тоже не смогли объяснить свое отношение к ток-шоу, смотрят телевизор более трех часов в день. Из всего вышесказанного следует: "телевизионные тяжеловесы" теряют способность к аналитическому мышлению и критическому восприятию информации. 22% девушек совсем не смотрят ток-шоу потому, что "там все наиграно и фальшиво". Среди юношей таких же взглядов придерживаются 30%.

Юноши всех возрастов настроены  более скептически, чем их ровесницы, им не нравится ложь, они лучше распознают фальшь. А вот девушки наивнее. Хотя многие из девушек, которые согласны с тем, что в ток-шоу играют "подсадные утки", считают, что моделируемая ситуация всегда реальна и "артисты воспроизводят ситуацию, которая часто встречается в жизни, и это полезно - можно научиться многому". 20% девушек не любят ток-шоу по той причине, что в их жизни есть более интересные вещи и им жаль тратить время попусту. Жалеющих об упущенном времени среди юношей не нашлось, но 15% из них не устраивает тематика ток-шоу. 20% девушек и 9% юношей не хотят забивать голову чужими проблемами. Сей факт свидетельствует о том, что у девушек любопытства к жизни меньше, чем у юношей. Агрессивность и пошлость героев и ведущих ток-шоу возмутила 15% девушек, а вот среди юношей таковых не нашлось совсем. И вообще, против агрессии и вульгарности, судя по опросу, выступают только девушки, причем с возрастом противниц ненормативной лексики и грубых шуток становится почти в два раза больше. По данным социологических опросов, рейтинг ток-шоу среди подростков выше, чем у взрослого населения, причем, как мы показали, он уменьшается в процессе взросления. Больше всего времени на просмотр ток-шоу тратят учащиеся 9-х классов. Юноши и девушки отдают предпочтения разным передачам, но предпочтения эти с возрастом меняются.

По мере взросления юноши  и девушки начинают осознавать, какой  вред интеллекту приносит многочасовое сидение у телевизора, и увеличивается  число тех молодых людей, которые  мало смотрят телевизор и активно  протестуют против существующих ток-шоу. Но все равно потребность в передачах такого типа в подростковой среде очень велика. Просто молодежи нужны новые ток-шоу более высокого качественного уровня и в то же время интересные для подростков.»4

Стремительный рост спроса и распространенности ток шоу в современной России и мире заставляет многих задуматься о причинах и предпосылках его появления, содержательных особенностей, возможных тенденциях развития этого жанра. В процессе исследования было дано определение понятия «ток шоу». Сравнительный анализ имеющихся программ показал, что в современной практике журналистики, производства и распространения передач жанра ток шоу в России, это понятие используется для обозначения определенной категории ток шоу, характеризующейся устойчивыми содержательными и маркетинговыми характеристиками.

Ток-шоу соединяют элементы привычных отношений человека и  медиа с новыми способами обращения с виртуальной средой (интерактивностью, легкостью вхождения в виртуальное пространство, непрерывностью коммуникации). В них закрепляются традиционные способы определения нормы, но при этом апробируются более свободные стили жизни и ставятся новые проблемы, одна из которых — стирание границ между приватным и вынесенным на всеобщее обозрение.

В конечном счете, в российских ток-шоу ведется поиск оригинальных ходов и форм представления сюжетов.

    1. Ток-шоу: основные понятия и направления.

Ток-шоу  появились в Америке в конце 80-х годов 20 века и сначала имели огромный успех. Но по прошествии нескольких лет, интерес к ним начал падать. Виной тому были подставные актеры, играющие то героев программы, то зрителей, активно выступающих в эфире. И телекомпании внедрили «цензуру» - требовали от героев сюжетов расписку, что рассказанная ими история – правда. Если обнаруживался подлог, лжец обязан был оплатить себестоимость производства программы – от 80 тысяч долларов. Деньги за съемки тоже перестали платить – желающих получить 15 минут славы было хоть отбавляй.5

Ток-шоу  – разговорный жанр, современный  аналог теледискуссии, от английского talk-show –заимствованный в связи с возможностью прямого эфира западный жанр, адресованный «не всем, но каждому». В настоящее время является одним из наиболее распространенных на отечественном телевидении жанров, как бы ни анонсировалось соответствующая передача. Так называемая «телевизионная пресс-конференция» на самом деле принадлежит жанру ток-шоу уже потому, что ведущий сам же задает большинство вопросов, приготовив заранее сценарий или сценарный план. При такой организации передачи практически исключается возможность в ней политической игры, непредсказуемости вопроса и выявление неожиданной информации для компетентного человека, происходит лишь актуализация уже существующей в недрах аудитории информации. Элементы ток-шоу могут иметь даже информационные программы и почти всегда информационно-аналитически, что является характерной особенностью отечественного телевидения. Жанр ток-шоу скорее развлекательный, чем информационный. Наиболее яркими примерами могут послужить программы «Пусть Говорят», «Центральное телевидение», «Честный понедельник» и «Поединок».

Классическое ток-шоу представляет собой треугольник: ведущий - приглашённые собеседники (эксперты) - зритель в студии. Ток-шоу соединяет приемы журналистики и сценические приемы. И каждый из участников ток-шоу, какова бы ни была его служебная функция внутри программы, одновременно является персонажем заданной ему авторами ток-шоу ролью. Схема жанра довольно проста и беспроигрышна - герои, зрители, ведущий, вопросы и ответы. Но многие специалисты этого жанра считают, например, что залог успеха ток-шоу - юмор. Герой должен уметь смеяться над собой. К примеру, анализируя популярную в США развлекательную программу «Шоу Опры», исследователи приходят к мнению, «это именно журналистика, мастерски подготовленное общение с популярным человеком, сопровождаемое показом на большом экране фотографий и другого материала».6

Задача  жанра ток-шоу - активизировать восприятие содержания, заключенного в передаче с помощью формы диспута, острых вопросов, высказывания различных точек  зрения. Хитрость же российского ток-шоу заключается в том, что при внешней форме свободной дискуссии, на самом деле зрителям втолковывается какая-нибудь одна единственная, строго ограниченная в своих параметрах позиция.

Необходимо  отметить, что в некоторых случаях  термином «ток-шоу» обозначают любую  «разговорную» передачу, например беседу за круглым столом или же простое интервью в студии, если его ведёт достаточно популярный, свободно держащий себя в эфире журналист – «звезда» экрана или радио эфира.

Ток-шоу  отличается необычайной тематической и функциональной широтой жанровых разновидностей. Исследователи считают, что ток-шоу сочетает сущностные признаки интервью, дискуссии, игры, а также концентрируется вокруг личности ведущего. Это максимально персонифицированная экранная форма. Взаимодействию формы и её создателя в первую очередь способствует необходимые личностные качества ведущего: ум, находчивость, обаяние, юмор, умение заинтересованно слушать, пластично двигаться и прочее. Существенны также и внешние обстоятельства: определенное место и строго соблюдаемая цикличность, то есть регулярная повторяемость в программе, рассчитанная на возбуждение в сознании массового зрителя состояния «нетерпеливого ожидания встречи». Драматургия ток-шоу тесно связана с вопросно-ответной основой этого жанра. Именно форма, качество, вид и логика последовательности вопросов определяют интригу и динамику развития сюжетной линии программы. Основные вопросы задает ведущий, а отвечают на них разные категории участников (герои, эксперты, зрители и т. д.). В зависимости от той задачи, которую ставит ведущий на разных этапах программы, он использует различные типы вопросов.

Информация о работе Специфики общения в ток-шоу «Давай, поженимся»