Телевидение как информационная и социопсихологическая составляющая жизни современного человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:49, дипломная работа

Описание работы

«Российское общество вот уже более десяти лет организует своё развитие по новым законам социально-экономического устройства» [12]. В сфере системы средств массовых коммуникаций произошли перемены, появились новые механизмы взаимоотношений журналистики и других общественных структур, изменились роль и функции журналистики: сегодня она живет и функционирует в новых условиях конкуренции, рыночных отношений. Сегодня журналистика выступает, во-первых, инструментом общественных, социальных и экономических перемен, а во-вторых, сама является объектом воздействия других, в том числе и новых, общественно-политических структур и социальных институтов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Телевидение как специфическое информационное пространство……………………………………………………………………..9
1.1. История развития современного отечественного телевидения……...........9
1.2. Функции телевидения………………………………………………………18
1.3. Использование модели западного телевидения на российских телеканалах………………………………………………………………………22

Глава 2. Телевидение как составляющая жизненного пространства современного человека………………………………………………………...31
2.1. Телевидение: формы, методы, средства манипуляции общественным сознанием………………………………………………………………………...31
2.2. Влияние телевидения на формирование стереотипов современного человека…………………………………………………………………………..44

Заключение……………………………………………………………………...56
Список литературы…………………………………………

Работа содержит 1 файл

дипломная работа от Оксаны.doc

— 1.25 Мб (Скачать)


 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тамбовский государственный университет имени

Г.Р.Державина»

 

Кафедра журналистики

                                                                                        К защите допущена

                                                                               Зав. кафедрой  

Проф._______А.И.Иванов

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

Тема: «Телевидение как информационная и социопсихологическая составляющая жизни современного человека»

 

Автор работы: Александрова Оксана Сергеевна

                            6 курс, 1 группа, форма обучения – заочная

Специальность: 030601 – Журналистика

 

Срок предоставления работы к защите: «___» __________200_г.

Предварительная защита: «___» __________200_г.

 

Научный руководитель к.ф.н., доцент Т.В.Каравичева

 

Работа защищена: «___» __________200_г. Оценка__________

Члены комиссии: __________                      __________

                                 __________                      __________

                                 __________                      __________

Тамбов 2008

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..4

Глава 1. Телевидение как специфическое информационное пространство……………………………………………………………………..9

1.1. История развития современного отечественного телевидения……...........9

1.2. Функции телевидения………………………………………………………18

1.3. Использование модели западного телевидения на российских телеканалах………………………………………………………………………22

 

Глава 2. Телевидение как составляющая жизненного пространства современного человека………………………………………………………...31

2.1. Телевидение: формы, методы, средства манипуляции общественным сознанием………………………………………………………………………...31

2.2. Влияние телевидения на формирование стереотипов современного человека…………………………………………………………………………..44

 

Заключение……………………………………………………………………...56

Список литературы……………………………………………………………60

 

Приложение №1………………………………………………………………...62

 

Приложение №2………………………………………………………………...69

 

Приложение №3………………………………………………………………...70

 

Приложение №4………………………………………………………………...71

 

Приложение №5………………………………………………………………...72

 

Приложение №6………………………………………………………………..73

 

Приложение №7………………………………………………………………...74

 

Приложение №8………………………………………………………………...75

 

Приложение №9………………………………………………………………...76

 

Приложение №10……………………………………………………………….77

 

Приложение №11……………………………………………………………….78

 

Приложение №12……………………………………………………………….79

 

Приложение №13……………………………………………………………….80

 

Приложение №14……………………………………………………………….81

 

Приложение №15……………………………………………………………….82

 

Приложение №16……………………………………………………………….83

 

Приложение №17……………………………………………………………….84

 

Приложение №18……………………………………………………………….85

 

Приложение №19……………………………………………………………….86

 

Приложение №20……………………………………………………………….87

 

Приложение №21……………………………………………………………….88

Введение

«Российское общество вот уже более десяти лет организует своё развитие по новым законам социально-экономического устройства» [12]. В сфере системы средств массовых коммуникаций произошли перемены, появились новые механизмы взаимоотношений журналистики и других общественных структур, изменились роль и функции журналистики: сегодня она живет и функционирует в новых условиях конкуренции, рыночных отношений. Сегодня журналистика выступает, во-первых, инструментом общественных, социальных и экономических перемен, а во-вторых, сама является объектом воздействия других, в том числе и новых, общественно-политических структур и социальных институтов.

Телевидение - это настоящий социокультурный феномен XX века, который объединил в себе передовые достижения журналистики, науки,  экономики. Телевидение - это уникальное средство массовой информации и удивительное, синтетическое искусство. Появление новых источников и видов общественной информации всегда неизбежно ведет к перераспределению приоритетов внутри системы в соответствии с особенностями, возможностями и характером каждого из компонентов.

Так, в связи с появлением таких новых средств массовой информации, как радио и телевидение, произошло разделение системы средств массовых коммуникаций на традиционные и новые, печатные и электронные. В недавнем прошлом общая идеологическая направленность радио и телевидения соответствовала курсу Коммунистической партии СССР, но и телевидению, являющемуся  самым сильным каналом воздействия в силу его специфики - единства аудио- и видео,- сигнала отводилась особая роль: «воспитание советских людей в духе коммунистической идейности и морали, непримиримости к буржуазной идеологии и морали» [22].

Таким образом, телевидение, постоянно совершенствуя и оттачивая свои методы и приёмы, справлялось с решением идеологических задач под контролем власти в эпоху советского тоталитарного режима и продолжает справляться с этим и сегодня, уже с учётом новых реалий. Став одним из компонентов системы средств массовой коммуникаций, телевидение тем самым не завершило её формирование, а, наоборот, оказало влияние на формирование её компонентов и даже целых государственных институтов.

Телевидение вступает в коммуникационную связь со своими телезрителями, тем самым заполняя информационную и развлекательную нишу в жизни современного человека. Телевидение упраздняет пространство и время, сближая громаднейшую аудиторию, заставляя всех вместе перерабатывать, анализировать какую - либо информацию.

Настоящая работа посвящена исследованию проблем взаимодействия телевидения и аудитории  в социальном и психологическом аспектах. Взаимосвязь телевидения и телезрителя всегда была достаточно тесной, и, хотя в сравнительно небольшой срок, именуемый «переходным периодом», в отечественной системе телевещания произошло большое количество преобразований: телекомпании были разделены по типу деятельности на (вещательные и программопроизводящие); появились новые формы собственности (коммерческое, общественное телевидение);  развились новые функции телевидения; изменилась специфика его программной политики - все равно телевидение остаётся мощнейшим по способу воздействия на массовое сознание СМИ.

На сегодняшний момент телевидение не только влияет на массовое сознание, не только заполняет собой жизненное пространство современного человека, но и формирует стереотипы поведения. Наибольшему влиянию телевидения подвержена молодёжь, а именно, молодёжь, люди 12-12-х лет. Телевидение для них - это источник информации, как общественно-политической, так и социальной. Подростки перенимают манеру поведения известных телевизионных ведущих, манеру одеваться, воспитывают себя на своих же телевизионных кумирах. Именно подросткам и степени влияния на них телевидения посвящена данная дипломная работа.

Актуальность данного исследования обусловлена динамичным развитием телевидения как социального института, изменением характера его влияния на молодёжную аудиторию, степенью «зависимости» от него современной молодёжи.

Телевидение - одно из самых сложных культурных явлений двадцатого века. Обладая наиболее мощным механизмом воздействия на общественное мнение среди других СМИ, оно формирует взгляды, стереотипы массовой аудитории. Телевидение постоянно изменяется, и суть этих перемен многообразна и существенна. Процессы, происходящие между телевидением и аудиторией, требуют осмысления и системного анализа, так как их взаимосвязь является разгадкой феномена телевидения в целом.

Теоретической и методологической основой дипломной послужили работы Я.Н. Засурского, Р.А. Борецкого, Р.П. Овсепян, В. Саппак, С.А. Муратова, в которых рассматриваются общетеоретические проблемы средств массовой информации и на основании которых следует определять место телевидения в системе СМИ.

Исследования таких авторов, как Э.Г. Багиров, Р.А. Борецкий, Я.Н. Засурский, О.М. Махонина и других помогают выявить основные тенденции развития телевидения в историческом аспекте, его специфику, и роль в обществе, как социального института. В своих работах Э.Г. Багиров проанализировал этапы становления и развития отечественного телевидения, уделяя немало внимания его жанровым и функциональным особенностям [1].

Формы, методы, способы манипуляции общественным сознанием через телевидение на современном этапе нашли своё отражение в работах Е. Доценко «Психология манипуляций», С. Кара-Мурзы «Манипуляция сознанием», Роберта Чалдини «Психология влияния», где авторы рассматривают основные модели влияния на человеческое сознание.

Кроме того, мощной социопсихологической базой для выявления специфики, характера влияния телевидения на формирование стереотипов современного человека послужили работы таких теоретиков телевидения как В.Л. Цвик, С.А. Муратов, Г.В. Кузнецов, Н.В. Зверева, Р.И. Мокшанцев, В.А. Луков и др.

Научная новизна данного исследования состоит в самой постановке проблемы: предпринята попытка рассмотреть комплексное воздействие телевидения на социум с точки зрения его влияния как глобальной информационной структуры и психологического феномена на молодежную аудиторию.

Объектом настоящего исследования выступает российское федеральное телевидение, представленное основными вещательными каналами и транслируемыми ими телепередачами, а предметом - способы, методы, приемы воздействия телевидения на массовое сознание.

Цель работы заключается в выявлении механизмов воздействия телевидения на массовое сознание и формирование стереотипов современного человека.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.     Рассмотреть особенности взаимодействия, в том числе, и обратные связи телевидения и аудитории на различных этапах социально-экономического развития страны

2.     Проследить экспансию жанров западного телевидения на российских телеканалах.

3.     Выявить основные принципы формирования отношений между аудиторией и телевидением.

4.     Установить степень влияния федерального телевидения на массовое сознание аудитории, формирование стереотипов поведения,  выявить основные формы, методы, способы, которыми оно достигается.

5.     Проанализировать молодёжные телевизионные предпочтения и установить степень зависимости аудитории от тех или иных телепередач, личностей ведущих.

Эмпирической базой исследования служат информационные, публицистические, развлекательные программы трёх основных федеральных (ОРТ, РТР, НТВ) и пяти развлекательных молодёжных (СТС, ТНТ, ТВ3, МузТв, MTV) каналов, сравнительный анализ жанрового своеобразия и тематики программ которых позволил раскрыть принципы и охарактеризовать процессы экспансии на телевидении, а также позволил  выявить наиболее популярные каналы и транслируемые ими телепередачи среди людей, относящихся к возрастной группе 12-22-х лет.

Программа анализа, таблицы, их описание и выводы подробно описаны в приложении к данной работе.

Практическая значимость. Материалы исследования, содержащиеся в данной работе, могут войти в лекционные курсы, а также стать базой для курсовых и дипломных работ студентов.

Структура исследования обусловлена поставленными целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Первая глава – «Телевидение как специфическое информационное пространство» - состоит из трех параграфов. В ней рассматриваются этапы развития отечественной телевизионной системы, причины и последствия процессов экспансии на отечественном телеэкране.

Вторая глава – «Телевидение как составляющая жизненного пространства современного человека» - включает три параграфа, в которых анализируются методы, приёмы, способы воздействия телевидения на массовое сознание и способность телевидения формировать стереотипы  поведения  современного человека.

Библиография состоит из 34 источников, включая учебные пособия, статьи в научных и научно-популярных журналах, справочники, словари.

Приложение состоит из таблиц, содержащих данные исследования и выводов.

 

Глава 1. Телевидение как специфическое информационное пространство

Информация о работе Телевидение как информационная и социопсихологическая составляющая жизни современного человека