Своеобразие жанров интернет-журналистики (на примере газеты «Lenta.ru»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

С развитием глобальной сети и доступа к ней, Интернет занял особое место среди средств массовой информации. Если еще десятилетие назад всемирная паутина несла лишь информативную цель, то сегодня мы можем констатировать факт рождения нового вида СМИ – сетевых медиа, средой распространения которых стала компьютерная сеть Интернет, так прочно укрепившаяся практически в каждом доме, каждой семье, где есть компьютер...

Содержание

Введение
Глава 1. Жанры в арсенале современной журналистики
Жанрообразующие факторы.
Понятие жанра
Глава 2. Жанровая структура сетевых публикаций
2.1. Интернет как новое информационное пространство. Роль компьютерных сетей в распространении газетно-журнальной периодики
2.2 Специфика сетевых средств массовой информации
2.3 Характеристика информационных жанров массовых Веб – изданий
(на примере он-лайн газеты Lenta.ru)
2.4 Феномен «Живого Журнала»
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

     Министерство  образования и  науки Российской Федерации

     Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

     Югорский  государственный  университет

     Гуманитарный  институт

     Кафедра журналистики и литературы 
 
 
 
 

     Чекина  Мария Сергеевна 
 

     Своеобразие жанров интернет-журналистики (на примере  газеты «Lenta.ru») 
 

     Курсовая  работа

     студентки 3 курса Гуманитарного института

     Научный руководитель:

     ст. преподаватель

     И. С. Шевченко  
 
 

     Ханты-Мансийск – 2011 
 
 

     Содержание   

     Введение 

     Глава 1. Жанры в арсенале современной журналистики

    1. Жанрообразующие факторы.
    2. Понятие жанра

     Глава 2. Жанровая структура сетевых публикаций

    2.1. Интернет  как новое информационное пространство. Роль компьютерных сетей в  распространении газетно-журнальной  периодики

     2.2 Специфика сетевых средств массовой информации

     2.3 Характеристика информационных жанров массовых Веб – изданий

     (на  примере он-лайн газеты Lenta.ru)

     2.4  Феномен «Живого Журнала»

     Заключение

     Список  литературы

     Введение   

     Проблема  жанровой структуры в широком  смысле остается одним из самых актуальных направлений научной мысли в современной российской журналистике. Теория жанров и сегодня задается все теми же вопросами: что такое жанр, в чем его функция и насколько тот или иной жанр устойчив. Но если в традиционной, печатной, журналистике, исследователи смогли найти какие-либо общие параметры для характеристики жанра, то электронные СМИ, и, в первую очередь, интернет-издания, в этом отношении остаются менее всего изученными. В этом заключается актуальность нашей работы.

     С развитием глобальной сети и доступа  к ней, Интернет занял особое место  среди средств массовой информации. Если еще десятилетие назад всемирная паутина несла лишь информативную цель, то сегодня мы можем констатировать факт рождения нового вида СМИ – сетевых медиа, средой распространения которых стала компьютерная сеть Интернет, так прочно укрепившаяся практически в каждом доме, каждой семье, где есть компьютер

     С каждым годом, а в последнее время  и с каждым месяцем, количество сетевых  изданий увеличивается в сотни раз. Наряду с аналогом печатных газет и журналов, в Интернете то и дело появляются исключительно сетевые публикации. Они имеют свои типологические признаки и жанровые особенности. Но в тоже время особенность и одновременно проблема в том, что практически в каждой веб-публикации можно найти черты тех или иных  традиционных жанров журналистики. А вот найти оригинальный веб-репортаж достаточно трудно. 
 

     Научная новизна исследования заключается в том, что мы попытались систематизировать и классифицировать жанровые разновидности веб-публикаций. Кроме того, мы рассматриваем жанровые разновидности веб-публикаций в сравнении с традиционными СМИ.

       Объектом исследования являются публикации Интернет-изданий (на примере газеты Lenta.ru).

     Предметом исследования является жанровая разновидность он-лайн публикаций.

     Цель моей работы – охарактеризовать жанровое своеобразие публикаций Интернет-изданий.

     Для этого предлагается решение следующих задач:

     1.Дать  теоретическое обоснование жанра.

     2.Обосновать  специфику жанровой структуры интернет-изданий.

     3. Выявить жанровые особенности веб-публикаций, сравнить их с печатными аналогами

     4.Определить  специфику подачи информации  в сетевых изданиях различной  жанровой направленности.

     Соответственно  поставленной цели и обозначенным задачам были выбраны и методы исследования: типологический метод и метод сравнения.

     Исследования  жанров в сфере газетно-журнальной периодики подготовили теоретическую  базу для дальнейшего их изучения. Были рассмотрены работы: А.А. Тертычного «Жанры периодической печати»; Л.Е. Кройчик «Система журналистских жанров»; Л.В. Шибаевой «Жанры в теории и практике журналистики»; М.Н. Ким «Жанры современной журналистики»; Горохова В.М. «Основы журналистского мастерства» и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 1

       Жанры в арсенале современной журналистики

     1.1 Жанрообразующие факторы

     Измерение жанрового пространства определяется тем, что жанровая форма предполагает определенный способ организации материала  с изображением жизненных явлений. Жанр определяется совокупностью структурно-композиционных средств, особенностями языка и стиля. Каждому жанру свойствен свой объем информативности, свой уровень обобщения фактов. Жанр — исторически складывающийся вид произведения. В литературоведении — тип художественного произведения (в единстве специфических свойств его формы и содержания), принадлежащий к разным литературным родам (эпос, лирика, драма). В жанре обобщаются черты, принадлежащие обширной группе произведений.

     Это позволяет рассматривать жанр как  типологическое явление, исторически  устойчивое, свойственное произведениям разных эпох и направлений.

     К жанрообразующим факторам относят:

     • содержание произведения (тематика, проблематика);

     • способ повествования, описания, воспроизведения  событий, явлений, системы образов, героев;

     • отношение автора к изображаемому;

     • способы и приемы изображения, изобразительно-выразительные средства;

     • стилевая манера;

     • пафос произведения;

     • характер конфликтов и их развитие в сюжете.

     Качества, которые отличает он-лайн журналистику от традиционной - это интерактивность и постоянное обновление. Интернет позволяет оставаться актуальным, оперативно реагируя на события. Новость может быть вставлена в быстро подготовленный аналитический обзор, который посредством гипертекстовых ссылок связывается с другими материалами. Новость, таким образом, автоматически порождает смысловой контекст и становится центром новой темы. Это стирает какие-либо жанровые границы в сетевых изданиях и является важной особенностью интернет-журналистики.

     Но  даже в общепринятой науке о журналистике единого мнения относительно понятия «жанр» в настоящее время не сложилось. Одни выделяют новостную журналистику, интервью, оперативное комментирование, репортерское расследование, а также аналитическую, художественную (эссе, очерк) и сатирическую (фельетон, памфлет, пародия, сатирическая реплика, сатирический комментарий) публицистику.

     Другие  включают в информационные жанры  заметку, отчет, интервью, информационную корреспонденцию, блиц-опрос, вопрос-ответ, репортаж, некролог; к аналитическим  относят аналитические отчет, корреспонденцию, интервью, беседу, комментарий, социологическое резюме, анкету, мониторинг, рейтинг, рецензию, статью, журналистское расследование, обозрение, обзор СМИ, прогноз, версию, эксперимент, письмо, исповедь, рекомендацию (совет), аналитический пресс-релиз; а к художественно-публицистическим — очерк, фельетон, памфлет, пародию, сатирический комментарий, житейскую историю, легенду, эпиграф, эпитафию, анекдот, шутку, игру.

     Такая несогласованность говорит о том, что в теории жанров пока не найдено общих критериев для описания многообразия жанров. А сетевые издания, как новый вид средств массовой информации, до сих пор остаются подробно не исследованными. Причина тому не только то, что в России существует небольшое количество интернет-изданий, но и тот факт, что изучение Интернета требует специальных профессиональных навыков работы в виртуальном пространстве. До сих пор не существует специалистов в этой сфере и определенного метода для описания сетевых публикаций, тем более типологии жанров интернет-изданий.

     Степень изученности проблемы определяется лишь попытками дать описания зарождающимся жанрам интернет-журналистики, это видно в работах А.А. Калмыковой и Л.А. Кохановой в учебном пособии «Интернет–журналистика». Но даже в ней авторы отмечают, что «первое, с чем сталкивается исследователь Интернета, взявшийся выявить жанровую типологию публикаций в сети, это присутствие всего во всем, и в каждом, и везде. Черты традиционных журналистских жанров — репортажа, очерка, фельетона, корреспонденции и других — можно найти, если поискать, в любой сетевой публикации. А вот типичный веб-репортаж или типичный веб-фельетон, оказывается, отыскать весьма проблематично. Подобные чистые жанровые формы можно встретить только в изданиях-клонах, но, как мы уже договорились, к веб-изданиям копии несетевых публикаций имеют такое же отношение, как показ по телевизору фотографии газетной полосы к телевизионной новостной передаче»[1]   
 
 

     1.2 Понятие жанра

     Понятие жанр происходит от французского слово «genre», что означает в дословном переводе – род, вид. Жанр – эта форма, в которой читателю (зрителю, слушателю) представляется подготовленный материал. Впрочем, исходное значение термина нам вовсе не помогает прояснить, что такое жанр. Проблема заключается в том, что не существует единого определения понятия жанр, как и единой системы жанрового деления. Причин этому несколько: жанр, вид и род являются смежными понятиями, в результате чего их путают (то, что в одном источнике называют жанром, в другом относят к видам, и наоборот); жанры менялись, исчезали и появлялись в процессе исторического развития искусства, литературы и журналистики, поэтому границы между ними порой весьма расплывчаты.

     «Жанр – особая форма организации жизненного материала, представляющая собой специфическую совокупность структурно-композиционных признаков. При этом в жанре мы имеем дело не со случайной совокупностью черт, а с системой элементов формы»[2].

     Сам термин «жанр» возник в эстетике французского Классицизма середины XVII в., хотя жанровое самоопределение существовало много раньше. В XVI в. теоретики академического искусства разделили его на «высокий» и «низкий» жанр в зависимости от предмета изображения, темы, сюжета. Это деление укрепилось в практике европейских художественных академий XVII-XIX вв. В живописи «высоким» считались исторический (героический) и мифологический жанры, «низким» — портрет, пейзаж, натюрморт. В литературе существовало противопоставление трагедии и комедии. Разделение на «высокие» и «низкие» жанры существовало уже в античном  искусстве.

     Если говорить о  журналистике, то в ней, в отличие от других видов искусства, нежелательно смешение жанров. И если, например, в изобразительном искусстве взаимопроникновение жанров исторически обусловлено и неизбежно, то в журналистике «чистота» жанра является качественной характеристикой. И размытые жанровые границы характерны лишь для «бульварных» изданий и низкопробных теле- и радиопередач. 

     Жанр всегда остается наилучшей формой решения творческой задачи. Поэтому он всегда жестко детерминирован: цель, лежащая в основе решения любой творческой задачи, определяет выбор жанра. Разрабатывая тему, анализируя попавшие в поле его зрения факты, корреспондент еще на предварительной стадии своей работы осуществляет определенный выбор жанра, останавливаясь, в конечном счете, на том, который представляется ему наиболее подходящим. Бытующее среди журналистов убеждение, будто о жанре предстоящего текста он не думает и тот складывается сам собой, на самом деле противоречит правилам творческого процесса. Интуиция как составная часть творчества способствует рождению целостного текста: текст вбирает в себя необходимые жанровые элементы, подчиняясь логике развития мысли автора. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2

     Жанровая  структура сетевых  публикаций 

     
    1. Интернет  как новое информационное пространство. Роль компьютерных сетей в распространении газетно-журнальной периодики

Информация о работе Своеобразие жанров интернет-журналистики (на примере газеты «Lenta.ru»)