Стилистическая адекватность журнала "Огонек" и его аудитории

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2011 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение стилистической адекватности журнала «Огонек» и ее аудитории.

Задачи исследования:

изучить историю создания журнала;
раскрыть особенности, стиль и содержание журнала «Огонек»;
рассмотреть аудиторию журнала;
выявить стилистическую адекватность журнала «Огонек».

Содержание

Введение 3

Глава 1. Журнал «Огонек»: история создания, стиль и особенности 5

1.1 История создания журнала «Огонек» 5

1.2 Особенности, стиль и содержание журнала «Огонек» 8

Глава 2. Стилистическая адекватность журнала «Огонек» и его аудитория 15

2.1 Аудитория журнала «Огонек» 15

2.2 Стилистическая адекватность журнала «Огонек» 23

Заключение 27

Список литературы 29

Работа содержит 1 файл

Стилистическая адекватность журнала Огонек и ее аудитории.doc

— 204.50 Кб (Скачать)

     Например, при просмотре веб-страниц только 22% пользователей в первую очередь обращают внимание на графику, и 78% - на текст. Другими словами, в основном смотрят вначале на заголовки, подзаголовки и резюме. Они часто не обращают внимания на изображения вплоть до второго или третьего посещения страницы12.

     Заголовочные  конструкции, где очевидны моменты спорности, противостояния и даже проявления агрессии весьма разнообразны. Следует еще раз подчеркнуть, что шокировать читателя могут не только сами материалы определенного содержания (криминальная и политическая тематика, об НЛО, аномалиях и катаклизмах, сексуального характера и т.п.), но и их заголовки, что особенно ярко проявляется в желтой прессе13.

     Все это говорит о том, что журналисты реализуют все функции заголовка  в совокупности, а главное –  способствуют популяризации текстов  и издания в целом.

     Для еженедельного журнала «Огонек» характерно преобладание женской аудитории – 51%, в то время как мужская аудитория составляет 49% (см. рис. 1).

     

     Рис.1. - Пол 

     В основном журнал «Огонек» читают женатые люди со средним образованием в возрасте 35 и старше (см. рис.2 и рис.3).

     

     Рис.2. – Образование

     

     Рис.3. – Возраст 

     Социально-экономический  профиль аудиторий журнала «Огонек» - это руководители, специалисты и пенсионеры со средним доходом. Совокупный ежемесячный доход на 1 члена семьи, состоящей из 3-4 человек, составляет 8000-15000 рублей, из которых на долю продуктов питания приходится до половины семейного бюджета (см. рис. 4 и рис.5).

     

     Рис.4. – Доход

     

     Рис.5. – Социальный статус

     "Огонек" стал тем журналом, в котором  каждый читатель чувствует не  только исторические традиции, но  и свежий взгляд на современные  проблемы. Эти перемены обусловили  возросший интерес к журналу представителей молодого и среднего возраста, в сегменте 25 – 35 лет, что и повлияло на значительное увеличение аудитории журнала.

     Среди постоянных авторов "Огонька" историк Эдвард Радзинский, писатели Михаил Жванецкий, Виктор Ерофеев, Дмитрий Быков, Сергей Лукьяненко, лауреат Букеровской премии Денис Гуцко, журналисты Андрей Колесников, Дмитрий Воскобойников, Дмитрий Губин, Александр Сосновский, телеакадемик Сергей Муратов.

     Творческий  коллектив остался прежним, а  вот содержание журнала немного  изменилось. В журнале изменился информационный блок, появились потребительские полосы, полоса об Интернете, полоса, рассказывающая о героях недели. Появилось несколько визитных карточек: "Герои недели", "Ключевые слова" (новая рубрика о жизни в Рунете). Но основной визитной карточкой журнала, считает Виктор Лошак, всегда были и остаются талантливые авторы, сотрудничающие с журналом. Это Михаил Жванецкий, Сергей Каледин, Денис Гуцко, Захар Прилепин, Анна Андронова, Андрей Колесников и др.14

     В феврале 2008 года стартовал совместный проект Издательского дома «Огонек» и Книжного клуба «ТЕРРА» - «Библиотека «Огонька». В серии «Библиотека «Огонька» издаются произведения, опубликованные в «Библиотечке» в разные годы ХХ века, к которым не снижается читательский интерес. В «исторический» блок уже вошли, в частности: «Избранные рассказы» Исаака Бабеля, «Исторические рассказы» Михаила Зощенко, «Стихи из записной книжки 1936-1958» Александра Твардовского, «Поездки и встречи» Ильи Ильфа и Евгения Петрова и др.

     Среди авторов-современников - писатель Сергей Каледин, писатель и обозреватель «Огонька» Дмитрий Быков (рубрика «Письма счастья»), редактор отдела культуры «Огонька» Андрей Архангельский (цикл бесед с писателями и драматургами «Прогулки по Москве»), лауреат премии «Букер» и постоянный автор  журнала  Денис Гуцко, колумнист «Огонька» Андрей Колесников, Анна Андронова - лауреат премии «Автор года»  журнала  «Огонек»15.

     Книжки  «Библиотечки «Огонька» выходили с 1925-го по 1991 год  раз в неделю и продавались отдельно от  журнала  и их выпуск, к слову, не прерывался даже во время войны. В своем новом воплощении выпуски «Библиотечки» стали бесплатным приложением к каждому номеру «Огонька». Цель проекта в первую очередь -  знакомить   читателей   с новыми авторами, представлять молодую современную литературу.

     С переходом в «Коммерсант» сложилась  в высшей степени полезная ситуация. «Огонек» не изменился ни политически, ни содержательно, что заметили все его читатели. Но он изменился визуально - «Огонек» теперь опирается на очень мощную базу «Коммерсанта». Им занимается профессиональная служба распространения, дизайна, рекламы. С момента перехода в «Коммерсант» до сегодняшнего дня - тираж был увеличен в три раза16.

     Изменилась  внешность  журнала  - он стал привычного для  читателя советских времен большого формата, что позволило нам значительно увеличить объем иллюстрирования.

     Таким образом, в настоящее время основные рубрики  журнала  «Огонек»:

     - Тема номера – рассказ об интересных и запоминающихся событиях, материалы, посвященные юбилейным и знаменательным датам;

     - Неделя – основные новости прошедшей недели: события, люди происшествия;

     - Общество – публикации на наиболее актуальные темы, волнующие современное общество;

     - Россия и мир;

     - Наука;

     - Культура;

     - Спорт;

     - После всего;

     - Фотофиниш.

     Таким образом, "Огонек" - еженедельное издание для современного человека. Можно читать или не читать "Огонек", любить или не любить, но неоспорим факт: "Огонек" - уникальный  журнал, читая который, выросло не одно поколение нашей страны. 

     2.2 Стилистическая адекватность журнала «Огонек» 

     Стилистическая   адекватность СМИ – соответствие стилистики  публикаций  вкусам аудитории17.

     СМИ оказывают такое огромное влияние на жизнь общества, на сознание и представления людей, а также на национальные языки и культуры, все зависит от оперативности и адекватности  передачи  информации. Причем под «текстами средств массовой информации» следует понимать не только газетно-журнальные тексты (т.е. произведения представителей так называемой «пишущей прессы»), но и разнообразные звучащие материалы: радио- и телерепортажи, интервью, различные программы, ток-шоу, фильмы и т.п. – то, что иногда называют «электронной прессой»18. Понятие «электронной прессы» в последние годы расширилось (или же приобрело дополнительный смысл), включив в себя и Интернет, где представлены если не все, то многие ведущие новостные агентства мира.

     Индивидуальный  речевой стиль – одна из центральных  категорий речевой системы СМИ. Для потребителя речевой продукции интерес представляет яркая речевая личность сама по себе, независимо от ее принадлежности к той или иной профессиональной деятельности. Подлинное публицистическое творчество невозможно без наличия индивидуального стиля. В силу аспекта индивидуальности уточняется  взаимодействие между контентом и аксиологией, оно проявляется более многомерно. Соответственно, укрепляется его системность и значимость для прагматической адекватности медиатекста.

     Помимо  особенностей, характерных для языка  каждого жанра  текстов   СМИ  и отличающих, например,  текст  аналитической статьи от  текста  политического комментария или спортивных новостей, можно очертить круг особенностей, свойственных языку  СМИ  в целом19. Поскольку эти особенности во многом и определяют специфику стиля в сфере массовой коммуникации.

     Таким образом, рассмотрим стилистическую адекватность текстов на примере журнала «Огонек».

     Использование разговорной, сниженной, сленговой  и ненормативной лексики (последняя  более характерна для письменных текстов российских СМИ и используется с целью выражения определенного отношения, например иронического, автора материала, создания определенного образа и  стилистического  эффекта, а в так называемой «бульварной прессе» – еще и для эпатажа аудитории и/или привлечения определенной категории читателей).

     Например, «Меня легко упрекнуть: ну поцацкался со своей любимой журналистикой, поиграл в слова и что вышло?»; «Поскольку на политиков мне искренне наплевать, скажу об обществе»; «Ну, а ты-то что, писатель хренов? Ты-то что-нибудь сделал?» и т.п.

     Особая  черта письменных текстов СМИ в заголовках из журнала, построенные на игре слов, на каламбурах, цитатах, аллюзиях и деформированных идиомах.

     Например, Русские подсластили пилюлю; Кто на Рублевке живет?; Не облагай меня без нужды (статья о налогах); «Оскар» невезения; Экий вок (заметка о китайской сковороде «вок»); Сотворение суши (материал о японской кухне); Во саду ли в огороде; Дежа вю; Пикник на обочине; Мера за меру; Американец в Париже; При царе Горохе; Львиные сердца; Кто виноват и что делать? и т.п.

     Широкое использование иных стилистических средств, приемов и фигур речи – таких как гиперболы, литоты, образные сравнения, метафоры (в том числе развернутые и «застывшие», лексикализованные), метонимия, паронимическая аттракция (особенно в рекламных текстах ), иносказания, эвфемизмы и др. (чаще характеризует авторские материалы, комментарии, статьи  и заметки на различные темы  и т.п.).

     Пример: Ставка на свежие лица; этот суперпопулярный актер еще  и  сногсшибательно красив; обширные имения пошли с молотка; доставшийся за бесценок клочок Нью-Йорка; совестливый читатель, не желающий вламываться в чужую жизнь; «документальный» человек своей эпохи; жесткое вплетение музыки в ткань фильма; кто все-таки открывает эту форточку в Европу? (о «Радио Монте-Карло»), мутная экономика начала девяностых; Белый Дом выступил с заявлением; реакция Кремля не заставила себя ждать  и  т.п.

     Широкое использование образной фразеологии  и  идиоматической лексики (как литературной, так  и  разговорной  и  просторечной), в том числе «деформированных» идиом,  игры   слов,  каламбуров, пословиц  и поговорок (часто также в «деформированном» виде) (характеризует как подписную, так  и  «анонимную» журналистику).

     Например, От вездесущих папарацци такого шила не утаишь; сериальные режиссеры нашли нехоженые детективные тропы за кулисами театра; ее новый фильм стерли в порошок; девушки-специи (о группе «Спайс герлз») в полном финансовом порядке; тюльпаны «новым голландцам» были ни к чему; потом все трое отойти на обочину исторического процесса; чтобы «заесть» свои многочисленные страхи, Хичкок нуждался в сладких пилюлях в виде наград  и  премий; наш девиз – «каждому здоровому духу – здоровое тело»  и  т.п.

     Таким образом, адекватность - это соответствие стиля, тона и темпа изложения теме статьи.

     «Стилистическая адекватность» характеризуются краткостью, лаконичностью изложения, наличием огромного количества клише, типичных для публицистического стиля, преобладанием простых предложений, отличающихся большой информативной емкостью; заголовки зачастую построены на игре слов, на каламбурах, цитатах, аллюзиях и деформированных идиомах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В заключении можно отметить, что либерализация речи российских печатных СМИ представляет собой сложившуюся объективную реальность. Такие факторы, как смена экономической и политической формации, отмена цензуры и самоцензуры, снятие табу на запретные ранее для печати темы не только определили трансформацию и развитие языка прессы, но и затронули развитие русского литературного языка в целом. Контекстологический анализ позволил нам увидеть то, что языку современных российских  СМИ свойственны активные процессы и видоизменения стилистической  окраски. Стремительный рост языковой динамики во время перестройки и после ее окончания, объясняется, прежде всего, сменой социальных, политических, экономических, а также психологических установок, как адресата, так и адресанта. Но, к сожалению, наряду с очевидным возрастанием популярности СМИ, усилением роли публицистики в переломные исторические моменты, пресса автоматически стала законодателем «языковой моды». И оказала отнюдь не только позитивное влияние на «языковой вкус» аудитории. Опасность нам видится в том, что разговорные элементы, помимо придания речи выразительности и экспрессивности, сыграли и негативную роль: породили утрату чувства стиля, нормы, языковой культуры в целом.

Информация о работе Стилистическая адекватность журнала "Огонек" и его аудитории