Специфики общения в ток-шоу «Давай, поженимся»

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

Телевидение вошло в нашу жизнь в 1930х годах и стало как и радио, равноправным участником средств массовой информации в 60х годах ХХ века. В дальнейшем оно развивалось опережающими темпами и выдвинулось на первое место. Телевизор стал частью нашей жизни. Это целый мир из маленького экрана. Мир, который вызывает столько споров и дискуссий. Мир, безусловно, интересный и что самое главное – необходимый нам, впрочем, как и все другие плоды цивилизации. Телевидение – что же в нем есть такого, что притягивает к нему? Все мы, так или иначе, объединены тем, что придя домой, почти наверняка, мы все включим голубой экран, усядемся на диван и с интересом будем наблюдать картинки: страшные, смешные, серьезные, пошлые и т.д. А ведь раньше никто не спешил на л

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ФЕНОМЕН ТОК-ШОУ В КОНТЕКСТЕ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ 5
1.1. Ток-шоу как жанр СМК. 5
1.2. Ток-шоу: основные понятия и направления. 12
ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА ОБЩЕНИЯ ТЕЛЕВЕДУЩИХ 16
1.1. Искусство общения телеведущего и журналиста. 16
1.2. Структура процессов общения в телекоммуникации. Специфика телевизионного общения. 18
ГЛАВА III. СПЕЦИФИКА ОБЩЕНИЯ ВЕДУЩИХ ПЕРЕДАЧИ «ДАВАЙ, ПОЖЕНИМСЯ!» 22
1.1. Образ ведущих. 22
1.2. Манера общения и поведения ведущих с героями программы. 23
1.3. Примеры самых ярких реплик ведущих. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Специфика общения в ток-шоу Давай, поженимся.docx

— 92.04 Кб (Скачать)

Непременными  «компонентами» ток-шоу, кроме ведущего, выступают гости («герои») - люди, чем-то прославившиеся или просто интересные своими поступками, мыслями, образом  жизни. Обязательно присутствие в студии нескольких десятков зрителей, возможно и наличие компетентных экспертов. Зрители не всегда вовлекаются в разговор, иногда их участие ограничивается аплодисментами, смехом, возгласами удивления - это создает особую атмосферу публичности, дает «эмоциональную подсказку» телезрителя.

Современные ток-шоу имеют различный формат и самый разнообразный спектр направлений. Это и советы для домохозяек, и народные рецепты, и поиск близких и знакомых, обсуждение вопросов политики, культуры.

На  телеэкране в последнее время несколько уменьшается количество ток-шоу посвященных политическим темам. Но все-таки они востребованы и имеют довольно высокий рейтинг, например «НТВшники», «Честный Понедельник», «Поединок». Ограничен и круг программ разговорного жанра, касающихся вопросов интеллектуальной и культурной жизни («Тем временем», «Культурная революция», «Школа злословия», «Оркестровая яма»).

На  передний план выходят темы повседневности. Производители телевизионной продукции  рассуждают о перспективности этого  направления, об «усталости зрителей от политики» и их желании видеть на экране передачи, отражающие трудности и радости обычной жизни. Под «жизнью» понимается сфера житейских отношений, все то, что связано с устройством семьи, с детьми, родственниками, друзьями, бытовыми вопросами. Реже выпуски программ затрагивают социально значимые проблемы — ксенофобии, преступности, экологии, демографии. Они создают образ достаточно благополучного среднего класса (например, «Принцип домино»), мнения «простого народа» («Народ хочет знать»), предназначены тинэйджерам («Девичьи слезы»), зрителям старшего возраста («Короткие встречи», «Жди меня»), либо это шоу, претендующие на респектабельность (как «Частная жизнь»), стремящиеся к эпатажу («Окна», «Большая стирка», «Пусть говорят»). Часто они ориентированы на женскую аудиторию — иногда это вынесено в названия: «Город женщин», «Поговори с ней». 7

 

ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА ОБЩЕНИЯ ТЕЛЕВЕДУЩИХ

    1. Искусство общения телеведущего и журналиста.

Общение в жизни человека невозможно недооценить, переоценить, оценить… Оно есть, оно  – часть жизни. Общение, как дыхание, питание, обеспечивает наше существование, рост, развитие.

Без контакта (коммуникации) с внешним  миром человек не может чувствовать  себя человеком. Робинзон Крузо, оказавшись на необитаемом острове обеспечивал себе общение с попугаем и козами до встречи с Пятницей. Самое страшное наказание для человека – изоляция его от внешнего мира.

Тем не менее, современное право человеческую потребность в общении не гарантирует, точнее – не регламентирует: в современной  международной системе конвенционного права право на общение не описано, как не описано оно и в законодательных  системах подавляющего большинства  стран мира.

Предполагается (видимо!), что настолько очевидная  потребность, как общение, равнозначная по необходимости дыханию, движению, питанию, не может быть нормативизирована. Однако, сразу же возникает вопрос: почему же, в таком случае такие права, как право на жизнь, достойное существование и т.д. регламентированы? Почему их мы защищаем, обеспечиваем, а право на общение – нет?

Данный  вопрос был бы не настолько болезненным, живи мы в середины даже ХХ века, но сегодня, в условиях развития информационного общества он приобретает совершенно иную окраску. Развитие коммуникационных технологий, возможность безграничного получения и передачи информации при помощи их фактически полностью обеспечили возможность общения человека (индивидуально или опосредовано) с любым реципиентом в любой достаточно развитой стране мира.

Давно исследованы и выявлены так называемые «зависимости» человечества от подобных коммуникационных возможностей. В спектре  таких зависимостей и телефонные разговоры, и телемания, и игромания, и зависимость от сетевых сообществ, которые являются неотъемлемой «темной стороной» социума в информационном обществе.8

Казалось бы, что может  быть в жизни проще, нежели ходить или разговаривать? Почти треть  нашей жизни мы тратим на разговоры (среднестатистический горожанин 10 – 11 часов в сутки вовлечен в  речевое взаимодействие: 75% этого  времени он говорит и слушает, 25% - читает и пишет). Однако стоит  подняться на авансцену – и  большинство из нас немедленно лишается дара речи, а начинающие актеры не знают, куда деть руки. Верное самочувствие на сцене, повторял Станиславский, это есть обыкновенное нормальное самочувствие человека в жизни.

Нетрудно представить  себе состояние участников передачи, огорошенных размерами павильона, ослепленных пылающими софитами, оглушенных командами, разносящимися  под сводами телестудии: «Восемь… семь… четыре… два… один… Выходим в эфир!» Непосвященный чувствует себя как на космодроме в ожидании чудовищных перегрузок. И его опрокинутое лицо, предстающее перед телезрителем, не что иное, как результат «работы» телевизионного режиссера.

Наутро собеседники не помнят, как была одета ведущая, зато помнят, какого цвета был монитор  и могут описать телекамеру, даже если видят ее впервые. Оснащение  павильона привлекало их внимание на протяжении всей беседы, а это значит, что на протяжении всей беседы оно  отвлекало от ее содержания.

В подобной обстановке, что  греха таить, даже бывалые актеры – и те иногда теряются, а уж о  неподготовленном человеке и говорить нечего. Мало кто способен выдержать этот экзамен. Разные люди в такие минуты становятся до удивления стереотипными. Это средство самозащиты. Своего рода маска. Естественная реакция на те неестественные условия, в которых проводится передача.

В любом речевом общении  различают четыре фазы. Начальная  стадия – адаптация или своего рода прелюдия к предстоящей беседе. Затем разговор, ради которого, собственно, происходит встреча. Третий этап –  психологическая разрядка эмоционального напряжения. И наконец, то внутреннее – чаще скрытое – состояние, в  котором остаются участники после  встречи. Салонная беседа, домашнее чаепитие или сельские посиделки заключают  в себе все те же четыре стадии. Они  элементарны, как действия арифметики, и необратимы подобно временам года.

Первое действие пьесы  общения – стадия адаптации. В  театральном зале она даже предшествует началу спектакля: свет, медленно гаснущий, перед тем как поднимается  занавес, определенным образом настраивает  аудиторию. Пианист перед исполнением  музыкальной пьесы обычно потирает руки, словно они озябли, отодвигает и придвигает стул, несколько раз  начинает вступительные пассажи. Все  это нужно не только ему, замечает И. Андроников, подобные действия сосредотачивают  внимание слушателей.

Хороший рассказчик для интервьюера  находка, но быть самому хорошим рассказчиком – его профессиональный долг. «Идешь на первое интервью – говори сам. Во второй вечер можешь уже слушать», - этому совету отца А. Аграновский следовал в своей журналистской практике. «Иной раз в первые минуты я человеку, к которому пришел, рта не даю раскрыть. Вот что я видел в Риге, В Москве, в Братске, вот впечатления от поездки в США, вот наблюдения, привезенные из ГДР… Журналист обязан быть интересным собеседником».9

Многим ведущим плохо  удается роль модераторов программы, и тогда дискуссия, выходя из-под  контроля, становится эдакой неуправляемой болтовней по поводу проблемы и превращается в утомительное, шумное и неприятное зрелище. А жаль, потому что сами по себе темы часто касаются важных социальных проблем, требующих серьезного и подробного обсуждения, но не профессиональная подача материала не может привлечь ни внимания общественности, ни тем более, внимания властей, а следовательно, не будет работать на пользу дела.

На наш взгляд, настало  время задуматься над тем, как  повысить качество таких передач. Вот  несколько соображений, которые  могли бы учесть их создатели.

Первое: ведущим ток-шоу, несомненно, надо совершенствовать свою речь. Зачастую они стараются перекричать  аудиторию и такая манера ведения  передач, к сожалению, становится нормой. Все это делает затруднительным  восприятие речи, мешает зрителю вникнуть в суть обсуждаемой темы.

Второе: лучше приглашать в студию меньше участников передачи и выслушивать их мнения до конца, стараясь, не перебивать их. Такая организация  ток-шоу будет способствовать более  глубокому и интересному освещению  темы.

Третье: ведущим нужно  работать с аудиторией более профессионально  и внимательно, переводя беседу в  нужное русло, учиться корректному  общению с приглашенными в  студию людьми.

Четвертое: авторам передач  не следует затрагивать темы, которые  предназначены только для взрослых – дети всегда могут оказаться  у экрана.10

    1. Структура процессов общения в телекоммуникации. Специфика телевизионного общения.

По нашему мнению, структуру  процессов общения в телекоммуникации можно представить как трехуровневую  систему взаимодействия индивидуального  и коллективного сознания, напоминающую вложенных друг в друга «матрешек», каждая из которых, как известно, состоит  из двух половинок. Согласно современным  представлениям о структуре сознания можно выделить три иерархических  уровня.

На первом уровне (которым  может быть назван надсознательным или уровнем менталитета) взаимодействуют:

  1. социальный заказчик коммуникативного воздействия с его представлениями о зрительской аудитории как партнере по общению (в данном случае, о состоянии общественного мнения по тому или иному вопросу), о характере изменения в партнере в результате взаимодействия (цель взаимодействия) и коммуникативная корпорация, с помощью которой могут быть достигнуты желаемые изменения (особенности телевидения как общественного института по созданию телепродукции);
  2. общность зрителей как коллективный партнер по коммуникации со своей объективной потребностью в определенного рода информации и отношением к телевидению как источнику такой информации, а также с потенциальной готовностью к изменениям, которые планируются в процессе взаимодействия с телевидением (в частности, коммуникативного опыта аудитории).

На этом уровне взаимодействия (уровне квазиреальности социального взаимодействия) формулируются основные направления, по которым на следующих уровнях будет осуществляться так называемое конструирование социальной реальности, а также задается смысловая структура коммуникативного общения. Выбираются культурные и социальные «фреймы», которые служат для идентификации и классификации информации. Энтман (Entman, 1993) считает, что осуществить фрейминг – значит выбрать какие-либо аспекты воспринимаемой реальности и сделать их более существенными в коммуникативном тексте, чтобы обеспечить специфическое определение проблемы, ее интерпретацию, моральную оценку и/или рекомендации к действию. Этот уровень взаимодействия традиционно является предметом изучения социологов, культурологов и журналистов.

На втором уровне (уровне квазиреальности реконструкции образа мира партнера по общению) во взаимодействие вступают:

  1. творческий коллектив коммуникативной корпорации со своим групповым образом «Я», представлениями о целевой аудитории, интенциями, групповыми установками и «идеальным» образом коммуникативного общения, включающим систему значений, смысловые схемы и последовательность межмодальных чувственных образов.

На этом этапе осуществляется процесс переформулирования цели, полученной от социального заказчика, на язык канала взаимодействия; в процессе общения конкретной авторской группы, работающей над передачей, актуализируется коллективный образ целевой аудитории или индивидуальный психологический портрет зрителя, к которому будет обращено телесообщение; выбираются средства и формы построения телесообщений, прогнозируются эффекты взаимодействия;

  1. аудитория на этом этапе может быть рассмотрена со стороны социально-психологических факторов, опосредствующих восприятие телеинформации, таких как групповые нормы, ценностные ориентации, профессиональные и демографические характеристики аудитории, образ коллективного коммуникатора (авторов телесообщения) и его намерений в процессе коммуникации, отношение доверия/недоверия к партнеру по общению. Это предметная область социально-психологических и общепсихологических исследований.

На третьем уровне (в  квазиреальности межличностного общения) взаимодействуют:

  1. коммуникатор со стороны личностных характеристик, особенностей самооотношений и самоактуализации в общении, когнитивно-коммуникативного стиля деятельности, особенностей коммуникативного репертуара во взаимодействии с героями или участниками передачи;
  2. телевизионная аудитория со стороны ее индивидуальных особенностей восприятия и процессов понимания целей и содержания передачи, характера «контакта» с героями передачи, отношения к авторам передачи.

Функционально эти уровни разнесены во времени и проявляются  в психологическом анализе в  двух различных формах существования. Прежде всего, это процесс подготовки телесообщения как определенной среды общения со зрителем и процесс восприятия телесообщения зрителями как процесс взаимодействия с этой средой. Если в первом случае происходит реализация коммуникативной ситуации, то во втором – ее переживание, потребление и усвоение.

Специфика телевизионного общения:

Информация о работе Специфики общения в ток-шоу «Давай, поженимся»