Телевидение как информационная и социопсихологическая составляющая жизни современного человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:49, дипломная работа

Описание работы

«Российское общество вот уже более десяти лет организует своё развитие по новым законам социально-экономического устройства» [12]. В сфере системы средств массовых коммуникаций произошли перемены, появились новые механизмы взаимоотношений журналистики и других общественных структур, изменились роль и функции журналистики: сегодня она живет и функционирует в новых условиях конкуренции, рыночных отношений. Сегодня журналистика выступает, во-первых, инструментом общественных, социальных и экономических перемен, а во-вторых, сама является объектом воздействия других, в том числе и новых, общественно-политических структур и социальных институтов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Телевидение как специфическое информационное пространство……………………………………………………………………..9
1.1. История развития современного отечественного телевидения……...........9
1.2. Функции телевидения………………………………………………………18
1.3. Использование модели западного телевидения на российских телеканалах………………………………………………………………………22

Глава 2. Телевидение как составляющая жизненного пространства современного человека………………………………………………………...31
2.1. Телевидение: формы, методы, средства манипуляции общественным сознанием………………………………………………………………………...31
2.2. Влияние телевидения на формирование стереотипов современного человека…………………………………………………………………………..44

Заключение……………………………………………………………………...56
Список литературы…………………………………………

Работа содержит 1 файл

дипломная работа от Оксаны.doc

— 1.25 Мб (Скачать)

Из текста договора очевидно намерение законодателя противодействовать преобладанию программ из США, которое наблюдается на многих коммерческих каналах Германии. Принятое в государственном договоре о телерадиовещании регулирование обязательно для всех телерадиовещателей – как частных, так и государственных.

Ситуация, сложившаяся сегодня на российском телевидении, представляется прямо противоположной немецкой. Если германское правительство делает все возможное для помощи своим производителям, то наше руководство ничего не противопоставляет внедрению чужеродной культуры и всеобщей американизации российского общества. Сегодня на нашем телевидении существует множество программ, сценарии, сюжетные линии, характеры персонажей которых заимствованы у западных «коллег».

Чемпион популярности – «Поле чудес» – версия знаменитого в США «Колеса фортуны». «Тема» В. Листьева была построена по модели, изобретенной Филом Донахью. многочисленные телесериалы «Моя прекрасная няня», «Люба, дети и завод», «Счастливы вместе», транслирующиеся по «СТС» и «ТНТ», также западные, только специализированные под отечественную аудиторию.

Какое же оно, наше российское телевидение? Как оценивают зрители поток информации, который выплескивается на них изо дня в день? Отвечает ли оно их представлениям о происходящем, их интеллектуальным потребностям, интересам и ожиданиям? Это телеигры в «буквы» и «слова», викторины сомнительного развлекательного свойства, передачи, над юмором которых смеется лишь присутствующая в кадре массовка, боевики, детективы, триллеры, телесериалы, программы, изобилующие ужасами, катастрофами и трагическими происшествиями.

В период с 1991 по 1993 год стала актуальной проблема появления в огромном количестве иностранных (в частности, американских) жанров на российских телеканалах. Один из таких жанров и, пожалуй, самый популярный на телеэкране – жанр ток-шоу. По популярности с ним могут сравниться лишь игры и состязания, транслируемые всеми действующими телеканалами и ставшие неотъемлемой частью индустрии телеразвлечений.

Классическое ток-шоу представляет собой треугольник: ведущий – приглашенные собеседники (эксперты) – зритель в студии. Ток-шоу соединяет приемы журналистики и сценические приемы. И каждый из участников ток-шоу, какова бы ни была его служебная функция внутри программы, одновременно является персонажем с заданной ему авторами ток-шоу ролью. Схема жанра довольно проста и беспроигрышна – герои, зрители, ведущий, вопросы и ответы.

В конце августа 1998 года в Москве проходил первый межгосударственный телефорум стран СНГ. В номинации «ведущий ток-шоу» премию было решено не присуждать никому. Ибо, по мнению отборочной комиссии, ни одна из представленных передач не соответствовала жанру ток-шоу. Этот термин заимствован нами у западных коллег и означает «разговорное представление», «разговорное зрелище» или «разговорный спектакль». Отсюда и первые признаки жанра: легкость разговора, артистизм ведущего и обязательное присутствие аудитории.

Возьмем, к примеру, популярную в США программу «Шоу Опры». Опра Уинфри, обаятельная негритянка, очень живая, заразительно смеющаяся, считается самой высокооплачиваемой журналисткой Америки. «Ее ток-шоу – это именно журналистика, мастерски подготовленное общение с популярным человеком, сопровождаемое показом на большом экране фотографий и другого материала» [16]. Развлекательный элемент как раз и делает ток-шоу столь популярным жанром на коммерческом телевидении. «Русское же ток-шоу чаще всего – штука необыкновенно серьезная, хотя и плохо подготовленная» [16]. Грустные глаза В.Познера («Мы», ОРТ) мало располагают к веселью, хотя остальные признаки ток-шоу налицо: гость, аудитория в студии, эксперты. Безусловно, отвечают (или отвечали) основным критериям жанра программы, «Пусть говорят» (ОРТ), «Самый умный» (СТС), «К барьеру» (НТВ).

На сегодняшнем телеэкране ток-шоу, пожалуй, самый популярный жанр после телевикторин, участники которых имеют возможность не только блеснуть эрудицией, но и заработать деньги или приобрести какие-нибудь товары для дома – утюги, микроволновые печи или кофемолки. Классический пример такого способа дохода – «Поле чудес» (ОРТ). Эта викторина давно превратилась в раздачу подарков всем участникам, независимо от уровня их интеллекта, ответов на вопросы и т.д.

Прототипу «Поля чудес» – американской игре «Колесо фортуны» – такая популярность и не снилась. Благодаря особенностям национального менталитета, на «Поле чудес» создается уютная, почти домашняя обстановка с прерывающими иногда игру чаепитиями, «перекусываниями», передачей приветов близким и знакомым. В этом немалая заслуга и ведущего телеигры – Л. Якубовича.

Пожалуй, «Поле чудес» – единственная из телепрограмм на центральном телевидении, которая превзошла и по популярности у зрителей, и по рейтингу свой западный прототип.

Последствия экспансии жанров ток-шоу и телевикторин на центральном телевидении – невозможность других, менее популярных жанров конкурировать с ними и «пробиться» на телеэкран.

Одним из признаков экспансии на ЦТ в начале 90-х годов стало возвращение журналиста в информационные выпуски, «контактные» передачи  с участием зрителя, круглосуточные благотворительные телемарафоны, т. е. приобщение нашего телевидения к формам и типам вещания, существующим в мире.

Телереклама и нескончаемые демонстрации иностранных фильмов раскололи аудиторию. Для многих это стало стихийным бедствием, разгулом «иностранщины» в эфире.

Телевизионный жанр «реалити шоу» (reality show) в своих различных вариантах уже много лет пользуется популярностью на мировом телерынке. Этот жанр называют также «документальным мылом», или коммерческим документальным кино. Для России жанр «реалити шоу» уже не является новым, хотя и начал развиваться на отечественном телевидении сравнительно недавно. В качестве примеров «реалити шоу» можно привести следующие программы: «Дом 2», «Последний герой», «Фабрика звёзд», «За стеклом», «Кто не хочет стать миллионером». За освоение «реального пространства», взяли за основу два самых нашумевших и популярных в мире формата: игры «Большой брат» и «Выживший».

Идея всех «реалити шоу» сводится к одному: заставить обыкновенных людей жить под прицелом телекамер, позволяющих зрителям видеть все, что происходит с героями, – от ежедневных гигиенических процедур до постельных сцен.

Количество «реалити шоу» во всем мире впечатляет, однако не стоит искать в них разнообразия идей и творческих находок. В принципе основу всех телеигр такого типа составляют три вещи: выживание в экстремальных условиях, реализация сексуальных инстинктов и умение манипулировать другими участниками с целью получения крупного ценного приза.

По мнению многих специалистов, благодаря именно таким программам развлекательного жанра, телевидение занимает сегодня колоссальное место в жизневосприятии. Оно, значительно облегчая жизнь, значительно облегчает также и умственную деятельность.

Социально-диагностические исследования показывают, что телезрителям нравятся далеко не все выходящие в эфир передачи с хорошими «рейтинговыми показателями». Они уважают далеко не всех известных ведущих. Есть регулярно появляющиеся на экранах люди, которых зрители оценивают как ненадежных, холодных, бесцеремонных, несимпатичных, даже – злых. Распространено мнение о дурном вкусе большинства зрителей, которые сами хотят бесконечных зрелищ, шоу, «мыльных опер». Такие передачи действительно многим нравятся. Но, по данным последних исследований, у значительной части аудитории есть огромная потребность в получении проблемной информации.

Телевидение – не столько шоу-бизнес, сколько власть над сердцами и умами, абсурд в том, что наибольшему влиянию телевидения поддаётся молодёжь 12-22-х лет, а ведь они подрастающее поколение!

Сергей Калашников, председатель комитета Государственной Думы, сказал: «В этой ситуации я затрудняюсь ответить, кто управляет страной: Кремль, «Белый дом», Государственная Дума или российское телевидение. Во всяком случае, влияния у него гораздо больше... К сожалению, качество этого влияния и управления «оставляют желать»».

Одно из последствий экспансии на постсоветском телеэкране – это диалектический закон перехода количества в качество: обилие игровых программ, их «балаганный» характер превращают попытки создания новых публицистических телепрограмм в создание еще одного телевизионного аттракциона (например, создание программы «V.I.P.» на РТР: получился тот же самый «Час пик» на ОРТ, только вместо серьезного разговора – перешучивание и передразнивание).

Итак, несмотря на то, что изначально наше телевидение – «островное»,  изолированное от мирового телепространства (так как мы строили социализм в одной стране и по этому же принципу пытались создать телевидение) – все же на его развитие и существование все больше и больше влияет экспансия Запада. Это и большая часть телепрограмм, созданных по «образу и подобию» программ западных коллег, и имиджи ведущих, и манера ведения программы, и политика рейтингов – в общем, все то, о чем не знали в нашей стране до 1991 года.

В настоящее время ситуация такова, что общество не двинется вперед без телевидения в качестве детонатора общественной мысли. Но при сегодняшнем состоянии телевидения поиск новых путей невозможен. Если не прокладывать новые «рельсы».

Таким образом, появление в большом объеме западных телепрограмм на центральных российских каналах связано  в основном за счет внедрения таких «новых» телевизионных жанров, как телешоу, телевикторины, телеигры, телесериалы, «реалити шоу» и т. п. И это – одно из двух направлений экспансии. Другое направление – экспансия стереотипов, которое формирует нынешнее телевидение, на массовую аудиторию.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Телевидение как составляющая жизненного пространства современного человека

Сегодня трудно представить себе современного человека, который хотя бы полчаса в день не уделял просмотру телевизора. И хотя выбор средств массовой информации достаточно разнообразен, большая половина человечества по-прежнему доверяет только телевидению. Телевидение – это мощнейший социальный институт, это трибуна миллионов, это великолепный манипулятор общественного сознания.

2.1. Телевидение: формы, методы, средства манипуляции общественным сознанием

Итак, телевидение, как манипулятор общественного сознания. Какие же способы, методы, средства использует оно, чтобы манипулировать массами? И так ли уж великого его влияние на массы?

Прежде чем приступить к изучению методов, приемов, способов манипуляции, выясним, что есть манипуляция по определению. Многочисленные русские и европейские словари по-разному трактуют это понятие.

Большой энциклопедический словарь даёт такую трактовку: «манипуляция (франц. manipulation, от лат. manipulus - пригоршня, горсть, manus - рука), действие рукой или руками при выполнении какой-либо сложной работы; сложный прием в ручной работе. В переносном смысле - проделка, махинация» [3].

Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой так определяет значение манипуляции: «манипуляция [манипуляция] 1. ж. 1) Показ фокусов, основанных на ловкости рук (в цирковом искусстве). 2) перен. Ловкая проделка, ухищрение; махинация (обычно с оттенком неодобрительности). 2. ж. 1) Сложный прием, сложное действие, производимое при выполнении какой-л. работы. 2) Действие манипулятора» [28].

«Само слово «манипуляция» имеет корнем латинское слово manus — рука (maniрulus — пригоршня, горсть, от manus и рle -наполнять). В словарях европейских языков слово толкуется как обращение с объектами с определенными намерениями, целями (например, ручное управление, освидетельствование пациента врачом с помощью рук и т. д.). Имеется в виду, что для таких действий требуется ловкость и сноровка. В технике те приспособления для управления механизмами, которые как бы являются продолжением рук (рычаги, рукоятки), называются манипуляторами. А тот, кто работал с радиоактивными материалами, знаком с манипуляторами, которые просто имитируют человеческую руку» [14].

Отсюда произошло и современное переносное значение слова — ловкое обращение с людьми как с объектами, вещами. Оксфордский словарь английского языка трактует манипуляцию как «акт влияния на людей или управления ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработка».

Таким образом, считает Е. Доценко в своей книге «Психология манипуляций», термин «манипуляция» - есть метафора, и употребляется в переносном смысле: ловкость рук в обращении с вещами перенесена в этой метафоре на ловкое управление людьми (и, конечно, уже не руками, а специальными «манипуляторами»). Заметим, что с самого начала это понятие ограничивает понимаемый как манипуляция набор способов управления — им обозначается только управление с ловкостью и даже скрытое управление.

Естественно метафора манипуляция имеет отрицательную окраску, им мы обозначаем воздействие, которым недовольны, которому подверглись. Однако если кто-то посоветовал вам купить лотерейный билет и вы, в результате,  выиграли крупную сумму денег - речь уже не пойдет о намеренной вами манипуляции.

Для того чтобы успешно манипулировать общественным сознанием недостаточно знать приемы манипуляции. И иногда, когда манипулятор использует лишь приемы – это простой обман. А простой обман, будучи одним из важных частных приемов во всей технологии манипуляции, сам по себе составить манипулятивное воздействие не может. Е.Л. Доценко в книге «Психология манипуляции» поясняет: «Например, кто-то спрашивает у нас дорогу на Минск, а мы его отправляем ложно на Пинск – это лишь обман. Манипуляция будет иметь место лишь в том случае, если тот, другой, собирался идти в Минск, а мы сделали так, чтобы он захотел пойти в Пинск».

Или другой пример. Я втечение двух лет проработала менеджером по продаже сотовых телефонов в довольно крупной сети. Нас - то есть персонал, обучали специальной методике манипулирования людьми. Нам запрещалась обманывать клиента относительно функций телефона, присутствующих или отсутствующих в аппарате. И отказывать в приобретении аппарата, который пожелал клиент, но, продажа которого по некоторым причинам является «невыгодной» для компании. Задача продавца состояла в том, чтобы предложить клиенту «выгодный» телефон, сравнить его и уже выбранный клиентом аппарат и, используя некоторые методы манипуляции, убедить клиента в том, что самый лучший – это тот вариант, который предложил продавец. Схема работала прекрасно.

В уже упомянутой книге Доценко подчеркивается это особенность манипуляции как психического воздействия: «Оно не только побуждает человека, находящегося под таким воздействием, делать то, что желают другие, оно заставляет его хотеть это сделать».

С манипуляциями всякого рода человек в повседневной жизни сталкивается довольно часто, они действуют на воображение, создавая иллюзию восприятия.

И, тем не менее, не всегда манипуляция бывает успешной, а для того, чтобы действие манипулятора сработало, необходим ряд условий:

- во-первых – это скрытое воздействие и факт, которого не должен быть замечен объектом манипуляции;

- во-вторых, манипуляции всегда должно быть свойственно некое сокрытие информации (это касается телевидения и телевизионных ведущих);

- в-третьих, манипуляция – это воздействие, которое требует значительного мастерства и знаний. Иными словами, манипулятор должен быть обучен технике воздействию на сознание, то есть манипуляции.

Известно, что манипуляция общественным сознанием как наука приобретает все большую и большую популярность. Поскольку манипуляция общественным сознанием стала технологией, по всему миру созданы специальные центры, где манипуляторов профессионально подготавливают. Появились научные учреждения, научная и научно-популярная литература.

Функции манипуляции:

      Управление обществом,  тотальный контроль над массой индивидов, не прибегая к государственному насилию;

      Направление в нужное русло человеческие желания, помыслы, действия;

      Привития уважения к определенным, «нужным» авторитетам

Однако в этом параграфе мы не ведем речь ни об умелых манипуляторах, ни об их приемах, способах и даже не об их жертвах – все это единичные случаи, не заслуживающие нашего внимания. Нас интересует целый социальный институт – телевидение и те формы, способы, методы, которые он применяет для манипуляции общественным сознанием. Ведь как мы установили, «манипуляция - способ господства путем духовного воздействия на людей через программирование их поведения. Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном власти направлении» [14].

Манипуляция сознанием как средство власти возможно только через крупные СМИ. И, конечно, здесь роль первой скрипки играет такое масс-медиа, как телевидение.

Телевидению потребовалось всего полвека, чтобы стать самым мощным СМИ. «Так, в 1986 году только в США телевизор имели только 87,59 миллионов семей (около половины из них были подключены к кабельному вещанию), при этом 80,1 миллионов домов (91%) имели                         цветные телевизоры, а свыше 50% семей имели в доме по два и более телевизора.» Уже тогда были телепередачи, которые одновременно собирали у экранов телевизоров десятки, сотни миллионов и даже миллиарды зрителей» [4]. Так, 2,5 миллиарда зрителей смотрели в прямой трансляции (и в записи) с 27 июля по 13 августа 1984 г. передачи с XXIII                         Олимпийских игр в Лос-Анджелесе. Этот и другие рекорды,                         зафиксированные в «Книге рекордов Гиннеса», характеризуют телевидение как самое эффективное средство массовой информации. В среднем незадолго до конца ХХ века телевизор в США был включен 6 часов в сутки, в Англии в зимнее время зрители проводили у телевизора 26 часов 4 минуты в неделю мужчины, 30 часов 38 минут женщины. «На сегодня суточный просмотр телевидения средним россиянином в настоящее время составляет 3,5 часа. Если для сравнения отметить, что в наиболее развитых странах мира — США и Японии — эта цифра равна 5 часам. А на одном из последних мест в мире стоит Индия, где индивидуальный ежедневный просмотр телевидения в                         среднем равняется 1 часу 40 минутам, то становится                         очевидным, в каком направлении будут развиваться объемы                         телепросмотров в ближайшие годы: они, безусловно, будут расти» [17].

Отсюда особая значимость исследования телевидения, как массового манипулятора, в том числе и в наиболее общем — культурологическом — аспекте. В данном отношении уже немало сделано как зарубежными, так и отечественными учеными. Ранние исследования скорее рассматривали телевидение как техническую новинку. Масштабное культурологическое осмысление телевидения как значимого феномена цивилизации началось в ХХ веке, когда в период СССР оно использовалось  в целях пропаганды и идеологического воспитания, а в постсоветский период с целью влияния на массы и манипулирования общественным сознанием.

Главным создателем концепции и технологии манипуляции массовым сознанием с самого начала стали США, где создавалась именно технология, и на это работал и работает большой отряд обученных, профессиональных интеллектуалов.

Американский ученый Роберт Чалдини в своей книге «Психология влияния» выделяет некоторые средства манипулирования сознанием, которые он называет  орудия влияния - это:

      Принцип последовательности;

      Принцип взаимного обмена;

Информация о работе Телевидение как информационная и социопсихологическая составляющая жизни современного человека