Своеобразие жанров интернет-журналистики (на примере газеты «Lenta.ru»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

С развитием глобальной сети и доступа к ней, Интернет занял особое место среди средств массовой информации. Если еще десятилетие назад всемирная паутина несла лишь информативную цель, то сегодня мы можем констатировать факт рождения нового вида СМИ – сетевых медиа, средой распространения которых стала компьютерная сеть Интернет, так прочно укрепившаяся практически в каждом доме, каждой семье, где есть компьютер...

Содержание

Введение
Глава 1. Жанры в арсенале современной журналистики
Жанрообразующие факторы.
Понятие жанра
Глава 2. Жанровая структура сетевых публикаций
2.1. Интернет как новое информационное пространство. Роль компьютерных сетей в распространении газетно-журнальной периодики
2.2 Специфика сетевых средств массовой информации
2.3 Характеристика информационных жанров массовых Веб – изданий
(на примере он-лайн газеты Lenta.ru)
2.4 Феномен «Живого Журнала»
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

     Без какой-либо доли преувеличения Интернет можно рассматривать как некое  глобальное средство массовой информации. Он дает возможность иметь практически мгновенный доступ ко всем источникам информации одновременно и при этом делать индивидуальный выбор. Это все равно как выписывать дома все газеты, журналы, книги и одновременно включить все каналы телевидения и радио.

     Интернет, зародившись в 70-х годах, в 90-х  обрушился мощным шквалом информационных потоков на весь мир. К началу 2000 года, по оценке специалистов, только в  России услугами всемирной паутины  пользовались около 1,5 миллионов человек. В мировом масштабе эта цифра достигала полумиллиарда. Сегодня уже не вызывает удивления домашний компьютер, подключенный к сети Интернет, а использование веб- технологий в учебных сфере и бизнесе стало неотъемлемым явлением жизни современного человека.

     Некоторые историки Интернета ведут отсчет глобальной Сети с 1961 года, когда Леонард Кейнрок, нередко называемый отцом Интернета, опубликовал статью с изложением пакетной пересылки информации. Сам же профессор считает, что первый значительный шаг в создании Интернета был сделан 2 сентября 1969 года в Калифорнийском университете, он вместе со своей командой успешно соединил компьютер с маршрутизатором (сетевое устройство передачи данных). В интервью агентству Рейтер Леонард Клейнрок описал это следующим образом: 20 октября 1969 года группа компьютерщиков Калифорнийского университета решила соединить свой компьютер с компьютером в Стенфордском исследовательском институте. Поначалу сеть помогала лишь ученым пользоваться информацией, находящейся в компьютерах коллег в других центрах. Тогда еще никому не приходило в голову, каких масштабов достигнет Интернет. Однако профессор не считает, что он вместе с коллегами породил монстра.

     Web по своим возможностям почти полностью соответствует издательству. Во-первых, потому что каждый программы просмотра интернетовской странички теоретически может добраться до любого веб-узла (исключение составляют те случаи, когда вебмастер по собственному желанию закрывает доступ к своим узлам для широкой публики, или когда канал не достаточно хорошо соединен с далеко находящимся узлом). Таким образом, даже самый мелкий сетевой издатель в идеале может получить всю читательскую аудиторию. Кроме того, мелкие издатели могут зарегистрировать свои узлы в базах данных, либо опубликовать свои ссылки в поисковых машинах.

     Во-вторых, стоимость создания и поддержания  простого Веб-узла чрезвычайно низка. Многие организации, предоставляющие  доступ в Интернет, в качестве стандартной  услуги предлагают подписчикам место  для создания персональных веб-страничек.

     «Эффективность  электронных версий состоит в  способе их передачи и доставки, которыми пользуется часть читателей, как единственным источником информации, и в скорости её получения, не сравнимой  с традиционными формами. Чаще всего  текст электронной версии можно прочитать намного раньше, чем издание выйдет в свет. Особенно это относится к так называемым «толстым журналам»[3]. Но в тоже время электронная версия не всегда является копией бумажного издания. Редакции иногда практикуют публикацию текстов, существующих только в электронном виде и отсутствующих в бумажном варианте. Электронная версия каждого издания имеет адрес, по которому её можно найти в Интернете. Адрес может быть либо общим для всего издания, либо каждый редактор и журналист могут иметь свои адреса. Это создает исключительное удобства для читателей и, особенно, для авторов, имеющих возможность из любого, даже далекого от своего города населенного пункта оперативно согласовать с редакцией все вопросы и вставить какие-то свежие факты, происходящие буквально на глазах, прямо накануне очередного выпуска издания. Крупнейшие информационно поисковые системы и серверы хранят электронные версии сотен газет, журналов, периодических сборников на русском и английском языках (smi.ru).

     Однако  электронные версии журналов и газет  не стоит относить к электронным  СМИ. Это только форма передачи издания. Иначе дело обстоит с оригинальными  электронными изданиями, изначально созданными в сетях. 
 

     2.2 Специфика сетевых  средств массовой  информации

     Основу  сетевых средств массовой информации составляют новый вид периодических  изданий – сетевые газеты и  журналы. Среди множества заявленных в информационно-поисковых системах изданий, к сожалению, не являются периодическими. Однако есть несколько десятков серьезных сетевых газет и журналов, выпускающихся на высоком профессиональном уровне уже на протяжении более двадцати лет. И с каждым годом количество таких изданий увеличивается, не смотря на их еще короткую историю. Так почему же возрастает спрос именно на такие издания? Чем сетевая газета отличается от обычной?

     Жанр "сетевой" прессы определяется спецификой Сети как медийной среды и особенностями восприятия информации с экрана монитора.

     В первую очередь, это гипертекстовые ссылки, которые обеспечивают доступ к архивам и другим электронным ресурсам. Таким образом, читатель имеет дело не с линейным текстом, а с расширенным объемом информации.

     В распоряжении интернет-журналистики имеются следующие формы передачи информации:

  • текст - единовременно передает не очень много информации, но использует силу других элементов (схемы, звуки и др.);
  • фото — представляет запечатленные детали событий, наглядно их фиксируя;
  • звук — воздействуя эмоционально, усиливает влияние текстов, фото или видеосюжетов;
  • видеосюжеты — темы, освещаемые в фоторяде, могут быть представлены в видеороликах;
  • анимация — эрзац-видео, при загрузке требуется большая мощность.

       Специфику отображения страницы гипертекста в броузере обуславливают определенные особенности дизайна веб-страницы и Веб-сайтов в целом. В борьбе за посетителя, за более удобную работу с их сайтом, создатели, точнее разработчики интернет – ресурсов выработали ряд специальных приемов, применяемых для ускорения и упрощения работы. Создается электронная композиционно-графическая модель виртуальной газеты, по которой строятся все последующие выпуски.

     Создается макет для одного или нескольких разделов сайта, в который затем  программным путем включаются уникальные блоки с текстом, графикой, гиперссылками и так далее.

       «Согласно результатам исследований, проводившихся в рамках совместного проекта Стенфордского университета и Институт Пойнтера в течении четырех лет … возможности мультимедиа, часто присутствующие на Веб – страницах для многих пользователей важны менее, чем ожидалось. Восприятие пользователя Интернета и печатной продукции существенно различается. Последний обращает внимание на иллюстрацию и рекламу. В сети же привлекают в первую очередь заголовки и короткие тексты (содержание статей и подписи к фотографиям), а уже потом – иллюстраций».[4]

       Во-вторых: многочисленные формы обратной связи (гостевые книги, форумы, конференции, интерактив) дают читателю возможность участвовать в производстве информационного продукта и размывают грань между автором и  читателем.

     В-третьих: сетевые СМИ обладают целым рядом преимуществ по сравнению с печатной прессой. Это возможность незамедлительной публикации материалов, благодаря которой сетевые издания оказываются оперативнее газет и телевидения, ведь оперативность газеты ограничена сроком выхода номера, а оперативность телевидения - временем выхода в эфир новостей; оперативность же сетевого издания вообще ничем не ограничена.

     Интернет  предлагает неограниченный объем памяти. Обновления следуют одно за другим — но более старую информацию можно архивировать, превращать в базу данных с возможностью легкого открытия. И хотя пользователь имеет доступ к невероятному количеству информации, она предоставляется ему в отсортированном и упорядоченном виде.

     В-четвертых: относительно малая себестоимость сетевых проектов и отсутствие централизации благоприятствуют расцвету специализированных газет и журналов. Тем самым обеспечивается гарантированная Конституцией свобода слова и самовыражения.

     К сожалению, все вышеперечисленное имеет и свою обратную сторону. Легкость публикации при возможности сохранения анонимности приводит иногда к злоупотреблениям: дезинформации, плагиату, экстремизму, порнографии, скрытой рекламе. Отсюда и доверие большинства читателей к интернет – журналистике весьма невысокое.

     Техника «гипермедиа» (ссылки) открывает новое, комплексное и нелегко осваиваемое  третье измерение, существующее «за занавесом». Этому служат различные элементы в текстах и графике, одновременно являющиеся ссылками, ведущими к пока невидимой текстовой или графической информации.

     Другие  возможности предлагает эта технология и для журналистов, создавая для  них особую мультимедийную среду:

  • Свобода в выборе формы сообщения, а, следовательно, и возможность регулирования силы его эмоционального воздействия (например, видеоизображение обладает наибольшей силой эмоционального воздействия, а текст наименьшей);
  • Возможность совмещения свойств телевидения, радио и прессы, в тодном сообщении;
  • Отсутствие необходимости «пересказа», визуальных сообщений в текстовой или аудио формах, из-за отсутствия возможности передать их «как есть». И, как следствие, меньшая потребность в использовании средств выразительности, которые журналистика заимствует из литературы;
  • Свобода эксперимента при создании новых журналистских жанров и возможность создавать новые посредством соединения уже известных.
 
 
 
 
 

     2.3 Характеристика информационных жанров массовых Веб – изданий (на примере он-лайн газеты Lenta.ru)

     В типологии жанров интернет - журналистика от печатной отличается не сильно. Если не учитывать возможности, которые предлагает гипертекст (об этом шла речь в предыдущей главе), то классификация и факторы, образующие жанр, в он-лайн журналистике сохраняются.

     Началом выпуска сетевых периодических  изданий как системы можно считать возникновения в 1996 году известного «Журнала.ру» и нескольких других сетевых органов. Этапом в развитии сетевой периодики явилось создание «Содружества on-line периодических изданий», о чем было впервые заявлено 19 марта 1997 года. Затем был опубликован Манифест содружества, где говорилось об объединении «более пятидесяти различных по тематике электронных изданий», а само «Содружество» названо «неофициальной гильдией российского Интернета».

     В начале 90-х возникает одни из самых амбициозных проектов «Рамблер Медиа Групп» - Интернет-газета «Lenta.ru». Свидетельство о регистрации электронного средства массовой информации было выдано изданию 21 февраля 2001 года, но сам портал начал функционировать гораздо ранее.Сегодня ежемесячная аудитория газеты – более 3,5 миллионов человек, и с каждым месяцем эта цифра растет.

     Вот как рассказывают создатели сайта  о популярности своего проекта: «Уникальность  проекта состоит, прежде всего, в  беспрецедентном охвате источников информации: Rambler Mass Media круглосуточно взаимодействует с более чем 50 ведущими российскими и зарубежными СМИ, как хорошо известными, так и появившимися недавно. Кроме того, Rambler Mass Media - безусловный лидер по внедрению мультимедиа. Помимо текстовых материалов и фоторепортажей, ставших визитной карточкой проекта, Rambler Mass Media представляет пользователям аудио и видеосюжеты, в числе поставщиков которых ВГТРК и BBC, Deutsche Welle, радио "Маяк" и другие»[5]. Концепцию, техническое сопровождение и информационную поддержку агентства осуществляет Фонд эффективной политики, что определенным образом влияет на контент и качество информационного продукта.

     Основная  масса сообщений на сайте написана в жанре новостной заметки  и является кратким анонсом публикаций других сетевых изданий. Жанр новости с его пирамидальной структурой, свойственной ему лаконичностью и концентрацией внимания на факте наиболее популярен в сетевой журналистике. Это связано с тем, что огромный массив информации в Интернете трудно поддается упорядочению путем использования сложных выразительных средств. Оперативность и точность подачи материала, свойственные этому жанру востребованы в Интернете. Кроем того, Интернет – издания - это журналистика малых (по объему) форм. Трудно представить себе человека, который будет читать на компьютерном мониторе сочинение больше, чем 8–10 тыс. знаков, особенно на повременном dial-up соединении.

Информация о работе Своеобразие жанров интернет-журналистики (на примере газеты «Lenta.ru»)