Спичрайтер как профессия. Речи, их написание и произнесение

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 00:46, реферат

Описание работы

Экспериментальные исследования, касающиеся тенденций развития спичрайтинга на современном этапе, представляют научный и практический интерес. К настоящему времени, эта сфера изучена недостаточно.

Российский спичрайтинг сегодня развивается. Профессиональный уровень, по нашему мнению, довольно высокий, но необходимо ещё много работать для того, чтобы улучшить его качество.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ЧТО ТАКОЕ СПИЧРАЙТИНГ?
ИСТОРИЯ СПИЧРАЙТИНГА
СПИЧРАЙТЕР КАК ПРОФЕССИЯ
СЛОЖНОСТИ ПРОФЕССИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 32.95 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОУВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ  СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

на тему: «Спичрайтер как профессия. Речи, их написание

 и  произнесение» 
 
 
 

                                                                             Выполнила:

Кондратьева А.А.

Гр.33-31, СО       
 
 
 

Ижевск  2011

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ

  1. ЧТО ТАКОЕ СПИЧРАЙТИНГ?
  2. ИСТОРИЯ СПИЧРАЙТИНГА
  3. СПИЧРАЙТЕР КАК ПРОФЕССИЯ
  4. СЛОЖНОСТИ ПРОФЕССИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

  Экспериментальные исследования, касающиеся тенденций  развития спичрайтинга на современном этапе, представляют научный и практический интерес. К настоящему времени, эта сфера изучена недостаточно.

  Российский спичрайтинг сегодня развивается. Профессиональный уровень, по нашему мнению, довольно высокий, но необходимо ещё много работать для того, чтобы улучшить его качество.

  В связи с существующей тенденцией к увеличению значимости спичрайтинга, важное значение приобретает теоретический анализ этого понятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.ЧТО  ТАКОЕ СПИЧРАЙТИНГ?

В последнее  время очень часто стало произноситься  такое слово, как спичрайтинг. Спичрайтинг (Speechwriting — англ. «написание речи») — подготовка и написание текстов для устных выступлений перед аудиторией. Услуги спичрайтеров особенно востребованы в социально-политических процессах общества. Данное явление широко распространено в политических технологиях. Написание текста в спичрайтинге происходит под контролем политика. При необходимости указываются, какие правки стоит внести в текст выступления, на чем сделать акцент и чему, наоборот, уделить минимум внимания при написании речи. Задача спичрайтера — передать мысли максимально интересно для аудитории, чтобы выступление запомнилось и оставило приятные впечатления.

Спичрайтинг наиболее востребован в таких сферах деятельности, как политика и бизнес. Именно политики и бизнесмены чуть ли не ежедневно произносят большие и маленькие речи, читают доклады, дают интервью, обращаются к своей аудитории через каналы СМИ. Руководитель или политик, запомнившийся удачной шуткой, точной констатацией факта, метким сравнением, имеет явное преимущество перед тем, кто говорит серые, неинтересные, избитые фразы.

Сейчас  спичрайтинг – это редкая и высокооплачиваемая специальность, которой, к слову, обучают. Но нельзя научить писать профессиональные речи любого желающего – для этого нужен талант.

Ставшее модным в последнее время, это  слово только на первый взгляд обозначает новую профессию. На самом деле специальность  эта существует довольно давно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.ИСТОРИЯ  СПИЧРАЙТИНГА 

Спичрайтинг существует со времен возникновения письменности. Ещё в древней Греции существовали «речеписцы». Ораторы писали заказные речи богатым людям. Однако, делалось это не на таком профессиональном уровне, как в наши дни.

Широкая география смыслов стала причиной появления рефлексии: когда греки  столкнулись с мощью знаний, имеющих  глубокие корни в традиции, возникла задача их обоснования, понимания, перевода на греческий язык. Пифагор и Фалес, взяв у египетских жрецов умение вычислять  длины сторон геометрических фигур, доказали, обосновали это, не ссылаясь на тайное учение или миф, а используя  ум — Логос.

Новая мыслительная стратегия шла параллельно  со стратегией политической — греки  создавали Полис, где главным  политическим инструментом стало слово (как об этом пишет Пьер Накэ-Видаль в «Черном охотнике»). Причем слово-смысл, а не слово-заклинание — характерный инструмент политических структур соседних государств. Коммуникативность политики, политический дискурс требовали владения языком, искусством мышления и публичного выступления. На запрос откликнулись софисты — спичрайтеры, имиджмейкеры и репетиторы Древней Греции, обучавшие интеллектуальным и ораторским техникам политиков. Через частные уроки, учебные курсы и публичные лекции, служившие рекламой их бизнеса. Платон и Аристотель, представлявшие более развитый лагерь, упрекали софистов в торговле знаниями, которых те не имели, и, значит, способствовали инфляции смыслов. Так как для благородных знание не языковая игра, служащая захвату власти, но путеводитель к благу.

Спичрайтинг самым непосредственным образом связан с такой классической наукой, как риторика, или ораторское мастерство. Хотя риторика — древняя дисциплина, которой посвящено множество трудов, и изучают ее чуть ли не в течение всей жизни, а спичрайтинг — профессия, опирающаяся на принципы риторики. Вот почему профессиональный спичрайтер должен быть хорошо знаком с историей, законами, основными персоналиями этой науки. Риторику преподают на гуманитарных факультетах вузов в качестве основной или факультативной дисциплины, ее можно изучать и самостоятельно по многочисленным учебникам, научным трудам и классическим текстам известных ораторов.

Как самостоятельная  технология политического консультирования спичрайтинг сформировался в XX веке и не имеет систематизированной теоретической базы. 
 
 
 
 
 

    3.СПИЧРАЙТЕР  КАК ПРОФЕССИЯ

Спичра́йтер (англ. speechwriter) — составитель текстов речей, выступлений для высокопоставленных лиц государства.

Все известные  политики имеют собственных спичрайтеров, которые являются практически главными их помощниками. Политическим деятелям приходится постоянно выступать  на собраниях, заседаниях, давать интервью или комментарии по радио и  телевидению. Без человека, который  поможет подобрать нужную информацию для доклада и логически правильно  выстроить текст, просто не обойтись. Самым высокопоставленным заказчиком для спичрайтеров является президент. Например, в администрации В.В. Путина служило чуть меньше 40 референтов (старших  и младших). Во главе стоял личный спичрайтер – Джахан Поллыева. В коммерческих фирмах работу спичрайтера может выполнять PR-менеджер или секретарь-референт. Но зачастую бизнесмены предпочитают обращаться в специальные компании, которые принимают заказы на составление речей.

Было  бы странно предполагать, что политики или бизнесмены сами сочиняют тексты своих выступлений или говорят  экспромтом. Они, безусловно, могут  уметь грамотно изъясняться и  даже обладать даром красноречия, но их работа заключается совсем в другом. А написание для них текстов выступлений, презентаций, докладов и так далее — профессиональная обязанность особого разряда специалистов — спичрайтеров.

Данная  профессия пока еще не является абсолютно  самостоятельной. Как правило, исследователи  включают ее в сферу связей с общественностью (PR). То есть спичрайтер — разновидность  пиарщика. В зависимости от масштабов  поля деятельности он может заниматься как исключительно написанием текстов  выступлений, так и выполнением  другой PR-работы. В последнее время  наметилась тенденция к отделению  спичрайтинга от PR, потому и спрос на спичрайтеров возрос, в то время как раньше были необходимы в основном специалисты более широкого профиля. Однако это вовсе не означает, что спичрайтеры теперь могут обойтись меньшим багажом знаний и умений, чем прежде. Напротив, требования к ним повысились, а спрос возрос именно на профессионалов. 

Чтобы стать лучшим из лучшим в этой области, нужно обладать следующими навыками:

    1)  прекрасное владение словом

    Профессионал  должен не только грамотно писать, но и  иметь талант образного выражения  мыслей. Хорошему спичрайтеру нужно  уметь создавать несколько вариантов  текстов речей, тезисов, докладов на одну и ту же тему. Такая способность  есть далеко не у всех пишущих, даже хороших журналистов.

    2)  знание психологии

    Спичрайтер  должен интуитивно почувствовать и  уловить тон, манеру и стилевые особенности  речи человека, для которого он пишет. Можно сочинить замечательный текст, интересный и безукоризненный с точки зрения норм русского языка, но абсолютно не соответствующий характерным чертам речи и имиджа спикера (того, кто будет его произносить). Речь докладчика является частью его образа, причем очень важной. Именно поэтому личное знакомство и глубокий анализ психолингвистических качеств речи самого выступающего — залог успеха спичрайтера.

    3)  солидный багаж знаний в различных областях

    Основой для спичрайтинга служит классическое гуманитарное образование: журналистское, филологическое, историческое, политологическое и другое. Среди возможных специализаций наиболее близкой является PR (связи с общественностью), но в качестве самостоятельной кафедры, специальности и даже дисциплины искусство написания современных речей пока не выделилось.

    4)  опыт

    Лучший  опыт для спичрайтера — работа в PR службе крупной компании или  политической структуры.

    5)  владение иностранным языком (Каким -- зависит от области деятельности компании или спикера)

Кроме того, необходимо быть опытным пользователем  ПК, обладать такими личными качествами, как коммуникабельность, стрессоустойчивость и умение работать в команде. Следует разбираться в той области, темы которой спичрайтер освещает в текстах. В противном случае не поможет ни хороший слог, ни тонкое психологическое чутье.

Данной  профессией, как правило, занимаются люди, работающие в сфере журналистики, PR и рекламы. Большинство спичрайтеров — бывшие журналисты или специалисты, совмещающие работу в журналистике и в спичрайтинге. В любом случае необходимо уметь и любить писать. Научиться этому сложно, практически невозможно. Однако есть шанс освоить на практике определенные принципы и приемы.

Неслучайно  на Западе спичрайтер – одна из основных профессий в области PR. Этот специалист учтет цели выступления, аудиторию, характер выступающего, его манеру говорить, лексический запас и  составит такой текст, который окажет на слушателей нужное воздействие. Спичрайтер должен быть и психологом, и актером, и литератором, и политологом. Эта  профессия для «серых кардиналов»: спичрайтеры всегда в тени, чем  они незаметнее для общественности, тем лучше для их карьеры. Прославиться – значит, поставить на ней крест. Главное для спичрайтера –  понять нужды клиента и максимально  под него подстроиться, буквально  стать им, чтобы облечь мысли заказчика  в красивую правильную форму и  обеспечить тем самым выигрышное выступление.

Безусловно, есть политические лидеры, которые  не нуждаются в команде спичрайтеров. Им требуется не столько готовый  текст, сколько основные тезисы, а дальше они сами развивают мысль. Неужели такой яркий оратор, как Владимир Жириновский, будет читать по бумажке? А бывает, человек умен, умеет анализировать, но косноязычен, не может выразить свои мысли. В этом случае без спичрайтеров не обойтись. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4.СЛОЖНОСТИ ПРОФЕССИИ 

В работе спичрайтера необходимы профессиональные знания по подготовке речей для первых лиц организации. Прямой контакт  с аудиторией имеет свои особенности, знание которых позволяет стать  хорошим спичрайтером.

Можно выделить следующие типы публичных  выступлений:

1)  Программные речи

2)  Большие выступления, посвященные какой-то проблеме, на конференциях, "круглых столах", собраниях акционеров и др.

3)  Реплики

4)  Небольшие выступления в рамках дискуссии на 1 -2 минуты

5)  Интервью

6)  Беседа с журналистом либо для дальнейшей подготовки материала, либо в прямом эфире

Существует  определёная структура при подготовке публичного выступления. Технологическая цепочка выглядит следующим образом:

Информация о работе Спичрайтер как профессия. Речи, их написание и произнесение