Языковой портрет современного телеведущего

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:53, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – определить особенности языковой личности современной телеведущей на примере Тины Канделаки.
Достижению поставленной цели служит решение следующих задач:
– систематизировать основные теоретические положения, связанные с рассмотрением понятий «языковая личность», «структура языковой личности», «лингвокогнитивный уровень языковой личности», «прагматический уровень языковой личности», «речевой портрет», «речевой имидж» и др.;
– выявить особенности языковой личности современного телеведущего (на примере Тины Канделаки).

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..…..3
Глава 1. Теоретическое обоснование «языковой личности» в лингвистических исследованиях…………………………………………………5
Понятие «языковая личность»……………………………………..5
Структура «языковой личности»: лингвокогнитивный и прагматический уровни……………………………………………….…..8
Понятия «речевого портрета», «языкового портрета» в современной лингвистике…..……………………………………………12
Речевой имидж как языковая категория ……………………………………………………………………………15
Глава 2. Анализ языкового портрета телеведущего (на примере Тины Канделаки)…………………………………………….…..…21
2.1. Лексические особенности языкового портрета ведущей………..22
2.2. Тропы в речи ведущей…………………………………………….28
2.3. Синтаксические особенности речи ведущей.……………………..33
2.4. Особенности языкового портрета телеведущей…………………41
Заключение……………………………………………………………………..44
Список литературы……………………………………………………………47
Приложение...................................................................................................50

Работа содержит 1 файл

Языковая личность современного телеведущего.docx

— 107.34 Кб (Скачать)

     Рассмотрим  важные характеристики речи и голоса человека и определим их влияние  на формирование благоприятного имиджа и карьерного роста.

     Человек участвует в процессе создания имиджа всей своей телесной, психологической  и духовной сущностью. Речь – центральный  элемент личного имиджа, поскольку  воспринимается в совокупности с  внешностью, манерой одеваться, двигаться.

     Речь  и голос могут создавать свой исключительный шарм. Вспомним, например, ведущего телепередачи «Что? Где? Когда?»  Владимира Ворошилова, в течение  нескольких лет он вел передачу и  не присутствовал в кадре. Однако создал зримый, живой образ азартного игрока, организующего и направляющего действия. Его голос творил имидж на экране. Мы всегда узнаем голоса великих актеров «старой» школы – Высоцкого, Смоктуновского, Леонова, Миронова и др. Да многих из них уже нет в живых, но живы их образы, их голоса.        Таким образом, в оценке индивидуальной манеры общения « не иметь своего голоса», значит почти тоже, что не иметь своего лица. Эти два понятия тесно связаны с личностью человека. 21 

     Выводы  к 1 главе 

     Подводя итог всему вышесказанному, можно  сделать следующие выводы:

     До  сих пор не существует точного  определения феномена «языковая  личность», хотя этот термин уже достаточно длительное время используется учеными, работающими в русле когнитивной  лингвистики. Мы же будем опираться  на определение Ю.Н. Караулова, так  как для нас оно является наиболее значимым и разработанным. Языковая личность – «совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих  создание и воспроизведение им речевых  произведений (текстов), которые различаются  а) степенью структурно-языковой сложности, б) глубиной и точностью отражения  действительности, в) определенной целевой  направленностью…»

     Структура языковой личности привлекает внимание не меньше, чем само определение  языковая личность. Наиболее широко и  полно структура языковой личности была разработана в работе Ю.Н. Караулова, которая представляет собой трехуровневую  модель, где самым высоким уровнем  является прагматический (мотивационный), т.к. именно на этом уровне языковые элементы и связи становятся на порядок выше и полностью реализуется языковая картина мира.

     Мы  считаем, что понятия «языковая  личность» и «речевой портрет» тесно  взаимосвязаны и обусловливают  друг друга. Под целостным речевым  портретом языковой личности понимается иерархически организованная структура, которая включает следующие компоненты: социопсихолингвистический портрет  – социальные, психологические, биологические  особенности; личные интересы и увлечения; особенности речевого портрета на уровне его лексикона: описание и анализ всех системно-языковых уровней; особенности  речевой культуры – особенности  коммуникативного поведения, учет фактора  адресата, своеобразие лексики, что  в итоге составляет речевой имидж  человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЯЗЫКОВОГО ПОРТРЕТА ТЕЛЕВЕДУЩЕГО (НА ПРИМЕРЕ ТИНЫ КАНДЕЛАКИ 

     Культура  речи  телеведущего – это совокупность и система ее коммуникативных качеств, таких как правильность, чистота, точность, логичность, выразительность, образность, доступность, действенность и уместность.

     Для   стиля  речи  телеведущего характерны:  логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность и соответствующие им языковые средства.

     Текст ведущего телепрограммы часто строится как  рассуждение: выдвигается важная общественная проблема, анализируются и оцениваются возможные пути ее решения, делаются обобщения и выводы, материал располагается в строгой логической последовательности, используется общенаучная терминология.

     Выступления отличаются описанием  фактов, конкретностью, строгой обоснованностью. С другой стороны, для  нее характерна страстность, призывность. Важнейшее требование, речи телеведущего - общедоступность: она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем.

     Чтобы эффективно воздействовать на читателя или слушателя, на его воображение и чувства, говорящий или пишущий использует эпитеты, сравнения, метафоры и другие образные средства, прибегает к помощи разговорных и даже просторечных слов и оборотов, фразеологических выражений, усиливающих эмоциональное воздействие  речи.

     Для  стиля  речи телеведущего характерно широкое использование общественно-политической лексики, а также лексики, обозначающей понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры, слов из области психологии, слов, обозначающих внутреннее состояние, переживания человека, и др.22

     Все эти особенности мы подробно разберем на примере речи телеведущей Тины Канделаки. 

     2.1. Лексические особенности  языкового портрета  ведущей 

     Образность  речи  – это выразительно-изобразительные качества  речи, сообщаемые ей лексическими и грамматическими. Образные   средства  это лексико-грамматические категории, для выражения которых используются все единицы языка (слово, словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое).

     Для лексики   характерно использование образных средств, переносного значения слов, слов с яркой эмоциональной окраской. Средства эмоционального воздействия, употребляемые в этом стиле  речи, многообразны. В большинстве своем они напоминают изобразительно-выразительные средства художественного стиля  речи  с той, однако, разницей, что основным их назначением становится не создание художественных образов, а именно эмоциональное воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чем-то и информирование, передача сведений 23[см. видеоприложение 1].

     К эмоциональным средствам выразительности  языка относятся фразеологизмы:  «Этот человек реально имеет большой вес и на Западе, и в России»24. «Потому что точка кипения пройдена».25 «Иметь большой вес» употребляется в смысле «влияние, общественное значение, авторитет»26; «точка кипения» употребляется в значении «дойти до критической точки».27

 «Они  не влияют на столь категорична  в оценках сейчас, потому что,  пока не назовешь вещи своими именами, люди не до конца тебя понимают».28 «Называть вещи своими именами» употребляется в значении «говорить прямо, не скрывать истины». 29

     «Сейчас, когда я перестала посещать светские мероприятия, обсуждения моей личной жизни  практически сошли на нет». 30 «Сойти на нет» употребляется в значении «потерять всякое значение». 31

     «В  этом-то и проблема оппозиции: они  власть принимают за дурочку. Она может быть хорошая, может быть плохая, но она – не дурочка».32

     «И  дальше вам сообщают: победа абсолютная. Это было вашей последней каплей, мне кажется». 33 «Последняя капля» употребляется в значении  «иметь последнюю возможность». 34

     Сюда  относится использование:

     а) пословиц: «Вспоминается хорошая восточная пословица: «Главное – не в том, чтобы мне было хорошо, главное, чтобы вам было плохо».35

     б) поговорок: «Чтобы тебя любили, приходится быть со всеми хорошим каждый день. Чтобы ненавидели, напрягаться не приходится вообще».36 «Поэтому, как говорится, сами выбирайте – или шашечки, или ехать».37 «Плоха та власть, которая своего народа боится».38

     в) разговорных оборотов  речи: «Надо понимать, что больше не будет как в сказке - сел на печку Емеля, и ему по щучьему веленью или по чьему-то хотенью открылся прекрасный мир со всеми его возможностями». 39

       «О войнах в ЖЭКе и о ТСЖ-войнах  рассказывать тоже не буду, потому  что они на самом деле круче  всех бандитских, ментовских и других войн, которые являются знаком нашего времени». 40

     «Мне  очень много передают о каких-то экспрессивных выпадах в мой  адрес, и призывах чморить меня, травить и отфолловить, побить и так далее. Но в нашей стране такие призывы звучали не раз». 41 жаргонное слово «чморить» имеет значение «надсмехаться обидно, оскорблять, унижать кого-либо»; «травить» значит «говорить заведомую ерунду»; «отфолловить» имеет следующее значение в молодежном сленге «фолловинг – термин относящийся к системе Twitter, означает возможность получения информации в виде твитов от человека или компании, фолловить – значит следовать за аккаунтом и получать его апдейты в любое время. Соответственно отфолловить – обратное действие фолловить или зафолловить. То есть отфолловив пользователя, вы перестаете читать его ленту».42

     г) просторечных выражений: «Он и сидел побольше Навального и по уху ему дать обещал!» 43 «Cамое простое, что сегодня, собственно говоря, и происходит в медиапространстве - начать кидаться друг в друга какашками. Начать кидаться какашками всегда легко, потому что всегда у всех есть в кармане какашки, особенно исходя из того, кто находится в этом информационном поле и в поле этого дискурса. Я этого не хочу, но, конечно, смешно даже думать, что я там могла выступать».44

     Для речи Тины Канделаки очень характерно использование литературных образов:

     д) цитат: «Ад – это мы сами» (Данте).45 «Как говорит мой партнер Василий Бровко, не нужно пытаться выстроиться в чью-то компанию — нужно создавать компанию вокруг себя».46 «Великие учителя! Произнося речи, не затыкайте ушей». (Б. Брехт)47 «Однажды Жаклин Кеннеди сказала: «Если хочешь, чтобы что-то было сделано правильно, ты должна сделать это сама».  Иногда желание стать первой леди определяет, кто станет следующим президентом Америки».48

     е) языковых средств  юмора:

     «Но тут в самый неожиданный момент появился мой папа, внезапно вернувшийся  из командировки, со словами «А куда мы, собственно говоря, идем?». Поэтому  под белы рученьки, с бантами, под  барабаны, прославляя по пути всех родственников  и попивая грузинское вино, родня  отвела меня в 121 среднюю школу».49

     - иронии:

     «Вся  моя родня пела и играла на музыкальных  инструментах, как это принято  в грузинских семьях. У меня же не было ни одного из этих талантов, и, чтобы  хоть как-то пристроиться, я на семейных вечерах объявляла номера. Наверное, это тоже оказало влияние на мою последующую профессию. (Смеется.)50

     «Тебе смотрят в глаза и говорят: «Нет песка, но сейчас мы насыплем». А обещали песчаный пляж! Люстра заклеена скотчем: «Сейчас поменяем!» Приносят люстру за 1 доллар. Первый день мы с иронией все воспринимали. Ну, а потом стало не до смеха. Неприлично за такие деньги предоставлять такие услуги».51

     «Огромные жбаны, которых становится все больше и больше, ставятся у нас в гараже для того, чтобы хоть как-то остановить потоп сверху. Это обычная история  для элитного жилья – оно ж  на то и элитное, чтобы в нем  обычные проблемы решались по-элитному, поэтому, наверное, пока жбаны, потому что решение этой проблемы будет носить неординарный характер».52

     - Сатиры:

     «Болото я еще в школе проходила. Помнишь  фильм «Буратино» и песню черепахи Тортилы? «Затянуло бурой тиной  гладь старинного пруда». Меня в  седьмом классе еще Тиной Болотной дразнили. До тех пор, пока по утрам  в программе «Доброе утро»  не начали показывать клипы Тины Тернер. И тогда «Тина Болотная» закончилась, все начали ассоциировать меня с  Тиной Тернер… И раз уж ты хочешь жестких формулировок, то я себе их позволю: и где теперь те, которые  дразнили меня «Болотной Тиной», и  где я?» 53 

     Эмоциональные средства языка телеведущей сочетаются со строгой логической доказательностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания. Для выразительности  речи  Тиной Канделаки нередко используются термины в переносном их значении: баланс политических сил, инфляция совести, атмосфера доброжелательности, паразитировать на теле общества.

     Для речи телеведущей характерна живость, наглядность, красочность.

     Живость речи. В речи телеведущей присутствует постоянное движение, активность, что дает нам динамичные образы в восприятии информации: 

     «Мы находимся в преддверии тектонического сдвига». 54

     «Дипломат пересказывал мне анекдот о том, как Билл и Хиллари как-то зашли  в «Макдоналдс» и встретили за прилавком бывшего бойфренда  Хиллари. Повернувшись к жене, он заметил, что если бы она осталась с этим парнем, то он бы наверняка стал хозяином «Макдоналдса». Хиллари усмехнулась  и ответила: «Дурачок, тогда бы он стал президентом, а не ты».55

     «Издевательство. Я считаю, что люди, которые это  делают, - это, знаете, у Бориса Акунина есть прекрасная книжка - «Сказки для идиотов», читали?» 56

     «А  вы просто поставьте себя на его  место».57

     Наглядность проявляется в ярких примерах, образных примерах из жизни и литературы:

     «Десятилетние дети пишут в социальных сетях «семейное положение - в поиске». При этом их страницы доступны кому угодно, в том числе педофилам. И вот что важнее - научить детей информационной безопасности или заставить зазубрить кусок из какой-то книжки? У нас учат правилам английского языка, но не учат бегло говорить на нем. Наше образование абсолютно не заточено под запросы рынка».58

     «Я  сейчас очень интересную сцену читаю  у Мережковского, знаете, читали «Александр I»? Аракчеев там все время напоминает, что надо заговорщиков судить. У  него есть такой шкафчик, в нем  у него донесения, которым уже  много лет. И он сам все время  говорит: «Это же я возглавлял Тайное общество, это же я был первым импульсом, это же я воодушевил этих людей, это же я в душе республиканец» - и так далее». 59

Информация о работе Языковой портрет современного телеведущего