Своеобразие жанров интернет-журналистики (на примере газеты «Lenta.ru»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

С развитием глобальной сети и доступа к ней, Интернет занял особое место среди средств массовой информации. Если еще десятилетие назад всемирная паутина несла лишь информативную цель, то сегодня мы можем констатировать факт рождения нового вида СМИ – сетевых медиа, средой распространения которых стала компьютерная сеть Интернет, так прочно укрепившаяся практически в каждом доме, каждой семье, где есть компьютер...

Содержание

Введение
Глава 1. Жанры в арсенале современной журналистики
Жанрообразующие факторы.
Понятие жанра
Глава 2. Жанровая структура сетевых публикаций
2.1. Интернет как новое информационное пространство. Роль компьютерных сетей в распространении газетно-журнальной периодики
2.2 Специфика сетевых средств массовой информации
2.3 Характеристика информационных жанров массовых Веб – изданий
(на примере он-лайн газеты Lenta.ru)
2.4 Феномен «Живого Журнала»
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

     Для текстов информационного жанра характерен интерес к единичному факту, в них происходит по преимуществу констатация свершившегося. Публикации такого рода отвечают на три классических вопроса журналистики: что? где? когда?

     Ядро  этих текстов – новость, то есть сообщение, содержащее информацию, ранее  неизвестную аудитории. Сущность любой  новости образует факт – нечто, имевшее место во времени и пространстве. Разговоры о масштабности, общезначимости, ударности факта бессмысленны: восприятие его зависит от характера подачи сообщения и от уровня аудитории, от ее интересов (социальных, этических, возрастных, профессиональных). Поэтому принципиальная задача любого СМИ заключается в том, чтобы дать максимально представительный поток информации, удовлетворяющий запросы аудитории. Из этого потока читатель, слушатель, зритель выберет для себя то, что его интересует в данный момент. Важнейшие требования, предъявляемые к информационному сообщению:

  • оперативность;
  • релевантность – соответствие интересам аудитории; фактическая точность;
  • декодируемость – понятность для аудитории сути сообщения;
  • очищенность сущностной информации от «шумов» (дополнительных сведений, деталей и подробностей, отвлекающих от смысла основной темы);
  • краткость информации.

     Тексты, относящиеся к информационным жанрам, в количественном отношении составляют основную часть массовых информационных потоков.

     К информационным жанрам можно отнести: заметку, корреспонденцию, информационный отчет, информационное интервью, блиц-опрос, вопрос – ответ, репортаж, некролог.

     Информационная  заметка в интернет – газете подчинена  всем основных правил журналистики: оперативности, краткости, релевантности и лаконичности, и отвечает на три главных вопроса: что? где? Когда?

     Пермский  справорос отсудил  депутатский мандат

     Мотовилихинский районный суд Перми  признал кандидата  от "Справедливой России" Алексея  Грибанова победителем  выборов в городскую думу по одномандатному округу номер 22. Суд признал незаконным решение избиркома, который отменил итоги выборов по требованию кандидата от "Единой России"6.

     Отличительной чертой подачи информации на портале  «Лента.ру», как в целом в сетевых  изданиях, это возможность прочитать об интересующей вас теме как можно больше материалов. Используя технологию гиперссылок, авторы проекта предлагают посетителям под основной частью заметки перейти к другим статьям, схожим по тематике. Так, например, познакомившись с информацией об Алексее Грибанове, можно прочитать про:

     Ссылки  по теме 
- Алексей Грибанов выиграл судебную тяжбу за депутатский мандат - "Коммерсантъ. Прикамье", 17.05.2011 
- В гордуме Перми появится недостающий депутат. Эсер выиграл сражение за округ, где избили агитаторов "Единой России" - "Ура.Ru", 17.05.2011 

- Против обидчиков  пермских единороссов возбуждено дело – Lenta.ru, 09.03.2011 
- В Перми избили активистов "Единой России" – Lenta.ru, 08.03.2011
7
 

     Новостные заметки на сайте располагаются  в хроникальной последовательности с указанием появления информации в сети. Это позволяет читателю быстро и удобно отыскать свежую информацию и не закапываться в архиве новостей со всего мира. Тематика заметок обширна: политика, экономика, технологии, общество, преступность, масс-медиа, кино, музыка, авто, оружие и так далее.

     Основным  функциональным назначением жанра заметка является передача актуальных новостей, поэтому ее структурно-композиционное построение должно быть подчинено данной цели. Обычно журналисты выстраивают заметку по принципу перевернутой пирамиды: главный факт выносится в начало, а второстепенные ранжируются в материале в зависимости от их значимости. Данный подход позволяет сокращать материал без ущерба для смысла. 

     Украинские  и российские депутаты проведут совместное заседание.

     Совместное  заседание групп  парламентариев Верховной  Рады Украины и Государственной Думы Российской Федерации планируется провести в конце июня.

     Как сообщает пресс-служба председателя комитета Верховной Рады по вопросам правосудия Сергея Кивалова, такое  решение было принято  в среду на заседании  депутатской группы по межпарламентским связям с РФ с участием посла России на Украине Виктора Черномырдина. 

     Структура этого жанра состоит из трех элементов: заголовок - Лид – зачин – подробности. К примеру, «украинские и российские депутаты проведут совместное заседание» здесь служит заголовком, далее идет лид и только за ним зачин. Кроме того, Лид всегда фактологическая основа заметки, ее смысловой центр, определяющий структуру текста: изложив суть факта, репортер затем расширяет информационное поле материала, дополняя его новыми сведениями – цифрами, цитатами, ссылками на источники полученной информации. Нередко говорят о протокольной бесстрастности заметки, о ее безусловной, изначальной объективности. Но как бы точен и правдив ни был материал, он в любом случае субъективен, ибо, во-первых, предлагает факт, извлеченный из реальности (и, следовательно, уже получивший субъективное предпочтение автора и редактора), а во-вторых, сохранить абсолютную объективность в изложении факта даже в жанре заметки практически невозможно.

     Это касается подачи заметки в сети. А что же мы видим на страницах газет?

     Березовские учителя лишились трудовых книжек.

     В Березове сгорел районный комитет по образованию. Здание загорелось в  ночь на 19 мая, около  полуночи.

     Сообщение о возгорании поступило  в пожарную часть поселка в половине первого часа ночи, однако с огнем справились лишь к 7 утра. В результате пожара деревянное здание, построенное в 1973 году, было практически полностью уничтожено – остались лишь несущие стены. В тушении пожара участие принимал весь состав пожарной части Березово – 24 человека и 5 единиц техники, сообщает РИЦ со ссылкой на ОТРК «ЮГРА».

     В здании комитета хранились  документы на всех детей Березовского района, трудовые книжки преподавателей районных школ, а также вся  документация по Единому государственному экзамену.8 

     Видно, что по своей структуре газетная заметка не меняется, все остается прежним. Но в содержании мы обнаруживаем больше подробностей а так же  синтаксических форм, передающих содержание более полно. Краткость же интернет-заметки скорее всего, обуславливается спецификой интернет-СМИ: они оперативнее, их информация дополняется видео-аудио-фото, что делает описание подробностей в словестной форме не столь первостепенным.

     По  своей природе репортаж имеет синтетический характер. Именно поэтому его нельзя однозначно отнести к группе информационных материалов, так как в нем могут проявиться видовые черты и свойства других жанров. Например, в структуре репортажа присутствуют элементы и зарисовки, и интервью, и отчета, и корреспонденции, и т.п. Отличительной же чертой репортажа является динамично развивающееся действие. Для репортера, в отличие от хроникера или обозревателя, важнее показать то, как разворачивается на его глазах событие, а не его итог. Отсюда и проистекают сложности построения репортажа. 

     В Москве прошёл праздник бега "Кремлевская миля"

     Ирина Дмитриева и Вячеслав Шабунин вышли  победителями традиционных, 17 по счету соревнований "Кремлевская  миля". Как всегда, этот праздник бега, приуроченный ко Дню  России, прошел на живописной арене Манежной и Моховой, "в декорациях" кремлевских стен, Манежа и университета. Если для гостьи из Чебоксар победа на "миле" была первой, то 38-летний Шабунин, признанный ас 1500-метровки, прибежал первым к финишу в пятый раз. Это своего рода рекорд, еще только один бегун - Сергей Логинов из Королева - трижды быстрее всех преодолевал трассу протяженностью 1609 м 32 см.

     Сегодня невысокий атлет  с характерной  сутулостью и в  фирменных черных очках сразу возглавил  забег, отказавшись  от своей прежней своей тактики: поначалу прятаться в хвосте цепочки бегунов, чтобы разбежаться к финишу. На последнем отрезке двое соперников вступили в решительный спор с Шабуниным, оттирая его на третью позицию. Но Вячеслав сумел ускориться и финишировал уже в гордом одиночестве. Возможно, Шабунин извлек урок из неудачи на международных соревнованиях "Москоу опен" 10 июня, когда он лидировал почти всю 1500-метровку, а буквально на финишной прямой проиграл сохранившему свежесть сопернику9. 

     В журналистской практике выработана устойчивая схема репортажного описания. Вначале дается зарисовочная заставка («Ирина Дмитриева и Вячеслав Шабунин…»), с помощью которой журналист вводит читателя в курс события. Роль такой заставки – привлечение внимания читателей к материалу. Далее следует собственно репортажное описание. Здесь присутствуют различные отступления, диалоги с героями, собственные авторские впечатления и т.п. С содержательной точки зрения именно эти элементы способны создать в репортаже, так называемый, эффект присутствия.

     Сравним с газетным репортажем.

     Гламурный экстрим

     В 2008 году многие сургутяне  стали свидетелями  и участниками  зрелищного уличного шоу, которое устроили для них сотрудники городского музыкально-драматического театра.

     В 2008 году театр открывает свой IХ творческий сезон двумя премьерами. Зрителям представят двухчасовую романтическую комедию А. Р. Герни "Сильвия" в постановке чешского режиссера Л. Энгеловой, а 26 октября - трехчасовой спектакль по роману Ф. М. Достоевского "Идиот" (режиссер-постановщик Г. Стрелков, уже хорошо известный сургутскому и югорскому зрителю).

     Громкие премьеры требуют  не менее запоминающегося  к ним анонса. Поэтому  театр придумал, как  обратить на себя внимание: автопробегом по улицам города, который они  назвали "Гламурный  экстрим". Примерно в половину двенадцатого от здания театра по ул. Грибоедова, 12, в город двинулся многочисленный кортеж, возглавляемый автомобилем представительского класса. За ним следовали десятки авто - и мотоединиц "Бомбардир-клуба "Югра" ООО РикМаркет": квадроциклы, багги, снегоуборщики , скутеры, украшенные флагами с символикой театра и оседланные стильными молодыми водителями и седоками.

     Вся эта пестрая и  шумная кавалькада проехала по улицам Сургута, по пути останавливаясь на людных площадках  возле кинотеатра "Аврора", торгового центра "Росич", городского культурно-досугового центра "Строитель". Горожане, попавшие в зону действия автошоу, с удовольствием участвовали в импровизированной викторине, конкурсах, с интересом глазели на развлекательную программу, которую им представили артисты театра, велосипедные и роллерные трюкачи. Завершилось более чем трехчасовое театрализованное и автомоторизованное действо вновь у стен Сургутского музыкально-драматического театра.10 

     Принципиальных  отличий нет. Перед нами два материала, описывающие движение событий, наполненные журналистским «драйвом». Соблюден эффект присутствия. Единственное, что может отличать эти два материала – это авторский подход и стиль. Создается лишь стороннее ощущение, что в интернет-репортаже меньше эпитетов и больше подробностей, описания,  к чему, опять же, обязывает специфика интернет-СМИ.

     Выделение жанра интервью произошло в результате того, что ряд публикаций, в ходе создания которых (при сборе материала) был применен метод интервью, фиксирует собой реальный процесс интервьюирования или же специально строится в вопросно-ответной форме (форме интервью). В том случае, когда автор такой публикации ставит своей задачей лишь сообщение аудитории сведений, полученных от интервьюируемого лица, никак не пытаясь их комментировать, можно говорить, что он создает информационный материал. Однако в полной мере интервью получится информационным, если и в ответах его собеседника акцент будет сделан на вопросах: что? где? когда? Если же интервьюер или его собеседник начнут «разворачивать» ответы на вопросы: почему? каким образом? что это значит? и пр., то в результате может появиться аналитический материал.

     В сети мы можем видеть два варианта итогового материала:

  1. Сообщение сведений, полученных от личности.  Здесь интервью – это способ получения информации, а не жанр. Применение метода интервью может дать в итоге информационно-аналитический материал:

     В рабочее и в  нерабочее время

     Путин будет заниматься Народным фронтом  в трех ипостасях

     Пресс-секретарь  Владимира Путина Дмитрий Песков рассказал "Ленте.Ру" о том, кто будет финансировать Общероссийский народный фронт, в каком качестве премьер-министр будет заниматься своим новым детищем, а также как его окружение будет совмещать свою основную работу с формированием нового объединения.

Информация о работе Своеобразие жанров интернет-журналистики (на примере газеты «Lenta.ru»)